НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20.09.2023 № 2-74/2023

УИД 86RS0017-01-2022-001891-07

Дело № 88-15000/2023

Мотивированное определение изготовлено 20 сентября 2023 г.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Челябинск 14 сентября 2023 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Козиной Н.М.,

судей Карповой О.Н., Руновой Т.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-74/2023 по иску ФИО1 к казенному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Агентство социального благополучия населения» об оспаривании решений об отказе в назначении мер социальной поддержки, возложении обязанности назначить и предоставить меры социальной поддержки

по кассационной жалобе ФИО1 на решение Советского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 8 февраля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 2 мая 2023 г.

Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Карповой О.Н., судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с иском к казенному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр социальных выплат Югры» (после переименования 13 июля 2022 г. - казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Агентство социального благополучия населения», далее - Агентство социального благополучия населения), в котором, уточнив заявленные требования, просил признать незаконными решения ответчика об отказе в назначении мер социальной поддержки региональным категориям граждан от 2 июля 2020 г. и 22 декабря 2021 г., обязать ответчика выплатить назначить ему как Ветерану труда Российской Федерации все виды социальной поддержки, предусмотренные законом с 1 января 2023 г., выплатить ежемесячную денежную выплату с 16 июня 2020 г. по 31 декабря 2022 г., компенсацию расходов приобретения твердого топлива с 16 июня 2020 г. по 31 декабря 2022 г., ежегодную денежную выплату на оздоровление с 16 июня 2020 г. по 31 декабря 2022 г. (л.д. 101).

В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что проходил службу по линии УВД в период с 2000 г. по 2015 г., а также служил в армии с 1983 по 1989 гг. Выслуга лет в календарном исчислении составляет 21 год. После увольнения ему назначена пенсия по выслуге лет. 26 апреля 2012 г. получил удостоверение «Ветеран труда». При получении удостоверения в Управлении социальной защиты населения по г. Югорску и Советскому району ему разъяснили, что льготы ветеранам труда предоставляются по достижению возраста 50 лет. В 2015 г., выйдя на пенсию в 50 лет, он обратился в Центр социальных выплат г. Югорска, где получил отказ, предложили приходить в 55 лет. В 2020 г. через МФЦ снова обратился в Центр социальных выплат, но вновь получил отказ, предложили приходить в 60 лет. В 2021 и 2022 гг. через МФЦ он обращался в Центр социальных выплат с заявлением о предоставлении всех положенных льгот, но ему было отказано связи с тем, что он не достиг возраста 60 лет, дающего право на получение льгот. С данным отказом не согласен, считает, что ответчик необоснованно лишил его мер государственной поддержки как ветерана труда в виде льгот и денежной ежемесячной компенсации с 2015 г.

Решением Советского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 8 февраля 2023 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 2 мая 2023 г., в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.

В кассационной жалобе истец ФИО1 ставит вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных, принятых с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 3796 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.

Как установлено судами и следует из удостоверения серия <данные изъяты> ФИО1 присвоено звание «Ветеран труда Российской Федерации».

Согласно справке УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округа - Югры от 7 февраля 2022 г. истцу с 6 мая 2015 г. установлена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». При назначении пенсии учтены периоды с 6 октября 1983 г. по 20 декабря 1989 г., с 7 июня 2000 г. по 5 мая 2015 г.

16 июня 2020 г. ФИО1 обратился в Центр социальных выплат Югры с заявлением о назначении меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты.

Решением № 29662 от 29 июня 2020 г. истцу отказано в удовлетворении заявления в связи с недостижением возраста 60 лет, дающего в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 7 ноября 2006 г. № 115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» право на получения данной меры социальной поддержки.

16 декабря 2021 г. ФИО1 вновь обратился в Центр социальных выплат Югры с аналогичным заявлением.

Решением от 21 декабря 2021 г. истцу повторно отказано в удовлетворении заявления по тем же основаниям. Дополнительно указано, что на основании пункта 3 статьи 7 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 7 ноября 2006 г. № 115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» меры социальной поддержки, установленные настоящей статьей, предоставляются ветеранам труда предпенсионного возраста (в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно) и приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г. гражданам предпенсионного возраста (в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно): 1) мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет; 2) мужчинам и женщинам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, по достижении возраста, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со стажем работы как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, исчисленным в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» (по состоянию на 31 декабря 2018 г.), имеющим страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Согласно сведений, поступивших посредством межведомственного электронного взаимодействия из Пенсионного фонда Российской Федерации, заявителю не назначена пенсия по вышеуказанным законам, статус «предпенсионера» установлен с 29 августа 2022 г. В связи с этим право на получение мер социальной поддержки у заявителя возникнет либо при достижении 60 лет, либо с 29 августа 2022 г. при условии подтверждения трудовой деятельности не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях, страхового стажа не менее 25 и 20 лет.

Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 22 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», статей 3 и 7 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 7 ноября 2006 г. № 115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», исходил из того, что ФИО1 является пенсионером по выслуге лет, как лицо проходившее службу в органах внутренних дел Российской Федерации, не является получателем страховой пенсии по старости, на момент обращения к ответчику у него имелся страховой стаж в размере 11 лет 03 месяца 22 дня, тогда как для получения социальных выплат как ветерану необходим страховой стаж для мужчин не менее 25 лет, ФИО1 исполнилось 57 лет, в связи с чем пришел к выводу, что истец может получать социальные выплаты в качестве ветерана труда, когда достигнет возраста 60 лет.

Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, дополнительно отметил, что истец ошибочно ссылается на положения Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», поскольку условия и размеры пенсий по государственному пенсионному обеспечению предусмотрены положениями указанного закона. Истец получает пенсию по иным основаниям, чем предусмотрено абзацем первым пункта 2 статьи 7 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 7 ноября 2006 г. № 115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», поэтому право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных пунктом 1 статьи 7 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 7 ноября 2006 г. № 115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» у него возникает в 60 лет.

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов об отсутствии оснований для удовлетворения иска, поскольку они основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым суды дали надлежащую правовую оценку, при разрешении спора судами верно истолкованы и применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.

В кассационной жалобе заявитель приводит доводы о том, что звание «Ветеран труда» получил, находясь на военной службе. Полагает, что в соответствии на положения Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», пенсионеры по линии МВД могут рассчитывать на льготы, если выслуга лет составляет 20 лет, либо они достигнут возраста 45 лет и их выслуга составляет 12,5 лет, а общий стаж 25 лет. Указывает, что годы службы истца прошли в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, записи зафиксированы в трудовой книжке, что является официальным документом.

Судебная коллегия полагает, что доводы кассационной жалобы являются необоснованными, о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не свидетельствуют.

В соответствии со статьей 22 Закона Российской Федерации от 12 января 1995 г. «О ветеранах» меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Подпунктом 1 пункта 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 7 ноября 2006 г. № 115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (здесь и далее в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений) предусмотрено, что к ветеранам труда относятся лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда».

Согласно статье 7 указанного закона ветеранам труда, а также гражданам, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г. после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О страховых пенсиях», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предоставляются меры социальной поддержки, в том числе: 2) компенсация расходов в размере 50 процентов на оплату коммунальных услуг (холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами), 5) предоставление при наличии медицинских показаний неработающим ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г. (женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет), один раз в три года услуг по оздоровлению на базе организаций социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в порядке, установленном уполномоченным Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры исполнительным органом автономного округа; 6) ежемесячная денежная выплата в размере 944 руб.

Меры социальной поддержки, установленные настоящей статьей, предоставляются ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Федеральными законами «О страховых пенсиях», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., получающим пенсии по иным основаниям, чем предусмотрено абзацем первым настоящего пункта, либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), меры социальной поддержки в соответствии с настоящей статьей предоставляются при достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин).

Меры социальной поддержки, установленные настоящей статьей, также предоставляются ветеранам труда предпенсионного возраста (в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно) и приравненным к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г. гражданам предпенсионного возраста (в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно):

1) мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

2) мужчинам и женщинам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, по достижении возраста, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со стажем работы как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, исчисленным в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» (по состоянию на 31 декабря 2018 года), имеющим страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

3) лицам, указанным в пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» (по состоянию на 31 декабря 2018 г.);

4) мужчинам, достигшим возраста 60 лет, женщинам, достигшим возраста 55 лет.

Как установлено судами и следует из материалов дела, истец родился ДД.ММ.ГГГГ г., является получателем пенсии на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

На момент обращения к ответчику с заявлениями о назначении мер социальной поддержки (16 июня 2020 г. и 16 декабря 2021 г.) он не являлся лицом предпенсионного возраста (предпенсионный возраст, определяемый применительно к праву на страховую пенсию по старости наступит у истца по сведениям пенсионного органа 29 августа 2022 г.), не достиг установленного законом для получения мер социальной поддержки лицам, получающим пенсию по иным основаниям, а не в соответствии с Федеральными законами «О страховых пенсиях», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», возраста 60 лет.

Доводы кассационной жалобы о сроках возникновения права на льготы со ссылкой на положения Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на ошибочном толковании истцом норм материального права, регулирующих спорные правоотношения. Вопреки доводам жалобы, данный закон не регламентирует порядок представления мер социальной поддержки ветеранам труда, предусмотренных законодательством субъекта Российской Федерации, в связи с чем оснований для его применения в рассматриваемом споре суды правильно не усмотрели.

Учитывая, что принятые по делу судебные постановления вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, основания для их отмены по доводам жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 3795, 3796, 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Советского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 8 февраля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 2 мая 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи