НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Саратовского областного суда (Саратовская область) от 23.12.2015 № 22-30-05

Дело № 3а-71/2015

САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

410028, г. Саратов, ул. Мичурина, д. 85, тел. (8452) 22-77-71; 22-30-05,

факс (8452) 22-77-51; 22-74-77.

http://oblsud.sar.sudrf.ru, e-mail: saroblsud@renet.ru, oblsud.sar@sudrf.ru.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 декабря 2015 года г. Саратов

Саратовский областной суд в составе

председательствующего судьи Бугаевой Е.М.,

при секретаре Бусаргиной Ю.А.,

с участием прокурора отдела прокуратуры Саратовской области Новичкова Е.А., административного истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Совету муниципального образования город Балаково Балаковского муниципального района Саратовской области об оспаривании решения Совета муниципального образования город Балаково Балаковского муниципального района Саратовской области от 31 октября 2014 года № 122 «О налоге на имущество физических лиц» в части установления ставки налога на имущество физических лиц в размере 2 процентов исходя из суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения свыше 1000000 рублей и в части признания утратившим силу решения Совета муниципального образования город Балаково Балаковского муниципального района Саратовской области от 25 октября 2013 года № 27 «О налоге на имущество физических лиц»,

установил:

ФИО1 обратился в Саратовский областной суд с указанным административным исковым заявлением, в котором просил признать решение Совета муниципального образования город Балаково Балаковского муниципального района Саратовской области от 31 октября 2014 года № 122 «О налоге на имущество физических лиц» в части установления ставки налога 2 процентов на имущество физических лиц исходя из суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения свыше 1000000 руб. и в части признания утратившим силу решения Совета муниципального образования город Балаково от 25 октября 2013 года № 27 «О налоге на имущество физических лиц» недействующим. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ему принадлежит <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на четырехкомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, инвентаризационной стоимостью <данные изъяты> руб. и двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, инвентаризационной стоимостью <данные изъяты> руб. Оспариваемыми пунктами нормативного правового акта установлен с 01 января 2015 года налог на имущество физических лиц. Налоговая база указанного налога определяется в отношении каждого объекта налогообложения как инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 01 марта 2013 года. Установлены ставки налога на имущество физических лиц исходя из суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов) и вида объекта налогообложения, в частности в размере 2 процентов исходя из суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения свыше 1000000 руб.

Пунктом 5 оспариваемого решения признано утратившим силу решение Совета муниципального образования город Балаково от 25 октября 2013 года № 27 «О налоге на имущество физических лиц», которое действовало с 01 января 2014 года по 31 декабря 2014 года. Указанным решением на территории муниципального образования город Балаково налог на имущество физических лиц за период 2014 года был установлен в следующих размерах: при суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор, до 300000 руб. включительно, ставка налога для объектов жилого и нежилого назначения составляла 0,1 процента, свыше 300000 руб. до 500000 руб. – соответственно 0,2 и 0,3 процента, свыше 500000 руб. до 1000000 руб. – 0,6 и 2 процента, свыше 1000000 руб. – 2 процента.

После принятия оспариваемого решения сумма уплачиваемого им налога на имущество составила за квартиру по адресу: <...> – 11532 руб., за квартиру по адресу: <...> – 32416 руб.

Административный истец полагает, что решение Совета муниципального образования город Балаково Балаковского муниципального района Саратовской области от 31 октября 2014 года № 122 «О налоге на имущество физических лиц» в оспариваемой части принято в нарушение положений Налогового кодекса Российской Федерации, основывающегося на признании всеобщности и равенства налогообложения и недопустимости налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав. При установлении указанных налоговых ставок не учтена фактическая способность налогоплательщиков к уплате налога на имущество физических лиц исходя из ставки инвентаризационной стоимости имущества, не сопоставлены реальные доходы налогоплательщиков в г. Балаково с размером суммы, подлежащей к уплате налога на имущество физических лиц. Указывает, что экономически необоснованные высокие ставки налога нарушают установленные Конституцией Российской Федерации права граждан и препятствуют из реализации. Считает, что ставка налога в размере 2 процента от инвентаризационной стоимости имущества свыше 1000000 руб. не имеет надлежащего экономического основания, установлена произвольно и незаконно.

Советом муниципального образования город Балаково Балаковского муниципального района Саратовской области в суд представлены возражения, в которых административный ответчик сообщил об изменении оспариваемых административным истцом положений решения Совета муниципального образования город Балаково Балаковского муниципального района Саратовской области от 31 октября 2014 года № 122 «О налоге на имущество физических лиц» решением Совета муниципального образования город Балаково Балаковского муниципального района Саратовской области от 03 ноября 2015 года № 205 «О внесении изменений в решение Совета муниципального образования город Балаково от 31 октября 2014 года № 122 «О налоге на имущество физических лиц». В связи с чем административный ответчик полагает, что производство по административному делу подлежит прекращению.

В процессе рассмотрения дела от административного истца поступило заявление об изменении предмета административного искового заявления, в котором он просит признать решение Совета муниципального образования город Балаково Балаковского муниципального района Саратовской области от 31 октября 2014 года № 122 «О налоге на имущество физических лиц» недействующим как несоответствующее законодательству Российской Федерации в части установления ставки налога 0,6 процента на имущество физических лиц исходя из суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения свыше 800000 руб. до 1150000 руб., в части установления ставки налога 0,8 процента на имущество физических лиц исходя из суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения свыше 1150000 руб. до 1500000 руб., в части установления ставки налога 1,0 процента на имущество физических лиц исходя из суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения свыше 1500000 руб. до 2000000 руб., в части установления ставки налога 2 процента на имущество физических лиц исходя из суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения свыше 2000000 руб. в редакции решения Совета муниципального образования город Балаково Балаковского муниципального района Саратовской области принято решение № 205 «О внесении изменений в решение Совета муниципального образования город Балаково от 31 октября 2014 года № 122 «О налоге на имущество физических лиц» в части признания утратившим силу решения Совета муниципального образования город Балаково от 25 октября 2013 года № 27 «О налоге на имущество физических лиц» как нарушающее его права и законные интересы.

В судебном заседании административный истец просил суд рассмотреть административное дело по новым заявленным им административным исковым требованиям, ссылаясь на то, что в оспариваемый им нормативный акт внесены изменения, касающиеся новых налоговых ставок на имущество физических лиц.

Прокурор полагал, что новые заявленные ФИО1 административные требования, в которых он оспаривает нормативный акт, изменяющий ставки налогообложения во вновь принятой редакции, подлежат принятию их судом.

Представитель Совета муниципального образования город Балаково ФИО2 просила отложить судебное заседание.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили и не просили дело не рассматривать в их отсутствие, в связи с чем на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.

Заслушав объяснения административного истца, мнение прокурора по заявленному ходатайству, изучив дело, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с частью 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.

Как следует из материалов дела, решением Совета муниципального образования город Балаково Балаковского муниципального района Саратовской области от 31 октября 2014 года № 122 «О налоге на имущество физических лиц» установлен и введен в действие с 01 января 2015 года на территории муниципального образования город Балаково Балаковского муниципального района Саратовской области налог на имущество, налоговая база которого определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 01 марта 2013 года.

Пунктом 3 указанного решения установлены ставки налога на имущество физических лиц исходя из суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов) и вида объекта налогообложения в следующих размерах: при суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов) для жилых домов, жилых помещений (квартир, комнат) свыше 1000000 руб. ставка налога составляет 2 процента.

Пунктом 5 указанного решения признано утратившим силу решение Совета муниципального образования город Балаково от 25 октября 2013 года № 27 «О налоге на имущество физических лиц».

Указанное решение опубликовано в «Вестнике Совета муниципального образования город Балаково» № 9 (41) от 05 ноября 2014 года, а также размещено на официальном сайте муниципального образования город Балаково в сети Интернет (http://www.mo-balakovo.ru/).

В соответствии с пунктом 7 решения данный документ вступил в силу с 01 января 2015 года (то есть не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество физических лиц).

03 ноября 2015 года Советом муниципального образования город Балаково Балаковского муниципального района Саратовской области принято решение № 205 «О внесении изменений в решение Совета муниципального образования город Балаково от 31 октября 2014 года № 122 «О налоге на имущество физических лиц», подпунктом 1.1 пункта 1 которого пункт 3 решения Совета муниципального образования город Балаково Балаковского муниципального района Саратовской области 31 октября 2014 года № 122 «О налоге на имущество физических лиц» изложен в новой редакции.

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 решения ставка налога на имущество физических лиц (жилой дом, жилое помещение (квартира, комната) суммарной инвентаризационной стоимостью свыше 800000 руб. до 150000 руб. составляет 0,6 процента, свыше 1150000 до 1500000 руб. – 0,8 процента, свыше 1500000 руб. до 2000000 руб. – 1 процент.

Согласно пункта 4 указанного решения Совета подпункт 1.1. пункта 1 вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2015 года.

Решение Совета муниципального образования город Балаково Балаковского муниципального района Саратовской области принято от 03 ноября 2015 года № 205 опубликовано в «Вестнике Совета муниципального образования город Балаково» № 9 (52) от 06 ноября 2015 года, а также размещено на официальном сайте муниципального образования город Балаково в сети Интернет.

С учетом положений статьи 57 Конституции Российской Федерации и части 4 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации подпункт 1.1 пункта 1 решения вступил в силу с указанной даты и распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2015 года.

По смыслу статей 208, 213, 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации противоречащим закону может быть признан нормативный акт, который на время рассмотрения судом заявленного требования действует и влечет нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов, требующий судебного пресечения.

Оспариваемый пункт 3 решения Совета муниципального образования город Балаково Балаковского муниципального района Саратовской от 31 октября 2014 года № 122 утратил силу и перестал затрагивать права административного истца, поскольку принят новый нормативный акт, имеющий обратную силу, подлежащий применению с того периода времени, в течение которого действовало решение Совета муниципального образования город Балаково Балаковского муниципального района Саратовской от 31 октября 2014 года № 122.

Поскольку действие оспариваемых положений правового акта прекращено, основанием для возникновения прав и обязанностей они не являются, с учетом положений пункта 3 статьи 194 и статей 195, 213, пункта 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации имеются основания для прекращения производства по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Совету муниципального образования город Балаково Балаковского муниципального района Саратовской области об оспаривании решения Совета муниципального образования город Балаково Балаковского муниципального района Саратовской области от 31 октября 2014 года № 122 «О налоге на имущество физических лиц» в части установления ставки налога на имущество физических лиц в размере 2 процента исходя из суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения свыше 1000000 руб.

Суд не находит оснований для принятия административного искового заявления, поданного в суд 7 декабря 2015 года, к производству в целях рассмотрения в рамках настоящего административного дела, поскольку положения статей 208, 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривают определенную процедуру подачи заявления об оспаривании нормативных правовых актов.

Доводы административного истца о том, что нормативный акт от 31 октября 2014 года № 122 не отменен, поскольку в него внесены изменения, являются необоснованными.

Из содержания статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции, изменить основание или предмет административного иска.

Заявляя об изменении предмета административного заявления, административным истцом одновременно изменены и предмет, и основание административного иска.

Как видно из заявления об изменении предмета административного искового заявления, фактически административный истец оспаривает новый нормативный правовой акт, содержащий существенные признаки, его характеризующие: издан органом местного самоуправления в пределах своей компетенции, содержит правила поведения (правовые нормы), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на изменение существующих правоотношений, опубликован в установленном порядке.

Таким образом, в связи с принятием нового нормативного акта – решения Совета муниципального образования город Балаково Балаковского муниципального района Саратовской области от 03 ноября 2015 года № 205 «О внесении изменений в решение Совета муниципального образования город Балаково от 31 октября 2014 года № 122 «О налоге на имущество физических лиц» в настоящее время имеет место иное урегулирование рассматриваемого вопроса.

Указанные административные требования не могут быть рассмотрены в рамках подлежащего прекращению административного дела по административному исковому заявлению об оспаривании решения Совета муниципального образования город Балаково Балаковского муниципального района Саратовской области от 31 октября 2014 года № 122 «О налоге на имущество физических лиц» в части установления ставки налога на имущество физических лиц в размере 2 процентов исходя из суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения свыше 1000000 руб., поскольку содержат новый предмет и основание административного иска.

Требование относительно признания решения Совета муниципального образования город Балаково Балаковского муниципального района Саратовской области 31 октября 2014 года № 122 «О налоге на имущество физических лиц» в части признания утратившим силу решения Совета муниципального образования город Балаково Балаковского муниципального района от 25 октября 2013 года № 27 «О налоге на имущество физических лиц» (пункт 5 оспариваемого решения), не являясь самостоятельным требованием, не имеет правового содержания, поскольку с учетом принципа правовой определенности в отношении нормативных правовых актов одинаковой юридической силы, регулирующих одни и те же отношения, применяется правило «последующий закон отменяет предыдущие», означающее, что даже если в последующем законе отсутствует специальное предписание об отмене ранее принятых законоположений, в случае коллизии между ними действует последующий закон. Таким образом, при наличии действующего решения Совета муниципального образования город Балаково Балаковского муниципального района Саратовской области 03 ноября 2015 года № 205 решение Совета муниципального образования город Балаково Балаковского муниципального района Саратовской области от 25 октября 2013 года № 27 «О налоге на имущество физических лиц» применяться не может.

Руководствуясь статьями 96, 194, 195, 208, 209, 213, пунктом 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

определил:

прекратить производство по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Совету муниципального образования город Балаково Балаковского муниципального района Саратовской области об оспаривании решения Совета муниципального образования город Балаково Балаковского муниципального района Саратовской области от 31 октября 2014 года № 122 «О налоге на имущество физических лиц» в части установления ставки налога на имущество физических лиц в размере 2 процента исходя из суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения свыше 1000000 рублей и в части признания утратившим силу решения Совета муниципального образования город Балаково Балаковского муниципального района Саратовской области от 25 октября 2013 года № 27 «О налоге на имущество физических лиц».

Повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

В удовлетворении ходатайства ФИО1 – заявления об изменении предмета административного искового заявления, поданного 7 декабря 2015 года, и принятии его к производству в рамках настоящего административного дела – отказать, разъяснив ФИО1, что он имеет право обратиться в суд с такими требованиями в порядке, установленном главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

На определение может быть подана частная жалоба в течение 15 дней с момента его вынесения в апелляционную инстанцию Саратовского областного суда.

Председательствующий

судья Е.М. Бугаева