НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Саратовского областного суда (Саратовская область) от 23.12.2015 № 22-30-05

Дело № 3а-71/2015

САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

410028, г. Саратов, ул. Мичурина, д. 85, тел. (8452) 22-77-71; 22-30-05,

факс (8452) 22-77-51; 22-74-77.

http://oblsud.sar.sudrf.ru, e-mail: saroblsud@renet.ru, oblsud.sar@sudrf.ru.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 декабря 2015 года г. Саратов

Саратовский областной суд в составе

председательствующего судьи Бугаевой Е.М.,

при секретаре Бусаргиной Ю.А.,

с участием прокурора отдела прокуратуры Саратовской области Новичкова Е.А., административного истца Литовченко С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Литовченко С.А. к Совету муниципального образования город Балаково Балаковского муниципального района Саратовской области об оспаривании решения Совета муниципального образования город Балаково Балаковского муниципального района Саратовской области от 31 октября 2014 года № 122 «О налоге на имущество физических лиц» в части установления ставки налога на имущество физических лиц в размере 2 процентов исходя из суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения свыше 1000000 рублей и в части признания утратившим силу решения Совета муниципального образования город Балаково Балаковского муниципального района Саратовской области от 25 октября 2013 года № 27 «О налоге на имущество физических лиц»,

установил:

Литовченко С.А. обратился в Саратовский областной суд с указанным административным исковым заявлением, в котором просил признать решение Совета муниципального образования город Балаково Балаковского муниципального района Саратовской области от 31 октября 2014 года № 122 «О налоге на имущество физических лиц» в части установления ставки налога 2 процентов на имущество физических лиц исходя из суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения свыше 1000000 руб. и в части признания утратившим силу решения Совета муниципального образования город Балаково от 25 октября 2013 года № 27 «О налоге на имущество физических лиц» недействующим. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ему принадлежит <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на четырехкомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, инвентаризационной стоимостью <данные изъяты> руб. и двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, инвентаризационной стоимостью <данные изъяты> руб. Оспариваемыми пунктами нормативного правового акта установлен с 01 января 2015 года налог на имущество физических лиц. Налоговая база указанного налога определяется в отношении каждого объекта налогообложения как инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 01 марта 2013 года. Установлены ставки налога на имущество физических лиц исходя из суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов) и вида объекта налогообложения, в частности в размере 2 процентов исходя из суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения свыше 1000000 руб.

Пунктом 5 оспариваемого решения признано утратившим силу решение Совета муниципального образования город Балаково от 25 октября 2013 года № 27 «О налоге на имущество физических лиц», которое действовало с 01 января 2014 года по 31 декабря 2014 года. Указанным решением на территории муниципального образования город Балаково налог на имущество физических лиц за период 2014 года был установлен в следующих размерах: при суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор, до 300000 руб. включительно, ставка налога для объектов жилого и нежилого назначения составляла 0,1 процента, свыше 300000 руб. до 500000 руб. – соответственно 0,2 и 0,3 процента, свыше 500000 руб. до 1000000 руб. – 0,6 и 2 процента, свыше 1000000 руб. – 2 процента.

После принятия оспариваемого решения сумма уплачиваемого им налога на имущество составила за квартиру по адресу: Саратовская область, г. Балаково, ул. Лобачевского, д. 116, кв. 160 – 11532 руб., за квартиру по адресу: Саратовская область, г. Балаково, ул. 1 Мая, д. 77, кв. 73 – 32416 руб.

Административный истец полагает, что решение Совета муниципального образования город Балаково Балаковского муниципального района Саратовской области от 31 октября 2014 года № 122 «О налоге на имущество физических лиц» в оспариваемой части принято в нарушение положений Налогового кодекса Российской Федерации, основывающегося на признании всеобщности и равенства налогообложения и недопустимости налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав. При установлении указанных налоговых ставок не учтена фактическая способность налогоплательщиков к уплате налога на имущество физических лиц исходя из ставки инвентаризационной стоимости имущества, не сопоставлены реальные доходы налогоплательщиков в г. Балаково с размером суммы, подлежащей к уплате налога на имущество физических лиц. Указывает, что экономически необоснованные высокие ставки налога нарушают установленные Конституцией Российской Федерации права граждан и препятствуют из реализации. Считает, что ставка налога в размере 2 процента от инвентаризационной стоимости имущества свыше 1000000 руб. не имеет надлежащего экономического основания, установлена произвольно и незаконно.

Советом муниципального образования город Балаково Балаковского муниципального района Саратовской области в суд представлены возражения, в которых административный ответчик сообщил об изменении оспариваемых административным истцом положений решения Совета муниципального образования город Балаково Балаковского муниципального района Саратовской области от 31 октября 2014 года № 122 «О налоге на имущество физических лиц» решением Совета муниципального образования город Балаково Балаковского муниципального района Саратовской области от 03 ноября 2015 года № 205 «О внесении изменений в решение Совета муниципального образования город Балаково от 31 октября 2014 года № 122 «О налоге на имущество физических лиц». В связи с чем административный ответчик полагает, что производство по административному делу подлежит прекращению.

В процессе рассмотрения дела от административного истца поступило заявление об изменении предмета административного искового заявления, в котором он просит признать решение Совета муниципального образования город Балаково Балаковского муниципального района Саратовской области от 31 октября 2014 года № 122 «О налоге на имущество физических лиц» недействующим как несоответствующее законодательству Российской Федерации в части установления ставки налога 0,6 процента на имущество физических лиц исходя из суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения свыше 800000 руб. до 1150000 руб., в части установления ставки налога 0,8 процента на имущество физических лиц исходя из суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения свыше 1150000 руб. до 1500000 руб., в части установления ставки налога 1,0 процента на имущество физических лиц исходя из суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения свыше 1500000 руб. до 2000000 руб., в части установления ставки налога 2 процента на имущество физических лиц исходя из суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения свыше 2000000 руб. в редакции решения Совета муниципального образования город Балаково Балаковского муниципального района Саратовской области принято решение № 205 «О внесении изменений в решение Совета муниципального образования город Балаково от 31 октября 2014 года № 122 «О налоге на имущество физических лиц» в части признания утратившим силу решения Совета муниципального образования город Балаково от 25 октября 2013 года № 27 «О налоге на имущество физических лиц» как нарушающее его права и законные интересы.

В судебном заседании административный истец просил суд рассмотреть административное дело по новым заявленным им административным исковым требованиям, ссылаясь на то, что в оспариваемый им нормативный акт внесены изменения, касающиеся новых налоговых ставок на имущество физических лиц.

Прокурор полагал, что новые заявленные Литовченко С.А. административные требования, в которых он оспаривает нормативный акт, изменяющий ставки налогообложения во вновь принятой редакции, подлежат принятию их судом.

Представитель Совета муниципального образования город Балаково Шаронова О.А. просила отложить судебное заседание.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили и не просили дело не рассматривать в их отсутствие, в связи с чем на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.

Заслушав объяснения административного истца, мнение прокурора по заявленному ходатайству, изучив дело, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с частью 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.

Как следует из материалов дела, решением Совета муниципального образования город Балаково Балаковского муниципального района Саратовской области от 31 октября 2014 года № 122 «О налоге на имущество физических лиц» установлен и введен в действие с 01 января 2015 года на территории муниципального образования город Балаково Балаковского муниципального района Саратовской области налог на имущество, налоговая база которого определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 01 марта 2013 года.

Пунктом 3 указанного решения установлены ставки налога на имущество физических лиц исходя из суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов) и вида объекта налогообложения в следующих размерах: при суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов) для жилых домов, жилых помещений (квартир, комнат) свыше 1000000 руб. ставка налога составляет 2 процента.

Пунктом 5 указанного решения признано утратившим силу решение Совета муниципального образования город Балаково от 25 октября 2013 года № 27 «О налоге на имущество физических лиц».

Указанное решение опубликовано в «Вестнике Совета муниципального образования город Балаково» № 9 (41) от 05 ноября 2014 года, а также размещено на официальном сайте муниципального образования город Балаково в сети Интернет (http://www.mo-balakovo.ru/).

В соответствии с пунктом 7 решения данный документ вступил в силу с 01 января 2015 года (то есть не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество физических лиц).

03 ноября 2015 года Советом муниципального образования город Балаково Балаковского муниципального района Саратовской области принято решение № 205 «О внесении изменений в решение Совета муниципального образования город Балаково от 31 октября 2014 года № 122 «О налоге на имущество физических лиц», подпунктом 1.1 пункта 1 которого пункт 3 решения Совета муниципального образования город Балаково Балаковского муниципального района Саратовской области 31 октября 2014 года № 122 «О налоге на имущество физических лиц» изложен в новой редакции.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 решения ставка налога на имущество физических лиц (жилой дом, жилое помещение (квартира, комната) суммарной инвентаризационной стоимостью свыше 800000 руб. до 150000 руб. составляет 0,6 процента, свыше 1150000 до 1500000 руб. – 0,8 процента, свыше 1500000 руб. до 2000000 руб. – 1 процент.

Согласно пункта 4 указанного решения Совета подпункт 1.1. пункта 1 вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2015 года.

Решение Совета муниципального образования город Балаково Балаковского муниципального района Саратовской области принято от 03 ноября 2015 года № 205 опубликовано в «Вестнике Совета муниципального образования город Балаково» № 9 (52) от 06 ноября 2015 года, а также размещено на официальном сайте муниципального образования город Балаково в сети Интернет.

С учетом положений статьи 57 Конституции Российской Федерации и части 4 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации подпункт 1.1 пункта 1 решения вступил в силу с указанной даты и распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2015 года.

По смыслу статей 208, 213, 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации противоречащим закону может быть признан нормативный акт, который на время рассмотрения судом заявленного требования действует и влечет нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов, требующий судебного пресечения.

Оспариваемый пункт 3 решения Совета муниципального образования город Балаково Балаковского муниципального района Саратовской от 31 октября 2014 года № 122 утратил силу и перестал затрагивать права административного истца, поскольку принят новый нормативный акт, имеющий обратную силу, подлежащий применению с того периода времени, в течение которого действовало решение Совета муниципального образования город Балаково Балаковского муниципального района Саратовской от 31 октября 2014 года № 122.

Поскольку действие оспариваемых положений правового акта прекращено, основанием для возникновения прав и обязанностей они не являются, с учетом положений пункта 3 статьи 194 и статей 195, 213, пункта 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации имеются основания для прекращения производства по административному делу по административному исковому заявлению Литовченко С.А. к Совету муниципального образования город Балаково Балаковского муниципального района Саратовской области об оспаривании решения Совета муниципального образования город Балаково Балаковского муниципального района Саратовской области от 31 октября 2014 года № 122 «О налоге на имущество физических лиц» в части установления ставки налога на имущество физических лиц в размере 2 процента исходя из суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения свыше 1000000 руб.

Суд не находит оснований для принятия административного искового заявления, поданного в суд 7 декабря 2015 года, к производству в целях рассмотрения в рамках настоящего административного дела, поскольку положения статей 208, 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривают определенную процедуру подачи заявления об оспаривании нормативных правовых актов.

Доводы административного истца о том, что нормативный акт от 31 октября 2014 года № 122 не отменен, поскольку в него внесены изменения, являются необоснованными.

Из содержания статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции, изменить основание или предмет административного иска.

Заявляя об изменении предмета административного заявления, административным истцом одновременно изменены и предмет, и основание административного иска.

Как видно из заявления об изменении предмета административного искового заявления, фактически административный истец оспаривает новый нормативный правовой акт, содержащий существенные признаки, его характеризующие: издан органом местного самоуправления в пределах своей компетенции, содержит правила поведения (правовые нормы), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на изменение существующих правоотношений, опубликован в установленном порядке.

Таким образом, в связи с принятием нового нормативного акта – решения Совета муниципального образования город Балаково Балаковского муниципального района Саратовской области от 03 ноября 2015 года № 205 «О внесении изменений в решение Совета муниципального образования город Балаково от 31 октября 2014 года № 122 «О налоге на имущество физических лиц» в настоящее время имеет место иное урегулирование рассматриваемого вопроса.

Указанные административные требования не могут быть рассмотрены в рамках подлежащего прекращению административного дела по административному исковому заявлению об оспаривании решения Совета муниципального образования город Балаково Балаковского муниципального района Саратовской области от 31 октября 2014 года № 122 «О налоге на имущество физических лиц» в части установления ставки налога на имущество физических лиц в размере 2 процентов исходя из суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения свыше 1000000 руб., поскольку содержат новый предмет и основание административного иска.

Требование относительно признания решения Совета муниципального образования город Балаково Балаковского муниципального района Саратовской области 31 октября 2014 года № 122 «О налоге на имущество физических лиц» в части признания утратившим силу решения Совета муниципального образования город Балаково Балаковского муниципального района от 25 октября 2013 года № 27 «О налоге на имущество физических лиц» (пункт 5 оспариваемого решения), не являясь самостоятельным требованием, не имеет правового содержания, поскольку с учетом принципа правовой определенности в отношении нормативных правовых актов одинаковой юридической силы, регулирующих одни и те же отношения, применяется правило «последующий закон отменяет предыдущие», означающее, что даже если в последующем законе отсутствует специальное предписание об отмене ранее принятых законоположений, в случае коллизии между ними действует последующий закон. Таким образом, при наличии действующего решения Совета муниципального образования город Балаково Балаковского муниципального района Саратовской области 03 ноября 2015 года № 205 решение Совета муниципального образования город Балаково Балаковского муниципального района Саратовской области от 25 октября 2013 года № 27 «О налоге на имущество физических лиц» применяться не может.

Руководствуясь статьями 96, 194, 195, 208, 209, 213, пунктом 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

определил:

прекратить производство по административному делу по административному исковому заявлению Литовченко С.А. к Совету муниципального образования город Балаково Балаковского муниципального района Саратовской области об оспаривании решения Совета муниципального образования город Балаково Балаковского муниципального района Саратовской области от 31 октября 2014 года № 122 «О налоге на имущество физических лиц» в части установления ставки налога на имущество физических лиц в размере 2 процента исходя из суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения свыше 1000000 рублей и в части признания утратившим силу решения Совета муниципального образования город Балаково Балаковского муниципального района Саратовской области от 25 октября 2013 года № 27 «О налоге на имущество физических лиц».

Повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

В удовлетворении ходатайства Литовченко С.А. – заявления об изменении предмета административного искового заявления, поданного 7 декабря 2015 года, и принятии его к производству в рамках настоящего административного дела – отказать, разъяснив Литовченко С.А., что он имеет право обратиться в суд с такими требованиями в порядке, установленном главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

На определение может быть подана частная жалоба в течение 15 дней с момента его вынесения в апелляционную инстанцию Саратовского областного суда.

Председательствующий

судья Е.М. Бугаева