НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 14.07.2022 № 2-7/2021

ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Дело № 88 - 5792/2022

дело № 2 - 7/2021

в суде первой инстанции

14 июля 2022 года г. Пятигорск

Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Камышовой Т.В.,

судей Климовой В.В., Нурмухаметовой Р.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гаджиева Магомедрасула Алиевича к Администрации муниципального образования сельского поселения «Сельсовет Батлаичинский» Хунзахского района Республики Дагестан о признании незаконным установленного порядка доплаты к пенсии

по кассационной жалобе Гаджиева Магомедрасула Алиевича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 24 февраля 2022 года.

Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Нурмухаметовой Р.Р., объяснения представителя Гаджиева М.А. Раджабова А.Б., действующего на основании доверенности от 22 июня 2022 года, поддержавшего кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Гаджиев М.А. обратился в суд с иском к Администрации МО СП «сельсовет Батлаичинский» Хунзахского района РД о признании незаконным установленного порядка доплаты к пенсии.

Обращаясь в суд, Гаджиев М.А. указал, что в период с 27 августа 2003 года по 10 октября 2010 года замещал должность главы сельского поселения. Постановлением Администрации МО «Хунзахский район» Республики Дагестан № 182 от 13 декабря 2011 года Гаджиеву М.А. установлена ежемесячная доплата за выслугу лет с 1 декабря 2011 года, составляющая суммарно с учетом государственной пенсии по старости в размере 75% среднемесячного денежного вознаграждения. Пенсионная надбавка производится в соответствии с законом Республики Дагестан от 8 апреля 2008 года № 18 «О государственных должностях Республики Дагестан». В данный закон внесены изменения на основании закона Республики Дагестан от 8 ноября 2017 года № 85 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Дагестан». В соответствии с данным законом ежемесячная доплата к пенсии установлена в процентном соотношении ежемесячного денежного поощрения по соответствующей государственной должности Республики Дагестан за вычетом сумм фиксированной выплаты к установленной истцу страховой пенсии по старости и повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. Ранее расчет надбавки к пенсии производился исходя из месячного денежного вознаграждения. Предусмотренный новым законом порядок расчета доплаты к пенсии из ежемесячного поощрения уменьшает положенную сумму пенсионной доплаты.

Решением Хунзахского районного суда Республики Дагестан от 13 января 2021 года исковые требования Гаджиева М.А. удовлетворены: признан незаконным установленный МО СП «сельсовет Батлаичинский» расчет доплаты к пенсии Гаджиеву М.А.; на администрацию МО СП «сельсовет Батлаичинский» возложена обязанность производить Гаджиеву М.А. расчет доплаты к пенсии в соответствии с Законом Республики Дагестан от 4 августа 2008 года № 18 «О государственных должностях Республики Дагестан» в редакции от 5 декабря 2016 года и не применять положения Закона Республики Дагестан от 8 ноября 2017 года № 85 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Дагестан» в части изменения понятий «месячного денежного вознаграждения» на «ежемесячного денежного поощрения», учитывать при производстве расчета доплаты к пенсии в качестве стажа муниципальной службы период прохождения воинской службы Гаджиева М.А. в вооруженных силах СССР, расчет доплаты к пенсии Гаджиева М.А. производить по формуле: ежемесячное денежное вознаграждение х (районный коэффициент в связи с высокогорностью) х 85% (за стаж от 8 до 12 лет) - сумма фиксированной части пенсии = доплата к пенсии.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 11 июня 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 26 октября 2021 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 11 июня 2021 года отменено с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 24 февраля 2022 года решение Хунзахского районного суда Республики Дагестан от 13 января 2021 года в части удовлетворения исковых требований Гаджиева М.А. к МО СП «Батлаичинский» о признании незаконным установленного расчета доплаты к пенсии, обязании производить расчет доплаты к пенсии в соответствии с Законом РД от 8 апреля 2008 года № 18 в редакции от 5 декабря 2016 года «О государственных должностях Республики Дагестан», обязании не применять положения Закона РД от 8 ноября 2017 года № 85 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Дагестан» в части изменения слов «месячного денежного вознаграждения» на «ежемесячного денежного поощрения», расчета доплаты к пенсии отменено с вынесением в отмененной части нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Гаджиева М.А. В остальной части решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Гаджиевым М.А. поставлен вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 24 февраля 2022 года, оставив в силе решение суда первой инстанции.

Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не установлено.

В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов РФ и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными актами органов местного самоуправления.

Следовательно, порядок установления, выплаты и перерасчета государственной пенсии (ежемесячной доплаты к пенсии) лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы, органами местного самоуправления определяется самостоятельно и применительно к условиям государственного пенсионного обеспечения лиц, замещавших государственные должности Республики Дагестан.

Согласно пункту 3 постановления Правительства Республики Дагестан «Об утверждении положения о порядке установления, выплаты и перерасчета размера ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Дагестан, и пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Дагестан» ежемесячная доплата к пенсии лицам, указанным в пункте 2 Положения, устанавливается в таком размере, чтобы сумма фиксированного базового размера страховой части назначенной им трудовой пенсии по старости (фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности) и ежемесячной доплаты к ней составляла при замещении государственных должностей Республики Дагестан и государственных должностей других субъектов Российской Федерации от 10 до 12 лет - 75% их месячного денежного вознаграждения (в редакции постановления Правительства Республики Дагестан от 6 марта 2012 года № 62).

Удовлетворяя заявленные требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку ежемесячное денежное поощрение является только лишь составной частью денежного содержания гражданского служащего и в 2019 году для главы администрации МО СП «сельсовет Батлаичинский» его размер составлял 12354 руб., то доплата к пенсии истца составил 5321 руб., что ниже размера доплаты исчисляемой в порядке, ранее установленном, исходя из месячного денежного вознаграждения главы администрации сельсовета, размер которого в 2019 году составил 32532 руб. и размер доплаты к пенсии истца составлял бы 22318 руб., поэтому при производстве расчета в формуле расчета должны применяться положения не о денежном поощрении, а о денежном вознаграждении.

Проверяя законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не согласился с его выводами и их правовым обоснованием судебная коллегия апелляционной инстанции.

Отменяя решение суда первой инстанции в части, касающейся вопроса установления порядка расчета, судебная коллегия апелляционной инстанции указала, что истцу, ранее замещавшему должность главы МО «сельсовет Батлаичинский», постановлением Администрации МО «Хунзахский район» Республики Дагестан № 182 от 13 декабря 2011 года установлена ежемесячная пенсия за выслугу лет с 1 декабря 2011 года с учетом государственной пенсии по старости в размере 75% среднемесячного денежного вознаграждения.

В соответствии с Законом Республики Дагестан от 8 апреля 2008 года № 18 «О государственных должностях Республики Дагестан» (в редакции от 5 декабря 2016 года) расчет надбавки к пенсии по старости производился исходя из месячного денежного вознаграждения.

Однако в связи с внесенными изменениями Законом Республики Дагестан от 8 ноября 2017 года № 85 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Дагестан» в Закон от 2008 года изменился как основание и порядок расчета надбавки, в частности: ежемесячная доплата к пенсии устанавливается в процентном соотношении «ежемесячного денежного поощрения» по соответствующей государственной должности Республики Дагестан за вычетом фиксированной выплаты к установленной ему страховой пенсии по старости и повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. Предусмотренный порядок расчета надбавки к пенсии уменьшает размер доплаты к пенсии.

Принимая во внимание положения части 2 статьи 4 Закона Республики Дагестан от 8 ноября 2017 года № 85 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Дагестан» о том, что в случае если размер ежемесячной доплаты к пенсии и пенсии за выслугу лет при перерасчёте в соответствии с настоящим Законом уменьшается по сравнению с ранее установленным, ежемесячная доплата к пенсии и пенсия за выслугу лет выплачиваются в размере, установленном до вступления в силу настоящего закона, и дав правильное толкование норме Закона, судебная коллегия обоснованно сделала вывод о том, что подлежит сохранению назначенный истцу размер доплаты к пенсии. При этом отметил, что глава МО СП «сельсовет Батлаичинский установив, что произведенная доплата к пенсии за выслугу лет, исчисляемая из ежемесячного денежного поощрения главы администрации МО СП «сельсовет Батлаичинский» в 2019 году, составляет 5 321 руб., что меньше размера доплаты, установленного до вступления в силу настоящего закона, сохранил истцу размер доплаты к пенсии в ранее установленном размере - 6 803 руб., поскольку именно в таком размере ранее производилась ежемесячная доплата к пенсии Гаджиеву М.А.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия правомерно отказала в удовлетворении требований Гаджиева М.А.

Поскольку надбавка к пенсии муниципальным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам трудовым пенсиям, то само по себе определение с учетом бюджетных возможностей органами местного самоуправления правил исчисления таких надбавок и их размера, не может рассматриваться как нарушающее право истца на дополнительную оплату к пенсии и ухудшающее его положение.

С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции не находит доводы кассационной жалобы убедительными, влекущими отмену обжалуемого судебного постановления, постановленного в соответствии с требованиями материального и процессуального права.

Фактически доводы, приведенные в кассационной жалобе, сводящиеся к несогласию с выводами суда апелляционной инстанции относительно применения и толкования Закона Республики Дагестан, касающегося вопроса порядка и расчета доплаты к пенсии муниципального служащего, выводов суда апелляционной инстанции не опровергают и являются позицией заявителя, что не может служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта в кассационном порядке.

Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.

Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан от 24 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий Камышова Т.В.

Судьи Климова В.В.

Нурмухаметова Р.Р.