УИД: 66RS0004-01-2021-010199-21
Дело № 88-11079/2023
мотивированное определение
составлено 06 июля 2023 года
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Челябинск 29 июня 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.,
судей Жуковой Н.А., Шушкевич О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-336/2022 по иску ФИО1, ФИО2 к Екатеринбургскому муниципальному унитарному предприятию «Городской транспорт» о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы и выплатить недополученную заработную плату, возложении обязанности установить часовую тарифную ставку в соответствии с Отраслевым соглашением по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020-2022 годы,
по кассационной жалобе Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия «Городской транспорт» на решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 30 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 01 февраля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Жуковой Н.А. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы и возражений на нее, объяснения представителя ответчика Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия «Городской транспорт» – ФИО3, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Екатеринбургскому унитарному предприятию «Городской транспорт» (далее - ЕМУП «Городской транспорт») о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы и взыскать недополученную заработную плату за период с 01 января 2020 года по 31 июля 2021 года включительно в сумме 601 194 руб. 04 коп. с применением часовой тарифной ставки с 01 января 2020 года по 31 декабря 2020 года включительно в размере 162 руб. 22 коп., с 01 января 2021 года по 31 марта 2021 года включительно в размере 171 руб. 07 коп., с 01 апреля 2021 года по 31 июля 2021 года включительно в размере 186 руб. 63 коп.; возложении обязанности с 01 августа 2021 года установить часовую тарифную ставку в соответствии с Отраслевым соглашением по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020-2022 годы (далее также – Отраслевое соглашение) в размере 186 руб. 63 коп.; взыскании почтовых расходов.
ФИО2 обратился в суд с иском к ЕМУП «Городской транспорт» о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы и взыскать недополученную заработную плату за период с 01 января 2020 года по 31 июля 2021 года включительно в сумме 576 185 руб. 68 коп. с применением часовой тарифной ставки с 01 января 2020 года по 31 декабря 2020 года включительно в размере 162 руб. 22 коп., с 01 января 2021 года по 31 марта 2021 года включительно в размере 171 руб. 07 коп., с 01 апреля 2021 года по 31 июля 2021 года включительно в размере 186 руб. 63 коп.; возложении обязанности с 01 августа 2021 года установить часовую тарифную ставку в соответствии с Отраслевым соглашением в размере 186 руб. 63 коп.; взыскании почтовых расходов.
Определением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 21 декабря 2021 года гражданские дела по иска ФИО4 и ФИО2 к ЕМУП «Городской транспорт» объединены в одно производство.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что ФИО1 с 21 марта 2011 года, ФИО2 с 06 июля 2015 года по настоящее время на основании трудовых договоров в редакции дополнительных соглашений состоят в трудовых отношениях с ЕМУП «Городской транспорт» в качестве водителя автомобиля 3 класса на регулярных (городские, пригородные, детские перевозки, перевозки на сельхоз работы) перевозках. За выполнение трудовых обязанностей по должности водителя автобуса длиной 7-12 метров, работодателем установлен тариф (часовая тарифная ставка) с 01 января 2020 года по 31 января 2021 года в размере 88 руб. 62 коп. по 7 разряду, месячная тарифная ставка 14 575 руб. в месяц; с 01 февраля 2021 года по 31 марта 2021 года в размере 92 руб. 97 коп. по 7 разряду, месячная тарифная ставка 15 294 руб. в месяц; с 01 апреля 2021 года по 31 июля 2021 года в размере 104 руб. 23 коп. по 8 разряду (свыше 12 до 15 метров), месячная тарифная ставка 17 146 руб. в месяц. По мнению истцов данные условия оплаты труда нарушают требования Отраслевого соглашения, в период с 01 января 2020 года по 31 июля 2021 года заработная плата им начисляется и выплачивается не в полном объеме, поскольку тарифная ставка, предусмотренная в трудовом договоре, не соответствует Отраслевому соглашению. Гарантированный Отраслевым соглашением базовый (минимальный) размер тарифной ставки рабочих 1 разряда составляет МРОТ, к которому применяется межтарифный коэффициент соседних разрядов 0,2, поэтому согласно требованиям Отраслевого соглашения для оплаты по 7 разряду в 2020 году часовая тарифная ставка должна составлять 162 руб. 22 коп., в период с 01 января 2021 года по 31 марта 2021 года часовая тарифная ставка должна составлять 171 руб. 07 коп., с 01 апреля 2021 года по 31 июля 2021 часовая тарифная ставка по 8 разряду должна составлять 186 руб. 63 коп. Согласно представленным истцами расчетам размер недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с 01 января 2020 года по 31 июля 2021 года для ФИО1 составляет 601 194 руб. 04 коп. (до вычета НДФЛ), для ФИО2 - 576 185 руб. 68 коп. (до вычета НДФЛ).
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены администрация г. Екатеринбурга в лице Комитета по транспорту, организации дорожного движения и развитию улично-дорожной сети, Департамент по управлению муниципальным имуществом, Некоммерческая организация «Российский автотранспортный союз», Союз автотранспортных предпринимателей Свердловской области (САПС), Общественная организация «Общероссийской профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства».
Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 30 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 01 февраля 2023 года, исковые требования ФИО1 удовлетворены частично: на ЕМУП «Городской транспорт» возложена обязанность произвести перерасчет заработной платы за период с 10 сентября 2020 года по 31 декабря 2020 года с применением часовой тарифной ставки в размере 162 руб. 22 коп., за период с 01 января 2021 года по 31 декабря 2021 года с применением часовой тарифной ставки 171 руб. 07 коп. С ЕМУП «Городской транспорт» в пользу ФИО1 взыскана заработную плату за период с 10 сентября 2020 года по 31 июля 2021 года в сумме 317 813 руб. 28 коп., а также почтовые расходы в сумме 104 руб. 28 коп. На ЕМУП «Городской транспорт» возложена обязанность установить ФИО1 с 01 августа 2021 года часовую тарифную ставку в соответствии с Отраслевым соглашением по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020-2022 годы в размере 186 руб. 63 коп. В удовлетворении остальной части иска ФИО1 отказано. Решение суда о взыскании в пользу ФИО1 заработной платы за три месяца с мая по июль 2021 года в сумме 63 063 руб. 51 коп. обращено к немедленному исполнению.
Этим же решением суда исковые требования ФИО2 удовлетворены частично: на ЕМУП «Городской транспорт» возложена обязанность произвести перерасчет заработной платы за период с 01 января 2020 года по 31 декабря 2020 года с применением часовой тарифной ставки в размере 162 руб. 22 коп., за период с 01 января 2021 года по 31 декабря 2021 года с применением часовой тарифной ставки 171 руб. 07 коп. С ЕМУП «Городской транспорт» в пользу ФИО2 взыскана заработная плата за период с 01 января 2020 года по 31 июля 2021 года в сумме 576 185 руб. 70 коп., а также почтовые расходы в сумме 104 руб. 28 коп. На ЕМУП «Городской транспорт» возложена обязанность установить ФИО2 с 01 августа 2021 года часовую тарифную ставку в соответствии с Отраслевым соглашением по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020-2022 годы в размере 186 руб. 63 коп. Решение суда о взыскании в пользу ФИО2 заработной платы за три месяца с мая по июль 2021 года в сумме 72 520 руб. 62 коп. обращено к немедленному исполнению.
С ЕМУП «Городской транспорт» в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 12 139 руб. 99 коп.
В кассационной жалобе ЕМУП «Городской транспорт» ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, как незаконных.
В письменном отзыве ФИО2 просит кассационную жалобу ответчика оставить без удовлетворения.
Истцы, представители третьих лиц в судебное заседание суда кассационной инстанции до и после перерыва не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. Информация о рассмотрении дела и объявленном в судебном заседании перерыве была заблаговременно размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 3796 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Заслушав представителя ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что имеются основания для отмены решения суда и апелляционного определения в части, в связи с нарушением норма материального и процессуального права.
Судом установлено, из материалов дела следует, что ФИО1 с 21 марта 2011 года, ФИО2 с 06 июля 2015 года состоят в трудовых отношениях с ЕМУП «Городской транспорт». Истцы работают водителями автомобиля 3 класса на регулярных (городские, пригородные, детские перевозки, перевозки на сельхоз работы) перевозках.
ЕМУП «Городской транспорт» является действующим юридическим лицом, муниципальным унитарным предприятием с основным видом деятельности - деятельность сухопутного пассажирского транспорта: перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении.
Условиями заключенных между сторонами трудовых договоров за выполнение трудовых обязанностей истцам установлена повременно-премиальная система оплаты труда. Оплата труда производится по часовым тарифным ставкам в зависимости от вида перевозок и длины автобуса (раздел 3 трудового договора).
На основании пункта 6.3 Коллективного договора между ЕМУП «Городской транспорт» и его работниками на 2019-2022 годы и приложения № 3 к нему оплата труда водителей автомобиля (автобусные перевозки) производится по 7-9 разряду по Единой тарифной сетке по оплате труда рабочих и служащих, разработанной на предприятии:
по 7 разряду - в период с 01 января 2020 года по 31 января 2021 года часовая тарифная ставка истцам (водителям) была установлена в размере 88 руб. 62 коп., тарифный коэффициент 1,7832, месячная тарифная ставка 14 575 руб., с 01 февраля 2021 года по 31 марта 2021 года в размере 92 руб. 97 коп., тарифный коэффициент 1,7832, месячная тарифная ставка 15 294 руб.;
по 8 разряду - с 01 апреля 2021 года по 31 июля 2021 года в размере 104 руб. 23 коп., тарифный коэффициент 1,9993, месячная тарифная ставка 17 146 рублей в месяц.
Размер начисленной и выплаченной истцам заработной платы с применением установленных работодателем часовых тарифных ставок в спорный период подтвержден расчетными листками.
В пункте 6.2 Коллективного договора ЕМУП «Городской транспорт» на 2019-2022 годы предусмотрено, что тарифная ставка рабочих 1 разряда подлежит установлению в размере не ниже минимальной (базовой) тарифной ставки, определенной Федеральным отраслевым соглашением по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту.
Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства и Некоммерческой организацией Российский автотранспортный союз 19 ноября 2019 года утверждено Отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы.
Согласно пункту 3.1 Отраслевого соглашения в первоначальной редакции базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих 1 разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 01 января 2020 года в размере не ниже минимального размера оплаты труда, принятого в Российской Федерации.
Указанный размер базовой (минимальной) тарифной ставки рабочих 1 разряда служит основой для дифференциации минимальных тарифных ставок и должностных окладов других категорий работников. При этом разница между межтарифными коэффициентами соседних разрядов не может быть менее 0,2. Тарифная сетка по оплате труда работников устанавливается организацией самостоятельно и фиксируется в коллективном договоре (пункт 3.5 Отраслевого соглашения в первоначальной редакции).
ЕМУП «Городской транспорт» являлся членом Некоммерческой организации «Союз автотранспортных предпринимателей Свердловской области» (САПС) до 31 декабря 2021 года, вышел из данной организации с 01 января 2022 года.
Из расчетных листков истцов следует, что условия оплаты труда, предусмотренные Отраслевым соглашением, при начислении истцам заработной платы работодателем в полной мере не исполнялись.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 21, 56, 129, 135, 143 Трудового кодекса Российской Федерации, Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020-2022 годы, Коллективного договора ЕМУП «Городской транспорт», исходил из того, что положения указанного Отраслевого соглашения распространяются на ответчика, возможность применения при установлении минимального размера тарифной ставки какого-либо иного соглашения положениями коллективного договора ЕМУП «Городской транспорт» не предусмотрена, в связи с чем пришел к выводу о том, что при начислении заработной платы работодателю необходимо было руководствоваться тарифными ставками, рассчитанными в соответствии с условиями Отраслевого соглашения.
Принимая во внимание минимальный размер оплаты труда с 01 января 2020 года – 12 130 руб., с 01 января 2021 года – 12 792 руб., суд первой инстанции произвел расчет тарифных ставок истцов, исходя из пунктов 3.1, 3.5 Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020-2022 годы, установив, что месячная тарифная ставка водителя 7 разряда в 2020 году должна составлять 162 руб. 22 коп., в 2021 году – 171 руб. 08 коп., водителя 8 разряда в 2021 году – 186 руб. 63 коп.
Отклоняя доводы ответчика о необходимости применения в 2020 году действующего на территории Свердловской области Областного соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2018-2020 годы (далее - Региональное соглашение), согласно которому минимальный размер тарифной ставки рабочих 1 разряда подлежит установлению в размере 8 412 руб., суд первой инстанции исходил из того, что пунктом 3.1 Регионального соглашения установлено, что базовая минимальная тарифная ставка рабочих 1 разряда на предприятиях и организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта устанавливается не ниже тарифной ставки, определенной Федеральным соглашением, которым с 01 января 2020 года является Отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020-2022 годы.
Разрешая ходатайство ответчика о пропуске истцами срока обращения в суд, предусмотренного статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1 до обращения с иском в суд за защитой своих трудовых прав в иные компетентные органы не обращался, расчетные листки им получались своевременно, о составных частях заработной платы он был информирован ежемесячно, в связи с чем пришел к выводу о пропуске им срока обращения в суд за период до 10 сентября 2020 года. В свою очередь, ФИО2 также своевременно получал расчетные листки, знал о составных частях начисленной и выплаченной ему заработной платы, однако он присоединился к поданной работниками ЕМУП «Городской транспорт» коллективной жалобе о нарушении трудовых прав при начислении заработной платы, в связи с чем суд не нашел оснований для применения в отношении него последствий пропуска срока обращения с иском в суд, и определил начало периода для возложения на ответчика обязанности по перерасчету заработной платы ФИО2 с 01 января 2020 года.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции признал обоснованными исковые требования о возложении обязанностей на ответчика произвести перерасчет заработной платы ФИО2 за период с 01 января 2020 года по 31 декабря 2020 года с применением часовой тарифной ставки в размере 162 руб. 22 коп., ФИО1 за период с 10 сентября 2020 года по 31 декабря 2020 года с применением часовой тарифной ставки в размере 162 руб. 22 коп., обоим истцам - за период с 01 января 2021 года по 31 декабря 2021 года с применением часовой тарифной ставки 171 руб. 07 коп. и установить истцам с 01 августа 2021 года часовую тарифную ставку в соответствии с Отраслевым соглашением в размере 186 руб. 63 коп.
С учетом установленных тарифных ставок оплаты труда и срока, в течение которого подлежит перерасчету невыплаченная истцам заработная плата, представленных ответчиком контррасчетов, суд первой инстанции взыскал с ЕМУП «Городской транспорт» в пользу ФИО1 заработную плату за период с 10 сентября 2020 года по 31 июля 2021 года в сумме 317 813 руб. 28 коп., в пользу ФИО2 за период с 01 января 2020 года по 31 июля 2021 года в сумме 576 185 руб. 70 коп.
Суд апелляционной инстанции, при проверке законности и обоснованности решения суда первой инстанции, проанализировав положения статей 8, 40-45, 48, 135 Трудового кодекса Российской Федерации, установленные судом обстоятельства дела, не нашел оснований для отмены решения суда, полагая выводы суда первой инстанции соответствующими обстоятельствам дела, представленным доказательствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Также суд апелляционной инстанции дополнительно указал, что для участников Отраслевого соглашения его положения являются обязательными, ни одна из сторон соглашения не может в течение срока действия соглашения в одностороннем порядке изменить или прекратить выполнение принятых на себя обязательств. Кроме того, в соответствии с пунктом 1.7 Отраслевого соглашения региональные (территориальные) отраслевые и иные соглашения, коллективные договоры и индивидуальные трудовые договоры в организациях, независимо от их организационно-правовых форм и видов собственности, не могут ухудшать социально-экономическое положение работников по сравнению с положениями данного соглашения. Условия коллективных договоров и соглашений, ухудшающие положение работников по сравнению с действующим законодательством и данным соглашением, являются недействительными; а в соответствии со статьей 48 Трудового кодекса Российской Федерации в тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.
Ссылку ответчика на отсутствие реальных возможностей (финансовой возможности) для исполнения условий Отраслевого соглашения, суд апелляционной инстанции признал несостоятельной, указав, что в силу пункта 1.12 Отраслевого соглашения в случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера норм пункта 3.2 соглашения (установление размера заработной платы в размере не менее двукратного прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте Российской Федерации) работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель (представительный орган), избранный работниками вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия пункта 3.2 соглашения в отношении данного работодателя. Стороны рассматривают это предложение и могут принять соответствующее решение о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя. Однако данный пункт введен только дополнительным соглашением к Отраслевому соглашению от 29 декабря 2021 года.
Судебная коллегия соглашается с решением суда первой инстанции и апелляционным определением в части возложения на ЕМУП «Городской транспорт» обязанности произвести ФИО1 и ФИО2 перерасчет заработной платы за период по 31 июля 2021 года, взыскания с ЕМУП «Городской транспорт» в пользу ФИО1 заработной платы в сумме 317 813 руб. 28 коп., а также взыскания с ЕМУП «Городской транспорт» в пользу ФИО1 заработной платы в сумме 576 185 руб. 70 коп., как соответствующими нормам материального права и установленным обстоятельствам дела. Расчеты взысканной судом в пользу истцов заработной платы за период по 31 июля 2021 года сторонами не оспариваются.
Доводы кассационной жалобы о существенном нарушении норм материального права, отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований судебная коллегия считает несостоятельными.
К основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации относит в том числе сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Согласно статье 5 Трудового кодекса Российской Федерации регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется: трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права; иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; указами Президента Российской Федерации; постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров (часть 1 статьи 9 Трудового кодекса Российской Федерации).
Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению (часть 2 статьи 9 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров (абзац второй части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения (часть 4 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации).
Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства (часть 8 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации).
В части 2 статьи 46 Трудового кодекса Российской Федерации приведены взаимные обязательства сторон, которые могут быть включены в соглашение, в числе которых вопросы оплаты труда (в том числе установление размеров минимальных тарифных ставок, окладов (должностных окладов), установление соотношения размера заработной платы и размера ее условно-постоянной части, а также определение составных частей заработной платы, включаемых в ее условно-постоянную часть, установление порядка обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением. Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.
Соглашение действует в отношении: всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением; работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения; органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств (часть 3 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях 3 и 4 статьи 48 Трудового кодекса (часть 5 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников (часть 6 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Соглашением может быть предусмотрено, что в случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений соглашения работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель (представительный орган), избранный работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя. Стороны рассматривают это предложение и могут принять соответствующее решение о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя (часть 7 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).
Трудовые отношения согласно части 1 статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с названным кодексом.
Трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по определенной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующего у данного работодателя (часть 1 статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации).
Одним из обязательных условий трудового договора являются условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) (абзац пятый части 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Тарифная ставка - это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть 3 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации).
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 5 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Тарифные системы оплаты труда - это системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий (часть 1 статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации).
Тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты (часть 2 статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации).
Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда (часть 9 статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует, что определенные трудовым договором условия оплаты труда работника не могут носить произвольный характер. Эти условия должны отвечать действующей у работодателя системе оплаты труда, которая устанавливается с учетом положений коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. При этом трудовые договоры не могут содержать условий, в том числе по оплате труда, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, а также по сравнению с соглашениями, заключаемыми полномочными представителями работников и работодателей в рамках социального партнерства.
Следовательно, если в соглашение, заключенное полномочными представителями работников и работодателей в рамках социального партнерства, включены обязательства сторон по вопросам оплаты труда, в том числе по установлению размеров минимальных тарифных ставок, и это соглашение распространяется на данного работодателя, то условия такого соглашения подлежат применению работодателем при установлении работнику заработной платы. При этом условия оплаты труда работника, предусмотренные в трудовом договоре, не могут быть ухудшены по сравнению с условиями оплаты труда, определенными в названном соглашении.
Отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы утверждено Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства и Некоммерческой организацией Российский автотранспортный союз 19 ноября 2019 года.
Данное соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости 24 декабря 2019 года, регистрационный № 15/20-22, размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и опубликовано в газете «Солидарность».
Письмом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 03 февраля 2020 года № 4-4/10/В-807, опубликованном 12 февраля 2020 года в Российской газете, выпуск № 29, работодателям автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, не участвовавшим в заключении соглашения, предложено присоединиться к нему. Обращено внимание на то, что если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации работодателями, не участвовавшими в заключении соглашения, не будет представлен в установленном частью 9 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, то соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей.
Согласно пункту 1.2 Отраслевого соглашения его сторонами являются: работники организаций автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта в лице их представителя - Общественной организации «Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства»; работодатели в лице Некоммерческой организации Российский автотранспортный союз - представителя организаций автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, являющихся членами Российского автотранспортного союза, а также организаций автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, уполномочивших Российский автотранспортный союз на свое представительство в данном Соглашении, в соответствии с Уставом организации.
В соответствии с пунктом 1.5 Отраслевого соглашения - соглашение является основой при заключении отраслевых соглашений на уровне субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, коллективных договоров в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, трудовых договоров с работниками.
Ни одна из сторон Соглашения не может в течение срока действия Соглашения в одностороннем порядке изменить или прекратить выполнение принятых на себя обязательств. Изменение и дополнение данного Соглашения допускается по взаимному согласию заключивших его сторон в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации и Соглашением (пункт 1.4 Отраслевого соглашения).
Региональные (территориальные) отраслевые и иные соглашения, коллективные договоры и индивидуальные трудовые договоры в организациях, независимо от их организационно-правовых форм и видов собственности, не могут ухудшать социально-экономическое положение работников по сравнению с положениями настоящего Соглашения. Условия коллективных договоров и соглашений, ухудшающие положение работников по сравнению с действующим законодательством и данным Соглашением, являются недействительными (пункт 1.7 Отраслевого соглашения).
Как установлено судами, ответчик является стороной указанного Отраслевого соглашения, поскольку на момент его заключения являлся членом Союза автотранспортных предпринимателей Свердловской области, являющего учредителем (участником) Некоммерческой организации Российский автотранспортный союз, действие Отраслевого соглашения является для ЕМУП «Городской транспорт» обязательным, что подтверждалось ответчиком в отзыве на исковое заявление, представленном в суд первой инстанции.
Отраслевым соглашением в первоначальной редакции предусмотрен размер минимальной тарифной ставки рабочих 1 разряда организаций автомобильного и городского наземного транспорта в размере не ниже минимального размера оплаты труда и порядок ее установления в отношении работников, имеющих другой тарифный разряд, (разница между межтарифными коэффициентами соседних разрядов не может быть менее 0,2), указанное соглашение ответчиком при начислении истцам заработной платы за спорный период не применялось, поэтому суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о наличии оснований для перерасчета заработной платы за спорный период с учетом применения судом последствий пропуска срока на обращение в суд в отношении ФИО1
Доводы кассационной жалобы ответчика о том, что на момент обсуждения проекта Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020-2022 годы и его подписания ЕМУП «Городской транспорт» являлось членом Некоммерческой организации «Союз автотранспортных предпринимателей Свердловской области», в связи с чем относилось к числу работодателей, которые в силу закона должны были принимать непосредственное участие в коллективных переговорах по его заключению, но проект соглашения до сведения не доводился, предварительно его условия не обсуждались, не выяснялся вопрос о возможности выполнения возложенных соглашением обязательств, тем не менее, в установленный законом 30-дневный срок ЕМУП «Городской транспорт» направило сторонам соглашения письмо, которым сообщило о невозможности выполнения его условий в части установления заработной платы, в связи с тем, что в цену муниципальных контрактов, заключенных предприятием с администрацией города Екатеринбурга не включены требования приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 30 мая 2019 года № 158, а с 01 января 2022 года ЕМУП «Городской транспорт» не является членом Некоммерческой организации «Союз автотранспортных предпринимателей Свердловской области», не являются основанием к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку на момент заключения ответчик являлся участником Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020-2022 годы, в связи с чем на него распространяются установленные в нем обязательства по оплате труда работников. В силу части 3 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства.
Указание в кассационной жалобе на то, что Отраслевое соглашение содержит обязательства, финансовое обеспечение выполнения которых для ЕМУП «Городской транспорт» возможно осуществить только за счет средств бюджета муниципального образования «город Екатеринбург», администрация города Екатеринбурга стороной Отраслевого соглашения не являлась, стороны соглашения не обсуждали и не согласовывали с распорядителем бюджетных средств положения проекта соглашения, финансовую возможность по включению расходов на заработную плату в цену муниципальных контрактов, не является основанием для отмены судебных актов, поскольку ЕМУП «Городской транспорт» имеет организационно-правовую форму муниципальное унитарное предприятие, в силу пункта 1 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации признается коммерческой организацией, самостоятельно реализует права и обязанности работодателя. Истцы в трудовых отношениях с администрацией города Екатеринбурга не состоят.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 7 Федерального закона от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование не несут ответственность по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
Вместе с тем, суд кассационной инстанции находит заслуживающими внимания доводы кассационной жалобы о противоречивости решения суда, возложении на ЕМУП «Городской транспорт» за один и тот же период времени разных обязанностей, так как одновременно возложена обязанность произвести перерасчет с 01 августа 2021 года по 31 декабря 2021 года с применением тарифной ставки 171 руб. 07 коп. и обязанность установить с 01 августа 2021 года часовую тарифную ставку 186 руб. 63 коп., что вносит неопределённость и неясность в порядок исполнения решения.
В соответствии с частью 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как следует из разъяснений, изложенных в пунктах 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года №23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств. В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено (статья 138 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении (часть 5 статьи 198, статьи 204 - 207 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При отказе в заявленных требованиях полностью или частично следует точно указывать, кому, в отношении кого и в чем отказано (пункт 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении»).
В силу части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Согласно частям 4, 5 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд. Резолютивная часть решения суда должна содержать выводы суда об удовлетворении иска либо об отказе в удовлетворении иска полностью или в части, указание на распределение судебных расходов, срок и порядок обжалования решения суда.
По смыслу указанных норм процессуального закона решение суда не должно содержать каких-либо противоречий или несоответствий одной его части другим частям решения. Общеправовой принцип правовой определенности предполагает стабильность правового регулирования и исполнимость вынесенных судебных решений.
Вышеприведенные требования процессуального закона судом первой инстанции при рассмотрении гражданского дела не соблюдены.
В мотивировочной и резолютивной частях решения суда содержатся противоречивые данные об обязанности ответчика произвести перерасчет заработной платы в отношении периода с 01 августа 2021 года по 31 декабря 2021 года с применением тарифной ставки одновременно в размере 171 руб. 07 коп. и в размере 186 руб. 63 коп.
Несмотря на доводы апелляционной жалобы о противоречивости решения суда, аналогичные доводам кассационной жалобы, суд апелляционной инстанции указанные нарушения норм процессуального права не устранил.
Кроме того, судебная коллегия обращает внимание на то, что по условиям трудовых договоров, заключенных истцами с ответчиком, оплата труда водителя производится по часовым тарифным ставкам в зависимости от вида перевозок и длины автобуса. В трудовом договоре перечислены несколько тарифных ставок, которые применяются работодателем, исходя из выполненной работы (видов перевозки и управления водителем автобусом определенной длины).
Пунктом 6.3 Коллективного договора между ЕМУП «Городской транспорт» и его работниками на 2019-2022 годы установлено, что оплата труда водителей автомобиля (автобусные перевозки) производится по 7-9 разряду.
Таким образом, определение конкретной тарифной ставки работнику производится работодателем за отработанный период.
Однако при принятии решения об установлении истцам с 01 августа 2021 года единой тарифной ставки в размере 186 руб. 63 коп. судом не приняты во внимание указанные условия трудового договора и коллективного договора, не определены конкретный спорный период и сумма перерасчета заработной платы за этот период.
Учитывая изложенное, доводы кассационной жалобы о том, что не ясен порядок исполнения решения суда с 01 августа 2021 года, заслуживают внимания.
Кроме того, судом первой инстанции не учтено принятие 29 декабря 2021 года Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства и Некоммерческой организацией «Российский автотранспортный союз» дополнительного соглашения № 2 о внесении изменений в Отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020 - 2022 годы, которым дополнен первый абзац пункта 3.1 текстом следующего содержания: «Установить, что введение новых тарифных ставок рабочего 1 разряда в связи с установлением с 1 января 2022 года нового МРОТ в Российской Федерации в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, испытывающих финансовые затруднения, может осуществляться поэтапно в сроки, определенные работодателем по согласованию с комитетом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии - с другим представительным органом работников»; последнее предложение абзаца первого пункта 3.5. Соглашения изложено в следующей редакции: «При этом рекомендуемая разница между тарифными коэффициентами соседних разрядов 0,2».
Указание судом апелляционной инстанции на то, что редакция Отраслевого соглашения после принятия дополнительного соглашения № 2 от 29 декабря 2021 года выходит за рамки спорных правоотношений и не подлежит применению, судебная коллегия считает необоснованным, поскольку решением суда на ответчика возложена обязанность установить истцам часовую тарифную ставку в соответствии с Отраслевым соглашением в размере 186 руб. 63 коп. с 01 августа 2021 года и без ограничения конкретным сроком.
Ввиду изложенного решение Ленинского районного суда г.Екатеринбурга Свердловской области от 30 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 01 февраля 2023 года в части возложения обязанности произвести перерасчет заработной платы ФИО1, ФИО2 за период с 01 августа 2021 года по 31 декабря 2021 года с применением часовой тарифной ставки 171 руб. 07 коп., а также установить им с 01 августа 2021 года часовую тарифную ставку в соответствии с Отраслевым соглашением в размере 186 руб. 63 коп. нельзя признать законными. Они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможно правильное разрешение спора, что является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела в отменной части на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела в отмененной части суду следует учесть изложенное, и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального и процессуального права и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области от 30 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 01 февраля 2023 года отменить в части возложения обязанности на Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие «Городской транспорт» произвести перерасчет заработной платы ФИО1, ФИО2 за период с 01 августа 2021 года по 31 декабря 2021 года с применением часовой тарифной ставки 171 руб. 07 коп., а также установить им с 01 августа 2021 года часовую тарифную ставку в соответствии с Отраслевым соглашением по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту Российской Федерации на 2020-2022 годы в размере 186 руб. 63 коп., дело в отмененной части направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В остальной части эти же решение суда и апелляционное определение оставить без изменения, кассационную жалобу Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия «Городской транспорт» – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи