УИД 74RS0002-01-2023-001010-75
Дело № 88-21074/2023
мотивированное определение
изготовлено 07 декабря 2023 года
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Челябинск 30 ноября 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М.,
судей Зеленовой Е.Ф., Карповой О.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-3322/2023 по иску ФИО1 к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области об изменении даты постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты,
по кассационной жалобе ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 07 августа 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зеленовой Е.Ф. об обстоятельствах дела, принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, пояснения представителя ФИО1 – адвоката Мухеева А.М., поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области (далее ГУМВД России по Челябинской области) о признании датой постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты дату подачи заявления -14 февраля 2013 г.
В обоснование исковых требований указал, что проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации. Уволен со службы 05 мая 2022 года по выслуге лет. Своего жилья не имеет. Решением жилищно-бытовой комиссии поставлен в очередь на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения 12 июля 2013 года, тогда как фактически заявление им подано 14 февраля 2013 года. Однако до настоящего времени указанная выплата не произведена.
Решением Центрального районного суда города Челябинска от 15 мая 2023 года исковые требования ФИО1 удовлетворены; на ГУ МВД России по Челябинской области возложена обязанность внести изменения в дату постановки на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ФИО1 и его семьи путем издания соответствующего распоряжения, указав дату постановки на учет 14 февраля 2013 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 07 августа 2023 года решение Центрального районного суда города Челябинска от 15 мая 2023 года отменено, в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе и в дополнениях к ней ФИО1 просит отменить апелляционное определение, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права.
ФИО1, представитель Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области в судебное заседание кассационной инстанции не явились, извещены, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 3976 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления.
Судом апелляционной инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 проходил службу в органах внутренних дел РФ в должности начальника смены дежурной части ОП «Северо-Западный» УМВД России по г. Челябинску в период с 10 июля 2003 года по 05 мая 2022 года.
14 февраля 2013 года ФИО1 обратился в жилищно-бытовую комиссию ГУ МВД России по Челябинской области с заявлением о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Челябинской области № 34 от 12 июля 2013 года следует, что ФИО1 принят на учет на получение единовременной социальной выплаты с семьей в составе четырех человек; решение жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Челябинской области утверждено распоряжением 22 июля 2013 года № 83-р.
До настоящего времени единовременная социальная выплата ФИО1 не произведена.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, ссылаясь на положением статьи 4 Федерального закона 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1223 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации», исходил из того, что при определении порядка очередности учитывается стаж службы и дата подачи заявления, при этом преимущество по стажу службы может быть предоставлено только среди сотрудников, подавших заявление в одну дату. Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к выводу о том, что постановка ФИО1 на учет для получения единовременной социальной выплаты произведена без учета даты подачи им соответствующего заявления (14 февраля 2013 года), поскольку лица, обратившиеся с аналогичными заявлениями позднее истца, а именно, <данные изъяты> (дата подачи заявления 19 февраля 2013 года), <данные изъяты> (дата подачи заявления 18 февраля 2013 года), <данные изъяты> (дата подачи заявления 18 февраля 2013 года), поставлены на учет ранее ФИО1 С учетом установленных обстоятельств суд пришел к выводу о нарушении ответчиком порядка постановки истца на учет для получения единовременной социальной выплаты, возложив на ГУ МВД России по Челябинской области обязанность внести изменения в дату постановки на учет ФИО1 и членов его семьи на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, указав дату постановки на учет 14 февраля 2013 года.
Проверяя законность принятого решения, суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился. Отменяя решение суда и принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1223, в редакции, действовавшей на день подачи истцом заявления о постановке на учет, исходил из того, что дата подачи заявления о принятии на учет имеет юридическое значение и принимается во внимание непосредственно при определении порядка очередности для предоставления единовременной социальной выплаты. Оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе список очередников и распоряжение от 22 июля 2013 года № 83-р, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для постановки ФИО1 на соответствующий учет с даты подачи заявления, поскольку фактически его заявление было рассмотрено жилищно-бытовой комиссией 12 июля 2013 года, о соблюдении ответчиком порядка очередности при постановке ФИО1 на учет для получения единовременной социальной выплаты с учетом его стажа, даты подачи им заявления, и преимущественного права других сотрудников, подавших заявление одновременно с истцом и имеющих больший стаж.
Настаивая на отмене апелляционного определения, истец ФИО1 считает, что датой постановки на учет является дата подачи заявления, исходя из которой и должно определяться его право на получение единовременной социальной выплаты.
Приведенные истцом доводы не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного постановления.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» данный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел (часть 1); единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 4); правила предоставления единовременной социальной выплаты, порядок расчета ее размера и порядок исчисления стажа службы в органах внутренних дел для предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 5).
Согласно пункту 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1223, в редакции, действовавшей на день подачи истцом заявления о постановке на учет, принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась.
В соответствии с пунктом 10 указанных Правил для рассмотрения заявлений сотрудников и принятия сотрудников на учет для получения единовременной выплаты правовым актом федерального органа исполнительной власти, органа образуется комиссия по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам.
Дата приема заявления сотрудника и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, отражается в регистрационном журнале комиссии. Сотруднику выдается справка о дате приема его заявления и документов (пункт 11 Правил).
Согласно пункту 15 Правил решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил. Решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной социальной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа.
В соответствии с пунктом 20 Правил сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления.
Пунктом 31 Правил предусмотрено, что единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.
В соответствии с частью 10 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», введенной Федеральным законом от 23 ноября 2015 года № 315-ФЗ «О внесении изменений в статьи 4 и 20 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», сотрудник и гражданин Российской Федерации, уволенный со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, состоящие на учете в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты и имеющие трех и более детей, проживающих совместно с ними, либо удостоенные звания Героя Российской Федерации, либо являющиеся ветеранами боевых действий на территории Афганистана, либо имеющие одного и более ребенка-инвалида, проживающего совместно с ними, имеют преимущественное право на предоставление им единовременной социальной выплаты перед сотрудниками и гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, принятыми на учет в том же году.
В приложении к Правилам приведена форма книги учета, в которой в графе 5 указано, что датой принятия сотрудника на учет является дата правового акта, утверждающего решение о принятии на учет.
Давая правовую оценку действиям ответчика, суд апелляционной инстанции исходил из того, что законодательство различает дату подачи заявления сотрудника и дату принятия на учет (дата правового акта, утверждающего решение о принятии на учет). Проанализировав содержание Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что дата принятия правового акта федерального органа исполнительной власти и является датой постановки на учет. Дата подачи заявления о принятии на учет имеет юридическое значение и принимается во внимание непосредственно при определении порядка очередности для предоставления единовременной выплаты. При определении порядка очередности сотрудника учитываются стаж службы и дата подачи заявления, при этом преимущество по стажу службы может быть предоставлено только среди сотрудников, подавших заявление в эту же дату. Преимущественное право лиц, указанных в части 10 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», реализуется исключительно среди очередников, поставленных на учет в том же году, что и указанные лица.
Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции в части даты постановки на учет с даты подачи заявления (14 февраля 2013 года), отменяя решение суда и принимая новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции, установив, что заявление ФИО1 о постановке на учет было рассмотрено жилищно-бытовой комиссией 12 июля 2013 года, решение жилищно-бытовой комиссии о постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения было утверждено распоряжением ГУ МВД России по Челябинской области 22 июля 2013 года № 83-р, пришел к правильному выводу об отсутствии нарушения прав истца, поскольку право на получение единовременной социальной выплаты определено ответчиком с учетом даты подачи заявления о чем свидетельствует представленный ответчиком журнал №31, в котором очередность лиц, имеющих право на единовременную социальную выплату определена с учетом даты подачи заявления.
При этом судом апелляционной инстанции подробно проанализирован список сотрудников очередников, претендующих на получение единовременной социальной выплаты, представленный ГУ МВД России по Челябинской области, установлено соблюдение ответчиком порядка очередности, внесение сведений об очередниках в книгу учета сотрудников в соответствии с требованиями пункта 20 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1223, с учетом даты подачи ими заявления о постановке на учет и продолжительности службы.
По результатам оценки представленных в материалы дела доказательств обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав ФИО1 на получение единовременной социальной выплаты, судом апелляционной инстанции не установлено.
Не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного постановления доводы заявителя жалобы, указывающие на то, что постановлением Правительства от 03 ноября 2023 года №1854 внесены изменения в Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации ….., утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года №1223 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации», из содержания которых следует, что при постановке на учет для получения единовременной выплаты датой принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты является дата приема заявления сотрудника и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил.
Поводом для обращения истца в суд с иском послужили действия ответчика, совершенные им до вступления в силу вышеуказанного постановления Правительства от 03 ноября 2023 года № 1854, соответственно их правовая оценка производилась судом исходя из правового регулирования, действующего на момент постановки истца на учет. Вместе с тем проверка законности обжалуемого судебного постановления осуществляется на момент его принятия. Изменения правового регулирования в части даты постановки на учет, вступившие в силу после вынесения апелляционного определения от 07 августа 2023 года, не свидетельствуют о незаконности обжалуемого судебного постановления.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего гражданского дела судом апелляционной инстанции не допущено нарушений или неправильного применение норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного постановления.
С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного постановления в соответствии со статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 07 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи