ПЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-/2022
УИД: 15RS0001-01-2021-001958-85
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
№ 2-1151/2021 года
в суде первой инстанции
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Камышовой Т.В.
судей Климовой В.В., Нурмухаметовой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ГУ МВД России по СКФО о признании незаконными заключения по результатам служебной проверки и приказа о наложении дисциплинарного взыскания,
по кассационной жалобе ГУ МВД России по СКФО на решение Моздокского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 1 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Северная Осетия -Алания от 24 марта 2022 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Климовой В.В., выслушав представителей ГУ МВД России по СКФО ФИО2 и ФИО3-Б.М., поддержавших кассационную жалобу, возражения ФИО1 и ее представителя ФИО4, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратилась с иском к ГУ МВД России по СКФО о признании незаконным наложенного на нее дисциплинарного взыскания в виде строгого выговора, признании незаконным приказа от 26 мая 2021 года № 298 о наложении на нее дисциплинарного взыскания и обязании ответчика исключить из ее личного дела запись о наложении дисциплинарного взыскания, просила так же признать незаконным заключение служебной проверки от 24 мая 2021 года и выводы, изложенные в заключении.
В обоснование иска указала, что с октября 2017 года проходила службу на должности начальника финансово-экономического отдела ЦОУ ВОГОиП МВД России ГУ МВД России по СКФО (дислокация г. Моздок). 26 мая 2021 года за нарушение требований п.1 ст.6, ч.4 ст.9 и п.1 ч.1 ст. 13 Федерального закона от 06 декабря 2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» ей был объявлен строгий выговор за списание материальных запасов (ГСМ) на основании актов списания неунифицированной формы без составления актов списания материальных запасов (ф.0504230), предусмотренных приказом Министерства Финансов России от 30 марта 2015 №52н, не организацию надлежащего контроля за деятельностью ФЭО, в результате чего по бухгалтерским справкам, не подписанным главным бухгалтером, списано материальных запасов на общую сумму 859 414,1 тыс. руб., не постановке на забалансированный учет транспортных средств, принадлежащих субъектам комплектования и поставленных приказами ЦОУ ВОГОиП МВД России на довольствие по обеспечению ГСМ, не постановке на забалансовый учет 25 земельных участков и 67 зданий и сооружений, используемых переменным составом ВОГОиП МВД России. Из-за наложения взыскания она была лишена премии на месяц. Полагает, что выводы служебной проверки не объективны, назначенное наказание несоразмерно тяжести содеянного, при назначении наказания нарушены нормы материального и процессуального права. Просит учесть, что каких-либо негативных последствий из-за списания материальных ценностей (продуктов питания и ГСМ) не наступило, кроме того, процедура списания товарно-материальных ценностей предусматривает действия нескольких должностных лиц, а не только ее действия. Полагает, что требования постановки на балансовый и забалансовый учет ТС, находящихся в пользовании других хозяйствующих субъектов, не законны, документы, подтверждающие передачу ТС ВОГОиП, отсутствуют. Что касается постановки на балансовый учет объектов недвижимости, следует учесть, что сами объекты недвижимости отсутствуют, в ФЭО документы кадастрового учета в отношении объектов недвижимости не передавались. При рассмотрении дела полагает необходимым учесть, что служебную проверку провел ФИО5, который является должностным лицом, обязанным организовывать и передавать документы в ФЭО для постановки имущества на балансовый и забалансовый учет, тем более, что проведение служенной проверки было поручено в первую очередь ФИО6 Более того, врио руководился ВОГОиП МВД России ФИО7 согласно резолюции дал указания начальнику ЦОУ ВОГОиП МВД России ФИО8 подготовить приказ о проведении комиссионной служебной проверки, для проведения которой привлечь незаинтересованных должностных лиц. При назначении наказания ответчик не учел ее прежнее поведение, отношении к службе, обстоятельства проступка и отсутствие негативных последствий.
Решением Моздокского районного суда РСО-Алания от 01 декабря 2021 года исковые требования ФИО1 удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Северная Осетия Алания от 24 марта 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ГУ МВД России по СКФО ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ввиду существенных нарушений норм материального и процессуального права.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не установлено.
Как следует из материалов дела, ФИО1 проходит службу в органах внутренних дел с 2002 года. На должность начальника ФЭО Центра обеспечения и управления Временной оперативной группировки органов и подразделений (далее по тексту - ЦОУ ВОГОиП) МВД России ГУ МВД России по СКФО назначена в октябре 2017 года. ЦОУ ВОГОиП является обособленным подразделением ГКУ МВД России по СКФО и создан в целях организации материально-технического и коммунально-эксплуатационного обеспечения подразделений ВОГОиП МВД России, содержания, ремонта зданий, сооружений, территорий, развития и совершенствования ведомственной системы связи, организации транспортного обеспечения в пределах выделенных ассигнований.
В апреле 2021 года на основании предписания МВД России от 16.03.2021 № П-49 начальником КРУ МВД России ФИО9 проведена проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности ЦОУ ВОГОиП МВД России за период с 01.01.2020 по 01.03.2021, по результатам которой составлены акты проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности ЦОУ ВОГОиП МВД России, отдельных подразделений ВОГОиП MBД России, ЮВБХР ФКУ «СКОУМТС МВД России» от 14.04.2021 и 20.04.2021.
В названных актах ревизии указано о нарушениях положений Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», по списанию материальных запасов (продуктов питания, ГСМ) в проверяемом периоде, что привело к не правильному списанию материальных запасов на общую сумму 859 414,1 тыс. руб. Автотранспортные средства, принадлежащие субъектам комплектования, поставленные по приказам ЦОУ на довольствие по обеспечению ГСМ, в бюджетном учете не учитывались, при этом осуществлялись расходы по содержанию данного имущества. С бюджетного учета ГСМ списано на вышеуказанный автотранспорт 16 181,9 тыс. руб. Порядок списания расходов на содержание имущества отсутствует. В регистрах бюджетного учета ЦОУ не учитывалось имущество (радиостанции, мебель, оргтехника, бытовая техника, средства связи), принадлежащие субъектам комплектования и находящиеся в распоряжении ВОГОиП МВД России. Общая сумма неучтенного имущества составила 26 454,3 тыс. руб. В нарушение п.26 Федерального стандарта не числятся в регистрах бюджетного учета 25 земельных участков и 67 зданий и сооружений, используемых переменным составом ВОГОиП МВД России. При этом, правоустанавливающие документы на них отсутствуют, договоры безвозмездного пользования не заключались, а ЦОУ несет расходы на их содержание.
Судом также установлено, что в приведенных актах значится факт незаконного списания, разукомплектования, нарушения правил хранения товарно-материальных ценностей, установлены факты нарушения правил хранения продуктов питания и оружия.
По результатам проверки КРУ МВД России указанные в нем нарушения финансово-хозяйственной деятельности ЦОУ рапортом начальника ЦОУ ВОГОиП МВД России ФИО8 от 13.05.2021 доложены врио начальника ГУ МВД России по СКФО ФИО10 В рапорте также содержится просьба о назначении служебной проверки для установления причин, характера и обстоятельств допущенных нарушений.
Согласно резолюции от 13 мая 2021 года на приведенном выше рапорте врио начальника ГУМВД России по СКФО ФИО10 приказал ФИО7 организовать проведение служебной проверки. 15.05.2021 ФИО7 дал указание путем наложения резолюции на собранный материал ФИО8 подготовить проект приказа о создании комиссии по проведению служебной проверки; определить состав комиссии: председатель - начальник ЦОУ, члены комиссии - не заинтересованные сотрудники ЦОУ, ОСБ, обладающие необходимыми познаниями по рассматриваемому вопросу.
ФИО8, в свою очередь, дано указание об организации проведения проверки до 01.06.2021 ФИО5 и ФИО6, общий контроль поручен ФИО11 (указание оформлено электронным документом, датированным 17.05.2021).
Судом установлено и не отрицалось сторонами в суде, что фактически служебная проверка проведена ФИО5, который на момент проведения проверки занимал должность начальника отдела мтериально-технического обеспечения ЦОУ ВОГОиП.
Согласно заключению служебной проверки, утвержденной 24.05.2021 начальником ГУ МВД по СКФО ФИО12, факты, изложенные в актах ревизии в отношении ФИО1, предложено считать подтвердившимися, за совершенные нарушения предложено наложить на ФИО1 взыскание в виде строгого выговора.
Приказом от 26.05.2021 №298 за нарушение требований п.1 ст. 6,ч.4 ст.9 и п.1 ст.13 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п.«а» ст.7 Дисциплинарного устава органов внутренних дел РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 14.10.2012 №1377, п.7 Инструкции о порядке организации учета, хранения, выдачи, списания, приема-передачи материальных средств подразделениям и отдельным сотрудникам ОВД, военнослужащим внутренних войск МВД России на территории СКР, утвержденной приложением №4 к приказу МВД России от 15.07.2005 №567, п./п.4.7 Положения об учетной политике ГУ МВД России по СКФО, утвержденной приказом ГУ МВД России от 31.12.2019 №844, п.п.45.4,45.5 и 45.9 Положения л ФЭО ЦОУ ВОГОиП МВД России, утвержденного приказом ГУ МВД России по СКФО от 09.07.2020 №355, выразившегося в списании материальных запасов (ГСМ) на основании актов о списании неунифицированной формы, без составления актов списания материальных запасов (ф.0504230), предусмотренных приказом Минфина России от 30.03.2015 №52н, не организации надлежащего контроля за деятельностью ФЭО, в результате чего по бухгалтерским справкам (ф.0504833), не подписанным главным бухгалтером, на общую сумму 859 414,1 тыс. руб., не постановке транспортных средств на забалансовый учет транспортных средств, принадлежащих субъектам комплектования и поставленных приказами ЦОУ ВОГОиП МВД России на довольствие по обеспечению ГСМ, не постановке на забалансовый учет 25 земельных участков и 67 зданий и сооружений, используемых переменным составом ВОГОиП МВД России, на начальника ФЭО ЦОУ ВОГОиП МВД России полковника полиции ФИО1 наложено дисциплинарное взыскание в виде строгого выговора.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что служебная проверка проведена ФИО5, в чьи обязанности как руководителя ОМТО ЦОУ ВОГОиП входит контроль за подготовкой и предоставлением первичных документов (в частности аренды объектов недвижимости), являющихся основанием для постановки имущества на балансовый учет, обеспечение сохранности товарно-материальных ценностей, проведение инвентаризационных проверок имущества ВОГОиП МВД России, то есть проверка проведена лицом как прямо, так как косвенно заинтересованного в результатах проверки причин и условий обнаруженных сотрудниками КРУ МВД России нарушений, допущенных в финансово-хозяйственной деятельности ЦОУ ВОГОиП.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их обоснованием согласился, учитывая положения Федерального закона от 6.12.2011 N402-ФЗ "О бухгалтерском учете", исходя из того, что, вопреки резолюции врио начальника ГУ МВД России по СКФО ФИО10 подготовить приказ о создании комиссии по проведению служебной проверки не заинтересованными сотрудники ЦОУ, ОСБ, обладающими необходимыми познаниями по рассматриваемому вопросу, служебная проверка, на основании которой ФИО1 привлечена к дисциплинарной ответственности, была проведена единолично руководителем ОМТО ЦОУ ВОГОиП ФИО5, являющимся заинтересованным лицом, пришла к обоснованному выводу о признании незаконными заключения служебной проверки от 24.05.2021, а соответственно, и приказа от 26.05.2021 о наложении на истца дисциплинарного взыскания в виде строгого выговора.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласиться с выводами судов, которые постановлены обоснованно и мотивированно, при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и применении норм материального права, подлежащих применению к отношениям сторон.
Выводы судебных инстанции мотивированы, нарушений норм материального или процессуального права со стороны судебных инстанций по доводам кассационной жалобы из представленных документов не усматривается, а правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам суд кассационной инстанции не наделен.
Учитывая, что материалами дела не подтверждаются факты совершения ФИО1 дисциплинарных проступков, выводы первой и апелляционной инстанции об отсутствии оснований для привлечения ФИО1 к дисциплинарной ответственности являются обоснованными.
В целом, доводы кассационной жалобы уже были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и сводятся к переоценке всех имеющихся в деле доказательств, поэтому в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений, принятых по данному делу. В силу положений статей 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установление обстоятельств по делу и оценка доказательств относится к компетенции суда первой и апелляционной инстанций, тогда как суд кассационной инстанции не наделен правом оценивать представленные сторонами доказательства.
При таких обстоятельствах, обжалуемые судебные постановления сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы не вызывают, а предусмотренные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для их отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
В связи с окончанием кассационного производства в силу части 3 статьи 379.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации приостановление исполнения обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, примененное по настоящему делу, подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Моздокского районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 1 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Северная Осетия-Алания от 24 марта 2022 года - оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения судебных актов по делу.
Председательствующий Камышова Т.В.
Судьи Климова В.В.
Нурмухаметова Р.Р.