№ 88 - 5181/2021
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Челябинск 06 мая 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Козиной Н.М., Зеленовой Е.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4995/2020 по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе города Перми о взыскании суммы излишне уплаченных страховых взносов,
по кассационной жалобе ФИО1 на решение Свердловского районного суда города Перми от 16 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 28 декабря 2020 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Козиной Н.М. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, представителя ФИО1 – ФИО2, поддержавшего доводы кассационной жалобы,
судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе города Перми (далее - УПФ в Свердловском районе города Перми) о взыскании излишне уплаченных взносов по обязательному пенсионному страхованию в размере 154 816 рублей 36 копеек.
В обоснование исковых требований ФИО1 сослался на то, что 2014-2015 годах он являлся индивидуальным предпринимателем и состоял на учете в Пенсионном фонде. За 2014 год он уплатил страховые взносы в размере 138 627 рублей 84 копейки (фиксированный размер + 1% с сумм, превышающих доход 300 000 рублей). За 2015 год он уплатил страховые взносы в размере 148 886 рублей 40 копеек (фиксированный размер + 1% с сумм, превышающих доход 300 000 рублей). Полагает, что платежи в Пенсионный фонд должны быть исчислены и уплачены с учетом понесённых расходов. В 2014 году общий размер доходов 675 330 983 рубля должен быть уменьшен на сумму расходов 675 080 118 рублей и составляет 250 865 рублей, следовательно, платеж в Пенсионный фонд должен быть 17 328 рублей 48 копеек. За 2015 год доход в размере 142 164 986 рублей должен быть уменьшен на сумму расходов 146 168 520 рублей. Таким образом, дохода в 2015 году нет, следовательно, платеж в Пенсионный фонд должен быть в размере 18 610 рублей 80 копеек. Пенсионный фонд не учел произведённые им расходы, вследствие чего ему были исчислены и им уплачены страховые взносы в большем размере. 20 февраля 2019 года он обратился с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов, в чем ему было отказано. Решением Свердловского районного суда города Перми от 18 октября 2019 года решение УПФ в Свердловском районе города Перми от 12 июля 2019 года было признано незаконным, суд обязал устранить допущенные нарушения его прав. Во исполнение решения суда платежным поручением от 02 марта 2020 года ему была перечислена сумма в размере 96 759 рублей 60 копеек, в то время как, по его мнению, общая сумма излишне уплаченных страховых взносов составила 251 575 рублей 96 копеек. Таким образом, невозвращенная сумма составила 154 816 рублей 36 копеек.
Решением Свердловского районного суда города Перми от 16 октября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 28 декабря 2020 года, ФИО1 в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене судебных постановлений, ссылаясь на нарушения норм материального и процессуального права.
В письменных возражениях на кассационную жалобу представители УПФ в Свердловском районе города Перми, Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Свердловскому району города Перми просят судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Все участвующие в деле лица извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не известили, доказательств уважительности причин неявки не представили, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что не имеется оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных постановлений.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 в 2014 - 2015 годы являлся индивидуальным предпринимателем и состоял на учете в Пенсионном фонде.
ФИО1 подана налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2014 год в электронном виде, в соответствии с которой сумма дохода составила в размере 675 330 983 рубля, налоговая база для исчисления налога в размере 250 865 рублей, сумма налоговых вычетов в размере 675 080 118 рублей.
ФИО1 подал налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2015 год в электронном виде, в соответствии с которой сумма дохода составила в размере 142 164 986 рублей, налоговая база для исчисления налога в размере 0 рублей, сумма налоговых вычетов в размере 146 168 520 рублей.
28 апреля 2017 года ФИО1 прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
23 июля 2019 года ФИО1 обратился в ГУ УПФ РФ с заявлением о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, в чем ему было отказано, направлено уведомление № 04\21094 от 12 июля 2019 года.
Решением Свердловского районного суда города Перми от 18 октября 2019 года признано незаконным решение ГУ Управление Пенсионного фонда в Свердловском районе города Перми от 12 июля 2019 года, на административного ответчика возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФИО1 Во исполнение решения суда ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Свердловском районе города Перми на основании платежного поручения от 02 марта 2020 года № 190861 выплатило ФИО1 96 759 рулей 60 копеек в качестве солидарной части тарифа.
Полагая, что ответчиком размер страховых взносов возвращен не в полном размере, истец обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», пунктом 6.1 статьи 78, подпунктом 1 пункта 1 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органом полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное социальное и медицинское страхование», установив, что ФИО1 с 2001 года является получателем пенсии по инвалидности, а уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за 2014 год и 2015 год учтены (разнесены) Пенсионным фондом на индивидуальном лицевом счете истца в соответствии с законодательством об индивидуальном (персонифицированном) учете, с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 31 октября 2019 года № 32-П, пришел к выводу о том, что возврату истцу подлежат только суммы излишне уплаченных страховых взносов по солидарной части тарифа за 2014 год и за 2015 год, которые и были ему выплачены во исполнение ранее состоявшегося решения суда.
Суд апелляционной инстанции согласился с изложенными выводами суда первой и их правовым обоснованием.
Изучение материалов дела показывает, что выводы суда о наличии правовых оснований для взыскания суммы излишне уплаченных страховых взносов только по солидарной части тарифа за 2014 год и за 2015 год, соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильной системной оценке подлежащих применению норм материального права, отвечают правилам доказывания и оценке доказательств.
Доводы кассационной жалобы о том, что в данном случае юридического состава, определяющего наступление страхового случая нет, так как его инвалидность и решение о назначении пенсии по инвалидности были в 2001 году, а переплаты страховых взносов имели место в 2014-2015 годах, вынесенные судебные акты не содержат никаких доказательств и обоснований, указывающих конкретно, что возврат заявителю ФИО1 переплат страховых взносов приведет к ущемлению пенсионных прав инвалида ФИО1 со ссылкой на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31 октября 2019 года № 32-П, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, как это следует из статьи 9 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», служат основой для формирования финансовой базы (финансовых источников), предназначенной для осуществления страховщиком - Пенсионным фондом Российской Федерации гарантируемой государством выплаты застрахованным лицам обязательного страхового обеспечения при наступлении соответствующих страховых случаев (достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца).
Структура тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которая начиная с 1 января 2012 года включает в себя солидарную и индивидуальную части, из которых только последняя предназначена для персонифицированного формирования пенсионных прав застрахованного лица и подлежит учету в общей и специальной частях его индивидуального лицевого счета. Страховые взносы в составе солидарной части тарифа предназначены для формирования денежных средств на осуществление в том числе фиксированной выплаты к страховой пенсии (до 1 января 2015 года - фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца), устанавливаемой в твердой сумме безотносительно к размеру уплаченных за застрахованное лицо страховых взносов (абзац девятый статьи 3 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»). Соответственно, они не подлежат учету в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица (подпункты 13 и 15 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»; пункт 1 статьи 14, пункт 2 статьи 15 и пункт 1 статьи 16 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», статьи 15 и 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
В соответствии с частью 22 статьи 26 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ), действовавшего до 01 января 2017 года, возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не производится в случае, если по сообщению территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации сведения об излишне уплаченных страховых взносах представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены (разнесены) Пенсионным фондом Российской Федерации на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
С 01 января 2017 года Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 03 июля 2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».
Возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не производится в случае, если по сообщению территориального органа управления Пенсионным фондом Российской Федерации сведения о сумме излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (пункт 6.1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации).
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 31 октября 2019 года № 32-П, положения части 22 статьи 26 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ и пункта 6.1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 55 (части 2 и 3) и 57, в той мере, в какой данные законоположения в их взаимосвязи в системе действующего правового регулирования ограничивают право страхователя на возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в силу самого факта учета (разнесения) сведении о данных страховых взносах на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, без учета структуры тарифа страховых взносов (его солидарной и индивидуальной частей) и того обстоятельства, наступил ли у конкретного застрахованного лица страховой случай с установлением страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, и приведет ли изменение сведений о ранее учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица страховых взносах (средствах) к уменьшению размера такого обеспечения. Постановлено, впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений, вытекающих из настоящего постановления, при решении вопроса о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование следует исходить из недопустимости ограничения такого возврата применительно к страховым взносам, уплаченным по солидарной части тарифа, а в отношении конкретного застрахованного лица, у которого не наступил страховой случай и которому страховое обеспечение не было установлено, - также применительно к страховым взносам, уплаченным по индивидуальной части тарифа.
Из абзаца 7 пункта 4 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 31 октября 2019 года № 32-П следует, что до наступления у застрахованного лица страхового случая отсутствуют препятствия для возврата излишне уплаченных сумм страховых взносов безотносительно к тому, были ли они начислены по индивидуальной или солидарной части тарифа. Что касается солидарной части тарифа, то, поскольку на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица уплаченная по ней сумма взносов не отражается, корректировка ее размера не может приводить к нарушению прав и законных интересов застрахованных лиц и после наступления страхового случая.
Установив, что за период 2014 – 2015 годы истцом действительно были уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в большем размере, чем это предусмотрено Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ, ФИО1 назначена пенсия по инвалидности с 2001 года, страховые взносы, уплаченные истцом за 2014-2015 годы, учтены (разнесены) на его индивидуальный лицевой счет и учтены при перерасчете (корректировке) назначенной пенсии по инвалидности, суд пришел к правильному выводу, что возврату истцу подлежат только суммы излишне уплаченных страховых взносов по солидарной части тарифа за 2014 год и за 2015 год, которые и были ему выплачены во исполнение решения суда.
Довод кассационной жалобы о том, что инвалидность и решение о назначении пенсии по инвалидности были в 2001 году, а переплаты страховых взносов имели место в 2014-2015 годах, поэтому излишне уплаченные страховые взносы, учтенные (разнесенные) на индивидуальном лицевом счете, также подлежат возврату, основан на неправильном толковании норм материального права, поскольку у истца страховой случай (инвалидность) наступил, истец является получателем пенсии по инвалидности с 18 сентября 2001 года, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование служат основой для формирования финансовой базы, предназначенной для осуществления страховщиком - Пенсионным фондом Российской Федерации гарантируемой государством выплаты застрахованным лицам обязательного страхового обеспечения при наступлении соответствующих страховых случаев, индивидуальная часть тарифа предназначена для персонифицированного формирования пенсионных прав застрахованного лица и подлежит учету в общей и специальной частях его индивидуального лицевого счета, уплаченные истцом за 2014-2015 годы страховые взносы учтены (разнесены) на его индивидуальный лицевой счет и учтены при перерасчете (корректировке) назначенной пенсии по инвалидности, вследствие чего страховые взносы, уплаченные в составе индивидуальной части тарифа и учтенные на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица не подлежат возврату.
Вопреки доводам кассационной жалобы, возврат излишне уплаченных страховых взносов, уплаченных в составе индивидуальной части тарифа и учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица применительно к настоящему спору (наступление страхового случая) приведет к изменению сведений о ранее учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица страховых взносах (средствах) и к уменьшению размера такого обеспечения.
В судебных постановлениях приведен подробный расчет сумм, начисленных за 2014 -2015 годы на индивидуальную и солидарную части тарифа страховых взносов, размер учтенных страховых взносов из уплаченной суммы на индивидуальной и солидарной части тарифа. Приведенный расчет судом проверен и обоснованно признан правильным как соответствующий закону, сторонами не опровергнут.
Таким образом, в кассационной жалобе не приведено доводов, опровергающих установленные судом обстоятельства и выводов суда, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
определила:
решение Свердловского районного суда города Перми от 16 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 28 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи