НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 30.11.2023 № 2-1472/2022

ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

УИД 06RS0006-01-2022-002082-77

Дело № 88-11037/2023

в суде первой инстанции № 2-1472/2022

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

30 ноября 2023 года г. Пятигорск

Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Камышовой Т.В.,

судей Корниенко Г.Ф., Черчага С.В.,

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Ганижевой Лели Лазировны, Костоева Мухажира Измаиловича, Кузьговой Надифы Саварбековны, Барахоева Микаэля Владимировича, Евкуровой Зейнап Зяудиновны, Узиева Масхуда Адамовича, Евкуровой Заретхан Ахмедовны, Арсамакова Ибрагима Умат-Гиреевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия, Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области о признании действий незаконными и возобновлении выплаты досрочной пенсии,

по кассационной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия на решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 12 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 1 августа 2023 года.

Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Корниенко Г.Ф., судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции

у с т а н о в и л а:

Ганижева Л.Л., Костоев М.И., Кузьгова Н.С., Барахоев М.В., Евкурова 3.3., Узиев М.А., Евкурова З.А. и Арсамаков И.У. обратились в суд с исковым заявлением, в котором просят признать действия ответчика, выразившиеся в отказе в назначении досрочной пенсии незаконными и обязать ответчика возобновить выплату досрочной пенсии.

В обоснование своих требований истцы указали, что в связи с достижением пенсионного возраста они обратились в ГУ-Центр по назначению, перерасчету и выплате пенсии ПФР в Республике Ингушетия с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста с приложением всех необходимых документов. Решением ГУ-ОПФР по Республике Ингушетия истцам назначены пенсии с момента их обращения.

После назначения пенсии и производившейся выплаты в течение длительного времени, выплаты пенсии истцам были приостановлены (прекращены) со ссылкой на то, что нет требуемого для назначения пенсии стажа.

Просили признать действия ГУ-Центр по назначению, перерасчету и выплате пенсии ПФР в РИ незаконными и обязать ответчика возобновить досрочную пенсию.

Решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от 12 мая 2022 года исковые требования заявителей удовлетворены.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Ингушетия от 13 июля 2023 г. судебная коллегия перешла к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции в связи с привлечением к участию в деле в качестве соответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 1 августа 2023 года решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 12 мая 2022 года отменено. По делу принято новое решение, которым исковое заявление Ганижевой Л.Л., Костоева М.И., Кузьговой Н.С., Барахоева М.В., Евкуровой З.З., Узиева М.А., Евкуровой З.А., Арсамакова И.У.- Г. удовлетворено.

Суд признал действия ГУ-ОПФР по Республике Ингушетия выразившиеся в приостановлении пенсии в отношении Ганижевой Л.Л., Костоева М.И., Кузьговой Н.С., Барахоева М.В., Евкуровой З.З., Узиева М.А., Евкуровой З.А., Арсамакова И.У.-Г. незаконными.

Обязал Отделение Социального фонда России по Волгоградской области:

возобновить Ганижевой Л.Л. досрочную пенсию с 01.09.2021г.;

возобновить Костоеву М.И. досрочную пенсию с 01.10.2021г.;

возобновить Кузьговой Н.С. досрочную пенсию с 01.09.2021г.;

возобновить Барахоеву М.В. досрочную пенсию с 01.12.2021г.;

возобновить Евкуровой З.З. досрочную пенсию с 01.05.2021г.;

возобновить Узиеву М.А. досрочную пенсию с 01.12.2021г.;

возобновить Евкуровой З.А. досрочную пенсию с 01.12.2021г.;

возобновить Арсамакову И.У.-Г. досрочную пенсию с 01.12.2021г.

В кассационной жалобе ОСФР по Республике Ингушетия поставлен вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных, вынесенных с нарушениями норм материального и процессуального права.

Лица, участвующие в деле и неявившиеся в судебное заседание суда кассационной инстанции, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.

Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, признав возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о дате, времени и месте проведения судебного заседания, изучив материалы данного гражданского дела, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судебная коллегия приходит к выводу о том, что по настоящему делу такие нарушения судом апелляционной инстанции допущены.

Главой 5 «Установление страховых пенсий, выплата и доставка страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии» (статьи 21 - 29.1) Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» определены в том числе условия и порядок назначения и выплаты страховых пенсий, а также основания и порядок приостановления и прекращения выплаты страховых пенсий.

В силу положений части 9 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях» орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.

В части 1 статьи 25 Федерального закона «О страховых пенсиях» приведены основания прекращения выплаты страховой пенсии.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 25 Федерального закона «О страховых пенсиях» прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 названного Федерального закона, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Приказом Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. н утверждены Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии (далее - Правила выплаты пенсий).

Пунктом 61 Правил выплаты пенсий определено, что территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации приостанавливает или прекращает выплату пенсии в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях».

Выплата пенсии прекращается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 25 Федерального закона «О страховых пенсиях». Решение (распоряжение) о прекращении выплаты пенсии принимается в течение одного рабочего дня, следующего за днем, в котором истекает срок приостановления выплаты пенсии в соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона «О страховых пенсиях», либо поступили документы (сведения) об обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты пенсии (пункт 77 Правил выплаты пенсий).

В силу неоднократно выраженной Конституционным Судом Российской Федерации правовой позиции Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения и ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. В сфере пенсионного обеспечения это предполагает, в частности, установление такого правового регулирования, которое - в соответствии с вытекающими из взаимосвязанных положений статей 1 (часть 2), 2, 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципами правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства - гарантировало бы гражданам, что решения о назначении пенсии принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательного и ответственного подхода к оценке фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на пенсию, тщательности при оформлении документов, подтверждающих наличие условий, необходимых для назначения пенсии и определения ее размера, с тем чтобы гражданин как участник соответствующих правоотношений мог быть уверен в стабильности его официально признанного статуса и в том, что приобретенные в силу этого статуса права будут уважаться государством и будут реализованы (абзац третий пункта 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2018 г. -П).

Правоприменительные органы, уполномоченные на вынесение решений, связанных с реализацией гражданами их пенсионных прав, обязаны основываться на всестороннем исследовании фактических обстоятельств, включая оценку достоверности соответствующих сведений, обеспечивая тем самым реализацию конституционного принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства (абзац четвертый пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2018 г. -П).

Из изложенного следует, что действующее правовое регулирование назначения и выплаты страховой пенсии по старости, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой пенсии, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия решения о прекращении выплаты страховой пенсии по старости.

В соответствии с пунктом 17 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по выплате страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Постановлением Правления ПФ РФ от 25.07.2019г. п (ред. от 23.09.2020г., зарегистрировано в Минюсте России 21.11.2019г. ), в случае проведения проверки достоверности документов, необходимых для восстановления или возобновления выплаты страховой пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в срок, предусмотренный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», документов территориальный орган ПФР в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ вправе приостановить срок рассмотрения заявления о восстановлении выплаты пенсии, заявления о возобновлении выплаты пенсии до завершения проверки представления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на 3 месяца.

Приостановление срока рассмотрения заявления о восстановлении выплаты пенсии, заявления о возобновлении выплаты пенсии оформляется решением территориального органа ПФР.

По завершении проверки, поступлении всех документов, запрошенных территориальным органом ПФР в органах и организациях, указанных в абзаце первом настоящего пункта, истечении 3 месяцев со дня приостановления срока рассмотрения заявления течение срока рассмотрения заявления восстанавливается.

Восстановление срока рассмотрения заявления о восстановлении выплаты пенсии, заявления о возобновлении выплаты пенсии оформляется решением территориального органа ПФР.

Территориальный орган ПФР извещает гражданина о приостановлении и восстановлении срока рассмотрения заявления о восстановлении выплаты пенсии, о возобновлении выплаты пенсии путем направления соответствующего решения способом, позволяющим определить факт и дату его направления.

Указанные нормы судом апелляционной инстанции не применены, правовая оценка как действиям заявителей, так и действиям органа пенсионного обеспечения не дана, не проверена с изучением материалов пенсионных дел заявителей правомерность действий граждан – истцов при подаче заявления о назначении досрочной страховой пенсии по старости, а также действий ответчика при принятии решений в 2015 году о назначении и выплате пенсий и при принятии решений в 2021 году о приостановлении и о прекращении выплаты пенсий.

Суд апелляционной инстанции, признавая незаконными решения ГУ – Отделения Пенсионного фонда РФ в Республике Ингушетия о прекращении выплаты пенсии, руководствовался положениями ст.ст. 8, 14, 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», ст.ст. 8, 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», учел разъяснения, содержащиеся в п.9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», п.8 Порядка осуществления корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет, утв. Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 15 октября 2019г. -п, исходил из невыполнения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации - Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Ингушетия обязанности направить соответствующие запросы о предоставлении сведений.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции признал незаконными действия ГУ-ОПФР по Республике Ингушетия выразившиеся в приостановлении пенсии в отношении заявителей, тогда как выплата пенсий была не приостановлена, а прекращена.

Вместе с тем, установив незаконность действий территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Ингушетия, суд возложил обязанность по возобновлению выплаты заявителям, проживающим на территории Республики Ингушетия, страховой пенсии по старости на территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области, что нельзя признать соответствующим требованиям закона.

Порядок установления страховых пенсий и сроки ее назначения предусмотрены положениями статей 21, 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией (часть 1 статьи 21 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Согласно статьи 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет полномочия по обязательному пенсионному страхованию на территории Российской Федерации, и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. Частью 4 этой же статьи предусмотрено, что территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации создаются по решению правления Пенсионного фонда Российской Федерации и являются юридическими лицами.

Правовое положение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, порядок его создания, реорганизации и ликвидации, функции и полномочия Фонда, органы управления Фонда и их компетенцию, вопросы, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом Фонда, с 01.01.2023г. регулируются Федеральным законом от 14 июля 2022 г. №236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации».

Согласно пункту 1 статьи 2 названного Федерального закона, Фонд создается при Правительстве Российской Федерации в организационно-правовой форме государственного внебюджетного фонда, являющегося типом государственного учреждения.

В силу пункта 20 статьи 2 Федерального закона, Фонд, территориальные органы Фонда, обособленные подразделения Фонда, подведомственные Фонду учреждения составляют единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.

Статьей 8 Федерального закона установлено, что Фонд создает территориальные органы, обособленные подразделения, а также подведомственные Фонду учреждения (пункт 1). Территориальные органы Фонда создаются в организационно-правовой форме государственного внебюджетного фонда, являющегося типом государственного учреждения (пункт 4).

В соответствии с пунктом 6 Положения об Отделении Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области, утвержденного Распоряжением Правления ПФ РФ от 20.12.2022г. р, Отделение является юридическим лицом, владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним на праве оперативного управления федеральным имуществом в соответствии с назначением этого имущества, имеет самостоятельный баланс, казначейский счет, открытый в установленном порядке в органе Федерального казначейства, а также расчетный и иные счета в банках в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, вправе от своего имени совершать сделки, может приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, а также выступать в суде в качестве заинтересованного и третьего лица.

Пунктом 5 названного Положения установлено, что Отделение осуществляет свою деятельность на территории Волгоградской области во взаимодействии с органами государственной власти Волгоградской области и Республики Ингушетия, органами местного самоуправления, многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ), организациями, в том числе общественными организациями, а также физическими лицами.

В соответствии с пунктом 6 Положения об Отделении Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия, утвержденного Распоряжением Правления ПФ РФ от 20.12.2022г. р, Отделение является юридическим лицом, владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним на праве оперативного управления федеральным имуществом в соответствии с назначением этого имущества, имеет самостоятельный баланс, казначейский счет, открытый в установленном порядке в органе Федерального казначейства, а также расчетный и иные счета в банках в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, вправе от своего имени совершать сделки, может приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, а также выступать в суде в качестве заинтересованного и третьего лица.

Пунктом 5 названного Положения установлено, что Отделение осуществляет свою деятельность на территории Республики Ингушетия во взаимодействии с органами государственной власти Республики Ингушетия, органами местного самоуправления, Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области, многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ), организациями, в том числе общественными организациями, а также физическими лицами.

Функции Отделений Фонда, включая формирование первичных учетных документов для оформления фактов хозяйственной жизни, в том числе по установлению пенсий, пособий, иных социальных выплат и дополнительных мер государственной поддержки, определены в разделе 2 Положений.

Таким образом, Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Ингушетия (в настоящее время - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия) и Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области (в настоящее время - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области) входят в единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации и являются самостоятельными юридическими лицами, выполняющими возложенные на них функции по установлению страховых пенсий, и их выплате, включая организацию их доставки на территории отдельного субъекта Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства истцов является Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Ингушетия, которое имеет статус юридического лица и было уполномочено разрешать вопросы о назначении, перерасчете и выплате страховых пенсий лицам, проживающим на территории Республики Ингушетия.

Как следует из апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 13 июля 2023 года, участие Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области в качестве ответчика обусловлено их участием в пилотном проекте согласно Распоряжению от 08 ноября 2022г. р и письму Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации от 01.03.2023г. «О представлении интересов в судах» по вопросу реализации положений приказа СФР от 31 января 2023г. «О совершенствовании работы отделений Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации» (т.2, л.д.101-102). Вместе с тем, указанные распорядительные документы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в материалах дела отсутствуют.

Правомерность возложения обязанности по возобновлению выплат пенсии истцам, проживающим на территории Республики Ингушетия, на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Волгоградской области, которое, являясь самостоятельным юридическим лицом, уполномочено разрешать вопросы о назначении, перерасчете и выплате страховых пенсий лицам, проживающим на территории Волгоградской области, судом не проверена и не установлена.

Учитывая изложенное, апелляционное определение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции

о п р е д е л и л а:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 1 августа 2023 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Председательствующий Камышова Т.В.

Судьи Корниенко Г.Ф.

Черчага С.В.