НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12.07.2022 № 2-398/2021

УИД № 66RS0016-01-2021-000262-96

Дело № 88-10415/2022

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Челябинск 12 июля 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Давыдовой Т.И.

судей Шушкевич О.В., Ложкарёвой О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело№ 2-398/2021 по иску ФИО1 к Думе Артемовского городского округа, Администрации Артемовского городского округа, Главе Артемовского городского округа о возложении обязанностей,

по кассационной жалобе ФИО1 на решение Артемовского городского суда Свердловской области от 26 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 11 марта 2022 года.

Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Шушкевич О.В. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Думе Артемовского городского округа, Администрации Артемовского городского округа, Главе Артемовского городского округа, Счетной палате Артемовского городского округа о возложении обязанностей в части обеспечения гарантий по выплате денежного содержания.

В обоснование требований указала, что Указом Губернатора Свердловской области от 24 августа 2018 № 403-УГ внесены изменения в Указ Губернатора Свердловской области от 14 февраля 2011 года № 75-УГ «О реализации Закона Свердловской области от 15 июля 2005 года № 84-03 «Об особенностях государственной гражданской службы Свердловской области» в части основных гарантий государственных гражданских служащих Свердловской области в сфере оплаты труда, в соответствии с которыми годовое денежное содержание государственных служащих Свердловской области увеличилось с 35,5 до 42,5 должностных окладов, произведено увеличение планового годового фонда оплаты труда на 7 окладов. Указанные изменения не предусматривали увеличение должностных окладов, а потому дополнительные 7 окладов должны были выплачиваться любыми иными составляющими денежного содержания муниципальных служащих (надбавками, премиями и т.д.). На 2019-2020 годы в утвержденных Думой Артемовского городского округа бюджетах Артемовского городского округа планировались необходимые ассигнования для обеспечения выплаты денежного содержания муниципальным служащим исходя из 42,5 должностных окладов муниципальных служащих в расчете на год. Однако соответствующие изменения в Положение об оплате труда муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Артемовского городского округа, утвержденное решением Думы Артемовского городского округа от 24 апреля 2008 года № 330 «Об оплате труда муниципальных служащих Артемовского городского округа», не внесены, оплата труда муниципальных служащих осуществляется исходя из 35,5 должностных окладов, а экономия планируемых бюджетных ассигнований перераспределяется на другие цели. Ответственными органами местного самоуправления за внесение данных изменений являются Глава Артемовского городского округа, Администрация Артемовского городского округа, Дума Артемовского городского округа, Счетная палата Артемовского городского округа. Обращения истца с просьбой о принятии исчерпывающих мер и оказанию содействия в принятии решений Думы, предусматривающих формирование фонда оплаты труда муниципальных служащих Артемовского городского округа исходя из 42,5 должностных окладов, направленные в адрес председателя Думы Артемовского городского округа, председателя Счетной палаты Артемовского городского округа остались без внимания. Из-за действий (бездействия) Главы Артемовского городского округа, Администрации Артемовского городского округа, Думы Артемовского городского округа, выразившихся в необеспечении принятия изменений в Положение об оплате труда в части формирования фонда оплаты труда муниципальным служащим исходя из 42,5 должностных окладов муниципальных служащих в расчете на год, нарушается право истца на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания, задолженность по выплате денежного содержания за 2019 – 2020 годы составила 530 506 руб. В период рассмотрения дела Думой Артемовского городского округа принято решение от 17 июня 2021 № 830 «Об утверждении Положения об оплате труда муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Артемовского городского округа», которым с 01 июля 2021 года увеличен фонд оплаты труда муниципальных служащих, определена структура денежного содержания муниципальных служащих Артемовского городского округа с учетом изменений, внесенных Указом Губернатора Свердловской области от 24 августа 2018 года№ 403-УГ. Однако действие данного постановления Думы Артемовского городского округа распространено на период с 01 июля 2021 года, а не с 01 января 2019 года, когда фактически должно было быть произведено увеличение фонда оплаты труда муниципальных служащих.

Решением Артемовского городского суда Свердловской области от 26 ноября 2021 года отказано в удовлетворении иска ФИО1 об обязании Думы Артемовского городского округа в срок не позднее 30 календарных дней со дня вступления настоящего решения суда в законную силу внести изменения в решение Думы Артемовского городского округа от 17 июня 2021 года № 830 «Об утверждении Положения об оплате трудамуниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Артемовского городского округа», изложив пункт 3 решения в следующей редакции: «действие настоящего решения распространить на правоотношения, возникшие с 01 января 2019 года», принятии решения о внесении изменений в бюджет Артемовского городского округа, предусматривающего Финансовому управлению Администрации Артемовского городского округа выделение ассигнований на общую сумму 530 506 руб. с целью оплаты ФИО1 недополученного денежного содержания в размере 407 455 руб. и начислений на заработную плату в размере 123 051 руб. за период с 01 января 2019 года по 22 января 2021 года; обязании Администрации Артемовского городского округа в срок не позднее 10 календарных дней со дня вступления настоящего решения в законную силу разработать и направить в Думу Артемовского городского округа проект решения Думы Артемовского городского округа о внесении изменений в бюджет Артемовского городского округа, предусматривающего Финансовому управлению Администрации Артемовского городского округа выделение ассигнований на общую сумму 530 506 руб. с целью оплаты ФИО1 недополученного денежного содержания в размере 407 455 руб. и начислений на заработную плату в размере 123 051 руб. за период с 01 января 2019 года по 22 января 2021 года; обязании Главы Артемовского городского округа в срок не позднее тридцати пяти календарных дней со дня вступления настоящего решения суда в законную силу обеспечить выплату ФИО1 недополученного за период с 01 января 2019 года по 22 января 2021 года денежного содержания в размере 407 455 руб. путем издания распоряжения Главы Артемовского городского округа и направления его на исполнение в Финансовое управление Администрации Артемовского городского округа.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 11 марта 2022 года решение Артемовского городского суда Свердловской области от 26 ноября 2021 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба истца – без удовлетворения.

В кассационной жалобе ФИО1 просит отменить судебные акты, полагая их незаконными.

Указывает на то, что своими действиями (бездействиями) органы местного самоуправления Артемовского городского округа нарушили ее законные права, не обеспечив лично ей соотносительность основных условий оплаты труда, социальных гарантий, а также право на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания, чем грубо нарушили положения статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и статей 5, 23 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Решением Думы Артемовского городского округа от 17 июня 2021 года № 830 не были восстановлены ее права, поскольку действие нового решения установлено не с 01 января 2019 года, как должно было быть, а с 01 июля 2021 года. При уточнении исковых требований она просила обязать Главу Артемовского городского округа в срок не позднее тридцати пяти календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить выплату ей недополученного за период с 01 января 2019 года по 22 января 2021 года денежного содержания в размере 407 455 руб. путем издания соответствующего распоряжения и направления его на исполнение в Финансовое управление Администрации Артемовского городского округа, именно данное требование является основным, а не производным от других требований. Другие требования в виде обязания Думы Артемовского городского округа принять решение, распространяющее свое действие за прошлое время, предъявлялись исключительно с целью устранить аналогичные нарушения прав муниципальных служащих Артемовского городского округа в целом, а не только ее. Действиями (бездействием) органы местного самоуправления Артемовского городского округа нарушили ее законные права, в том числе право на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания.

На кассационную жалобу поступили возражения ответчика Администрации Артемовского городского округа, третьего лица Министерства финансов Свердловской области, в которых указано на необоснованность доводов истца и отсутствие оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, извещены, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.

Судом первой и апелляционной инстанций установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 проходила муниципальную службу в Финансовом управлении Артемовского городского округа с 30 июня 1997 года по 22 января 2021 года, в том числе с 01 мая 2017 года - в должности заместителя Главы администрации Артемовского городского округа - начальника Финансового управления Администрации Артемовского городского округа.

До 30 июня 2021 года действовало Положение об оплате труда муниципальных служащих Артемовского городского округа, утвержденное решением Думы Артемовского городского округа от 24 апреля 2008 года № 330, согласно которому годовое денежное содержание муниципальных служащих состояло из 35,5 должностных окладов.

Указом Губернатора Свердловской области от 24 августа 2018 года № 403-УГ внесены изменения в Указ Губернатора Свердловской области от 14 февраля 2011 года № 75-УГ «О реализации Закона Свердловской области от 15 июля 2005 года № 84-03 «Об особенностях государственной гражданской службы Свердловской области» в части основных гарантий государственных гражданских служащих Свердловской области в сфере оплаты труда (с 01 октября 2018 года произведено увеличение планового фонда оплаты труда на 7 окладов государственным гражданским служащим Свердловской области).

Решением Думы Артемовского городского округа № 830 от 17 июня 2021 года утверждено Положение об оплате труда муниципальных служащих, замещающих должности в органах местного самоуправления Артемовского городского округа, которое действует с 01 июля 2021 года, увеличен фонд оплаты труда, в том числе до 42,5 должностных окладов.

Полагая, что увеличение фонда оплаты труда с 01 июля 2021 года нарушает ее права, поскольку такое увеличение должно было быть осуществлено с 01 января 2019 года, требовала обязать Думу внести изменения в Положение об оплате труда и бюджет округа с тем, чтобы ей была обеспечена выплата недополученной заработной платы за период с 01 января 2019 года по 22 января 2021 года, общая сумма денежных средств составляет 530 506 руб., в том числе недополученное денежное содержание в размере 407 455 руб. и начисления на заработную плату в размере 123 051 руб.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных ФИО1 требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной гражданской службе Российской Федерации», Закона Свердловской области от 29 октября 2007 года № 136-ОЗ «Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области», Устава Артемовского городского округа на основании оценки совокупности представленных сторонами доказательств и установленных обстоятельств исходил из того, что определение размера и условий оплаты труда муниципальных служащих относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации; уполномоченным органом на принятие, изменение и отмену муниципальных правовых актов, касающихся увеличения фонда оплаты труда муниципальных служащих Артемовского городского округа, является Дума Артемовского городского округа, являющаяся представительным органом муниципального образования, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа; соответственно, судебным постановлением на Думу Артемовского городского округа не может быть возложена обязанность принять решение об изменении Положения об оплате труда муниципальных служащих с распространением его действия на прошлое время, а также о внесении изменений в бюджет Артемовского городского округа.

Не установив оснований для возложения на Думу Артемовского городского округа обязанности по принятию соответствующих решений, суд отказал истцу в удовлетворении остальных требований.

Проверяя законность и обоснованность принятого судом решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнительно указав на избрание истцом неверного способа защиты своих прав.

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, подтверждаются доказательствами, представленными в материалы дела, которым дана надлежащая правовая оценка.

Настаивая на отмене оспариваемых судебных постановлений, ФИО1 ссылается на нарушение ее законных прав органами местного самоуправления, несвоевременное принятие Думой Артемовского городского округа решения о внесении изменений в бюджет Артемовского городского округа, в результате чего она была лишена права на получение денежного содержания в большем размере.

Между тем указанные доводы о незаконности судебных постановлений не свидетельствуют, повторяют позицию истца, изложенную в судах первой и апелляционной инстанций, являлись предметом судебной проверки, обоснованно признаны несостоятельными.

Согласно статье 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Частью 2 статьи 22 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу статьи 42 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

Пунктом 2 статьи 53 указанного закона предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

Порядок прохождения муниципальной службы на территории Свердловской области регулируется Законом Свердловской области от 29 октября 2007 года № 136-ОЗ «Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области».

В соответствии с пунктом 3 статьи 14 областного закона от 29 октября 2007 года № 136-ОЗ органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, в соответствии с федеральным законом самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления в соответствии с федеральным законом устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области.

Исходя из указанных положений размер и условия оплаты труда муниципального служащего отнесены к исключительной компетенции органов местного самоуправления, система оплаты труда в органах местного самоуправления устанавливается правовыми актами представительного органа.

Проанализировав положения статей 40, 45 Устава Артемовского городского округа, статьи 22 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», аналогичные положения статьи 14 Закона Свердловской области от 29 октября 2007 года № 136-О3 «Об особенностях муниципальной службы на территории Свердловской области», решение Думы Артемовскогогородского округа от 24 апреля 2008 года № 330 «Об оплате труда муниципальных служащих Артемовского городского округа», суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Дума Артемовского городского округа является самостоятельным органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа, в том числе полномочиями по принятию, изменению и отмене муниципальных правовых актов.

При этом реализация полномочий Думы Артемовского городского округа осуществляется в порядке, установленном принятым Думой Артемовского городского округа Регламентом, путем созыва, проведения заседаний и голосования депутатов.

Установив указанные обстоятельства и приняв во внимание, что суд, рассматривающий дело в порядке гражданского судопроизводства, не вправе вмешиваться в нормотворческую деятельность органа местного самоуправления, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у суда полномочий для возложения на Думу Артемовского городского округа обязанности по принятию соответствующего решения, в связи с чем в удовлетворении исковых требований ФИО1 было отказано.

Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, суд апелляционной указал на то, что по существу ФИО1 заявлены требования о распространении действий решения Думы Артемовского городского округа № 830 от 17 июня 2021 года на временной период, предшествующий дате принятия приказа, путем возложения на представительный орган муниципального образования обязанности по внесению в текст муниципального правового акта изменений.

Ввиду отсутствия у суда таких полномочий, суд апелляционной инстанции обосновал отказ в удовлетворении исковых требований ФИО1, в том числе избранием ненадлежащего способа защиты права, дополнительно отметив, что в случае несогласия с решением Думы в части указания начала срока его действия (пункт 3 решения) ФИО1 не лишена права оспаривать его в порядке административного судопроизводства

Изучение материалов дела показывает, что судами все юридически значимые обстоятельства установлены верно, представленным сторонами доказательствам дана верная правовая оценка, выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на приведенном выше правовом регулировании спорных правоотношений, установленных судами обстоятельствах, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.

Вопреки доводам кассационной жалобы при рассмотрении настоящего гражданского дела судами первой и апелляционной инстанции не допущено нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного постановления.

С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных постановлений в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы заявителя не имеется.

Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,

определила:

решение Артемовского городского суда Свердловской области от 26 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 11 марта 2022 годаоставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи