УИД 59RS0035-01-2022-001150-11
Дело № 88-12198/2023
Мотивированное определение изготовлено 12 июля 2023 г.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Челябинск 6 июля 2023 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.,
судей Карповой О.Н., Зеленовой Е.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1069/2022 по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю о возложении обязанности включить периоды работы, учебы в специальный стаж, назначить досрочную страховую пенсию по старости
по кассационной жалобе ФИО1 на решение Соликамского городского суда Пермского края от 8 августа 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 21 ноября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Карповой О.Н., судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю (далее - ОПФР по Пермскому краю), в котором, уточнив заявленные требования, просил возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж период работы с 29 октября 1992 г. по 30 ноября 1995 г. по пункту 7 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»; с 10 января 1983 г. по 4 апреля 1983 г., с 4 сентября 1987 г. по 2 августа 1988 г. по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»; с 29 апреля 1980 г. по 25 ноября 1980 г., с 5 апреля 1983 г. по 1 сентября 1984 г., с 1 сентября 1984 г. по 9 сентября 1985 г. по пункту 9 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», назначить пенсию по старости досрочно по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 5 мая 2021 г., то есть с даты подачи заявления ответчику.
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Соликамске (межрайонное) за включением в специальный стаж периодов работы по пунктам 2, 7, 9 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». Письмом от 21 сентября 2021 г. ответчик на обращение истца ответил отказом, обосновав свой вывод отсутствием документов, подтверждающих стаж в особых условиях труда. С отказом ответчика истец не согласен, полагает, что спорные периоды подлежат включению в его специальный стаж, поскольку особые условия труда подтверждаются записями в его трудовой книжке, а также справками из архива Соликамского городского округа от 26 августа 2020 г. № 336/1 от 6 августа 2021 г. № 212/1 (две справки), от 27 сентября 2021 г. № 282/1, личными карточками формы Т2 на его имя, из которых следует, что он действительно работал в Тюлькинском рейде, Керчевском сплавном рейде, в указанных в трудовой книжке профессиях, ему предоставлялись очередные отпуска, дополнительные отпуска; в период с 5 сентября 1984 г. по 3 июня 1985 г. проходил обучение по направлению от работодателя в Хабаровской лесотехнической школе.
Решением Соликамского городского суда Пермского края от 8 августа 2022 г. исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 21 ноября 2022 г., с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 7 декабря 2022 г. об исправлении описки, указанное решение отменено в части разрешения требований ФИО1 о назначении досрочной пенсии по старости, принято в указанной части новое решение, которым на ОПФР по Пермскому краю возложена обязанность назначить ФИО1 пенсию по старости досрочно с 6 сентября 2021 г. В остальной части решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО1 - без удовлетворения.
С 1 января 2023 г. ОПФР по Пермскому краю переименовано в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю, о чем внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ.
В кассационной жалобе истец ФИО1 просит отменить судебные постановления судов первой и апелляционной инстанции, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, включить в специальный стаж периоды работы по пункту 7 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 29 октября 1992 г. по 30 ноября 1995 г., по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 10 января 1983 г. по 4 апреля 1983 г., с 4 сентября 1987 г. по 2 августа 1988 г., по пункту 9 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 29 апреля 1980 г. по 25 ноября 1980 г., с 5 апреля 1983 г. по 1 сентября 1984 г., с 1 сентября 1984 г. по 9 сентября 1985 г. и назначить пенсию по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 5 мая 2021 г., сделать перерасчет пенсии, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 150 000 руб.
В кассационной жалобе истца содержатся новые исковые требования о перерасчете пенсии, взыскании компенсации морального вреда, которые в суде первой инстанции заявлены не были и предметом рассмотрения суда не являлись.
Указанные требования рассмотрению судом кассационной инстанции не подлежат.
Как разъяснено в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. № 17 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции» кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции, предусмотренным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными параграфом 1 главы 41 этого кодекса (часть 2 статьи статьей 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). В связи с этим при рассмотрении дела кассационным судом общей юрисдикции не применяются, в частности, правила об изменении оснований или предмета иска, увеличении или уменьшении размера исковых требований (статья 39).
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 3796 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Как установлено судами, решением ОПФР по Пермскому краю № 220000076807/230641/22 от 20 июня 2022 г. ФИО1 на основании его заявления от 30 мая 2022 г. назначена досрочная страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 30 мая 2022 г.
Согласно сведений, содержащихся в трудовой книжке ФИО1, истец работал: с 29 апреля 1980 г. по 25 ноября 1980 г. - рулевым-мотористом м/катера Керчевского сплавного рейда, с 10 января 1983 г. по 4 апреля 1983 г. - навальщиком-свальщиком древесины 3 разряда на лесозаводе Тюлькинского рейда, с 5 апреля 1983 г. по 1 сентября 1984 г. - мотористом-рулевым мотокатера Тюлькинского рейда, с 1 сентября 1984 г. по 9 сентября 1985 г. – проходил курсы электромехаников связи в Хабаровской ЛТШ, с 10 сентября 1985 г. по 10 января 1986 г. – электромонтером линейной связи, с 4 сентября 1987 г. по 2 августа 1988 г. - навальщиком-свальщиком 3 разряда на лесозаводе Тюлькинского рейда, с 29 октября 1992 г. по 30 ноября 1995 г. - пом.вальщика на Тюлькинском участке Тюлькинского рейда.
Как следует из материалов пенсионного дела, при назначении пенсии ФИО1 период работы с 29 октября 1992 г. по 23 октября 1995 г. пом.вальщика на Тюлькинском участке Тюлькинского рейда пенсионным органом включен в специальный стаж в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Согласно данных о стаже периоды работы истца после 23 апреля 1996 г. и по 24 сентября 2000 г. содержат особые территориальные условия – районы Крайнего Севера (РКС), в связи с чем истцу назначена пенсия по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж периодов работы с 29 октября 1992 г. по 30 ноября 1995 г. по пункту 7 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», суд первой инстанции исходил из того, что права истца ответчиком не нарушены, данный период пенсионным органом включен в специальный стаж истца по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», законных оснований для включения данного периода в стаж по иному пункту части 1 статьи 30 указанного Федерального закона не имеется.
Отказывая в удовлетворении требований во включении периодов работы с 29 апреля 1980 г. по 25 ноября 1980 г., с 5 апреля 1983 г. по 1 сентября 1984 г., с 1 сентября 1984 г. по 9 сентября 1985 г. по пункту 9 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», назначении досрочной пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 5 мая 2021 г., суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 8, 11, 13, 14, 22, 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 258н, постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, пунктом 112 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совмина СССР от 3 августа 1972 г. № 590, постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2006 г. № 266 «О внесении изменений в Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», пунктом 9 Указания Минсоцзащиты Российской Федерации от 20 апреля 1992 г. № 1-28-У «О порядке применения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», исходил из того что представленные истцом справки, в том числе архивные, не подтверждают льготный характер работы заявителя в Керчевском сплавном рейде, Тюлькинском рейде в должностях - рулевой-моторист м/катера, моторист-рулевой мотокатера, а именно характер работы судна (в период навигационных периодов или круглогодично), на котором протекала работа истца, тип судна, принадлежность и назначение судна, отдельные периоды, непосредственно предшествовавшие или следовавшие за периодами нахождения в рейсе (стоянки в порту под погрузо-разгрузочными операциями, межрейсовое техническое обслуживание или ремонт), а также периоды нахождения членов экипажей по окончании рейса в основных и дополнительных отпусках, оплачиваемом резерве и отгулах, либо иных случаях.
Суд не положил в основу решения представленные истцом документы в отношении ФИО2, поскольку они подтверждают льготный характер работы ФИО2, а не ФИО1 По оценке суда, принятие судом по гражданскому делу по иску ФИО2 свидетельских показаний ФИО1 не подтверждает льготный характер его работы, преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора данные сведения не имеют. В силу прямого указания закона характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Отказывая в удовлетворении требования о включении периода обучения с 5 сентября 1984 г. по 3 июня 1985 г. в Хабаровской лесотехнической школе в специальный стаж по пункту 9 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий», утвержденного Постановлением Совмина СССР от 3 августа 1972 г. № 590, исходил из того, что льготный характер работы истца ФИО1 до указанного периода обучения и после него судом не установлен, в связи с чем основания возложения на ответчика обязанности включить в специальный стаж период обучения отсутствуют.
Отказывая в удовлетворении требований о включении в специальный стаж по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периодов работы с 10 января 1983 г. по 4 апреля 1983 г., с 4 сентября 1987 г. по 2 августа 1988 г., суд исходил из того, что работодателем не подтверждался льготный характер работы истца навальщиком-свальщиком лесозавода Тюлькинского рейда, навальщиком-свальщиком древесины лесозавода Тюлькинский рейд, а именно, что в спорные периоды на участке истцом выполнялись работы по подготовке лесосек, трелевке и вывозке леса, работник был занят в едином технологическом процессе лесозаготовок на постоянно действующем производственном участке в течение полного рабочего дня.
Отказывая в удовлетворении требования о возложении на ответчика обязанности назначить истцу пенсию с 5 мая 2021 г., суд первой инстанции исходил из недоказанности обращения истца в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии в указанную дату, с таким заявлением он обратился только 30 мая 2022 г., по данному заявлению досрочная страховая пенсия истцу назначена.
Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда и их правовым обоснованием, за исключением выводов в части разрешения требований ФИО1 о назначении досрочной пенсии по старости, признав их основанными на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, не соответствующими установленным обстоятельствам по делу.
В ходе судебного разбирательства с целью проверки и оценки доводов апелляционной жалобы истца суд апелляционной инстанции истребовал и обозрел в судебном заседании выплатное пенсионное дело ФИО1
Из материалов пенсионного дела суд апелляционной инстанции установил, что в нем имеется заявление ФИО1 о назначении ему пенсии от 30 мая 2022 г.
По результатам проверки на основании данного заявления 20 июня 2022 г. истцу была назначена пенсия по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» при наличии тех же документов, которые имеются в материалах данного гражданского дела.
6 сентября 2021 г. ФИО1 обратился в пенсионный орган с заявлением по вопросу назначения ему пенсии, полагая, что периоды работы с 16 июля 1979 г. по 30 ноября 1995 г. подлежали включению в специальный стаж, дающий право на назначение страховой пенсии досрочно.
Ответчик письмом от 21 сентября 2021 г. на обращение истца ответил отказом, обосновав его отсутствием документов, подтверждающих стаж работы в особых условиях труда.
После обращения истца с иском в суд им 30 мая 2022 г. было направлено в пенсионный орган в электронном виде заявление о назначении пенсии. На основании имеющихся документов ФИО1 была назначена пенсия по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Оценив данные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что при поступлении заявления от ФИО1 в пенсионный орган 6 сентября 2021 г. право на назначение пенсии по вышеуказанному основанию у него имелось, однако пенсионный орган вопреки исполнения функций, возложенных на него, не провел соответствующую проверку для своевременного и правильного назначения пенсии, не проинформировал истца о том, как он может оформить документы для установления и выплаты пенсии, а указал в отказе на невозможность включения в специальный стаж периодов работы с 16 июля 1979 г. по 30 ноября 1995 г., тем самым нарушив право истца на назначение пенсии с указанного периода.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 22 Федерального закона «О страховых пенсиях», отменил решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требования о назначении пенсии и вынес новое решения, которым возложил на ОПФР по Пермскому краю обязанность назначить ФИО1 пенсию по старости досрочно с 6 сентября 2021 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с постановленными судами судебными актами в части, вступившей в законную силу, и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, приняты в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
В кассационной жалобе заявитель приводит доводы о том, что получил от ОСФР по Пермскому краю ответы № 9899 от 30 января 2023 г., № 59-11/4651 от 28 февраля 2023 г., из которых следует, что датой, с которой возникло право на назначение пенсии, является 24 ноября 2019 г., о чем ранее он не был проинформирован. В сентябре 2020 г. он отдал документы в пенсионный орган, получил ответ о праве выхода на пенсию в 2024 г. В связи с отказами пенсионного органа на неоднократные обращения он обратился в суд. Выражает несогласие с выводом суда первой инстанции о том, что период работы с 29 октября 1992 г. по 23 октября 1995 г. включен в специальный стаж истца в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». Считает, что данный период необходимо включить по пункту 7 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», поскольку имеются подтверждающие архивные справки. Полагает, что наличие оснований для удовлетворения данного требования подтверждает и то, что ФИО3, с которым он работал в одной бригаде, данный период включен по пункту 7 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» без обращения в суд. Приводит доводы, что характер его работы в периоды с 29 апреля 1980 г. по 25 ноября 1980 г., с 5 апреля 1983 г. по 1 сентября 1984 г., с 1 сентября 1984 г. по 9 сентября 1985 г., учеба в Хабаровской лесотехнической школе по направлению работодателя с 5 сентября 1984 г. по 3 июня 1985 г. подтвержден архивными справками, а также его свидетельскими показаниями по гражданскому делу по иску ФИО2 Считает, что периоды работы с 10 января 1983 г. по 4 апреля 1983 г., с 4 сентября 1987 г. по 2 августа 1988 г. подлежат включению в специальный стаж по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», как подтвержденные архивными справками. Выражает несогласие с выводом суда апелляционной инстанции о том, что в трудовой книжке ФИО1 содержатся сведения о периодах его трудовой деятельности, однако данных о характере и условиях выполняемой истцом работы в его трудовой книжке не содержится, судом характер работы установлен на основании исследования и оценки всей совокупности представленных доказательств. Считает ошибочным вывод суда апелляционной инстанции о том, что ОПФР по Пермскому краю проводит заблаговременную работу с предпенсионерами по вопросам предоставления заявлений и документов, необходимых для своевременного и правильного назначения пенсий, при этом проводит информирование, консультирование граждан.
Судебная коллегия полагает, что доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях») страховая пенсия назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста по состоянию на 31 декабря 2018 г. (60 лет) мужчинам - по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 06 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением указанного возраста на один год за каждые 2 года и 06 месяцев такой работы.
Пунктом 7 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет
Согласно пункту 9 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста - мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 06 месяцев в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Согласно подпунктам «б», «д», «ж» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются:
при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда:
Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;
Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г. Данным списком было предусмотрено право на досрочную пенсию навальщику и свальщику лесоматериалов на верхних складах (подпункт «б»).
При досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, применяется Список профессий и должностей рабочих и мастеров (в том числе старших), занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве (включая обслуживание механизмов и оборудования), утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. № 273 (подпункт «д»).
При досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности, применяется Список работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет рабочим и специалистам, работающим на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 1992 г. № 467 «Об утверждении Списка работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет рабочим и специалистам, работающим на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности» (подпункт «ж»).
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 предусмотрено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении: а) периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта «б» пункта 1 настоящего постановления, применяются соответствующие положения пунктов 97. 108, 109, 110,112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий».
Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 (далее Правила № 516), предусмотрено суммирование различных видов работ, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение.
Пунктом 2 Правил № 516 предусмотрено, что при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, суммируются, в частности, периоды следующих работ: 2) работы с тяжелыми условиями труда; 7) работа в качестве рабочих и мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования; 9) работа в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения).
Пунктом 3 Правил № 516 предусмотрено, что к периодам работ, указанных в подпункте 2, в частности, суммируются периоды работ, указанных в подпунктах 7, 9 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; к периодам работы, указанной в подпункте 7, суммируются периоды работ, указанные в подпунктах 2, 9; к периодам работ, указанным в подпункте 9, суммируются периоды работ, указанные в подпунктах 2, 7.
Таким образом, из приведенных нормативных положений следует, что работа по пунктам 7 (лесозаготовки, лесосплав) и 9 (плавсостав) части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» могут суммироваться с периодами работ по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при условии, если в результате такого суммирования продолжительность специального стажа будет составлять 12 лет 06 месяцев.
Пункт 4 Правил № 516 предусматривает, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Правил № 516 периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено Правилами и иными нормативными правовыми актами.
Особый порядок исчисления стажа предусмотрен пунктом 13 Правил, в соответствии с которым периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, учитываются с таким расчетом, чтобы при исчислении стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, продолжительность стажа на соответствующих видах работ в соответствующем календарном году составила полный год.
Аналогичный порядок исчисления стажа закреплен в части 6 статьи 13Федерального закона «О страховых пенсиях».
Кроме того, согласно частям 3 и 4 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с частью 8 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего данного и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Согласно статье 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды работ до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения предусмотрены пунктом 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 258н.
В соответствии с пунктом 4 указанного Порядка в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Таким образом, по общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. В аналогичном порядке могут быть подтверждены периоды работы до регистрации гражданина в системе обязательного пенсионного страхования.
Списком № 2 1956 г. в разделе XXII «Лесозаготовки», «Заготовка и сплав леса», действовавшим в спорные периоды работы истца с 10 января 1983 г. по 4 апреля 1983 г., с 4 сентября 1987 г. по 2 августа 1988 г., предусмотрены в том числе рабочие навальщики и свальщики лесоматериалов на верхних складах.
Как следует из материалов дела, в спорные периоды с 10 января 1983 г. по 4 апреля 1983 г., с 4 сентября 1987 г. по 2 августа 1988 г. истец работал навальщиком-свальщиком древесины на лесозаводе Тюлькинского рейда. Документов, подтверждающих работу на верхних складах, истец в материалы дела и в пенсионный орган не представил, в связи с чем суды обоснованно отказали истцу в удовлетворении требования о возложении на ответчика обязанности включить данный период в специальный стаж работы по Списку № 2.
Списком от 24 апреля 1992 г. № 273, действовавшим на дату обращения истца в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии, предусмотрено, что право на досрочную пенсию имеют навальщики-свальщики лесоматериалов, занятые на лесосеках, лесопогрузочных пунктах, верхних и промежуточных складах.
В соответствии с примечанием к Списку перечень профессий и должностей распространяется на работников, занятых в едином технологическом процессе лесозаготовок (независимо от вида рубок) и на лесосплаве предприятий лесной промышленности и лесного хозяйства, постоянно действующих лесопунктов, лесничеств, лесозаготовительных участков независимо от их ведомственной подчиненности.
Согласно ЕТКС работ, профессий, выпуск 39 «Лесозаготовительные работы», утвержденного постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20 ноября 1985 г. № 371/24-108 (действовавшего в спорный период до утверждения нового ЕТКС постановлением Минтруда РФ от 29 августа 2001 г.), лесозаготовительные работы являются самостоятельным разделом лесозаготовительного производства. Технологический процесс заготовки леса включает лесосечные работы, вывозку леса и работы на промышленных складах. Это валка, трелевка (подвязка и вывозка), окорка, штабелевка, вывоз на склады или погрузочные пункты для отправки потребителю.
Учитывая, что в трудовой книжке истца указано, что он работал в спорные периоды на лесозаводе Тюлькинского рейда, архивная справка от 6 августа 2021 г. № 212/1 содержит сведения, что истец принят с 10 января 1983 г. на лесозавод навальщиком свальщиком древесины 3 разряда, работа на вводе в лесу ему противопоказана, иных документов, подтверждающих работу в спорные периоды с 10 января 1983 г. по 4 апреля 1983 г., с 4 сентября 1987 г. по 2 августа 1988 г. на лесосеках, лесопогрузочных пунктах, верхних и промежуточных складах, в едином технологическом процессе лесозаготовок (независимо от вида рубок) и на лесосплаве предприятий лесной промышленности и лесного хозяйства, постоянно действующих лесопунктов, лесничеств, лесозаготовительных участков независимо от их ведомственной подчиненности, истец не представил, оснований для включения указанного периода в специальный стаж по пункту 7 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» также не имеется.
В отношении периода работы с 29 октября 1992 г. по 30 ноября 1995 г. пом.вальщика на Тюлькинском участке Тюлькинского рейда суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для его включения в специальный стаж по пункту 7 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», поскольку Списком от 24 апреля 1992 г. № 273, действовавшим в период данной работы, помощники вальщика не предусмотрены. Документов, подтверждающих характер работы, в том числе занятость на лесосеках, лесопогрузочных пунктах, верхних и промежуточных складах, в едином технологическом процессе лесозаготовок (независимо от вида рубок) и на лесосплаве предприятий лесной промышленности и лесного хозяйства, постоянно действующих лесопунктов, лесничеств, лесозаготовительных участков независимо от их ведомственной подчиненности, истец суду не представил.
Рассматривая исковые требования о возложении на пенсионный орган обязанности включить в специальный стаж истца по пункту 9 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 29 апреля 1980 г. по 25 ноября 1980 г. рулевым-мотористом м/катера Керческого сплавного рейда, с 5 апреля 1983 г. по 1 сентября 1984 г. рулевым-мотористом мотокатера Тюлькинского рейда суды обоснованно исходили из недоказанности истцом характера работы в указанные периоды, а именно работу в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения).
Проверка материалов дела показывает, что при разрешении спора истцом не было предоставлено справок, уточняющих особый характер работы и подтверждающих, что в спорные периоды он работал в должности плавсостава и на судах, относящихся по типу к судам, предусмотренным пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях», не относящихся к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения.
Вопреки доводам кассационной жалобы, записи в трудовой книжке истца, архивные справки указанных сведений не содержат. Представленные в материалы дела архивные справки, а также личные карточки формы Т-2, приказ от 8 мая 1984 г. с расстановкой командного и рядового состава на судах Тюлькинского рейда на 1984 г., не свидетельствуют о работе истца на судах, поименованных в пункте 9 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». Из указанных документов не следует, что мотокатер, на котором работал истец, относился к судам морского, речного флота и флота рыбной промышленности, не являлся портовым судном, что работа истца в спорные периоды не осуществлялась на акватории порта, а также не относилось к судам разъездным и служебно-вспомогательного флота.
Отказывая в удовлетворении требования о включении с 1 сентября 1984 г. по 9 сентября 1985 г. прохождение курсов электромехаников связи в Хабаровской ЛТШ в специальный стаж по пункту 9 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», суды пришли правильно исходили из того, что при разрешении данного требования следует руководствоваться действовавшим в период учебы Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590.
Пунктом 109 указанного положения было, в частности, предусмотрено, что в общий стаж работы засчитывались кроме прочего обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации (подпункт «з»).
При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, период, указанный в подпункте «з», приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
Таким образом, из данных нормативных положений следует, что приравнивание учебы, проходившей в учебных заведениях, перечисленных в подпункте «з» пункта 109 Положения, возможно только при назначении пенсии по Списку № 2, приравнивание осуществляется к периоду работы, которая следовала за указанным периодом в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах по состоянию на 1 января 1992 г.
Из материалов дела следует, что за указанным периодом учебы истца следовал период работы электромонтером линейной связи, не включенный в специальный стаж истца, в связи с чем оснований для приравнивания периода работы к работе по пункту 9 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» суды правильно не усмотрели.
Вопреки доводам жалобы, выводы судов об отсутствии оснований для назначения истцу пенсии с 5 мая 2021 г. являются правильными, поскольку в соответствии со статьей 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 статьи 22, статьей 251 указанного Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем.
Из приведенной правовой нормы следует, что если гражданин обратился с заявлением о назначении пенсии ранее, чем у него возникло право на пенсию, пенсия назначается с даты возникновения права. Если такое обращение последовало позднее, чем возникло право на пенсию, пенсия назначается с даты подачи заявления.
Из пояснений истца в ходе судебного разбирательства следует, что в мае 2021 г. он обращался к депутату по вопросу его пенсионных прав. Депутат направлял соответствующий запрос в пенсионный орган. Непосредственно в пенсионный орган он обратился 9 сентября 2021 г., данное заявление имеется в материалах дела, как ответ пенсионного органа на данное обращение.
Установив из имеющихся в материалах дела документов, что в пенсионный орган по вопросу назначения пенсии с приложением документов, подтверждающих периоды трудовой деятельности, истец обратился 9 сентября 2021 г., более ранних заявлений, в том числе заявление от 5 мая 2021 г., истец суду не представил, подачу такого заявления ответчик не подтверждает, вывод суда апелляционной инстанции о дате, с которой истцу следовало назначить пенсию (9 сентября 2021 г.) является правильным.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами судов основаны на ошибочном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, повторяют правовую позицию заявителя, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки судов первой и апелляционной инстанций, которыми правомерно отвергнуты, как несостоятельные.
Вновь приводя данные доводы, заявитель выражает несогласие с выводами суда в части оценки установленных обстоятельств дела, что в соответствии со статьей 3796 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных постановлений.
Согласно положениям статей 3796, 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции наделен ограниченными полномочиями по проверке судебных актов нижестоящих инстанций - имеет право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права, однако не полномочен при этом непосредственно переходить к исследованию доказательств и переоценке установленных на их основании фактических обстоятельств.
Принятые по делу решение суда первой инстанции и определение апелляционной инстанции вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для их отмены отсутствуют.
Приложенные к кассационной жалобе дополнительные доказательства (письмо Пермского краевого суда от 26 апреля 2021 г., письма ОСФР по Пермскому краю от 30 января 2023 г. № 9899, от 28 февраля 2023 г. № 59-11/4651л, материалы из гражданского дела № 2-416/08), с учетом положений части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не принимаются и подлежат возврату, соответственно, указанные документы не могут быть приняты во внимание при проверке обжалуемых судебных актов. Не подлежат проверке и доводы кассационной жалобы со ссылкой на вышеуказанные дополнительные доказательства, не принятые судебной коллегией по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции.
Учитывая, что принятые по делу судебные постановления в части, вступившей в законную силу, вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, основания для их отмены по доводам жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 3795, 3796, 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Соликамского городского суда Пермского края от 8 августа 2022 г. в неотмененной части и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 21 ноября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи