НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 03.10.2023 № 150010-01-2021-000651-37

ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Дело № 88-9601/2023

УИД № 15RS0010-01-2021-000651-37

№ дела 2-1250/2022

в суде первой инстанции

Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Черчага С.В.,

судей Козлова О.А., Корниенко Г.Ф.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Айдарова Константина Тамерлановича к Северо-Осетинской таможне о взыскании компенсации за сверхурочную работу, взыскание компенсации за непредоставленные и неиспользованные дополнительные отпуска за работу во вредных условиях труда,

по кассационной жалобе Айдарова Константина Тамерлановича на заочное решение Промышленного районного суда г. Владикавказа от 11 мая 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 1 июня 2023 г.

заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Козлова О.А., выслушав объяснения Айдаров К.Т. и его представителя адвоката по ордеру от 2 октября 2023 г. Тедеева А.Х. поддержавших доводы кассационной жалобы

установила:

Заочным решением Промышленного районного суд г. Владикавказ Республики Северная Осетия-Алания от 11 мая 2022 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 1 июня 2023 г., исковые требования оставлены без удовлетворения.

В кассационной жалобе поставлен вопрос об отмене состоявшихся судебных актов по данному делу, как принятых с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, и о постановления нового судебного акта об удовлетворении иска.

Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, признав возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о дате, времени и месте проведения судебного заседания, выслушав объяснения явившегося истца и его представителя, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

При рассмотрении настоящего дела такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права судами не допущены.

Служба в таможенных органах как особый вид государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации, регулируется Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ), который определяет порядок прохождения службы в таможенных органах и организациях Федеральной таможенной службы и основы правового положения должностных лиц таможенных органов.

Условия службы в таможенных органах определены в Главе V Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ, статьей 35 которого установлены виды отпусков с сохранением денежного довольствия предоставляемых сотрудникам таможенных органов, в том числе дополнительного (за выслугу лет в таможенных органах, за исполнение должностных обязанностей во вредных условиях, по другим основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом) (подпункт 4 пункта 1 статьи 35 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ).

Пунктами 2, 3 статьи 35 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ установлено, что замена отпуска денежной компенсацией не допускается, за исключением случаев увольнения сотрудников таможенных органов, не использовавших свой очередной ежегодный отпуск и дополнительные отпуска. Продолжительность отпусков исчисляется в календарных днях.

Согласно пункту 1 статьи 36 названного Федерального закона сотруднику таможенного органа очередной ежегодный отпуск предоставляется продолжительностью 30 календарных дней без учета времени следования к месту проведения отпуска и обратно.

Положением пункта 1 статьи 39 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ предусмотрено, что сотруднику таможенного органа предоставляется дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью: 1) при выслуге 10 лет - 5 календарных дней; 2) при выслуге 15 лет - 10 календарных дней; 3) при выслуге 20 лет и более - 15 календарных дней.

Сотрудникам таможенных органов предоставляется дополнительный отпуск за исполнение должностных обязанностей во вредных условиях, перечень указанных должностей, продолжительность и порядок предоставления указанного отпуска устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 39 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 1998 г. N 189 "О предоставлении сотрудникам таможенных органов льгот за исполнение должностных обязанностей во вредных условиях" утверждены Перечень должностей сотрудников таможенных органов Российской Федерации, исполняющих должностные обязанности во вредных условиях, за исполнение которых предоставляется дополнительный отпуск и устанавливается сокращенное служебное время (далее - Перечень) и Правила предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации дополнительного отпуска за исполнение должностных обязанностей во вредных условиях (далее – Правила).

Согласно пункту 2 Перечня предусмотрено, что начальники и заместители начальников отделов, групп, главные, ведущие, старшие инспектора, инспектора, непосредственно работающие на досмотровой рентгеновской технике имеют право на дополнительный отпуск в количестве 14 календарных дней и 36-часовую рабочую неделю.

При подсчете времени исполнения должностных обязанностей во вредных условиях засчитываются лишь те дни, в которые сотрудник таможенного органа фактически был занят в этих условиях не менее половины служебного времени, установленного для сотрудников таможенных органов Российской Федерации (пункт 7 Правил).

Приказом ГТК Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 440 "О предоставлении дополнительного отпуска и установлении сокращенного служебного времени сотрудникам таможенных органов Российской Федерации за исполнение своих должностных обязанностей во вредных условиях" предусмотрено, что сотрудникам таможенных органов, непосредственно работающим на досмотровой рентгеновской технике и занятым обслуживанием и ремонтом рентгеновской техники, дополнительный отпуск исчисляется в соответствии с пунктом 7 Правил.

Как следует из материалов дела и установлено судами, Айдаров К.Т. с 6 мая 2010 г. на основании приказа от 23 апреля 2010 г. № 158-К назначен на должность главного государственного таможенного инспектора отдела применения инспекционно-досмотровых комплексов (далее - ОПИДК) Северо- Осетинской таможни.

Приказом начальника Северо-Осетинской таможни от 1 сентября 2020 г. №462-к К.Т. Айдарова с 30 сентября 2020 г. уволен со службы в таможенных органах с освобождением от занимаемой должности главного государственного таможенного инспектора ОПИДК Северо-Осетинской таможни.

Приказом начальника Северо-Осетинской таможни от 25 января 2021 г. № 26-к с 28 января 2021 г. майор таможенной службы Айдаров К.Т. уволен со службы в таможенных органах с освобождением от занимаемой должности ведущего инспектора отдела применения инспекционно-досмотровых комплексов СОТ.

В период с 2011 г. по 28 января 2021 г. Айдаров К.Т. ежемесячно получал заработную плату, данное обстоятельство не оспаривалось представителем истца. Следовательно, полагая, что заработная плата начисляется и выплачивается не в полном размере, либо в случае несогласия с ее размером, истец имел возможность обратиться к работодателю либо в суд с требованием о взыскании задолженности по выплате заработной платы, в том числе и за сверхурочную работу, за работу во вредных условиях при получении начисленной заработной платы.

Нормами Трудового кодекса Российской Федерации (статьи 92, 117 и 147) установлено, что сокращенная продолжительность рабочего времени, продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска по результатам специальной оценки условий труда и отнесения к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда.

Порядок проведения специальной оценки условий труда работников на рабочих местах, в том числе с целью соблюдения прав работников, касающихся безопасности ведения трудовой деятельности на рабочих местах установлен Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Федеральный закон № 426-ФЗ).

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона № 426-ФЗ).

Частью 4 статьи 3 Федерального закона № 426-ФЗ предусмотрено специальное регулирование проведения специальной оценки условий труда, в том числе в отношении условий труда государственных гражданских служащих, а именно, установлено, что проведение специальной оценки условий труда в отношении условий труда указанной категории лиц регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе.

То есть, проведение специальной оценки условий труда государственных гражданских служащих возможно только после принятия соответствующих актов, поскольку в Федеральном законе №426-ФЗ прямо предусмотрена такая необходимость. Нормативно-правовые акты должны содержать специальные нормы, учитывающие особенности труда работников данной категории.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Из материалов дела усматривается, что в соответствии с приказом Северо-Осетинской таможни от 3 февраля 2011 г. №58 «О создании аттестационной комиссии по условиям труда» была проведена аттестация 27 рабочих мест (ОПИДК, ОТКДРМ, отдел специальных таможенных процедур, отдел таможенного досмотра). Согласно результатам аттестации (карты аттестации рабочих мест по условиям труда) были выявлены вредные условия по ионизирующим излучениям на рабочих местах лишь ОТКДРМ (отдел таможенного контроля делящихся радиоактивных материалов).

Должностным лицам ОТКДРМ предложено установить 36 часовую неделю с дополнительным отпуском 21 календарный день.

Для должностных лиц ОПИДК, в котором в спорный период работал истец, предложено установить 40 часовую неделю без дополнительных дней отпуска.

В карте аттестации указан класс условий труда ОПИДК: по степени вредности - 2 допустимые; по степени ионизирующего излучения - 2 допустимые.

Согласно пункту 4.2 Руководства по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса, критериев и классификаций условий труда, утвержденных Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 29 июля 2005 г., исходя из степени отклонения фактических уровней факторов рабочей среды и трудового процесса от гигиенических нормативов, условия труда по степени вредности и опасности условно подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные. Допустимые условия труда (2 класс) характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работников и их потомство. Допустимые условия труда условно относят к безопасным.

Разрешая возникший спор и принимая указанное решение, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации, статей 23, 24, 45, 46 Федерального закона от 27 июля 2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», статей 35-40 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», исходил из того, что в спорный период истец не работал во вредных условиях труда, поэтому его требования о взыскании с ответчика денежной компенсации за непредоставленные и неиспользованные дополнительные отпуска и морального вреда удовлетворению не подлежат.

С данным решением и его правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов законными и обоснованными.

Юридически значимые обстоятельства судами определены правильно, нарушений норм материального, либо процессуального права, влекущих отмену или изменение судебных постановлений при рассмотрении настоящего дела не допущено.

Доводы истца о том, что для предоставления дополнительного отпуска проведение аттестации рабочего места не требуется, поскольку его должность включена в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 1998 г. N 189, несостоятельны, поскольку опровергаются содержанием пункта 2 Перечня, пункта 7 Правил и пункта 2 Приказа ГТК Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 440 "О предоставлении дополнительного отпуска и установлении сокращенного служебного времени сотрудникам таможенных органов Российской Федерации за исполнение своих должностных обязанностей во вредных условиях", согласно которым право на дополнительный отпуск в количестве 14 календарных дней и 36-часовую рабочую неделю имеют главные инспектора непосредственно работающие на досмотровой рентгеновской технике во вредных условиях не менее половины служебного времени, установленного для сотрудников таможенных органов Российской Федерации.

Другие доводы кассационной жалобы не опровергают установленные обстоятельства и выводы судов, направлены на переоценку доказательств, что в компетенцию суда кассационной инстанции не входит, в целом повторяют позицию кассатора по делу, мотивы их отклонения со ссылкой на положения закона изложены в судебных постановлениях, поэтому оснований для их повторного изложения судебная коллегия кассационного суда не находит.

При таких обстоятельствах судебная коллегия Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что предусмотренных законом оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не имеется.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

заочное решение Промышленного районного суда г. Владикавказа от 11 мая 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 1 июня 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий Черчага С.В.

Судьи Козлов О.А.

Корниенко Г.Ф.