УИД 86RS0001-01-2022-003014-08
Дело № 88-11798/2023
Мотивированное определение изготовлено 12 июля 2023 г.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Челябинск 6 июля 2023 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.,
судей Карповой О.Н., Зеленовой Е.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2129/2022 по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о возложении обязанности включить период обучения в трудовой стаж, увеличить районный коэффициент, учесть страховые взносы, произвести перерасчет страховой пенсии по старости, взыскании недоплаченных денежных средств, компенсации морального вреда
по кассационной жалобе ФИО1 на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 августа 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31 января 2023 г.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Карповой О.Н., судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - ОПФР), в котором просил возложить на ответчика обязанность включить в его трудовой стаж период с 15 августа по 5 ноября 1988 г.; увеличить районный коэффициент до 1,7 с момента наступления права на получение пенсии; учесть страховые взносы за 2015 и 2016 гг. в размере – 247 114 руб. 26 коп. и 281 953 руб. 23 коп. соответственно; произвести перерасчет размера выплачиваемой страховой пенсии по старости с учетом включенного периода, повышенного районного коэффициента, страховых взносов и выплачивать страховую пенсию по старости с учетом произведенного перерасчета и суммы пенсии, своевременно не полученной за прошедшее время, с момента назначения пенсии; взыскать с ответчика в его пользу недоплаченные денежные средства в результате неверных расчетов фиксированной части пенсии в размере 70 153 руб. 41 коп., страховой части пенсии - 204 186 руб. 68 коп.; компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.; расходы на оплату государственной пошлины в размере 600 руб.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что с 30 мая 2017 г. ему назначена страховая пенсия в размере 23 337 руб. 12 коп. В связи с окончанием обучения в образовательном учреждении нетрудоспособного члена семьи размер страховой пенсии по старости составил 20 934 руб. 56 коп. С 15 августа 2005 г. по настоящее время он работает в ПАО «Сургутнефтегаз». Однако с момента назначения пенсии и до настоящего времени ему никаких перерасчетов получаемой пенсии не производилось, за исключением незначительного повышения за счет ежегодного индексирования пенсионных выплат. В августе 2021 г. он обратился в ОПФР с просьбой о внеочередной проверке пенсионного дела с целью проведения перерасчетов и индексаций, предусмотренных действующим законодательством в сторону повышения пенсионного обеспечения. Однако получил отказ на том основании, что выплаты произведены в полном объеме. С отказом истец не согласен, полагает, что ответчик не дал мотивированного ответа о том, почему истцу пенсия выплачивается без максимального увеличения с учетом повышенного (1,7) районного коэффициента. Также им обнаружены неверные расчеты пенсионных выплат, а именно расчетного размера страховой части, поскольку не учтен период стажа с 15 августа по 5 ноября 1988 г., который существенно влияет на расчетный размер страховой части пенсии.
Решением Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 августа 2022 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31 января 2023 г., в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
С 1 января 2023 г. ОПФР переименовано в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, о чем внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ.
В кассационной жалобе истец ФИО1 просит отменить судебные постановления судов первой и апелляционной инстанции, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, направить дело на новое рассмотрение.
От ОСФР поступили возражения на кассационную жалобу, в которых ответчик просит жалобу оставить без удовлетворения, как необоснованную.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 3796 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на жалобу, выслушав объяснения относительно кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, с 30 мая 2017 г. истцу ФИО1, <данные изъяты>, назначена страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Для расчета пенсии ФИО1 ОПФР был использован заработок за 2000-2001 гг., отношение среднемесячного заработка к среднемесячной зарплате по стране за данный период составило 6,239 (при максимальном отношении, установленном абзацем 7 пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - 1,7). Расчетный размер пенсии (РП) на 1 января 2002 г. составил 1 562 руб. 39 коп. (0,55 х 1,7 х 1671). Пенсионный капитал (ПК) на 1 января 2002 г. составил 280 322 руб. 28 коп. ((1562,39 – 450) х 252). При требуемых 300 месяцев у истца на 1 января 2002 г. отработано 199,5 месяца. Следовательно, ПК на 1 января 2002 г. составляет 186 414 руб. 32 коп. (280322,28 х 199,5 / 300 (требуемый стаж)).
Размер страховой пенсии по старости составил 10221 руб. 83 коп. (2 575 900,32 руб. (расчетный пенсионный капитал) : 252 (Т-количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости).
ИПК истца составил 159,467 (10 221 руб. 83 коп. (страховая пенсия) : 64,1 руб. (стоимость одного пенсионного коэффициента на 1 января 2015 г.).
С 1 августа 2018 г., с 1 августа 2019 г., с 1 августа 2020 г., с 1 августа 2021 г. произведены беззаявительные перерасчеты размера пенсии ФИО1 с учетом величины индивидуального пенсионного коэффициента (страховым взносам) по данным персонифицированного учета в размере 3.000-х пенсионных коэффициентов (пункт 3 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»). Стоимость одного пенсионного коэффициента составляет 78 руб. 58 коп. (для работающего пенсионера).
По состоянию на 1 февраля 2022 г. размер пенсии ФИО1 составил 22 091 руб. 90 коп. (в том числе фиксированная выплата к страховой пенсии 7 207 руб. 67 коп., страховая пенсия – 14 884 руб. 23 коп.).
При расчете размера страховой пенсии по старости ФИО1 отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате по стране за период с 1 января 2000 г. по 31 декабря 2001 г. составило максимальное отношение 1,7.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении исковых требований о возложении на ответчика обязанности увеличить районный коэффициент до 1,7 с момента наступления права на получение пенсии; учесть страховые взносы за 2015 и 2016 гг.; произвести перерасчет размера выплачиваемой страховой пенсии по старости с учетом включенного периода, повышенного районного коэффициента, страховых взносов и выплачивать страховую пенсию по старости с учетом произведенного перерасчета и суммы пенсии, своевременно не полученной за прошедшее время, с момента назначения пенсии; взыскать с ответчика недоплаченные денежные средства в результате неверных расчетов фиксированной части пенсии, страховой части пенсии, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 14, 30, 32 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», статей 18, 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», исходил из того, что нарушений прав истца при расчете размера пенсии пенсионным органом не допущено. Ответчиком выбран более выгодный для получателя вариант конвертации пенсионных прав по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», для расчета пенсии был использован заработок с 2000 по 2001 гг., отношение среднемесячного заработка к среднемесячной зарплате по стране за данный период составило максимальное отношение 1,7. Страховые взносы на момент назначения пенсии учтены в полном объеме, в последующем ежегодная индексация размера пенсии с учетом страховых взносов производилась. В соответствии с частью 2 статьи 261 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировка размера страховой пенсии с 1 февраля 2016 г. пенсионерам, осуществляющим трудовую деятельность, не производились, поскольку истец продолжает работать.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части включения в трудовой стаж периода обучения с 15 августа 1988 г. по 5 ноября 1988 г. и взаимосвязанных требований о перерасчете размера пенсии с учетом данного периода, взыскании недоплаченной суммы пенсии, суд первой инстанции исходил из того, что страховая пенсия назначена по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (более выгодный вариант), по этому варианту учеба в стаж включению не подлежит. Включение периода учебы в стаж возможно при исчислении размера пенсии по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», что истцу невыгодно, поскольку при таком варианте расчета размер пенсии уменьшится.
Отказывая в удовлетворении требования о взыскании компенсации морального вреда, суд первой инстанции исходил из того, что законное решение пенсионного органа об отказе ФИО1 в перерасчете пенсии не может повлечь для истца нравственных и физических страданий, подлежащих компенсации.
Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, дополнительно отметил, что из пенсионного дела следует, что ФИО1 с 1 августа 2021 г., как работающему пенсионеру, осуществлен перерасчет размера пенсии в соответствии с пунктом 3 части 2, частями 3, 4 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», далее в феврале 2022 г. был произведен перерасчет пенсии, в результате перерасчета с 1 февраля 2022 г. пенсия ФИО1 составила 22 091 руб. 90 коп. Проверив расчеты пенсионного органа, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что размер ИПК определен ответчиком правильно, в соответствии с требованиями действующего законодательства, расчет истца судом не принят, поскольку он необоснованно сделан с включением в стаж периода обучения, не соответствует алгоритму расчета, предусмотренному законом.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов об отсутствии оснований для удовлетворения иска, поскольку они подробно мотивированы, основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым суды дали надлежащую правовую оценку, при разрешении спора судом применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В кассационной жалобе истец приводит доводы о применении судом апелляционной инстанции неподлежащего применению в связи с утратой силы постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 2 ноября 2001 г. № 534-п «О доплатах к государственной пенсии гражданам, проживающим на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», неприменении подлежащего применению постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29 декабря 1964 г. № 611/35 «О районном коэффициенте к заработной плате работников предприятий и организаций нефтяной и газовой промышленности, геологоразведочных, строительства объектов нефтегазодобывающей промышленности, а также обслуживающих их организаций и хозяйств на территории Ямало-Ненецкого национального округа южнее Полярного круга и Ханты-Мансийского национального округа севернее 60 град, северной широты Тюменской области», которым установлен районный коэффициент в размере - 1,7. Данный коэффициент существенным образом влияет на размер фиксированной выплаты при расчете его пенсии, так как с учетом данного районного коэффициента он должен составлять 8 168 руб. 68 коп. (4805,11 х 1,7), а не рассчитанный пенсионным органом – 7207 руб. 67 коп. Установление районного коэффициента в размере 1,7 и начисление заработной платы с его учетом подтверждается справкой № 66-01-25-5592 от 19 июля 2022 г. ПАО «Сургутнефтегаз» Трест «Сургутремстрой», уточняющей работу в особых условиях труда, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Выражает несогласие с тем, что при расчете размера его пенсии пенсионным органом не учтены страховые взносы за 2015 и 2016 гг. Согласно справкам ПАО «Сургутнефтегаз» за 2015 и 2016 гг. в Пенсионный фонд внесены взносы в размере 247 114 руб. 26 коп. и 281 953 руб. 23 коп. соответственно. Полагает, что общий размер его пенсии на 30 мая 2017 г. должен был составлять 28 353 руб. 30 коп., однако в связи с неправильными расчетами сотрудников пенсионного органа ему была назначена пенсия в размере 23 337 руб. 12 коп. По мнению заявителя, судами заявленное требование в отношении размера фиксированной выплаты не установлено, не рассмотрено и при принятии решения не принято во внимание.
Судебная коллегия полагает, что доводы кассационной жалобы являются необоснованными, основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений не являются.
Вопреки доводам кассационной жалобы, суд апелляционной инстанции не применял утратившее силу постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 2 ноября 2001 г. № 534-п «О доплатах к государственной пенсии гражданам, проживающим на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», а указал, соглашаясь с выводами суда, что данным постановлением размеры государственных пенсий были приведены в соответствие с действующим пенсионным законодательством с учетом централизованного районного коэффициента 1,5, а доплата разницы районных коэффициентов между 1,5 и 1,7. выплачиваемая из средств окружного бюджета была отменена.
Оснований для применения при расчете фиксированной выплаты к пенсии постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29 декабря 1964 г. № 611/35 «О районном коэффициенте к заработной плате работников предприятий и организаций нефтяной и газовой промышленности, геологоразведочных, строительства объектов нефтегазодобывающей промышленности, а также обслуживающих их организаций и хозяйств на территории Ямало-Ненецкого национального округа южнее Полярного круга и Ханты-Мансийского национального округа севернее 60 град, северной широты Тюменской области» не имеется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» фиксированная выплата к страховой пенсии по старости устанавливается по состоянию на 1 января 2017 г. в сумме 4 805 руб.11 коп. в месяц.
Статьей 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона (пункт 4).
Лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона и частью 8 настоящей статьи, устанавливается в сумме, равной увеличению фиксированной выплаты к страховой пенсии, увеличенной на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях). Указанным лицам, достигшим возраста 80 лет либо являющимся инвалидами I группы и (или) на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышения фиксированной выплаты, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, дополнительно увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях) (пункт 9).
Порядок установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного частями 9, 10, 14 и 15 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации (пункт 11).
Лицам, имеющим право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии на соответствующий районный коэффициент в соответствии с частью 9 настоящей статьи и одновременно на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 4 или 5 настоящей статьи, устанавливается одно повышение фиксированной выплаты по выбору застрахованного лица (пункт 13).
Правила установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2015 г. № 249.
Согласно данным Правилам, лицам, проживающим на Крайнем Севере, повышение фиксированной выплаты устанавливается в сумме, равной увеличению фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 и частью 8 статьи 17 Федерального закона, на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания (далее - районный коэффициент), на весь период проживания указанных лиц на Крайнем Севере (пункт 2).
При определении размера районного коэффициента для установления повышения фиксированной выплаты и дополнительного увеличения повышения фиксированной выплаты применяется постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 г. № 216 «О районных коэффициентах, применяемых при установлении страховых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями» (пункт 4).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 г. № 216 «О районных коэффициентах, применяемых при установлении страховых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах с тяжелыми климатическими условиями» предусмотрено, что впредь до установления размера районного коэффициента и порядка его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, расчета повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, пенсий по государственному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при назначении указанным лицам страховых пенсий в соответствии со статьями 15 - 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», а также при назначении указанным лицам и лицам, проживающим в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, пенсий по государственному пенсионному обеспечению в соответствии со статьями 14 - 18 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» применяются районные коэффициенты к заработной плате, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации применялись при увеличении размеров пенсий для граждан, проживавших в указанных районах и местностях, по состоянию на 31 декабря 2004 г., а также действовавший на указанную дату порядок их применения.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 20 марта 1991 г. № 162 «О реформе розничных цен и социальной защите населения РСФСР» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 г. № 884) предусмотрено, что в районах и местностях, где применяются коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, пенсия, пособия выплачиваются с учетом коэффициентов, применяемых для работников непроизводственных отраслей.
В информационном письме Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда Российской Федерации от 9 июня 2003 г. № 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда Российской Федерации от 19 мая 2003 г. № 670-9, Пенсионного фонда Российской Федерации от 9 июня 2003 г. № 25-23/5995 «О размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке» указано, что Ханты-Мансийский автономный округ - северная часть автономного округа (севернее 60 град. северной широты) относится к районам, где к заработной плате работников применяется коэффициент в размере 1,50 (пункт 5).
Из приведенных правовых норм следует, что размер увеличения фиксированной выплаты лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, установлен непосредственно законом (50%), отсылочных положений не содержит.
Повышающий коэффициент, подлежащий применению к фиксированной выплате лицам, проживающим в районах Крайнего Мевера, предусмотрен в размере 1,5 (в размере, установленном для работников непроизводственных отраслей).
Лицам, имеющим право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии на соответствующий районный коэффициент в соответствии с частью 9 настоящей статьи и одновременно на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 4 настоящей статьи, устанавливается одно повышение фиксированной выплаты.
Из материалов дела следует, что пенсионный орган при расчете размера фиксированной выплаты правильно применил коэффициент 1,5, таким образом увеличил размер фиксированной выплаты на 50 % (4805,11 х 1,5 = 7207,67), что соответствует вышеприведенным нормативным положениям.
Ссылка истца на постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29 декабря 1964 г. № 611/35 «О районном коэффициенте к заработной плате работников предприятий и организаций нефтяной и газовой промышленности, геологоразведочных, строительства объектов нефтегазодобывающей промышленности, а также обслуживающих их организаций и хозяйств на территории Ямало-Ненецкого национального округа южнее Полярного круга и Ханты-Мансийского национального округа севернее 60 град, северной широты Тюменской области», которым на период освоения и обустройства нефтяных и газовых месторождений установлен отраслевой районный коэффициент в размере 1,7, является необоснованной, поскольку законом не предусмотрено применение временного отраслевого коэффициента для расчета размера фиксированной выплаты. Размер районного коэффициента, начисляемый к заработной плате истца, правового значения, вопреки доводам жалобы, не имеет.
Доводы кассационной жалобы истца о том, что пенсионный орган не учел при расчете размера его пенсии страховые взносы за 2015 г. и 2016 г. опровергаются материалами дела.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей на дату назначения истцу пенсии), размер страховой пенсии по старости определяется по формуле: СПст = ИПК x СПК, где СПст - размер страховой пенсии по старости; ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент; СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости (часть 1).
Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место с 1 января 2015 г., определяется по формуле:
,
где ИПКн - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место с 1 января 2015 г., по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости;
- сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов, определяемых за каждый календарный год, учитывающих ежегодные начиная с 1 января 2015 г. отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую пенсию по старости в размере, эквивалентном индивидуальной части тарифа страховых взносов на финансирование страховой пенсии по старости за застрахованное лицо в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
- сумма коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 настоящей статьи (часть 11).
Из приведенных правовых норм следует, что страховые взносы с 1 января 2015 г. учитываются при расчете размера пенсии в виде суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов.
Так, согласно результата расчета пенсии (л.д. 128), выписки из лицевого счета застрахованного лица, сформированной на 19 мая 2017 г. (л.д. 120), следует, что работодателем истца уплачена предельная величина базы для исчисления страховых взносов, по данному виду страхования (в 2015 г. – 156 420 руб., в 2016 г. – 175 120 руб.). В величине индивидуального коэффициента пенсионера (ИПКi), рассчитанного по начисленным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (с 1 января 2015 г.) учтены страховые взносы за 2015 г. в размере 7,390 и за 2016 г. - 7,830, всего 15,220, что соответствует частям 18, 19 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и максимальным значениям индивидуального пенсионного коэффициента, установленным за соответствующий календарный год в Приложении № 4 к указанному Федеральному закону. С учетом корректировки по состоянию на 30 мая 2017 г. размер ИПК нарастающим итогом с 2015 г. в расчете пенсии учен 17,948 (корректировка - 2,728).
Законных оснований для учета страховых взносов в большем размере, чем максимальные значения, вопреки доводам жалобы, не имеется.
Нарушений либо неправильного применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального или процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы.
Приложенное к кассационной жалобе дополнительное доказательство (справка от 19 июля 2022 г. № 66-01-25-5592) с учетом положений части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не принимается и подлежит возврату заявителю.
Руководствуясь статьями 3795, 3796, 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 августа 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31 января 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи