УИД № 45RS0026-01-2020-000950-48
Дело № 88-11797/2022
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Челябинск 02 августа 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М.
судей Шушкевич О.В., Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело№ 2-601/2021 по иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Новосибирской области о взыскании компенсации за наем жилого помещения,
по кассационной жалобе Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Новосибирской области на решение Курганского городского суда Курганской области от 12 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 08 февраля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Шушкевич О.В. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Новосибирской области (далее – Управление ФСБ России по Новосибирской области) о взыскании денежной компенсации за наем жилого помещения, расположенного по адресу: , за сентябрь 2019 года в размере 20 673 руб., за октябрь 2019 года – 20 673 руб., за ноябрь 2019 года – 20 673 руб., за декабрь 2019 года – 10 000 руб., в общей сумме 72 019 руб.
В обоснование требований указал на то, что является подполковником запаса ФСБ России. В соответствии с приказом ФСБ России от 01 октября 2018 года № 740-ЛС уволен с военной службы в запас по подпункту «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в связи с организационно-штатными мероприятиями. Приказом от 06 ноября 2018 года № 95-ЛС Второго авиационного центра ФСБ России исключен из списков личного состава 31 декабря 2018 года. Решением жилищной комиссии Второго авиационного центра ФСБ России от 30 июня 2016 года он и члены его семьи приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, включены в список военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях по избранному месту жительства в г. Москве с 24 мая 2016 года. После увольнения с военной службы исключен из списков личного состава Центра с оставлением в списках нуждающихся в жилом помещении по избранному месту жительства в г. Москве, пенсионное обеспечение осуществлялось Управлением ФСБ России по Новосибирской области. Для обеспечения себя и членов своей семьи жильем он был вынужден арендовать жилье и 01 января 2019 года заключил договор найма жилого помещения, расположенного по адресу: , сроком до 01 декабря 2019 года, с ежемесячной платой – 30 000 руб. 21 января 2019 года он обратился в Управление ФСБ России по Новосибирской области с заявлением о выплате ему и членам его семьи денежной компенсации за наем вышеуказанного жилого помещения. Заключением от 08 февраля 2019 года установлена выплата денежной компенсации за наем жилого помещения в размере 20 673 руб. в месяц на период с 01 января 2019 года по 01 декабря 2019 года. Расчет компенсации осуществлен исходя из состава семьи пять человек, норматива общей площади жилого помещения 60 кв.м и предельной стоимости найма 1 кв.м общей площади жилого помещения – 344,55 руб. Распоряжением Управления ФСБ по Новосибирской области от 07 октября 2019 года указанная выплата прекращена с 01 октября 2019 года, фактически – с 01 сентября 2019 года.
Решением Курганского городского суда от 12 марта 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 08 февраля 2022 года, исковые требования ФИО1 удовлетворены. С Управления ФСБ России по Новосибирской области в его пользу взыскана денежная компенсация за наем жилого помещения, расположенного по адресу: , за сентябрь 2019 года в размере 20 673 руб., за октябрь 2019 года в размере 20 673 руб., за ноябрь 2019 года в размере 20 673 руб., за декабрь 2019 года в размере 10 000 руб.
В кассационной жалобе ответчик Управление ФСБ России по Новосибирской области просит отменить судебные постановления, ссылаясь на незаконность.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В судебное заседание суда кассационной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, в связи с этим на основании статьей 167, 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 3796 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено данным кодексом.
В силу статьи 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебных актов не имеется.
Судами установлено и из материалов дела следует, что ФИО1 проходил военную службу в органах ФСБ России, в период службы он и члены его семьи были признаны нуждающимися в жилом помещении по избранному месту жительства в г. Москве, что подтверждается решением жилищной комиссии Второго авиационного центра ФСБ России от 30 июня 2016 года № 5.
Приказом ФСБ России от 01 октября 2018 года № 740-ЛС подполковник ФИО1 уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями на основании подпункта «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
Приказом Второго авиационного центра ФСБ России от 6 ноября 2018 года № 95-ЛС подполковник ФИО1 исключен из списков личного состава с 31декабря 2018 года с учетом времени на сдачу дел и должности, дополнительных суток отдыха и неиспользованной части отпуска за 2018 года.
На момент увольнения ФИО1 жилым помещением обеспечен не был, что не оспаривалось в ходе судебного разбирательства.
В связи с увольнением со службы с 01 января 2019 года ФИО1 является получателем пенсии за выслугу лет, с указанной даты состоял на пенсионном обеспечении в Управлении ФСБ России по Новосибирской области, с 01 февраля 2020 года состоит на пенсионном обеспечении в Управлении ФСБ России по Мурманской области. С 01 февраля 2020 года денежная компенсация за наем жилого помещения выплачивается Управлением ФСБ России по Мурманской области, по месту его пенсионного обеспечения, на основании вступившего в законную силу решения Октябрьского районного суда г. Мурманска от 24 августа 2020 года.
01 января 2019 года ФИО1 заключен договор найма жилого помещения, расположенного по адресу: , сроком до 01 декабря 2019 года с оплатой в размере 30 000 руб. в месяц; 01 сентября 2019 года ФИО1 заключен договор о найме указанного жилого помещения на срок с 01 декабря 2019 года по 31 декабря 2019 года.
08 февраля 2019 года начальником Управления ФСБ России по Новосибирской области на основании поданного истцом заявления утверждено заключение о выплате денежной компенсации за наем жилого помещения в размере 20673 руб. ежемесячно.
Указанная выплата производилась ФИО1 до сентября 2019 года, после чего согласно распоряжению Управления ФСБ по Новосибирской области от 07 октября 2019 года № НСО/4945 ежемесячная выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения ФИО1 прекращена.
Из пояснений представителя ответчика в суде первой инстанции следует, что выплата денежной компенсации была приостановлена по причине того, что на момент увольнения истец был обеспечен служебным жилым помещением, от которого он добровольно отказался, при увольнении за ним было сохранено право на проживание в указанном помещении до обеспечения жильем по избранному месту жительства в г. Москве.
Также из материалов дела следует, что решением жилищной комиссии Второго авиационного центра от 19 октября 2018 года ФИО1 и членам его семьи было предоставлено служебное жилое помещение по адресу: , общей площадью 92,5 кв.м., балансодержателем которого является Пограничное управление ФСБ по Новосибирской области. 14 декабря 2018 года между ФИО1 и Пограничным управлением ФСБ по Новосибирской области заключен договор о найме указанного специализированного жилого помещения. В этот же день ФИО1 сдал данное жилое помещение балансодержателю по акту приема-передачи.
Решением жилищной комиссии Центра от 30 января 2019 года ФИО1 и члены его семьи были сняты с учета в качестве нуждающихся в обеспечении служебным жилым помещением с 14 декабря 2018 года.
Согласно условиям заключенного 14 декабря 2018 года между ФИО1 и Пограничным управлением ФСБ по Новосибирской области договора о найме указанного специализированного жилого помещения (раздел IV) договор прекращается в связи с истечением срока трудового договора, окончанием срока службы. В случае расторжения или прекращения настоящего договора в связи с истечением срока трудового договора, окончанием срока службы наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение. В случае отказа освободить жилое помещение граждане подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.
Из пояснений истца и его переписки с ответчиком следует, что условия заключенного договора не позволяли ему занимать указанное жилое помещение после увольнения со службы; кроме того, предоставленное служебное жилое помещение имело недостатки в связи с чем он обращался в заявлением к балансодержателю.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные истцом требования, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с действующим законодательством выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилья военнослужащим уволенным с военной службы и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении (и членам их семей), осуществляется ежемесячно территориальным органом безопасности по месту пенсионного обеспечения указанных граждан; указание на избранное место жительства в законодательных актах не содержится, отклонив доводы ответчика о том, что истцом было сдано служебное жилое помещение, в связи с чем он утратил право на получение компенсации.
Суд первой инстанции также отклонил доводы ответчика о том, что при увольнении за истцом было сохранено право на проживание в предоставленном ему служебном помещении, от чего он сам отказался, поэтому не может претендовать на получение компенсации, указав на то, что 31 декабря 2018 года ФИО1 исключен из списков личного состава Второго авиационного центра ФСБ России, в связи с чем договор найма специализированного жилого помещения прекратил свое действие, у истца возникла обязанность сдать жилое помещение, доказательств обратного в соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено, равно как не представлено доказательств того, что ФИО1 предлагалось продлить срок действия договора, что освобожденное им жилое помещение не было распределено другому военнослужащему.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда находит приведенные выводы соответствующими обстоятельствам дела и представленным доказательствам, основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 2 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно абзацу второму пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» гражданам, уволенным с военной службы и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающим с ними членам их семей выплачивается ежемесячная денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Порядок выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений указанным гражданам определен Положением о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 909 (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 3 Положения выплата денежной компенсации осуществляется ежемесячно на основании договора найма (поднайма) жилья, заключенного в письменной форме, в размере, предусмотренном договором, но не более установленных размеров.
Согласно пункту 4 Положения выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы (за исключением граждан, уволенных с военной службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, из внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации) и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и членам их семей, а также членам семей граждан, уволенных с военной службы (за исключением граждан, уволенных с военной службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, из внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации), состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, осуществляется соответствующими органами Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в котором законом предусмотрена военная служба, в которых эти граждане состоят на учете в части их пенсионного обеспечения.
В соответствии с пунктом 13 Инструкции об организации в органах федеральной службы безопасности выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, утвержденной приказом ФСБ России от 13 января 2017 года № 4, выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, а также членам семей погибших (умерших) граждан, уволенных с военной службы, осуществляется за счет и в пределах средств федерального бюджета, выделяемых ФСБ России на пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной службы, в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилого помещения, заключенным в письменной форме, но не более размеров, определенных в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации.
Выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, а также членам семей погибших (умерших) граждан, уволенных с военной службы, осуществляется ежемесячно территориальными органами безопасности по месту пенсионного обеспечения указанных граждан (по месту жительства граждан, уволенных с военной службы без права на пенсию) на основании заключения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, утвержденного начальником территориального органа безопасности (пункт 14 Инструкции).
Выплата денежной компенсации прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором гражданин, уволенный с военной службы, члены семьи погибшего (умершего) гражданина, уволенного с военной службы, утратили основание для получения денежной компенсации, предусмотренное Федеральным законом «О статусе военнослужащих» (пункт 20 Инструкции).
Установив, что ФИО1 уволен с военной службы, стоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, в спорный период жилым помещением обеспечен не был, в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года, проживая в арендованном жилом помещении, состоял на пенсионном обеспечении в Управлении ФСБ России по Новосибирской области, суды пришли к правильному выводу о том, что он имел право на получение денежной компенсации за наем жилья, удовлетворив исковые требования в полном объеме.
Доводы кассационной жалобы о том, что командование Второго авиационного центра ФСБ России предоставило в декабре 2018 года ФИО1 не только служебное жилье, но и гарантии сохранения указанного жилого помещения для постоянного проживания до получения им денежной субсидии, данное обстоятельство имеет существенное значение для дела, поскольку денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений выплачивается военнослужащим в случае их необеспеченности жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте, а ее выплата прекращается после утраты права на ее получение, истец добровольно отказался от предложенного ему служебного жилого помещения, не могут быть приняты. Указанные доводы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и были отклонены.
Как установлено судом первой инстанции, 31 декабря 2018 года ФИО1 исключен из списков личного состава Второго авиационного центра ФСБ России, в связи с чем договор найма специализированного жилого помещения прекратил свое действие, согласно условиям договора у истца возникла обязанность сдать жилое помещение, доказательств обратного ответчиком не представлено.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судами норм материального и процессуального права, фактически сводятся к переоценке доказательств по делу, тогда как правом оценки доказательств наделены суды первой и апелляционной инстанций. Кассационный суд общей юрисдикции в силу своей компетенции при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судебными инстанциями фактических обстоятельств, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций, и правом переоценки доказательств не наделен.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемые судебные постановления соответствуют требованиям законности и обоснованности, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Курганского городского суда Курганской области от 12 марта 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 08 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Новосибирской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи