УИД 86RS0004-01-2020-026396-93
Дело № 88-310/2022
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Челябинск 18 января 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.,
судей Грудновой А.В., Карповой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3448/2021 по иску Тугалёва Николая Алексеевича к акционерному обществу «Газпром энергосбыт Тюмень» о возложении обязанности произвести перерасчет северной надбавки к заработной плате, произвести премиальные выплаты, исключить пункт 1.7 из трудового договора, взыскать компенсацию морального вреда,
по кассационной жалобе акционерного общества «Газпром энергосбыт Тюмень» на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 августа 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Грудновой А.В.,
судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Тугалёв Н.А. обратился в суд с иском к акционерному обществу «Газпром энергосбыт Тюмень» о возложении обязанности произвести перерасчет северной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в полном размере с первого дня работы; исключить пункт 1.7 из трудового договора; возложить обязанность произвести все положенные ему премиальные выплаты по должности с первого трудового дня; о взыскании компенсации морального вреда в размере 55 000 руб. за каждый отработанный месяц.
Требования мотивированы тем, что с 01 октября 2020 года по 03 февраля 2021 года он работал в акционерном обществе «Газпром энергосбыт Тюмень» техником группы работы с просроченной дебиторской задолженностью. Считает, что при трудоустройстве ответчик в пункте 1.7 трудового договора незаконно установил испытательный срок продолжительностью три месяца, так как он является молодым специалистом и трудоустраивался после окончания ВУЗа. Трехсторонним соглашением, заключенным между органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Объединением работодателей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Союзом «Объединение организаций профсоюзов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2020 - 2022 годы на работодателя возложена обязанность по выплате процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в полном размере с первого дня работы в автономном округе. Однако ответчик надбавку в полном размере не выплачивает.
Решением Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 15 апреля 2021 года Тугалёву Н.А. отказано в удовлетворении требований.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 августа 2021 года решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 15 апреля 2021 года отменено в части. Принято в отмененной части новое решение, которым на акционерное общество «Газпром энергосбыт Тюмень» возложена обязанность произвести перерасчет Тугалёву Н.А. северной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в полном размере с первого дня работы. С акционерного общества «Газпром энергосбыт Тюмень» в пользу Тугалёва Н.А. взыскана компенсация морального вреда в размере 5 000 руб. С акционерного общества «Газпром энергосбыт Тюмень» в доход местного бюджета города окружного значения Сургут взыскана государственная пошлина в размере 600 руб. В остальной части решение Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 15 апреля 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе акционерное общество «Газпром энергосбыт Тюмень» ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 августа 2021 года, как незаконного, с оставлением в силе решения Сургутского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 15 апреля 2021 года.
В доводах кассационной жалобы указывает, что Трехстороннее соглашение, заключенное между органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Объединением работодателей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Союзом «Объединение организаций профсоюзов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2020 - 2022 годы не распространяется на акционерное общество «Газпром энергосбыт Тюмень», поскольку общество в заключении соглашения не участвовало и не поручало кому-либо сделать это в его интересах. В общедоступных тиражах газеты «Новости Югры» предложение для работодателей присоединиться к соглашению не размещалось, такое предложение размещено лишь в тираже, который поступил ограниченному кругу лиц – подписчикам газеты. Акционерное общество в установленном порядке отказалось от присоединения к соглашению. Поскольку процедура официального опубликования соглашения и предложения присоединиться к нему не соблюдена, у акционерного общества не возникла обязанность на его основании начислить и выплатить истцу северную надбавку в полном размере с первого дня работы. Приведенные в апелляционном определении выводы о том, что Трехстороннее соглашение действует в отношении всех работодателей, у общества возникла обязанность начислить и выплатить Тугалёву Н.А. северную надбавку в полном объеме с первого дня работы противоречит положениям части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, закрепляющей правила официального опубликования нормативных актов, положениям статьи 11 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" в редакции, действующей с 01 января 2005 года, статьи 12.1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 10 октября 2003 года N 53-оз "О трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", подпункту "е" пункта 1 постановления Совета Министров РСФСР от 22 октября 1990 года N 458 "Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера" и не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о дате, месте и времени рассмотрения дела. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, выслушав объяснения представителя ответчика, заключение прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции не допущены такого рода нарушения норм материального или норм процессуального права.
Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела, 24 сентября 2020 года между акционерным обществом «Газпром энергосбыт Тюмень» и Тугалёвым Н.А. заключен трудовой договор №193, в соответствии с которым он с 01 октября 2020 года принят на работу техником групп работы с просроченной дебиторской задолженностью Сектора работы с физическими лицами Административного центра Сургутского межрайонного с испытательным сроком, продолжительностью три месяца (пункт 1.7 трудового договора).
Пунктом 5.4 трудового договора Тугалёву Н.А. установлены - районный коэффициент 1,7, процентная надбавка к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере 10%, с 19 ноября 2020 года - 20%, с 19 мая 2021 года - 30%, с 19 ноября 2021 года - 40%, с 19 мая 2022 года - 50%.
17 декабря 2019 года в газете «Новости Югры» № 146 опубликовано Трехстороннее соглашение, заключенное между органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Объединением работодателей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Союзом "Объединение организаций профсоюзов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» на 2020 - 2022 годы» (далее Трехстороннее соглашение), подписанное в городе Ханты-Мансийске 10 декабря 2019 года со сроком действия с 1 января 2020 года по 31 декабря 2022 года.
Согласно пункту 3.12 Трехстороннего соглашения работодатели выплачивают процентную надбавку к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в полном размере с первого дня работы в автономном округе лицам в возрасте до 30 лет, прожившим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в совокупности не менее 5 лет.
14 января 2020 года в газете «Новости Югры» №2 (19628) опубликовано предложение работодателям, не участвовавшим в заключении Трехстороннего соглашения на 2020-2022 годы, присоединиться к данному Соглашению в течение 30 дней со дня официального опубликования предложения.
Ссылаясь на неисполнение ответчиком обязательства, установленного Трехсторонним соглашением выплачивать процентную надбавку к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в полном размере с первого дня работы в автономном округе лицам в возрасте до 30 лет, прожившим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в совокупности не менее 5 лет, к которым он относится, Тугалёв Н.А. обратился в суд.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик по причине нарушения порядка опубликования был лишен возможности своевременно ознакомиться с Трехсторонним соглашением, заключенным между органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Объединением работодателей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Союзом «Объединение организаций профсоюзов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» на 2020 - 2022 годы, в связи с чем в установленный срок до 14 февраля 2020 года не мог направить отказ об присоединения к данному соглашению, а в дальнейшем председателю Объединения работодателей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, руководителю Ханты-Мансийского регионального отделения Российского союза промышленников и предпринимателей Кобанову А.И. направил мотивированный отказ от присоединения к Трехстороннему соглашению на 2020-2022 годы. Придя к таким выводам, суд первой инстанции указал на отсутствие оснований для применения положений Трехстороннего соглашения при разрешении исковых требований Тугалёва Н.А. в части размера процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, подлежащей выплате лицам в возрасте до 30 лет, прожившим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в совокупности не менее 5 лет, отказав в удовлетворении исковых требований в указанной части.
Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции, отменяя состоявшийся судебный акт в приведенной части, принимая решение об удовлетворении исковых требований Тугалёва Н.В., возлагая на акционерное общество «Газпром энергосбыт Тюмень» обязанность произвести перерасчет северной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в полном размере с первого дня работы, суд апелляционной инстанции руководствовался положениями статей 48, 21, 129, 316, 317, 318 Трудового кодекса Российской Федерации, статьи 11 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» в редакциях, действующих как до, так и после 01 января 2005 года, Перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденного постановлением Совмина СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 (с последующими изменениями), которым Ханты-Мансийский автономный округ отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, статьи 12.1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 10 октября 2003 года № 53-оз «О трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», а также положениями Трехстороннего соглашения, заключенного между органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Объединением работодателей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Союзом "Объединение организаций профсоюзов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» на 2020 - 2022 годы, подписанного в городе Ханты-Мансийске 10 декабря 2019 года, сроком действия с 1 января 2020 года по 31 декабря 2022 года.
Установив, что пунктом 3.12 Трехстороннего соглашения на работодателей возложена обязанность выплачивать процентную надбавку к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в полном размере с первого дня работы в автономном округе лицам в возрасте до 30 лет, прожившим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в совокупности не менее 5 лет, Трехстороннее соглашение и предложение работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению, опубликовано в порядке, установленном Законом Ханты-Мансийского автономного округа от 10 октября 2003 года № 53-оз «О трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» в официальном издании Правительства Ханты-Мансийского автономного округа –Югры в газете «Новости Югры», в том числе и путем размещения текста на официальном сайте средства массовой информации, в установленный срок до 14 февраля 2020 года акционерное общество «Газпром энергосбыт Тюмень» не направило мотивированный отказ от присоединения к соглашению, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что при разрешении спора подлежат применению положения 3.12 Трехстороннего соглашения. Исходя из изложенных обстоятельств, судом принято решение возложить на акционерное общество «Газпром энергосбыт Тюмень» обязанность произвести перерасчет Тугалёву Н.А. северной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере 50% заработной платы, установленным пунктом 1 Указа Президиума ВС СССР от 10 февраля 1960 года "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера", с первого дня работы.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда апелляционной инстанций и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела.
Доводы кассационной жалобы акционерного общества «Газпром энергосбыт Тюмень» о нарушениях, допущенных при опубликовании Трехстороннего соглашения, о неприсоединении к соглашению, о невозможности руководствоваться положениями соглашения при разрешении спора соответствуют его правовой позиции при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанций. Аналогичные доводы уже являлись предметом изучения, судебной оценки, мотивированно и обоснованно отклонены судом апелляционной инстанции. Оснований не соглашаться с выводами суда апелляционной инстанции, приведенными в обжалуемом судебном акте, у судебной коллегии не имеется.
Трудовые отношения и иные отношения, непосредственно с ними связанные, регулируются трудовым законодательством (Трудовым кодексом Российской Федерации, законодательством об охране труда, иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы трудового права), а также соглашениями, коллективными договорами и локальными нормативными актами.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения (часть 4 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации).
Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта Российской Федерации.
В части 2 статьи 46 Трудового кодекса Российской Федерации приведены взаимные обязательства сторон, которые могут быть включены в соглашение, в числе которых вопросы гарантий, компенсаций и льгот работникам.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением. Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.
Соглашение действует в отношении: всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения (часть 3 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях 3 и 4 статьи 48 Трудового кодекса (часть 5 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу положений статьи 12.1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 10 октября 2003 года № 53-оз «О трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» по предложению сторон трехстороннего Соглашения, заключенного на уровне Ханты-Мансийского автономного округа - Югры или на муниципальном уровне, координатор Комиссии или координатор Муниципальной комиссии имеет право после опубликования Соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного Соглашения, присоединиться к этому Соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации Соглашения и об источнике его опубликования. Если работодатели в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к Соглашению не представили координатору Комиссии или координатору соответствующей Муниципальной комиссии мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то Соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.
Исходя из приведенных выше положений Трудового кодекса Российской Федерации, Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 10 октября 2003 года № 53-оз «О трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», подлежащих применению к спорным отношениям сторон, в региональных соглашениях могут устанавливаться условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам, осуществляющим трудовую деятельность в соответствующем субъекте Российской Федерации, подлежащие применению работодателями при возникновении обстоятельств, оговоренных в региональном соглашении.
Таким образом, в случае присоединения организации к региональному соглашению и наступления необходимых условий, предусмотренных соглашением, работодатель выплачивает суммы, определенные в региональном соглашении.
Пунктом 3.12 Трехстороннего соглашения, заключенного 10 декабря 2019 года между органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Объединением работодателей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Союзом «Объединение организаций профсоюзов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2020 - 2022 годы на работодателей возложена обязанность выплачивать процентную надбавку к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в полном размере с первого дня работы в автономном округе лицам в возрасте до 30 лет, прожившим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в совокупности не менее 5 лет.
Исходя из преамбулы Трехстороннего соглашения, оно определяет согласованную позицию сторон по основным принципам регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений на уровне Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2020 - 2022 годах и совместные действия по их реализации. Стороны, действуя в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральными законами от 12 января 1996 года N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", от 27 ноября 2002 года N 156-ФЗ "Об объединениях работодателей", Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10 октября 2003 года N53-оз "О трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", в числе приоритетных целей соглашения, определяют проведение социально-экономической политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, повышение качества жизни работников и их семей, обеспечение всеобщей доступности и повышения качества базовых социальных услуг.
С учетом системного толкования указанных норм права, суд апелляционной инстанций пришел к обоснованному выводу о присоединении акционерного общества «Газпром энергосбыт Тюмень» к Трехстороннему соглашению, поскольку общество осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Рассматривая возражения ответчика относительно присоединения к Трехстороннему соглашению, судом обоснованно указано, что ответчик в порядке и срок, предусмотренные статьей 48 Трудового кодекса Российской Федерации и статьей 12.1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10 октября 2003 года №53-оз "О трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", не отказался от присоединения к данному соглашению, соглашение и предложение присоединиться к соглашению опубликованы в установленном названными нормативными актами порядке, следовательно, соглашение считается распространенным и на ответчика.
В данном случае, вопреки ошибочному мнению заявителя, положения иных нормативных актов, в частности постановления Совета Министров РСФСР от 22 октября 1990 года N 458 "Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера", предусматривающих иной порядок выплаты процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не подлежат применению. Положения пункта 3.12 Трехстороннего соглашения направлены на повышение качества жизни работников и их семей, обеспечение всеобщей доступности и повышения качества базовых социальных услуг, на сохранение гарантий и компенсаций, предусмотренных ранее действующим законодательством, в частности статьей 11 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» в редакции, действующей до 01 января 2005 года.
В соответствии с пунктом 8.6 Трехстороннее соглашение вступило в силу с 01 января 2020 года и действует по 31 декабря 2022 года. Работник Тугалёв Н.А., отвечающий условиям, предусмотренным в пункте 3.12 Трехстороннего соглашения, осуществлял трудовые функции в акционерном обществе «Газпром энергосбыт Тюмень» с 01 октября 2020 года по 03 февраля 2021 года, т.е. в период действия данного Трехстороннего соглашения.
Таким образом, доводы жалобы сводятся к выражению несогласия с произведенной судом апелляционной инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных доказательств, при том, что в силу положений главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по непосредственному исследованию вопросов факта и переоценке доказательств.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом апелляционной инстанции обстоятельства и его выводов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены судебного постановления.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 августа 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества «Газпром энергосбыт Тюмень» – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи