УИД 74RS0029-01-2021-000010-60
Дело № 88-13257/2021
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Челябинск 21 сентября 2021 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.,
судей Карповой О.Н., Зеленовой Е.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-439/2021 по иску Саргсяна Акопа Аветиковича к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации г. Магнитогорске Челябинской области (межрайонное) о признании права на пенсию,
по кассационной жалобе Саргсяна Акопа Аветиковича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 31 мая 2021 г.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Карповой О.Н. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Саргсян А.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации г. Магнитогорске Челябинской области (межрайонное) (далее – УПФР), в котором, уточнив заявленные требования, просил признать незаконным решение ответчика об отказе в установлении ему пенсии № 1148728/16 от 20 марта 2017 г., признать за ним право на пенсию со дня обращения – с 20 декабря 2016 г.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что <данные изъяты> 2016 г. ему исполнилось 60 лет, он обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии, однако ему было незаконно отказано по причине отсутствия необходимого стажа. Впоследствии он неоднократно обращался с заявлениями о назначении пенсии, но она была ему назначена лишь в 2019 г. Между тем, он сообщил сотрудникам Пенсионного фонда, что работал в Армянской СССР, а потому ответчик должен был сделать необходимые запросы.
Решением Ленинского районного суда города Магнитогорска Челябинской области от 1 марта 2021 г. исковые требования Саргсяна А.А. удовлетворены. Признано незаконным решение УПФР № 1148728/16 от 20 марта 2017 г. об отказе в установлении Саргсяну А.А. страховой пенсии по старости. Признано за Саргсяном А.А. право на назначение страховой пенсии по старости с 20 декабря 2016 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 31 мая 2021 г. указанное решение отменено, вынесено новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Саргсяна А.А.
В кассационной жалобе истец Саргсян А.А. ставит вопрос об отмене апелляционного определения, оставлении в силе решения суда первой инстанции по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке обжалуемого судебного постановления.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права были допущены судом апелляционной инстанции и они выразились в следующем.
Как установлено судом, истец Саргсян А.А., <данные изъяты> г. рождения, впервые 20 декабря 2016 г. обратился в УПФР с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости, указав на отсутствие у него трудовой книжки и на то, что его трудовая деятельность протекала в Армении.
17 ноября 2016 г. УПФР в г. Магнитогорске направило в Государственную службу социального обеспечения Министерства труда и социальных вопросов Республики Армения запрос об оказании содействия в истребовании справок об обучении, работе, заработной плате заявителя, однако ответов не поступило.
При этом Саргсян А.А. был уведомлен пенсионным органом о необходимости представления документов, подтверждающих дожитие детей до трехлетнего возраста и документов о стаже. Указанных документов представлено не было, в связи с чем решением от 20 марта 2017 г. № 1148728/16 Саргсяну А.А. в назначении пенсии было отказано по причине отсутствия необходимого стажа. Был учтен только стаж работы Саргсяна А.А. с 1 июля 2009 г. по 31 декабря 2010 г., подтвержденный сведениями лицевого счета.
6 февраля 2018 г. Саргсян А.А. вновь обратился в УПФР с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости.
Уведомлением от 6 февраля 2018 г. Саргсяну А.А. было разъяснено о необходимости представить документ об образовании, справки о заработной плате, справки работодателя о периодах работы.
Решением № 115878/18 от 16 мая 2018 г. Саргсяну А.А. в назначении пенсии было отказано по причине отсутствия необходимого стажа. Также был учтен только стаж работы Саргсяна А.А. с 1 июля 2009 г. по 31 декабря 2010 г.
27 марта 2019 г. Саргсян А.А. вновь обратился в УПФР с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости.
После проведения проверок и приостановления в связи с этим рассмотрения заявления, направления запросов в компетентные органы Армении 15 августа 2019 г., получения архивных справок о периоде службы в армии, периоде работы в АООТ «Резистор» с 6 июня 1977 г. по 1 сентября 2077 г., периоде работы в ПМК-14 «Главармводстрой» с 23 января 1978 г. по 13 августа 1979 г., периоде работы в Эчмиадзинском ГАТП «Автодор» Минавтотранспорта Армянской ССР с 23 июня 1986 г. по 23 февраля 1987 г., периоде работы в Эчмиадзинском производственном объединении «Автотехобслуживание» с 31 марта 1987 г. по 18 мая 1987 г., справок о заработной плате, Саргсяну А.А. была назначена пенсия с 27 марта 2019 г.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования истца, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 2, 8, 11, 14, 21, 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», подпунктом «б» пункта 2, пунктами 4, 6, 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015, подпунктом «в» пункта 22, пунктом 34 Правил обращения за страховой пенсией, утвержденных приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 г. № 884н, Соглашением от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», исходил из того, что Саргсян А.А. обратился с заявлением о назначении ему пенсии 20 декабря 2016 г., по состоянию на эту дату он достиг возраста 60 лет, его стаж для определения права на пенсию составлял 8 лет 1 месяц 6 дней, документы, подтверждающие его стаж имелись в распоряжении компетентных органов, соответственно право на назначение пенсии возникло у Саргсяна А.А. со дня обращения – 20 декабря 2016 г.
Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, счел их не соответствующими фактическим обстоятельствам дела, основанными на неправильном применении норм материального права, в связи с чем отменил решение и отказал в удовлетворении исковых требований.
Учитывая заявительный порядок назначения пенсии, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что пенсионный орган в соответствии со статьей 22 Федерального закона «О страховых пенсиях», обоснованно назначил истцу пенсию с даты подачи заявления при поступлении документов, подтверждающих право на указанную пенсию.
Поскольку органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, при каждом обращении заявителя были даны разъяснения о том, какие документы необходимо представить, которые истец мог представить самостоятельно, по истечении трех месяцев с даты подачи заявлений документы, подтверждающие право на пенсию, в том числе, документы, подтверждающие дожитие детей до трехлетнего возраста, документы о стаже, об образовании, справки о заработной плате, справки работодателя о периодах работы, истцом предоставлены не были, суд апелляционной инстанции не установил оснований для удовлетворения исковых требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда апелляционной инстанции сделаны с нарушением норм материального права, регулирующих спорные отношения, и норм процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату первоначального обращения истца в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости - 20 декабря 2016 г.) право на страховую пенсию по старости (далее также - пенсия) имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет.
Необходимая для назначения страховой пенсии по старости продолжительность страхового стажа в 2016 г. составляла 7 лет (приложение № 3 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Пунктом 3 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ предусмотрено, что в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного федерального закона, засчитывается период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности.
Частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ определено, что правила подсчета и подтверждения страхового стажа устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения стажа для установления страховых пенсий.
Пунктами 10, 11 Правил предусмотрено, что периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил (пункт 10).
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (пункт 11).
В соответствии с пунктом 27 Правил период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», подтверждается военными билетами, справками военных комиссариатов, воинских подразделений, архивных учреждений, записями в трудовой книжке, внесенными на основании документов, и другими документами, содержащими сведения о периоде прохождения службы.
В пункте 29 Правил указано, что период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет подтверждается документами, удостоверяющими рождение ребенка и достижение им возраста полутора лет (свидетельство о рождении, паспорт, свидетельство о браке, свидетельство о смерти, справки жилищных органов о совместном проживании до достижения ребенком возраста полутора лет, документы работодателя о предоставлении отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и другие документы, подтверждающие необходимые сведения). Кроме того, обращающийся за установлением страховой пенсии гражданин (один из родителей) должен сообщить сведения о втором родителе, необходимые для решения вопроса о зачете в страховой стаж периода ухода за ребенком. Период ухода за ребенком засчитывается родителю в страховой стаж в случае, если соответствующий период ухода за данным ребенком не засчитан в страховой стаж другому родителю при установлении ему страховой пенсии.
Если имя, отчество или фамилия гражданина в документе о страховом стаже не совпадает с его именем, отчеством или фамилией, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении, факт принадлежности этого документа гражданину устанавливается на основании свидетельства о заключении брака, свидетельства о перемене имени, справок компетентных органов (должностных лиц) иностранных государств или в судебном порядке (пункт 64 Правил).
Порядок установления страховых пенсий и сроки ее назначения предусмотрены положениями статей 21, 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией. Граждане могут обращаться с заявлениями об установлении, о выплате и доставке страховой пенсии, в частности, непосредственно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ в редакции, действовавшей на дату первоначального обращения истца в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости - 20 декабря 2016 г.).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Исходя из положений части 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ по общему правилу страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Частью 3 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ закреплено, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила обращения за страховой пенсией).
Пунктом 20 Правил обращения за страховой пенсией предусмотрено, что при приеме заявления об установлении пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в частности:
проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам (подпункт «а»);
регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и выдает уведомление о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных заявителем, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе (подпункт «г»).
Пунктом 22 Правил обращения за страховой пенсией определено, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в том числе:
дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов (подпункт «а»);
запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе (подпункт «в»).
Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 23 Правил обращения за страховой пенсией).
В пункте 31 Правил обращения за страховой пенсией установлено, что в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы. Днем получения заявителем соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации считается в том числе день выдачи уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии заявителю непосредственно при приеме заявления.
Аналогичные нормативные положения о порядке приема заявления о назначении пенсии содержатся в пунктах 63 и 64 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 января 2016 г. № 14н (документ действовал на дату обращения истца с заявлением о назначении страховой пенсии по старости - 20 декабря 2016 г. и утратил силу 24 февраля 2019 г.; далее - Административный регламент).
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23 января 2019 г. № 16п утвержден новый Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, содержащий аналогичное правовое регулирование.
В приложении № 3 к Административному регламенту предусмотрена форма уведомления (о приеме и регистрации заявления об установлении пенсии и документов, представленных для установления пенсии), в пункте 2 которого указывается на необходимость представить дополнительно документы для назначения пенсии, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в пункте 3 - документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, которые запрашиваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и которые гражданин (его представитель) вправе представить по собственной инициативе для установления страховой пенсии.
В силу части 2 статьи 26 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Из приведенных нормативных положений следует, что при приеме заявления гражданина об установлении страховой пенсии по старости и представленных для этого документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: проверяет правильность оформления заявления и соответствие изложенных в нем сведений представленным документам; разъясняет заявителю, какие документы он должен представить дополнительно; выдает уведомление и указывает в нем, в частности, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, запрашиваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, и которые заявитель вправе представить по собственной инициативе.
Если недостающие документы будут представлены заявителем не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения пенсионного органа, днем обращения за страховой пенсией и, соответственно, днем, с которого назначается страховая пенсия по старости, считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении страховой пенсии либо дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации дает оценку документам, представленным гражданином, содержащимся в них сведениям, запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.
Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.
В случае необоснованного отказа пенсионного органа в назначении гражданину страховой пенсии своевременно не полученная им страховая пенсия выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении исковых требований Саргсян А.А. о признании незаконным решения ответчика об отказе в установлении ему пенсии № 1148728/16 от 20 марта 2017 г., признании за ним права на пенсию со дня обращения – с 20 декабря 2016 г., изложенные нормативные положения, регулирующие порядок установления гражданам страховых пенсий по старости, не применил, в связи с чем не установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и, как следствие, не выяснил, были ли допущены пенсионным органом нарушения при принятии и рассмотрении первоначального заявления истца о назначении пенсии 20 декабря 2016 г., приведшие к несвоевременному получению им страховой пенсии по старости.
В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
С учетом указанной нормы бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также с учетом требований и возражений сторон.
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Указанные выше требования в силу абзаца второго части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распространяются и на суд апелляционной инстанции, который повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу юридически значимым и подлежащим определению и установлению с учетом исковых требований Саргсян А.А., возражений ответчика, данных в судебных заседаниях судов первой и апелляционной инстанций относительно иска и норм материального права, регулирующих спорные отношения, являлось установление в том числе обстоятельств, связанных с исполнением пенсионным органом обязанности по разъяснению Саргсян А.А. при его первичном обращении с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (20 декабря 2016 г.) вопроса о том, какие недостающие документы ему необходимо было представить дополнительно для подтверждения наличия необходимого страхового стажа, в том числе периодов работы на территории Армянской СССР, службы в армии, достижения его детьми возраста полутора лет (пункт 29 Правил обращения за страховой пенсией), с целью включения указанных периодов в его страховой стаж, а также обстоятельств того, указал ли пенсионный орган в уведомлении на необходимость дополнительно представить истцу недостающие документы для назначения страховой пенсии; предпринимались ли пенсионным органом действия по запросу необходимых документов в органах и организациях, в распоряжении которых они находятся.
Придя к выводу, что пенсионный орган в полной мере выполнил возложенные на него обязанности по разъяснению истцу перечня документов, которые необходимо представить для назначения пенсии, суд апелляционной инстанции не привел в апелляционном определении ссылки на конкретные доказательства, которые подтверждали бы данный вывод.
Обстоятельства выполнения пенсионным органом обязанности по самостоятельному истребованию необходимых документов в государственных органах, имеющие значение для дела, исходя из подлежащих применению норм права, в качестве юридически значимых определены не были, предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции в нарушение приведенных требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не являлись.
Между тем истец в исковом заявлении указывал, что сообщил при обращении в пенсионный орган о своей работе на территории Армянской СССР, представил трудовую книжку, полагал, что направление соответствующих запросов является обязанностью специалистов пенсионного органа. В связи с не направлением запросов было нарушено право истца на своевременное пенсионное обеспечение по возрасту.
Из материалов дела следует, что при первоначальном обращении в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии им представлен паспорт, военный билет и СНИЛС.
Ответчиком в материалы дела представлено уведомление от 20 декабря 2016 г. о необходимости заявителю представить справку образовательного учреждения, справку о периодах работы, справку из архива, свидетельство о рождении. Подпись Саргсян А.А. в уведомлении отсутствует. Какие обстоятельства должны подтвердить перечисленные справки в уведомлении не указано.
16 ноября 2016 г. истец сообщил в пенсионный орган сведения о трех детях и данные о втором родителе детей.
15 марта 2017 г. (за 5 дней до вынесения оспариваемого решения об отказе в назначении пенсии) Саргсян А.А. сообщил пенсионному органу, что уведомлен о необходимости представить свидетельства о рождении детей, дожитии детей до 1,5 летнего возраста, трудовую книжку, указал, что книжка находится в Армении, представить не может.
При этом 17 марта 2017 г. Саргсян А.А. представил в пенсионный орган свидетельства о рождении детей с нотариальным переводом.
В материалы дела ответчиком представлено уведомление от 6 февраля 2018 г., в котором пенсионный орган сообщил заявителю, что самостоятельно запросит справку о заработной плате, документ об образовании, справку о периодах работы.
Также ответчиком представлены в материалы дела ответы на запросы УПФР с исходящими номерами от 2018 г. и 2019 г., полученные из архивов республики Армения, архива Министерства обороны Российской Федерации, которые послужили основанием для назначения истцу пенсии с 27 марта 2019 г.
Доказательства направления представленной ответчиком копии запроса УПФР в Государственную службу социального обеспечения Министерства труда и социальных вопросов республики Армения от 17 ноября 2016 г. (до обращения истца с заявлением о назначении пенсии) об оказании содействия в истребовании справок о периодах обучения и работы истца с 1971 г. до 1989 г. материалы дела не содержат.
В результате неправильного применения норм права, регулирующих спорные отношения, доводам истца и приводимым в их обоснование обстоятельствам, а также представленным документам пенсионного дела истца, суд апелляционной инстанции, вопреки требованиям статей 56, 67, 196 (о доказательствах и доказывании, об оценке доказательств) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, надлежащей правовой оценки не дал.
Ввиду изложенного выводы суда апелляционной инстанций о том, что не имеется оснований, предусмотренных действующим законодательством, для удовлетворения исковых требований Саргсян А.А. о признании незаконным решения ответчика об отказе в установлении ему пенсии № 1148728/16 от 20 марта 2017 г., признании за ним права на пенсию со дня обращения – с 20 декабря 2016 г. являются необоснованными.
При таких обстоятельствах апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 31 мая 2021 г. нельзя признать законным, оно принято с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов Саргсян А.А., что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 31 мая 2021 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи