Ростовский областной суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Ростовский областной суд — БАНК СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ
Судья Дуюнова О.П. Дело № 33-4663
АПЕЛЛЯ Ц И Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
«26» апреля 2012 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе:
Председательствующего Сидоренко О.В.
судей Жиляевой О.И., Баташевой М.В.
при секретаре Т.
Заслушав в судебном заседании по докладу судьи Баташевой М.В. дело по апелляционной жалобе Администрации Зерноградского района Ростовской области на решение Зерноградского районного суда Ростовской области от 09 февраля 2012 г. по гражданскому делу по иску Василенко Г.С. к Администрации Зерноградского района Ростовской области, третье лицо: Управление социальной защиты населения по Зерноградскому району, об установлении государственной пенсии за выслугу лет и взыскании образовавшейся задолженности, признании незаконным и отмене пп.8 п.2 Протокола №17 т 19.10.2011г. заседания районной комиссии по вопросам стажа муниципальной службы и п.6 приложения к Постановлению Администрации Зерноградского района от 19.10.2011г. №981 «О прекращении выплаты государственной пенсии за выслугу лет лицам, занимавшим выборные и другие должности в органах представительной и исполнительной власти Зерноградского района, взыскании убытков, компенсации морального вреда
У С Т А Н О В И Л А:
Василенко Г.С. обратилась в суд с иском к Администрации Зерноградского района Ростовской области, третье лицо: Управление социальной защиты населения по Зерноградскому району Ростовской области, об установлении государственной пенсии за выслугу лет и взыскании образовавшейся задолженности, в обоснование которого указала, что на основании распоряжения Главы Зерноградского района от 18.09.2008 г. № 155 ей, как лицу, замещавшему выборную должность, назначена государственная пенсия за выслугу лет в размере 11516,50 руб.
С момента назначения пенсии её размер неоднократно уменьшался в связи с принятием Собранием депутатов Зерноградского района Ростовской области решения от 27.05.2009 г. № 164 «О внесении изменений в решение Собрания депутатов Зерноградского района от 2.04.2008 г. № 16 «О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Зерноградского района».
Решением Зерноградского районного суда Ростовской области от 12 апреля 2010 г., оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 31 мая 2010 г., решение Собрания депутатов Зеронградского района от 27.05.2009 г. № 164 признано недействующим.
С 01 августа 2010 года истице прекращена выплата государственной пенсии за выслугу лет в связи с тем, что пунктом 5 решения Собрания депутатов Зерноградского района №15 от 30 июня 2010 года «Об утверждении Положения «О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Зерноградском районе» признано утратившим силу решение Собрания депутатов Зерноградского района от 02 апреля 2008 года №16 «О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Зерноградского района», на основании которого истице ранее была назначена пенсия.
Решением Зерноградского районного суда Ростовской области от 22 ноября 2010 г., оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 27 января 2011 г., пункты 2 и 3 решения Собрания депутатов Зерноградского района №15 от 30 июня 2010 года «Об утверждении Положения «О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Зерноградском районе» признаны недействующими и неподлежащими применению в отношении лиц, приобретших право на пенсию в соответствии с решением Собрания депутатов Зерноградского района от 02 апреля 2008 года №16 «О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Зерноградского района».
С учетом вышеприведенных обстоятельств у ответчика, по мнению истицы, не имелось правовых оснований для снижения размера пенсии и прекращения её выплаты, в связи с чем, она просила суд обязать ответчика выплачивать ей государственную пенсию за выслугу лет с 01.10.2011г. в размере 22779,02 руб. с последующим перерасчетом в соответствии с Положением «Об условиях и порядке назначения государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Зерноградского района», утвержденным решением Собрания депутатов Зерноградского района №16 от 02.04.2008 г.; взыскать с ответчика задолженность по выплате государственной пенсии за выслугу лет с 01.01.2009г. по 30.09.2011г. в размере 387355,24 руб., убытки в размере 54732,78 руб., расходы на оплату услуг по оформлению доверенности в размере 563 руб., а всего – 442651,02 руб.
Решением Зерноградского районного суда Ростовской области от 21.10.2011г. иск Василенко Г.С. был удовлетворен частично.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 08.12.2011г. указанное решение отменено.
При новом рассмотрении Василенко Г.С. исковые требования в порядке ст.39 ГПК РФ уточнила, просила обязать ответчика выплачивать ей государственную пенсию за выслугу лет с 01.01.2012г. в размере 14039 руб. 12 коп., взыскать задолженность по выплате государственной пенсии с 01.01.2009г. по 31.12.2011г. в размере 403252,9 рублей, а также дополнила требованиями о признании незаконным и отмене пп.8 п.2 Протокола №17 т 19.10.2011г. заседания районной комиссии по вопросам стажа муниципальной службы и п.6 приложения к Постановлению Администрации Зерноградского района от 19.10.2011г. «О прекращении выплаты государственной пенсии за выслугу лет лицам, занимавшим выборные и другие должности в органах представительной и исполнительной власти Зерноградского района, о взыскании убытков, в сумме 62041,27 рублей компенсации морального вреда в сумме 200000 рублей, судебных расходов на оформление доверенности в сумме 563 рубля.
Решением Зерноградского районного суда Ростовской области от 09 февраля 2012 года исковые требования Василенко Г.С. удовлетворены частично. Суд признал незаконными и отменил пп.8 п.2 Протокола №17 т 19.10.2011г. заседания районной комиссии по вопросам стажа муниципальной службы Администрации Зерноградского района и п.6 приложения №2 к Постановлению Администрации Зерноградского района от 19.10.2011г. №981 «О прекращении выплаты государственной пенсии за выслугу лет лицам, занимавшим выборные и другие должности в органах представительной и исполнительной власти Зерноградского района» в отношении Василенко Г.С.
Обязал Администрацию Зерноградского района Ростовской области выплачивать в пользу истицы государственную пенсию за выслугу лет с 1.01.2012 г. в размере 14039,12 руб., взыскал в её пользу недоплату за период с 1.01.2009 г. по 31.12.2011 г. в сумме 403252,90 руб., убытки - 57361,27 руб., компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей., расходы на оформление доверенности в сумме 563 рубля. В остальной части иска отказал.
В апелляционной жалобе Администрацией Зерноградского района Ростовской области ставится вопрос об отмене постановленного по делу судебного решения по мотивам его незаконности и необоснованности.
Заявитель указывает, что правом на получение государственной пенсии за выслугу лет обладают пенсионеры, которые при осуществлении своей трудовой деятельности имели статус муниципальных служащих в соответствии со статьей 11 Областного Закона Ростовской области №786-ЗС, в соответствии с которой в стаж муниципальной службы включаются периоды работы на должностях, которые включаются в стаж государственной гражданской службы РО, а также могут быть включены иные периоды трудовой деятельности на должностях руководителей и специалистов в организациях, опыт и знания работы в которых были необходимы для выполнения обязанностей по замещаемой должности.
Протоколом заседания районной комиссии по установлению стажа муниципальной службы Василенко Г.С. никогда не являлась муниципальным служащим, не замещала должности муниципальной службы, ей неправомерно в 2008 году был установлен стаж муниципальной службы 11 лет 00 мес. 11 дней.
Также судом первой инстанции в нарушение выводов судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 08.12.2011г. не разрешался вопрос о наличии у истицы всех установленных законом условий назначения пенсии по выслуге лет, включая стаж требуемой продолжительности.
Также заявитель жалобы полагал неправомерным взыскание компенсации морального вреда, поскольку никакими действиями моральных нравственных страданий не причинял, доказательств этому истицей не представлено.
Считает необоснованным вывод суда о том, что требования о признания Протокола незаконным подлежат рассмотрению в порядке главы 25 ГПК РФ, при этом необоснованно не применен 3-х месячный срок для обращения в суд с требованиями об оспаривании действий государственных и муниципальных органов.
Ознакомившись с материалами дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
По мнению апеллянта, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения исковых требований Василенко Г.С., поскольку решение Собрания депутатов Зерноградского района от 02.04.2008г. №16 «О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Зерноградского района», на основании которого истице была назначена государственная пенсия за выслугу лет, признано утратившим силу решением Собрания депутатов Зерноградского района Ростовской области №15 «Об утверждении Положения «О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Зерноградском районе».
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудовых договоров (контрактов).
Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (ст. 3).
В Ростовской области порядок поступления, прохождения и прекращения муниципальной службы, а также определение правового положения (статуса) муниципальных служащих установлены Областным законом Ростовской области от 09.10.2007 г. №786-ЗС «О муниципальной службе в Ростовской области».
В соответствии со статьей 8 названного Областного закона Ростовской области муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью, а также пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей.
Нормами ст. 10 Областного закона Ростовской области от 09.10. 2007г. № 786-ЗС объем прав государственного гражданского служащего в области - пенсионного обеспечения распространяется на муниципальных служащих. Той же статьей Областного закона Ростовской области п. 3 установлено, что условия предоставления муниципальному служащему права на государственную пенсию за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования определяются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В силу ст. 7 Областного закона Ростовской области № 786-ЗС от 09.10.2007г. «О муниципальной службе в Ростовской области» оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада службы (далее - должностной оклад), а также из дополнительных выплат: К дополнительным выплатам относятся:
1) ежемесячная квалификационная надбавка к должностному окладу;
2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет;
3) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы (сложность, напряженность, специальный режим работы и иные особые условия);
4) ежемесячное денежное поощрение;
5) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тану;
6) премии за выполнение особо важных и сложных заданий (далее премии);
7) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;
8) материальная помощь.
Ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, устанавливается в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации.
Премии выплачиваются муниципальному служащему в целях повышения его заинтересованности в результатах деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования и качестве выполнения должностных обязанностей с учетом обеспечения муниципальными служащими задач и функций органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, исполнения должностных обязанностей в соответствие с должностной инструкцией.
Единовременная выплата при предоставлении ежегодно оплачиваемого отпуска, а также материальная помощь выплачивается муниципальному служащему один раз в календарном году.
Ораны местного самоуправления, избирательная комиссия муниципального образования самостоятельно определяет размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размеры должностных окладов, а также размеры и порядок осуществления дополнительных выплат, входящих в став денежного содержания муниципальных служащих, устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Областным законом и иными нормативными правовыми актами Ростовской области. Размеры должностных окладов муниципальных служащих ежегодно увеличиваются (индексируются) в сроки и в пределах размера повышения (индексации) окладов денежного содержания государственных гражданских служащих Ростовской области. При увеличении (индексации) должностных окладов муниципальных служащих их размеры подлежат округлению до целого рубля в сторону увеличения.
В силу требований ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и ст. 10 вышеуказанного Областного закона в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными и областными законами. Условия предоставления муниципальному служащему права на государственную пенсию за счет средств бюджета соответствующего муниципального образования определятся нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Порядок и условия назначения государственной пенсии за выслугу лет лицам, замешавшим государственные должности Ростовской области и должности государственной гражданской службы Ростовской области, установлены Областным законом Ростовской области от 15.02.2008 года № 872-ЗС.
В силу требований ст. 5 Областного закона Ростовской области № 872-ЗС размер государственной пенсии за выслугу лет определяется по выбору лица, замешавшего государственную должность, должность государственной службы, исходя из его среднемесячного денежного содержания за последние 12 полных фактически отработанных календарных месяцев, предшествовавших дню прекращения полномочий по государственной должности, увольнении с государственной службы, либо дню достижения возраста, в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Для лиц, замешавших не менее пяти лет высшие должности государственной службы размер государственной пенсии за выслугу лет по их выбору может быть так же определен исходя из их среднемесячного денежного содержания за последние 12 полных фактически отработанных календарных месяцев, предшествовавших дню увольнения с высшей должности государственной службы.
В состав денежного содержания, учитываемого для определения размера государственной пенсии за выслугу лет, включаются выплаты, предусмотренные приложением № 4 к настоящему областному закону (должностной оклад, месячный оклад в соответствии с присвоенным классным чином, ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы, ежемесячное денежное поощрение; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; материальная помощь). При этом размер ежемесячного денежного поощрения лиц, замешавших должности Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области и Председателя Законодательного Собрания Ростовской области, учитывается в размере 60 %, лиц, замешавших иные государственные должности, - 70 процентов, а лиц, замешавших высшие должности государственной службы,- 25 процентов.
Среднемесячное денежное содержание определяется путем деления суммы полученного за 12 месяцев денежного содержания на 12.
Если в расчетный период произошло повышение в централизованном порядке размера денежного содержания, учитываемого для определения размера государственной пенсии за выслугу лет, то среднемесячное денежное содержание за весь расчетный период рассчитывается исходя из повышенного денежного содержания.
В случае, если лицо замещало государственную должность, должность государственной службы менее 12 полных календарных месяцев непосредственно перед днем, определяемым в соответствии с частью 1 настоящей статьи, то среднемесячное денежное содержание определяется путем деления общей суммы полученного денежного содержания за фактически отработанные полные календарные месяцы на число этих месяцев.
Размер государственной пенсии за выслугу лет определяется исходя из 80 процентов среднемесячного денежного содержания по соответствующей государственной должности, должности государственной службы.
Размер государственной пенсии за выслугу лет, установленный пунктом 2 части 1 стаи 4 настоящего Областного закона увеличивается для лиц, замещавших должности государственной службы, на три процента их среднемесячного денежного содержания за каждый полный год стажа государственной службы свыше 15 лет.
Сумма пенсии, к которой назначена государственная пенсия за выслугу лет, и государственная пенсии за выслугу лет не должна превышать 75 процентов среднемесячного денежного содержания по соответствующей государственной должности, должности государственной службы, определенного с учетом положения части 4 настоящей статьи.
В случае, если со дня, определяемого в соответствии с частью 1 настоящей статьи и до дня назначения государственной пенсии за выслугу лет произошло увеличение в централизованном порядке денежного содержания, учитываемого для определения размера государственной пенсии за выслугу лет, то размер государственной пенсии за выслугу лет определяется также по правилам, установленным статьей 9 настоящего Областного закона.
Частью первой данной статьи предусмотрено, что размер государственной пенсии за выслугу лет пересчитывается с соблюдением правил, предусмотренных статьями 4 и 5 настоящего Областного закона, а также настоящей статьей, в следующих случаях: 1) при увеличении в централизованном порядке денежного содержания, учитываемого для определения размера государственной пенсии за выслугу лет, в том числе в связи с изменением размера государственной пенсии за выслугу лет, в том числе в связи с изменением размера указанного денежного содержания либо его состава; 2) при увеличении или уменьшении размера пенсии (части трудовой пенсии по старости) к которой назначена государственная пенсия за выслугу лет.
Как усматривается из материалов дела, Собрание депутатов Зерноградского района в соответствии с вышеуказанными нормами федерального законодательства и законодательства субъекта Ростовской области решением № 16 от 02 апреля 2008 года утвердило Положение «О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замешавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Зерноградском районе». В соответствии с данным Положением истице была назначена и исчислена государственная пенсия за выслугу лет, право на получение которой ответной стороной не оспаривалось
Решением Собрания депутатов Зерноградского района № 57 от 19 августа 2008 года, № 164 от 27.05.2009 года, № 184 от 22.07.2009 года были внесены изменения в решение № 16, касающиеся порядка исчисления размера пенсий.
Решением Зерноградского районного суда Ростовской области от 12 апреля 2010 года, вступившим в законную силу 31 мая 2010 года, решение № 164 от 27 мая 2009 года было признано недействующим с момента его принятия.
Кроме того, решением № 15 от 30.06.2010 года Собрание депутатов Зерноградского района утвердило Положение «О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замешавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Зерноградском районе» и признало утратившим силу решение № 126 от 02.04.2008 года, № 164 от 27.05.2009 года и № 184 от 22.07.2009 года. Данное решение вступило в законную силу со дня официального опубликования, то есть с 15 июля 2010 года.
Решением Зерноградского районного суда Ростовской области от 22 ноября 2010 года, вступившим в законную силу 27 января 2011 года, были признаны недействующими с 30 июня 2010 года и не подлежащими применению второй и третий пункты решения № 15 от 30 июня 20120 года Собрания депутатов Зерноградского района «Об утверждении Положения «О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замешавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в Зерноградском районе» в отношении лиц, пенсия которым была назначена до вступления в силу настоящего решения, то есть приобретших право на государственную пенсию за выслугу лет в соответствии с решением Собрания депутатов Зерноградского района от 02 апреля 2008 года № 16 «Об утверждении Положения «О государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Зерноградского района.
Руководствуясь требованием ст. 13 ГПК РФ об обязательности вступивших в законную силу судебных постановлений, и учитывая, что государственная пенсия за выслугу лет была назначена истице на основании Решения Собрания депутатов Зерноградского района № 16 от 02.04.2008 года, суд пришел к правомерному выводу об обоснованности заявленных истцом требований о возложении Администрацию Зерноградского района обязанности по выплате истцу ранее назначенной пенсии и взыскании образовавшейся задолженности по выплате пенсии за период с 01.01.2009 года по 31.12.2012 года, размер которой должен рассчитываться по правилам Положения «Об условиях и порядке назначения государственной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Зерноградкого района», утвержденным Решением Собрания депутатов Зерноградского района № 16 от 02 апреля 2008 года.
Таким образом, доводы жалобы относительно отсутствия оснований для назначения пенсии по выслуге лет из расчета муниципального стажа 11 лет 00 мес. 11 дней не свидетельствуют о незаконности оспариваемого решения суда.
Данный вывод суда не противоречит принципам правовой определенности, подтвержденным неоднократно позицией Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, согласно которым не могут умаляться имущественные права гражданина, предоставленные ему в соответствии с ранее действовавшими нормами права при изменении последних, то есть не могут умаляться права лица, приобретенные им до изменения закона (нормативного правового акта), если вносимые изменения ухудшают положения правообладателя. Иное бы являлось нарушением положения ч.1 ст. 54 Конституции РФ.
Вывод суда о рассмотрении требований о незаконности Протокола №17 от 19.10.2011г. и Постановления Администрации Зерноградского района Ростовской области №981 от 19.10.2011г. в порядке искового производства и, соответствии, не применении 3-х месячного срока для обращения в суд с такими требованиями, является обоснованным, поскольку между сторонами имеет место спор о праве, вопрос о законности действий государственных и муниципальных органов является значимым для дела обстоятельством, такие требования не носят самостоятельного характера, и в данном случае могут быть рассмотрены в порядке искового производства, а не в соответствии с положениями гл.25 ГПК РФ.
Между тем, судебная коллегия полагает постановленное решение суда в части взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда отменить, постановить в этой части новое решение, которым в иске Василенко Г.С, о взыскании компенсации морального вреда отказать, поскольку оснований для взыскания такой компенсации в силу закона не имеется, а доказательств причинения истице действиями ответчика физических и нравственных страданий материалы дела не содержат.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Зерноградского районного суда Ростовской области от 09 февраля 2012 г. в части взыскания с Администрации Зерноградского района Ростовской области в пользу Василенко Г.С. компенсации морального вреда отменить, в отмененной части постановить новое решение, которым в удовлетворении иска Василенко Г.С. к Администрации Зерноградского района Ростовской области о компенсации морального вреда - отказать.
В остальной части решение Зерноградского районного суда Ростовской области от 09 февраля 2012 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Зерноградского района Ростовской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи