НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 23.01.2020 № 88-1229/20

Дело №88-1229/2020

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Челябинск 23 января 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Давыдовой Т.И.,

судей Зеленовой Е.Ф., Козиной Н.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело № 2-281/2018 по иску Кайчевой Натальи Владимировны к казенному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центроспас-Югория» о взыскании заработной платы,

по кассационной жалобе Кайчевой Натальи Владимировны на решение Белоярского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24 июля 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11 декабря 2018 года.

Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зеленовой Е.Ф. об обстоятельствах дела, принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия

установила:

Кайчева Н.В. обратилась в суд с иском к КУ ХМАО-Югры «Центроспас-Югория» о взыскании задолженности по заработной плате за ДД.ММ.ГГГГ в размере 93 223 руб.78 коп.

В обоснование заявленных требований указала, что работает в должности заведующего складом группы обеспечения филиала КУ ХМАО-Югры «Центроспас-Югория» по Белоярскому району. ДД.ММ.ГГГГ работодателем издан приказ о применении в отношении неё дисциплинарного взыскания в виде замечания за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей. Указанный приказ отменен апелляционным определением суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 27 июля 2017 года. Данный приказ послужил основанием для уменьшения размера надбавки за особые условия труда с 35% до 20%, в результате чего, заработная плата, материальная помощь, премия по итогам года, отпускные выплачены истцу в меньшем размере на 93 223 руб. 78 коп.

Решением Белоярского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа от 24 июля 2018 года в удовлетворении исковых требований Кайчевой Н.В. отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11 декабря 2018 года решение городского суда Ханты-Мансийского автономного округа от 24 июля 2018 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Кайчевой Н.В. - без удовлетворения.

В кассационной жалобе, поданной 25 ноября 2019 года, Кайчева Н.В. просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.

Кайчева Н.В., представитель КУ ХМАО-Югры «Центроспас-Югория» в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. На основании ст.ст. 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 397.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебных постановлений.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Кайчева Н.В. состоит с ответчиком в трудовых отношениях на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительных соглашений к трудовому договору, работает в должности заведующего складом группы обеспечения филиала КУ ХМАО-Югры «Центроспас-Югория» по Белоярскому району.

Условиями п. 1 дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору установлено, что работник имеет право на получение надбавки за особые условия труда, сложность и напряженность в размере до 35% оклада.

Приказом КУ ХМАО-Югры «Центроспас-Югория» от ДД.ММ.ГГГГ утверждено и введено в действие Положение об оплате труда работников КУ ХМАО-Югры «Центроспас-Югория» (Приложение № 1), которым предусмотрено, что система оплаты труда включает размеры тарифных ставок, должностных окладов (оклад), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера.

Согласно п.5.1, 5.2.1.1 вышеуказанного Положения надбавка за особые условия труда, сложность, напряженность работы и высокие достижения в труде отнесена к стимулирующим выплатам, установлена работодателем с целью повышения мотивации работников к качественному результату труда.

В подп. 5.2.1.1. п. 5.2 Положения указано, что указанная надбавка устанавливается работнику на финансовый год. Надбавка конкретному работнику учреждения устанавливается приказом руководителя учреждения, директора филиала с обязательным учетом профессиональной подготовки и опыта работы по занимаемой должности, на основании представления руководителя структурного подразделения и протокола комиссии по установлению должностных окладов, компенсационных, стимулирующих и иных выплат. Предельный размер надбавки за особые условия труда, сложность, напряженность работы и высокие достижения в труде (обеспечение высокого уровня оперативно-технической готовности) устанавливается по каждой должности и согласно таблице 1 для заведующего складом составляет до 35%.

Критерии оценки результатов труда работника с учетом которых устанавливается размер вышеуказанной надбавки указаны в п.5.2.1.1 Положения, в частности, своевременное, качественное и профессиональное выполнение должностных обязанностей, обслуживание важнейших участков и выполнение особо важных работ, определяемых руководством учреждения и руководителями структурного подразделения, выполнение работ высокой напряженности и интенсивности (большой объем работ, систематическое выполнение срочных и неотложных работ, работ, требующих повышенного внимания), выполнение работ, связанных с риском для жизни и здоровья, наличие у работника государственных наград, научных степеней и званий, других знаков отличия, полученных за личный вклад и достижения в труде и т.д.

Протоколом рабочего совещания комиссии по установлению должностных окладов от ДД.ММ.ГГГГ постановлено: за некачественное, несвоевременное выполнение должностных обязанностей, определенных должностной инструкцией, за нарушение сроков предоставления установленной отчётности, установить с 01 января 2017 года надбавку за особые условия труда, сложность, напряженность работы и высокие достижения в труде (обеспечение высокого уровня оперативнотехнической готовности) заведующему складом группы обеспечения филиала Кайчевой Н.В. в размере 20%.

Приказом директора филиала КУ ХМАО-Югры «Центроспас-Югория» по Белоярскому району от ДД.ММ.ГГГГ заведующему складом группы обеспечения Кайчевой Н.В. установлена ежемесячная надбавка за особые условия труда, сложность, напряженность работы и высокие достижения в труде (обеспечение высокого уровня оперативно-технической готовности) с 01 января 2017 года на финансовый год в размере 20% от должностного оклада.

Указанные выше протокол от ДД.ММ.ГГГГ, приказ от ДД.ММ.ГГГГ истцом в судебном порядке не оспаривались, незаконными не признавались, ссылок на приказ от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ «О применении мер дисциплинарного взыскания» не содержат.

Приказ от ДД.ММ.ГГГГ, отмененный судом, послужил основанием для уменьшения истцу премиальной выплаты за январь 2017 года на 100% в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ «О премиальной выплате».

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Кайчевой Н.В., суд первой инстанции руководствовался положениями ст.ст. 129, 135, 191 Трудового кодекса Российской Федерации, локального нормативного акта КУ ХМАО-Югры «Центроспас-Югория» - «Положения об оплате труда» и исходил из того, что выплата надбавки за особые условия труда носит стимулирующий характер, зависит от качества выполняемой работником работы, в связи с чем пришел к выводу о том, что выплата стимулирующей надбавки является правом, а не безусловной обязанностью работодателя.

Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции согласился с указанными выводами и их правовым обоснованием.

Настаивая на отмене судебных постановлений, Кайчева Н.В. ссылается на то, что при разрешении спора суд не установил в чём заключалось некачественное и несвоевременное выполнение ею должностных обязанностей, критерии оценки её работы и снижения размера премии.

Вместе с тем несогласие заявителя кассационной жалобы с вынесенными по делу судебными постановлениями не может служить основанием для их отмены по следующим основаниям.

Положения ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит, в том числе, обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В соответствии с абз. 5 ч. 1 ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объёме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.

Данному праву работника в силу абз. 7 ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абз. 1,2 ч. 1 ст. 5).

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (ч. 2 ст. 5 Трудового кодекса Российской Федерации).

Положениями ч. 1 ст. 8 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьёй 372 названного кодекса порядка учёта мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения (ч. 4 ст. 8 Трудового кодекса Российской Федерации).

Положениями ч. 1 ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 2 ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (ч. 1).

Согласно ст. 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдаёт премию, награждает ценным подарком, почётной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективными договорами или правилами внутреннего распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.

По смыслу приведённых норм Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иными нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права. Система оплаты труда включает помимо фиксированного размера оплаты труда (оклад, тарифные ставки), доплат и надбавок компенсационного характера доплаты и надбавки стимулирующего характера, являющиеся мерой поощрения работников за добросовестный и эффективный труд, применение которых относится к компетенции работодателя.

Ввиду изложенного при разрешении споров работников и работодателей по поводу наличия задолженности по заработной плате подлежат применению положения локальных нормативных актов, устанавливающих системы оплаты труда, а также условий трудового договора, заключённого между работником и работодателем.

Из локального нормативного акта КУ ХМАО-Югры «Центроспас-Югория» следует, что надбавка за особые условия труда, сложность, напряженность работы и высокие достижения в труде относится к стимулирующим выплатам, не входит в состав обязательной части заработной платы, её выплата производится в порядке, на условиях и в размерах, которые предусмотрены в трудовом договоре и локальных нормативных актах работодателя, и является правом, а не обязанностью работодателя.

Указанная надбавка является одним из видов поощрения работника, добросовестно исполняющего трудовые обязанности, размер и условия выплаты которого работодатель определяет с учётом совокупности обстоятельств, предусматривающих самостоятельную оценку работодателем выполненных работником трудовых обязанностей, и иных условий, влияющих на размер надбавки. Трудовое законодательство не устанавливает порядок и условия назначения и выплаты работодателем стимулирующих выплат, а лишь предусматривает, что такие выплаты входят в систему оплаты труда, а условия их назначения устанавливаются локальными нормативными актами работодателя.

Вопреки утверждениям истицы критерием определения размера надбавки за особые условия труда, сложность, напряженность работы и высокие достижения в труде являлся не факт её привлечения к дисциплинарной ответственности на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ, а оценка её профессиональной деятельности, которая относится к исключительной компетенции работодателя и не может входить в полномочия суда.

С учетом изложенного, право истицы на получение вышеуказанной надбавки в максимальном размере не является безусловным, зависит от оценки её трудовой деятельности работодателем, качества и своевременности выполняемой ею работы в его интересах. Неправомерность действий работодателя при определении размера выплачиваемой истцу надбавки, злоупотребление им своими правами судами первой и апелляционной инстанции не установлено, соответствующих доказательств в материалы дела не представлено.

Выводы судов об отсутствии оснований для выплаты истице указанной надбавки в максимальном размере (35%) соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права.

Доводы кассационной жалобы заявителя, выражающие несогласие с выводами судов, фактически сводятся к правовой аргументации позиции истца, изложенной в суде первой и апелляционной инстанции, надлежащая правовая оценка которой нашла своё отражение в оспариваемых судебных постановлениях, не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебных решений, в связи с чем не могут служить основанием к отмене состоявшихся судебных актов.

Приведенные в кассационной жалобе доводы фактически являются субъективным мнением истца о том, как должно рассмотрено дело, оценены имеющиеся доказательства и каков должен быть его результат. Между тем, стороны не вправе требовать отмены решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены решения.

К тому же правом оценки доказательств наделен суд первой и второй инстанции. Правовых оснований для иной оценки собранных по настоящему гражданскому делу доказательств у суда кассационной инстанции не имеется, поскольку в силу ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой и апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, фактически сводятся к переоценке доказательств по делу.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Белоярского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 24 июля 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11 декабря 2018 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кайчевой Натальи Владимировны – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи