№ 88-143/2021
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Челябинск 14 января 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.,
судей Козиной Н.М., Хасановой В.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1040/2020 по иску казённого учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Центр социальных выплат» к Стрелковой Людмиле Александровне о взыскании неосновательного обогащения,
по кассационной жалобе Стрелковой Людмилы Александровны на решение Ленинского районного суда города Тюмени от 21 апреля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 03 августа 2020 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Козиной Н.М. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы,
судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
казённое учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр социальной выплаты» (далее - КУ ХМАО-Югры «Центр социальной выплаты») обратилось в суд с иском к Стрелковой Л.А. о взыскании неправомерно полученной за период с 01 августа 2013 года по 30 ноября 2018 года суммы ежемесячной денежной выплаты в размере 78 247 рублей, компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 75 190 рублей 19 копеек, компенсации расходов на оплату жилого помещения в размере 59 185 рублей 25 копеек, полученной за период с 01 января 2015 года по 30 ноября 2018 года компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт на сумму 10 740 рублей 44 копейки.
В обоснование исковых требований КУ ХМАО-Югры «Центр социальной выплаты» указало, что 30 августа 2006 года Стрелкова Л.А. обратилась в Управление социальной защиты населения по городу Нижневартовску Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты как ветерану труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. По данному заявлению принято решение о назначении ежемесячной денежной выплаты с 01 августа 2006 года. С 01 мая 2008 года ответчику назначена компенсация расходов па оплату жилого помещения и коммунальных услуг, с 01 января 2015 года назначена компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт. 18 декабря 2018 года истцу поступила информация о том, что Стрелкова Л.А. снята с регистрационного учета на территории Ханты- Мансийского автономного округа - Югры с 03 июля 2013 года, в связи с чем выплаты были прекращены. За период с 01 августа 2013 года по 30 ноября 2018 года Стрелковой Л.А. неправомерно получено 223 362 рубля 88 копеек. 25 февраля 2019 года ответчику направлено уведомление с предложением в добровольном порядке возместить необоснованно полученные денежные средства, однако оно оставлено ответчиком без внимания.
Решением Ленинского районного суда города Тюмени от 21 апреля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 03 августа 2020 года, исковые требования КУ ХМАО-Югры «Центр социальной выплаты» удовлетворены частично.
Со Стрелковой Л.А., 16 апреля 1954 года рождения, в пользу бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры взыскано неосновательное обогащение в размере 85 509 рублей 56 копеек. В остальной части исковых требований отказано.
Со Стрелковой Л.А. в доход муниципального образования городской округ г. Тюмень взыскана государственная пошлина в размере 2 765 рублей.
В кассационной жалобе Стрелкова Л.А. ставит вопрос об отмене решения Ленинского районного суда города Тюмени от 21 апреля 2020 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 03 августа 2020 года, как незаконных, принятых с нарушениями норм материального и процессуального права.
Все участвующие в деле лица о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не известили, доказательств уважительности причин неявки не представили, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что имеются основания для отмены оспариваемых судебных постановлений ввиду неправильного применения норм материального права и нарушения норм процессуального права.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Стрелкова Л.А. с 16 апреля 2004 года является пенсионером по старости, на основании постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 29 марта 2004 года ей присвоено звание ветерана труда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
30 августа 2006 года от имени Стрелковой Л. А. в Управление социальной защиты населения по городу Нижневартовску было подано заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты, причитающейся как ветерану труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. По данному заявлению принято решение о назначении ежемесячной денежной выплаты с 01 августа 2006 года. С 01 мая 2008 года Стрелковой Л. А. назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры). С 01 января 2015 года назначена компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт. Выплаты производились по 30 ноября 2018 года. 03 июля 2013 года Стрелкова Л.А. снята с регистрационного учета по месту жительства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. Общая сумма выплат Стрелковой Л. А. за период с 31 августа 2013 года по 07 ноября 2018 года по вышеуказанным основаниям составила 223 362 рубля 88 копеек.
Согласно заключению эксперта ФБУ Тюменская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации от 19 марта 2020 года записи, расположенные: в разделе «1. Индивидуальные сведения о заявителе:» в 1-й-10-й строках сверху; в разделе «2. Перечень мер социальной поддержки:» в 1-й-2-й строках сверху на лицевой стороне: в 2-х строках после слов «Прошу перечислять причитающиеся мне суммы на счет»; в строке после слов «Я, нижеподписавшийся», а также запись даты «30» августа 6» - на оборотной стороне заявления о предоставлении мер социальной поддержки гражданам, включенным в региональный регистр получателей мер социальной поддержки от 30 августа 2006 года; подпись от имени Стрелковой Л.А., расположенная в строке после слов «Подпись заявителя» на оборотной стороне копии заявления о предоставлении мер социальной поддержки гражданам, включенным в региональный регистр получателей мер социальной поддержки от 30 августа 2006 года - выполнены не самой Стрелковой Людмилой Александровной, а другим лицом.
Разрешая возникший спор и частично удовлетворяя требования, суд первой инстанции, руководствуясь Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 ноября 2006 года № 115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты- Мансийском автономном округе - Югре», Порядком предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утверждённым постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 января 2008 года № 4-п, Порядком осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан, утверждённым постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15 декабря 2005 года № 227-п, пунктом 1 статьи 1102, пунктом 3 статьи 1109, статьями 195, 196, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из того, что Стрелковой Л.А. было присвоено звание «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры», в соответствии с положениями закона Ханты-Мансийского автономного округа-Югры до августа 2013 года ответчик обладала правом на получение назначенных ей выплат, фактически их получала, с августа 2013 года утратила такое право, в связи со снятием с регистрационного учёта по месту жительства в Ханты-Мансийском автономном округе-Югры, однако в нарушение положений закона продолжила их получать, в связи с чем суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что суммы, полученные Стрелковой Л.А. с августа 2013 года являются неосновательным обогащением ответчика. Применив по ходатайству ответчика срок исковой давности, взыскал с ответчика неосновательно полученные за период с 12 декабря 2016 года по 07 ноября 2018 года денежные средства в размере 85 509 рублей копеек.
Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Отклоняя довод Стрелковой Л.А. о незаконности решения о взыскании с нее сумм со ссылкой на то, что она не обращалась с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что поскольку к заявлению приложены паспорт, пенсионное удостоверение и удостоверение ветерана ХМАО, сберкнижка, страховое свидетельство, свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение Стрелковой Л.А., то ответчик достоверно знал об обращении в пенсионный орган с заявлением.
Суд апелляционной инстанции указал, что в период с 01 мая 2008 года по 30 ноября 2018 года на счёт Стрелковой Л.А. ежемесячно поступали денежные средства, которыми ответчик пользовалась, снимала со счёта. Получая денежные средства с наименованием платежа «прочие зачисления» Стрелкова Л.А. не была лишена возможности обратиться в отделение банка с целью выяснения источника указанных выплат, проявить ту степень заботливости и осмотрительности, которая от неё требовалась, однако соответствующих мер не приняла, зная о неосновательном поступлении денежных средств на свой счёт.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Так, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации выплат, пособий, компенсаций.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счёт другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбережённое имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьёй 1109 кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счётной ошибки.
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счёт другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счёт другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
По общему правилу, лицо, получившее имущество в качестве неосновательного обогащения, обязано вернуть это имущество потерпевшему. Вместе с тем законом (статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации) определён перечень имущества, которое не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения. К такому имуществу помимо прочего относится заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счётной ошибки.
Согласно статье 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Статьёй 7 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 7 ноября 2006 года № 115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» ветеранам труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры предусмотрено предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50 процентов на оплату жилья и коммунальных услуг (холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами), ежемесячной денежной выплаты.
Согласно статье 16 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 7 ноября 2006 года № 115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» собственнику жилого помещения в многоквартирном доме мера социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется с учетом взноса на капитальный ремонт.
В целях реализации Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 7 ноября 2006 года № 115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» Правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры 14 января 2008 года утвердило Порядок предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан № 4-п, в силу которого компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в отношении отдельных категорий граждан рассчитывается и предоставляется казённым учреждением Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр социальных выплат».
В соответствии с Порядком предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан (Приложение 1 к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14 января 2008 года № 4-п) для получения компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг граждане подают соответствующее заявление с приложением указанных в правовой норме документов (пункт 2.1.).
Пунктом 2.4 указанного Порядка предусмотрено, что компенсация на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется с первого числа месяца, следующего за месяцем поступления в Центр социальных выплат по месту жительства (месту пребывания, фактического проживания) гражданина необходимых документов.
Пунктом 2.12 Порядка предусмотрена обязанность получателя компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг сообщить о наступлении событий, влекущих за собой изменение условий предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (изменение состава семьи, места постоянного жительства и др.), в течение 15 дней после наступления вышеуказанных событий. Заявление о прекращении (приостановлении, изменении размера компенсации, подтверждении места фактического проживания) и документы, подтверждающие вышеуказанные события, представляются непосредственно в многофункциональный центр либо направляются почтовым отправлением в Центр социальных выплат по месту жительства (пребывания, фактического проживания).
Выплата назначенной компенсации прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошла смена места жительства, в том числе выезд на постоянное место жительства за пределы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (пункт 2.14 Порядка).
Центр социальных выплат вправе запрашивать у органов государственной власти и организаций независимо от форм собственности информацию, необходимую для осуществления предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (пункт 2.17 Порядка).
Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 15 декабря 2005 года утверждён Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан № 227-п, в силу которого ежемесячная денежная выплата осуществляется гражданам, включенным в Региональный регистр получателей мер социальной поддержки. Ежемесячная денежная выплата осуществляется казённым учреждением Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр социальных выплат».
Обязанность получателя ежемесячной денежной выплаты сообщить о наступлении событий, влекущих за собой изменение условий её предоставления, а также основания прекращения выплаты являются аналогичными Порядку предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан № 4-п от 14 января 2008 года.
До 07 ноября 2006 года действовал Закон Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 23 декабря 2004 года № 90-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре», статьёй 7 которого предусматривалась выплата ветеранам труда компенсации расходов в размере 50 процентов на оплату занимаемого жилого помещения, компенсация расходов в размере 50 процентов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия); статьёй 7.1 закона предусматривалась ежемесячная денежная выплата в размере 425 рублей, которая подлежала индексации.
Порядок предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан был утверждён постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 08 ноября 2005 года № 198-п.
Обязанность получателя ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты сообщить о наступлении событий, влекущих за собой изменение условий её предоставления, а также основания прекращения выплаты являлись аналогичными Порядку предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан № 4-п от 14 января 2008 года.
Согласно приведённым нормативным положения право граждан из категории «Ветеран труда» на получение мер социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, получение ежемесячной денежной выплаты на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры предусмотрено нормативными актами субъекта Российской Федерации. Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по уплате взноса на капитальный ремонт, ежемесячной денежной выплаты предоставляются гражданам казённым учреждением Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр социальных выплат» на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер. Указанными нормативными актами предусмотрена возможность Центром социальных выплат запрашивать у органов государственной власти и организаций независимо от форм собственности информацию, необходимую для предоставления мер социальной поддержки. На получателя социальной выплаты возложена обязанность сообщить о наступлении событий, влекущих за собой изменение условий предоставления социальной выплаты посредством подачи заявления о прекращении такой социальной выплаты и предоставлении документов, подтверждающих вышеуказанные события.
В постановлении от 22 июня 2017 года № 16-П Конституционный Суд Российской Федерации обратил внимание на существенное значение, которое при разрешении споров по искам публично-правовых образований имеет в том числе оценка действий (бездействия) органов, уполномоченных действовать в интересах граждан, в частности ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей, совершение ошибок, разумность и осмотрительность в реализации ими своих правомочий.
Таким образом, приведённые нормативные положения в их взаимосвязи с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации о надлежащем исполнении органами государственной власти и органами местного самоуправления своих обязанностей при осуществлении ими своих полномочий и об ответственности этих органов и должностных лиц в случае ненадлежащего исполнения таких обязанностей не предполагают взыскания с физических лиц денежных средств, в данном случае ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты, ежемесячной денежной выплаты в качестве неосновательного обогащения, если таковое было обусловлено поведением уполномоченных государственных органов или органов местного самоуправления и не связано с противоправными действиями самого физического лица.
В случае установления недобросовестных действий гражданина, направленных на получение мер социальной поддержки, в данном случае ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты, ежемесячной денежной выплаты без установленных законом оснований, с него как с лица, получавшего и пользовавшегося указанными социальными выплатами в отсутствие предусмотренных законом оснований, неосновательно полученные суммы социальных выплат подлежат взысканию по правилам статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации как неосновательное обогащение.
Положения приведённых норм материального права судами к спорным отношениям применены неправильно, вследствие чего обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора по иску казённого учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Центр социальных выплат» о взыскании со Стрелковой Л.А. как неосновательного обогащения предоставленных ей ежемесячных жилищно-коммунальных выплат, ежемесячных денежных выплат в качестве меры социальной поддержки в период с августа 2013 года по ноябрь 2018 года, судами не установлены, не определена правовая природа названных выплат, не выяснено подлежат ли применению положения пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации о недопустимости возврата неосновательного обогащения полученных гражданином в качестве средств к существованию.
Согласно части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В силу части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Из изложенных норм процессуального закона следует, что выводы судов об установленных ими фактах должны основываться на доказательствах, исследованных в судебном заседании. При этом бремя доказывания юридически значимых обстоятельств между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также требований и возражений сторон.
По данному делу юридически значимыми с учётом исковых требований казённого учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Центр социальных выплат», возражений Стрелковой Л.А. относительно иска и регулирующих спорные отношения норм материального права являлись: установление недобросовестности в действиях Стрелковой Л.А. при получении в период с 01 августа 2013 года по 30 ноября 2018 года сумм ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты, ежемесячной денежной выплаты, с 01 января 2015 года по 30 ноября 2018 года сумм по компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт; факта надлежащего или ненадлежащего исполнения сотрудниками казённого учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Центр социальных выплат» должностных обязанностей, связанных с предоставлением Стрелковой Л.А. мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, ежемесячной денежной выплаты, осуществляемых на территории субъекта Российской Федерации – Ханты-Мансийского автономного округа - в форме ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты и в форме ежемесячной денежной выплаты, в частности, о выполнении истцом как уполномоченным органом в силу возложенных на него полномочий обязанности разъяснять, какие, кому и в каком порядке сведения Стрелкова Л.А. как получатель указанных мер социальной поддержки должна сообщить, при том, что заявление о предоставлении мер социальной поддержки Стрелкова Л.А. не подписывала.
Поскольку добросовестность гражданина (в данном случае Стрелковой Л.А.) по требованиям о взыскании ежемесячных социальных выплат презюмируется, суду следовало возложить на истца бремя доказывания недобросовестности Стрелковой Л.А. при получении в период с 01 августа 2013 года по 30 ноября 2018 года сумм ежемесячных социальных выплат, с 01 января 2015 года по 30 ноября 2018 года при получении сумм по компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт.
Однако суды, неправильно применив регулирующие спорные отношения нормы материального права, данные обстоятельства в качестве юридически значимых не определили и не устанавливали, они не вошли в предмет доказывания и, соответственно, правовой оценки судами по правилам статей 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не получили.
Без установления данных обстоятельств суды ограничились формальной ссылкой о том, что в связи со снятием с регистрационного учёта по месту жительства в Ханты-Мансийском автономном округе-Югры ответчик утратила право на получение мер социальной поддержки, однако в нарушение положений закона продолжила их получать и при этом пришли к выводу о недобросовестности Стрелковой Л.А. и о наличии оснований для взыскания.
С учётом изложенного, вследствие неправильного применения и толкования приведённых норм материального права, нарушения норм процессуального права выводы судов о недобросовестности в действиях Стрелковой Л.А. при получении мер социальной поддержки в виде ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты, ежемесячной денежной выплаты и о наличии правовых оснований для взыскания с неё полученных денежных средств в качестве ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты, ежемесячной денежной выплаты как неосновательное обогащение являются ошибочными.
Судами не дана оценка полномочиям казённого учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр социальных выплат» в соответствии с нормами статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой казённое учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (часть 1), соответственно, истец обязан контролировать расходование бюджетных денежных средств, в том числе в виде предоставляемых гражданам мер социальной поддержки.
Суды не учли, что межведомственное информационное взаимодействие осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Суды не выяснили и не установили, исполнял ли истец надлежащим образом данную обязанность в целях проверки правильности предоставления назначенных Стрелковой Л.А. мер социальной поддержки, были ли соблюдены истцом требования пункта 2.17 Порядка предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утверждённого постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 января 2008 года № 4-п, с учётом государственной программы по реализации Договора между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа «Сотрудничество».
Суд апелляционной инстанции эти нарушения не устранил.
На основании изложенного, состоявшиеся судебные акты нельзя признать законными, они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, что согласно статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Тюмени от 21 апреля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 03 августа 2020 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции – Ленинский районный суд города Тюмени.
Председательствующий
Судьи