НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 02.12.2020 № 2-1075/20

ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело № 88 - 7000/2020

дело № 2 – 1075/2020

в суде первой инстанции

2 декабря 2020 года г. Пятигорск

Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Черчага С.В.,

судей Мурзаковой Р.Ф., Нурмухаметовой Р.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Курдубановой Галины Евгеньевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Пятигорск Ставропольского края (межрайонное) о взыскании излишне уплаченной суммы, процентов

по кассационной жалобе Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации по городу – курорту Пятигорску Ставропольского края (межрайонное) на решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 1 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 5 августа 2020 года.

Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Нурмухаметовой Р.Р., объяснения представителей пенсионного органа Мартиросовой Л.Н., действующей по доверенности № 2 от 9 января 2020 года, Хориной Л.Н., действующей на основании доверенности № 19 от 1 декабря 2020 года, поддержавших кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Курдубанова Г.Е. обратилась в суд с иском к ГУ – УПФР по городу-курорту Пятигорску СК (межрайонное) о взыскании излишне уплаченных страховых взносов и процентов за пользование чужими денежными средствами.

Обращаясь в суд, Курдубанова Г.Е. указала, что в период работы в качестве нотариуса с 1993 года по 30 июля 2008 года платила страховые взносы. Истицей уплачены страховые взносы в пенсионный орган за 2014 – 2016 годы без учёта профессиональных вычетов, в связи с чем, по состоянию на 31 декабря 2016 года, образовалась излишне уплаченная сумма в размере 64975 рублей 97 копеек. Пенсионный орган сообщил, что налоговый орган с 1 января 2017 года является администратором страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Налоговый орган вопрос о возврате излишне уплаченной суммы на обязательное пенсионное страхование не разрешил.

Решением Пятигорского городского суда Ставропольского края от 1 июня 2020 года требования Курдубановой Г.Е. удовлетворены.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 5 августа 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе пенсионного органа ставится вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных.

Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения при рассмотрении данного дела допущены судами первой и апелляционной инстанций.

Как усматривается из материалов дела, Курдубанова Г.Е. являлась нотариусом, не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, то есть являлась плательщиком страховых взносов в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Рассматривая спор, суды первой и апелляционной инстанции установили, что по состоянию на 31 декабря 2016 года у истицы имелись излишне уплаченные страховые взносы на:

- обязательное пенсионное страхование на страховую пенсию в размере 64323 руб. 53 коп.;

- обязательное медицинское страхование в ФФОМС в размере 176 руб. 01 коп.;

- накопительную пенсию в размере 432 руб.;

- обязательное медицинское страхование в ТФОМС 189 руб. 60 коп.;

- пеня, начисленная на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование;

- пеня, начисленная на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС – 220 руб. 44 коп. В возврате излишне уплаченной суммы страховых взносов налоговой инспекцией отказано, ссылаясь на пропуск срока исковой давности. Истицей указано, что о переплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование стало известно из ответа налоговой инспекции в декабре 2019 года.

Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что переплата по страховым взносам образовалась у истицы до 1 января 2017 года, пришли к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленного требования с пенсионного органа.

Между тем, суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами нижестоящих судов и их правовым обоснованием исходя из следующего.

С 1 января 2017 года изменилось правовое регулирование процесса администрирования страховых взносов в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».

С принятием данного закона полномочия за контролем исчисления и уплаты страховых взносов с 1 января 2017 года перешли от внебюджетных фондов к налоговым органам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации.

На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.

Налоговый орган, в свою очередь, в срок не позднее трех рабочих дней после получения решения пенсионного органа формирует решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов и направляет соответствующую заявку на возврат в орган Федерального казначейства Российской Федерации, о чем разъяснено в совместном письме Пенсионного фонда Российской Федерации и Федеральной налоговой службы от 4 октября 2017 года.

Таким образом, в силу статьи 4 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», статей 19, 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», взыскание недоимки по страховым взносам (пени и штрафам) осуществляют налоговые органы на основании решений, принятых пенсионным, медицинским фондами.

Суд кассационной инстанции считает, что суды первой и апелляционной инстанций не учли приведенные выше правовые нормы и не исследовали все обстоятельства по делу, в том числе, правомерность отказа в возврате уплаченных сумм пенсионным органом, не исследовали порядок возврата излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; в нарушение положений статьи 34 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 года № 11 «О подготовке дел к судебному разбирательству», с учетом заявленных истицей требований, характера спорного материального правоотношения не разрешили вопрос о привлечении к участию в деле территориального органа налоговой инспекции.

Учитывая изложенное, принятые по делу судебные постановления подлежат отмене как незаконные, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует правильно определить круг лиц, участвующих в деле, также поставить на обсуждение вопросы о том, обращалась ли истица в пенсионный орган с заявлением о вынесении решения о выплате излишне уплаченных страховых взносов, направлял ли пенсионный орган свое решение в налоговую инспекцию, и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права и установленными по делу обстоятельствами.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 1 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 5 августа 2020 года отменить и направить дело в суд первой инстанции на новое рассмотрение в ином составе суде.

Приостановление исполнения судебных постановлений – отменить.

Председательствующий С.В. Черчага

Судьи Р.Ф. Мурзакова

Р.Р. Нурмухаметова