НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Саратовского областного суда (Саратовская область) от 25.11.2015 № 3А-1/2016

Дело № 3а-1/2016

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 января 2016 года город Саратов

Саратовский областной суд в составе:

председательствующего Совкича А.П.,

с участием прокурора отдела прокуратуры Саратовской области Новичкова Е.А.,

при секретаре Усталковой Е.В.

с участием представителя административного истца Федерального агентства лесного хозяйства Климакова А.А., действующего на основании доверенности от 21 сентября 2015 года № ИВ-01-28/1135, представителя административного ответчика Собрания депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области Хвесиной М.Н., действующей на основании доверенности от 25 ноября 2015 года № 01-31/36,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к Собранию депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области об оспаривании решения Собрания депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области от 24 июня 2011 года № 01-7/367 «Об утверждении генерального плана Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области» в части включения в границы Усть-Курдюмского муниципального образования лесных участков, расположенных на землях лесного фонда Усть-Курдюмского участкового лесничества Саратовского лесничества,

установил:

Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в суд с административным исковым заявлением к Собранию депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области, в котором просило признать недействующим решение Собрания депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области от 24 июня 2011 года № 01-7/367 «Об утверждении генерального плана Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области» в части включения в границы Усть-Курдюмского муниципального образования лесных участков, расположенных на землях лесного фонда в выделах 3-10 квартала 17; части выделов 2, 12 квартала 17; выделах 1-4, 6-12, 22, 25, 26 квартала 20; части выделов 14, 15, 18, 20, 21 квартала 20; выделах 8-13, 15-17, 20, 21 квартала 22; части выделов 4, 9, 11, 14, 22 квартала 22; выделах 1-9, 11, 13 квартала 23; части выделов 10, 14 квартала 23; выделах 23, 29 квартала 28; части выделов 25, 26, 28, 34 квартала 28; выделах 27, 28 квартала 29; части выдела 30 квартала 29 Усть-Курдюмского участкового лесничества Саратовского лесничества, принадлежащих Российской Федерации на праве собственности, как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации, Лесному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» и Положению о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года № 178.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что оспариваемым решением утверждён генеральный план Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области. По результатам выполненного ФГУП «Рослесинфорг» картографического наложения материалов лесоустройства на границы, определённые основным чертежом генерального плана, установлено включение в границы Усть-Курдюмского муниципального образования лесных участков, расположенных на землях лесного фонда в выделах 3-10 квартала 17; части выделов 2, 12 квартала 17; выделах 1-4, 6-12, 22, 25, 26 квартала 20; части выделов 14, 15, 18, 20, 21 квартала 20; выделах 8, 12, 13, 15, 16, 17, 20, 21 квартала 22; части выделов 4, 9, 11, 14, 22 квартала 22; выделах 1-9, 11, 13 квартала 23; части выделов 10, 14 квартала 23; выделах 23, 29 квартала 28; части выделов 25, 26, 28, 34 квартала 28; выделах 27, 28 квартала 29; части выдела 30 квартала 29 Усть-Курдюмского участкового лесничества Саратовского лесничества. При принятии данного решения согласование проекта документа территориального планирования в части включения в границы населённого пункта указанных лесных участков из состава земель лесного фонда с Федеральным агентством лесного хозяйства не производилось. В связи с этим административный истец полагает указанный нормативный правовой акт не соответствующим требованиям Земельного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года № 178.

В судебном заседании представитель административного истца Федерального агентства лесного хозяйства поддержал исковые требования по приведённым выше основаниям.

Представитель административного ответчика Собрания депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области в судебном заседании возражал против удовлетворения административного искового заявления.

Заинтересованные лица министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области, территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, администрация Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области, управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Федеральное агентство по управлению государственным имуществом о времени и месте рассмотрения административного дела извещены надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились, о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки суд не известили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем, руководствуясь статьёй 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие заинтересованных лиц.

Заслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика, исследовав материалы дела, учитывая заключение прокурора, полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

В силу статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы (часть 1). С административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, а также Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления, глава муниципального образования, полагающие, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан (часть 3).

При рассмотрении настоящего административного дела Федеральное агентство лесного хозяйства указывает, что является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, по тем основаниям, что проект генерального плана муниципального образования подлежал обязательному согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства, несоблюдение установленной процедуры влечёт нарушение прав и законных интересов административного истца, а кроме того, Федеральное агентство лесного хозяйства наделено полномочиями по осуществлению контроля и надзора в области лесных отношений.

Суд полагает названные доводы Федерального агентства лесного хозяйства несостоятельными по следующим основаниям.

Оспариваемым решением Собрания депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области от 24 июня 2011 года № 01-7/367 утверждён генеральный план Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области».

Исходя из положений статей 1, 9, и 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план муниципального образования является документом территориального планирования муниципальных образований. Под территориальным планированием понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. То есть генеральный план муниципального образования регулирует правоотношения, связанные с землепользованием и застройкой на территории муниципальных образований.

Согласно Положению о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 736, Федеральное агентство лесного хозяйства является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений, а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений (пункт 1). При этом полномочия собственника Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет только в отношении того федерального имущества, которое необходимо для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в области лесных отношений, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казённым предприятиям, подведомственным агентству (пункт 5.2). Иными полномочиями по участию в правоотношениях, связанных с землепользованием и застройкой Федеральное агентство лесного хозяйства не наделено.

Таким образом, субъектом правоотношений, регулируемых генеральным планом Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области в области землепользования и застройки на территории указанного муниципального образования, Федеральное агентство лесного хозяйства не может являться, поскольку не наделено соответствующими полномочиями.

Полномочия Федерального агентства лесного хозяйства по согласованию проектов генеральных планов муниципальных образований (пункт 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункт 5.4.3. названного Положения), то есть участию в процедуре подготовки генеральных планов, как и полномочия по надзору в области лесных отношений, также не наделяют данный федеральный орган исполнительной власти правом на участие в правоотношениях, связанных с землепользованием и застройкой на территории муниципальных образований.

Следовательно, генеральный план Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области не может быть применён в отношении Федерального агентства лесного хозяйства, указанный федеральный орган исполнительной власти не является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом по смыслу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем этим актом не нарушаются права и законные интересы Федерального агентства лесного хозяйства.

В закреплённый в части 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации исчерпывающий перечень лиц, наделённых правом на обращение с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим, Федеральное агентство лесного хозяйства не включено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Федеральное агентство лесного хозяйства действующим административным процессуальным законодательством не наделено правом на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление подано в защиту прав, свобод и законных интересов другого лица органом государственной власти, иным государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, должностным лицом либо гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право.

Учитывая, что обстоятельства, являющиеся основанием для отказа в принятии административного искового заявления, установлены после принятия заявления к производству, суд, применяя в соответствии с частью 4 статьи 2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по аналогии положения пункта 1 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает необходимым производство по настоящему административному делу прекратить.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 198-199 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

определил:

производство по административному делу по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к Собранию депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области об оспаривании решения Собрания депутатов Саратовского муниципального района Саратовской области от 24 июня 2011 года № 01-7/367 «Об утверждении генерального плана Усть-Курдюмского муниципального образования Саратовского муниципального района Саратовской области» в части включения в границы Усть-Курдюмского муниципального образования лесных участков, расположенных на землях лесного фонда Усть-Курдюмского участкового лесничества Саратовского лесничества – прекратить.

На определение в течение пятнадцати дней со дня его вынесения может быть подана частная жалоба в апелляционную инстанцию Саратовского областного суда.

Председательствующий А.П. Совкич