НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Щелковского городского суда (Московская область) от 13.02.2020 № 2А-188/20

№2а-188/2020

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 февраля 2020 года г.Щелково

Щелковский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Савиной Е.В.,

при секретаре судебного заседания Сушковой К.О.,

в открытом судебном заседании рассмотрев административное исковое заявление МИФНС России №16 по Московской области к Шевляк ФИО4 о взыскании недоимки по налогам,

Установил:

МИФНС России №16 по Московской области обратилась в суд к Шевляк О.А. с настоящим иском, в обоснование которого указала, что административный ответчик имеет в собственности транспортное средство, в связи с чем является плательщиком транспортного налога. В адрес Шевляк О.А. было направлено налоговое уведомление об уплате указанного налога за 2016-2017 г.г., к установленный законом срок налог не оплачен, а требование об уплате налога, пени не исполнено. На основании изложенного, просит взыскать с административного ответчика задолженность по уплате транспортного налога с физических лиц за 2016-2017г. в сумме 9 316 рублей и пени в сумме 138,58 рублей.

Представитель административного истца – Межрайонной ИФНС России №16 по Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания надлежаще извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Административный ответчик – Шевляк О.А. в судебном заседании (до перерыва) присутствовала, против заявленных требований возражала по доводам представленного в материалы дела письменного отзыва. Указала, что является владельцем транспортного средства <данные изъяты> г.р.з., которое с 15.08.2008 года состоит на учете в РЭР ГИБДД ГУВД по Ставропольскому краю <адрес>. В период времени с 13.08.2009г. по 03.08.2013 года она (Шевляк О.А.) имела регистрацию в <адрес> Ставропольского края, после сменила место жительства на г.Щелково Московской области. До 24.08.2013 года, т.е. до внесения изменений в п.5 ст.83 НК РФ Федеральным законом от 23.07.2013г. №248-ФЗ, местом нахождения транспортных средств для целей налогообложения призналось место государственной регистрации, а при отсутствии такового – место нахождения (жительства) собственника имущества. Транспортный налог является региональным налогом. Поскольку изменение места жительства произошло до изменения в определение места нахождения имущества, Шевляк О.А. полагает, что исчисление транспортного налога за указанный автомобиль должно осуществляться налоговым органом – МИФНС России №3 по Ставропольскому краю и по ставкам соответствующего субъекта РФ. На основании изложенного административный ответчик считает предъявление в суд административного иска налоговым органом – МИФНС №16 по Московской области неправомерным.

Выслушав объяснения административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно п.1 ст.19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно, налоги и (или) сборы.

Возникновение обязанности по уплате налога законодательство о налогах и сборах связывает с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения (п.1 ст.38 НК РФ). Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй названного Кодекса и с учетом положений этой статьи.

Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, и по общему правилу прекращается с уплатой налога (пункты 2 и 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации).

Статьей 356 НК РФ предусмотрено, что транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге.

В соответствии со ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 НК РФ.

Согласно п.1 ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ.

Судом установлено, что Шевляк О.А. в налоговые периоды 2016-2017г.г. являлась собственником следующего объекта налогообложения:

- автомобиль легковой марка/модель <данные изъяты> г.р.з. VIN: , год выпуска ДД.ММ.ГГГГ, дата регистрации права 15.08.2008.

МИ ФНС России №16 по Московской области направила Шевляк О.А.:15.08.2018 года через личный кабинет налогоплательщика налоговое уведомление от 09.09.2018 года об оплате до 03 декабря 2018 года транспортного налога за 2016 и 2017 годы за автомобиль <данные изъяты> г.р.з. в сумме 9 316 рублей, земельный налог за 2017 год в размере 5 671 рубль и налог на имущество физических лиц за 2017 год в размере 2 249 рублей;

- 31.01.2019 года требование по состоянию на 31.01.2019 года об оплате в срок до 19.03.2019 года транспортного налога за 2016-2017гг. в сумме 9 316 рублей и пени в сумме 138,58 рублей.

Определением мирового судьи 282 судебного участка Щелковского судебного района Московской области от 08.08.2019 года отменен судебный приказ №2А-1456/2019 от 03.07.2019 года о взыскании с Шевляк О.А. задолженности по транспортному налогу в связи с поступившими от должника возражениями.

До настоящего времени налогоплательщиком требование налогового органа не исполнено.

Пунктом 1 статьи 83 НК РФ установлено, что в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленного подразделении, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.

В силу п.7 ст.83 НК РФ постановка на учет в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, осуществляется налоговым органом по месту его жительства (месту пребывания - при отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации) на основании информации, представляемой органами, указанными в пунктах 1 - 6 и 8 статьи 85 настоящего Кодекса, либо на основании заявления физического лица, представляемого в любой налоговый орган по своему выбору.

Согласно п.5 ст.83 НК РФ постановка на учет, снятие с учета организации или физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляется на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса, либо на основании заявления физического лица, представляемого в любой налоговый орган по своему выбору.

При этом, местом нахождения имущества в целях настоящей статьи согласно подп.2 п.5 ст.83 НК РФ признается для транспортных средств место нахождения организации (ее обособленного подразделения) или место жительства (место пребывания) физического лица, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрировано транспортное средство.

Из материалов дела следует, что 15.08.2008 года МОГТО и РЭР ГИБДД ГУВД по Ставропольскому краю <адрес> на имя Шевляк О.А. было зарегистрировано транспортное средство <данные изъяты> г.р.з. VIN: , год выпуска ДД.ММ.ГГГГ, мощностью 137 л.с.

В период с 13.08.2009 года по 03.08.2013 года Шевляк О.А. проживала и была зарегистрирована в <адрес> Ставропольского края, с 03.08.2013 года по настоящее время зарегистрирована по месту жительства в г.Щелково Московской области.

В связи со сменой места жительства Шевляк О.А. место регистрации принадлежащего ей транспортного средства не меняла. С 2008 года по 2015 год включительно административный ответчик оплачивала транспортный налог на основании налоговых уведомлений МИФНС России №3 по Ставропольскому краю, по ставкам соответствующего субъекта.

На основании ст.ст.14, 363 Налогового кодекса РФ транспортный налог относится к региональным налогам. Транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.

В соответствии с подп.2 п.5 ст.83 НК РФ (в редакции, действующей до 24.08.2013 года) местом нахождения транспортных средств (за исключением морских, речных и воздушных) для целей налогообложения признавалось - место государственной регистрации, а при отсутствии такового - место нахождения (жительства) собственника имущества.

Изменения в определении места нахождения имущества для целей налогообложения были внесены Федеральным законом от 23.07.2013 №248-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», вступили в силу с 24.08.2013 года.

Федеральной налоговой службой в письме от 14 марта 2017 г. №БС-3-21/1744@ дан ответ по вопросу исчисления и уплате транспортного налога в случае изменения места жительства владельца наземного транспортного средства.

Так, в случае если владелец наземного транспортного средства в период с 24.08.2013 изменял свое место жительства, то исчисление транспортного налога физическому лицу происходит налоговыми органами и по ставкам субъектов Российской Федерации, соответствующим месту жительства (месту пребывания) физического лица, по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрировано транспортное средство, в течение налогового периода, за который производится расчет транспортного налога.

Исчисление транспортного налога физическому лицу - владельцу наземного транспортного средства, изменившему место жительства до 24.08.2013, должно осуществляться в налоговом органе и по ставкам субъекта Российской Федерации, соответствующим месту регистрации транспортного средства на дату его регистрации.

Согласно ч.6 ст.289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет, в том числе, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций.

Принимая во внимание п.5 ст.83, п.1 ст.363 НК РФ, а также разъяснения ФНС, суд приходит к выводу о том, что МИФНС №16 по Московской области не вправе начислять Шевляк О.А. транспортный налог за 2016-2017 годы и взыскивать его в судебном порядке в бюджет Московской области, поскольку административный ответчик изменила место жительства до 24.08.2013 года, следовательно, исчисление транспортного налога должно осуществляться налоговым органом по месту регистрации принадлежащего ей транспортного средства.

Применительно к настоящему спору правом на получение от административного ответчика транспортного налога, а, следовательно, и правом на предъявление административного иска, принадлежит соответствующему налоговому органу Ставропольского края.

В силу п.2 ч.1 ст.128 КАС РФ, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если: административное исковое заявление подано в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или публичных интересов органом государственной власти, иным государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, должностным лицом либо гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право.

На основании п.1 ч.1 ст.194 КАС РФ, суд прекращает производство по административному делу в случае, если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 настоящего Кодекса.

Руководствуясь ст.194 КАС РФ, суд

Определил:

Производство по административному делу по административному иску МИФНС России №16 по Московской области к Шевляк ФИО6 о взыскании недоимки по транспортному налогу с физических лиц за 2016 год, 2017 год и пени прекратить.

Повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

На определение суда может быть подана частная жалоба в течение 15 дней.

Судья Е.В.Савина