НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19.02.2020 № 88-3436/20

№ 88-3436/2020

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Челябинск 19 февраля 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Савельевой Л.А.,

судей Сапрыгиной Л.Ю., Чирковой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу <данные изъяты><данные изъяты><данные изъяты><данные изъяты> фонда Российской Федерации по Челябинской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 26 ноября 2019 года по гражданскому делу № 2а-1879/2019 по иску <данные изъяты><данные изъяты><данные изъяты> к <данные изъяты><данные изъяты><данные изъяты><данные изъяты> фонда Российской Федерации по Челябинской области, <данные изъяты><данные изъяты> - Управление <данные изъяты> фонда Российской Федерации по Калининскому району г. Челябинска, Управлению Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Челябинской области, Калининскому районному отделу судебных приставов г. Челябинска о взыскании суммы переплаты страховых взносов, уплаченных денежных средств о взыскании страховых взносов, пени,

заслушав доклад судьи Сапрыгиной Л.Ю. об обстоятельствах дела, доводах кассационной жалобы

УСТАНОВИЛА:

<данные изъяты> Л.Н. обратилась в суд с административным иском к <данные изъяты><данные изъяты> - <данные изъяты><данные изъяты> фонда Российской Федерации по Челябинской области (далее ОПФ по Челябинской области), <данные изъяты><данные изъяты> - Управление <данные изъяты> фонда Российской Федерации по Калининскому району г. Челябинска (далее УПФ в Калининском районе г. Челябинска), Управлению Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области (далее УФССП России по Челябинской области), Калининскому районному отделу судебных приставов г. Челябинска (далее Калининскому РОСП) о взыскании суммы переплаты страховых взносов в размере 22 594,59 руб.

В обоснование заявленных требований указала, что 04 октября 2018 года она обратилась в УПФР с заявлением о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов. 10 октября 2018 года получила ответ с разъяснением порядка возврата излишне уплаченных страховых взносов, пеней, штрафов, а также с приложением бланка-образца заявления о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов. 01 марта 2019 года <данные изъяты> Л.Н. вновь подала заявление о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) денежных средств. Решением УПФ в Калининском районе г. Челябинска от 20 марта 2019 года ей отказано в зачете (возврате) сумм излишне уплаченных страховых взносов в связи с тем, что заявление подано по истечении трех лет со дня уплаты страховых взносов. Считает отказ незаконным, поскольку о факте излишней уплаты страховых взносов ей стало известно из справки от 04 октября 2018 о состоянии расчётов по страховым взносам, пеням и штрафам по состоянию на 31 декабря 2016 года, в соответствии с которой зафиксирована переплата по ОПС в фиксированном размере на выплату страховой пенсии в размере 18 623,88 руб. и взносы на ОМС, зачисляемые в ФОМС в размере 3 650,58 04 октября 2018 года в УПФ по Калининскому району г. Челябинска было направлено заявление о возврате сложившейся переплаты.

Решением Калининского районного суда г.Челябинска от 10 июня 2019 года в удовлетворении исковых требований <данные изъяты> Л.Н. о взыскании суммы переплаты страховых взносов, уплаченных денежных средств отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 26 ноября 2019 года решение Калининского районного суда г.Челябинска от 10 июня 2019 года в части отказа <данные изъяты> Л.Н. во взыскании суммы переплаты страховых взносов отменено, вынесено новое решение. С <данные изъяты><данные изъяты> - <данные изъяты><данные изъяты> фонда Российской Федерации в Челябинской области в пользу <данные изъяты> Л.Н. взыскана сумма переплаты страховых взносов в размере 22 261,38 руб. В остальной части решение Калининского районного суда г.Челябинска от 10 июня 2019 года оставлено без изменения.

В кассационной жалобе <данные изъяты><данные изъяты> - <данные изъяты><данные изъяты> фонда Российской Федерации в Челябинской области просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 26 ноября 2019 года и оставить в силе решение Калининского районного суда г.Челябинска от 10 июня 2019 года, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, допущенные судом апелляционной инстанций.

Представитель ОПФ по Челябинской области,

<данные изъяты> Л.Н.

Представители ответчиков УПФ в Калининском районе г. Челябинска, УФССП России по Челябинской области, Калининского РОСП г.Челябинска, представитель заинтересованного лица ИФНС России по Калининскому району г.Челябинска в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.

Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения, судебная коллегия полагает, что такого характера нарушения допущены судом апелляционной инстанций.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в <данные изъяты> фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ (утратил силу с 1 января 2017 года в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ) индивидуальные предприниматели уплачивают соответствующие страховые взносы в <данные изъяты> фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

Право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов предусмотрено пунктом 3 части 1 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в <данные изъяты> фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).

Судом установлено и следует из материалов дела, что <данные изъяты> Л.Н. состояла на учёте в УПФ в Калининском районе г. Челябинска в качестве индивидуального предпринимателя в период с 17 января 2000 года по 20 декабря 2017 года.

За периоды ДД.ММ.ГГГГ года <данные изъяты> JI.H. в установленные законом сроки не производилась уплата страховых взносов в виде фиксированного платежа на страховую и накопительную части трудовой пенсии. По страховым взносам на страховую часть за 2002-2009 года начислено 14 658 руб., уплачено 4 041 руб., остаток задолженности составляет 10 617 руб., остаток по пеням составляет 3 937,35 руб.; на накопительную часть за 2002-2009 года начислено 1 968 руб., уплата не производилась, остаток задолженности составляет 1 968 руб., остаток по пеням составляет 506,38 руб.

По результатам рассмотрения сальдовых остатков в налоговых органах задолженность за 2002-2009 года в отношении <данные изъяты> Л.Н. из Управления ФНС России по Челябинской области возвращена в ОПФР по Челябинской области в связи с истечением сроков взыскания до 01 января 2017 года, задолженность по страховым взносам и пеням признана безнадежной к взысканию и списана УПФ в Калининском районе г. Челябинска решением от 30 июня 2018 № 5472.

За отчётные периоды с ДД.ММ.ГГГГ года в УФНС России по Челябинской области передана задолженность по страховым взносам: на страховую часть за 2016 год в размере 19 356,48 руб., в ФОМС в размере 3 796,85 руб., переданы остатки по пеням: на страховую часть в сумме 48,54 руб., в ФОМС в сумме 27,24 руб.

За периоды с 01 января 2010 года по 31 декабря 2016 года в отношении <данные изъяты> Л.Н. судебным приставам переданы четыре постановления о взыскании задолженности за счёт имущества плательщика, что подтверждено справкой о постановлениях по взысканию сумм задолженности по страховым взносам и пеням, переданных судебным приставам с января 2010 года по 31 декабря 2016 года.

В соответствии со справкой о состоянии расчётов на 01 октября 2018 года у <данные изъяты> Л.H. числилась задолженность по пеням на страховую часть в размере 48,54 руб., в ФОМС – 27,24 руб.

По запросу ОПФ по Челябинской области из Управления ФНС России по Челябинской области получена выписка из лицевого счёта <данные изъяты> Л.H. по состоянию на февраль 2019 года, в соответствии с которой остаток задолженности по пеням в сумме 48,54 руб. списан налоговыми органами 31 августа 2018 года.

09 июля 2018 года, в соответствии с наблюдательным делом, <данные изъяты> Л.H. освобождена от уплаты страховых взносов на обязательное <данные изъяты> страхование и обязательное медицинское страхование за период с 01 января 2015 года по 31 декабря 2016 года, в связи с осуществлением ухода за лицом, достигшим возраста 80 лет на основании её заявления от 14 декабря 2017 года, а также уточнений к нему и приложенных к нему необходимых документов, в том числе истребуемых дополнительно для принятия решения по заявлению УПФ по Калининскому району г. Челябинска в письме от 24 апреля 2018 года.

За период с 01 января 2015 года по 31 мая 2019 года страхователем перечислены страховые взносы на общую сумму 22 274,46 руб., что подтверждается реестром платежей. Данная сумма, согласно представленным платежным документам, была уплачена 28 марта 2015 года.

При таких обстоятельствах, в настоящее время у <данные изъяты> JI.H. числится переплата 22 274,46 руб., образовавшаяся в результате предоставления ей льготы по оплате страховых взносов за 2015 год, в связи с осуществлением ухода за лицами, достигшими 80-летнего возраста.

В исковом заявлении <данные изъяты> Л.Н. указывает, что в 2018 году узнала о том, что за 2015-2019 годы у нее образовалась переплата по уплате страховых взносов.

04 октября 2018 года <данные изъяты> Л.Н. подала заявление в УПФ в Калининском районе г. Челябинска с просьбой возвратить сложившуюся переплату в общей сумме 22 594,59 руб.

10 октября 2018 года в адрес <данные изъяты> Л.Н. направлен ответ с разъяснением порядка возврата излишне уплаченных страховых взносов, пеней, штрафов, а также с приложением бланка-образца заявления о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов.

01 марта 2019 года <данные изъяты> Л.Н. вновь было подано заявление о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) денежных средств в размере 22 261,38 руб.

20 марта 2019 года <данные изъяты> Л.Н. было направлено уведомление о принятом решении об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) денежных средств № 49, в котором УПФ в Калининском районе г. Челябинска уведомляет ее, что 18 марта 2019 года принято решение об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) денежных средств в размере 22 261,38 руб.

Разрешая заявленные <данные изъяты> Л.Н. требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что истец обратилась в суд с требованиями о взыскании суммы 320,13 руб., списанных с лицевого счёта <данные изъяты> Л.Н. в счёт взыскания задолженности в ПФР на основании решения № 5472 от 30 июня 2018 года за пределами установленного срока. Отказывая в удовлетворении требований в части взыскания денежных средств в размере 22 261,38 руб. суд первой инстанции исходил из того, что заявление о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трёх лет со дня уплаты указанной суммы, при этом страховые взносы за 2015 год были уплачены <данные изъяты> Л.Н. 28 марта 2015 года, в связи с чем на момент представления заявления о возврате излишне уплаченных страховых взносов 04 октября 2018 года прошло более трёх лет с момента уплаты.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований о взыскании суммы 320,13 руб., указав на то, что письмом от 10 августа 2015 года № 74025/15/778551 «О предоставлении информации», <данные изъяты> Л.H. была извещена судебными приставами об ошибочном перечислении суммы 320,13 руб. в ФОМС, что подтверждается копией платёжного поручения от 11 февраля 2015 года № 892091, копией постановления судебного пристава-исполнителя от 02 октября 2013 года, однако по настоящее время не предпринимала действий по возврату указанных сумм из территориального фонда социального страхования, также истец не обращалась с заявлениями к судебному приставу по возврату указанной суммы. Решение суда первой инстанции и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам в кассационном порядке сторонами не обжаловано.

Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований о взыскании денежных средств в размере 22 261,38 руб.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в определении от 21 июня 2001 года № 173-О, статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующая порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени, предусматривающая, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика, которое может быть им подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время данная норма не препятствует гражданину в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

В силу статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности устанавливается три года.

Пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции правильно указал на то, что моментом, с которого необходимо исчислять трехлетний срок, является дата, когда плательщику взносов стало известно об излишней уплате страховых взносов на обязательное <данные изъяты> страхование.

Установив, что <данные изъяты> Л.Н. обратилась в УПФ Калининского района в г. Челябинске с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы страховых взносов 04 октября 2018 года, то есть в пределах трехлетнего срока с момента, когда оно узнало или должно было узнать о возникновении переплаты по страховым взносам, судебная коллегия пришла к обоснованному выводу о том, что срок для обращения в суд с требованием о возврате излишне уплаченной суммы налога <данные изъяты> Л.Н. не пропущен.

Доводы ответчиков об истечении срока возврата излишне уплаченной суммы страховых взносов, исчисляемого с момента уплаты страховых взносов правильно не приняты судебной коллегией, как основанные на неверном толковании норм права, регулирующих возникшие правоотношения.

Статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации срок установлен для безусловного удовлетворения обоснованных требований налогоплательщика во внесудебном порядке, при условии своевременного обращения в налоговый орган с соответствующим заявлением.

Поскольку положений, устанавливающих срок на обращение в суд с требованием о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит; для судебной защиты интересов лица, излишне совершившего налоговый платеж, действует общий срок исковой давности, составляющий три года, течение которого начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (статьи 196, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что во внесудебном порядке, для безусловного удовлетворения требований о возврате излишне уплаченного налога <данные изъяты> Л.Н., ответчиком отказано, и истец был вынужден прибегнуть к судебной защите нарушенного права, ввиду чего, вопреки доводам кассационной жалобы, суд апелляционной инстанции обоснованно применил к возникшим правоотношениям положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сроке исковой давности.

Между тем, суд кассационной инстанции считает, что в части указания в резолютивной части на взыскание с <данные изъяты><данные изъяты> - <данные изъяты><данные изъяты> фонда Российской Федерации в Челябинской области в пользу <данные изъяты> Л.Н. суммы излишне уплаченных страховых взносов, судебный акт суда апелляционной инстанций подлежит изменению исходя из нижеследующего.

По смыслу пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном <данные изъяты> страховании в Российской Федерации", пункта 2.1 распоряжения Правления <данные изъяты> фонда Российской Федерации от 20.12.2011 N 490р "О порядке осуществления <данные изъяты> фондом Российской Федерации, <данные изъяты><данные изъяты> фонда Российской Федерации полномочий главного администратора, администраторов доходов бюджетов <данные изъяты> фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования", статей 242.1, 242.2, 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации взыскание излишне уплаченных страховых взносов с <данные изъяты><данные изъяты>, в данном случае с Управления <данные изъяты> фонда, означает исполнение судебного акта за счет бюджетных ассигнований, предназначенных на осуществление его текущей деятельности и деятельности, направленной на выполнение (обеспечение) оказания соответствующих <данные изъяты> услуг.

При этом в данном случае исполнение судебного акта за счет бюджетных ассигнований вступает в противоречие с нормами статей 20, 21 Закона N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное <данные изъяты>, социальное и медицинское страхование».

В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное <данные изъяты>, социальное и медицинское страхование" с 01.01.2017 функции по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы.

В силу статьи 20 Закона N 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в <данные изъяты> внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется соответствующими органами <данные изъяты> фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В силу положений статьи 21 Закона N 250-ФЗ решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов применительно к отчетным (расчетным) периодам, истекшим до 01.01.2017, принимают органы <данные изъяты> фонда Российской Федерации, и направляют его в соответствующий налоговый орган.

Исходя из вышеуказанных правовых норм, взыскание судом апелляционной инстанции с <данные изъяты> фонда в пользу заявителя излишне уплаченных страховых взносов является неправомерным, поскольку <данные изъяты> орган выносит решение о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, исполнение которого производится администратором страховых взносов (после 01.01.2017 таковыми являются налоговые органы), в связи чем, обжалуемый судебный акт подлежит изменению, в данном случае суду апелляционной инстанции следовало обязать <данные изъяты> фонд осуществить возврат истцу излишне уплаченных страховых взносов, что предполагает принятие <данные изъяты> фондом соответствующего решения о возврате соответствующих излишне уплаченных сумм страховых взносов.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

апелляционное определение Челябинского областного суда от 26 ноября 2019 года изменить в части взыскания с <данные изъяты><данные изъяты> - <данные изъяты><данные изъяты> фонда Российской Федерации в Челябинской области в пользу <данные изъяты><данные изъяты><данные изъяты> суммы переплаты страховых взносов в размере 22 261 рублей 38 копеек.

Второй абзац резолютивной части апелляционного определения изложить в следующей редакции: «Возложить на <данные изъяты><данные изъяты> - <данные изъяты><данные изъяты> фонда Российской Федерации в Челябинской области обязанность осуществить возврат <данные изъяты><данные изъяты><данные изъяты> излишне уплаченных страховых взносов в размере 22 261 рублей 38 копеек в установленном законом порядке».

В остальной части апелляционное определение Челябинского областного суда от 26 ноября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу <данные изъяты><данные изъяты> - <данные изъяты><данные изъяты> фонда Российской Федерации в Челябинской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи