Мотивированное определение изготовлено 10 мая 2018 года.
Судья Белова Т.В. Дело № 33а-711/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08 мая 2018 года г. Псков
Судебная коллегия по административным делам
Псковского областного суда
в составе:
председательствующего судьи Овчинникова А.Г.,
судей Мурина В.А, Игошина В.Е.,
при секретаре Никандровой М.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе УМВД России по Псковской области на решение Опочецкого районного суда от 29 января 2018 года, которым постановлено:
исковые требования Кваша Ирины Владимировны, действующей как в своих интересах, так и в интересах своего несовершеннолетнего ребенка К.А.С. к Управлению по вопросам миграции УМВД России по Псковской области о признании права на получение гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке, удовлетворить.
Признать за Кваша Ириной Владимировной, (дд.мм.гг.), уроженкой <данные изъяты> и её несовершеннолетним ребенком К.А.С., (дд.мм.гг.), уроженцем <данные изъяты> право на получение гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке.
Выслушав доклад судьи Псковского областного суда Овчинникова А.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кваша И.В., действуя в своих интересах, и в интересах своего несовершеннолетнего ребенка К. А.С., обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению по вопросам миграции УМВД России по Псковской области о признании права на получение гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке.
В обоснование заявления указано, что ей и сыну отказано в принятии в Российское гражданство в упрощенном порядке по причине того, что она имеет недействительный паспорт гражданки Украины. Полагает, что отказ является формальным, так как недействительность паспорта связана лишь с тем, что в него не вклеена фотография по достижению ею 45 лет. С этой целью ей необходимо выехать на территорию Украины, где находятся националистические подразделения, запрещенные на территории Украины, что создает реальную угрозу жизни и здоровью.
Представитель ответчика УМВД России по Псковской области Бобылева И.А. не возражала против удовлетворения заявленных требований, указав при этом, что гражданка Кваша И.В. не имеет действительного документа, удостоверяющего её личность. С 2014 года Кваша И.В. со своим сыном проживает на территории Российской Федерации на законных основаниях, требований миграционного законодательства не допускала. Единственным препятствием к получению Российского гражданства является отсутствие фото в паспорте гражданки Украины.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе УМВД России по Псковской области, со ссылкой на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда.
В обоснование довод указано, что помимо недействительного паспорта гражданки Украины, Кваша И.В. не соблюдены иные условия, позволяющие ей принять гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке.
Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на законном основании на территории Российской Федерации, признанные носителя русского языка вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке при соблюдении определенных условий на основании ч. 2.1 ст. 14 ФЗ «О гражданстве».
Носителем русского языка Кваша И.В. признана не была, постоянно на территории Российской Федерации не проживает, о чем свидетельствует отсутствие у неё вида на жительство, соответственно возможность приобретения гражданства в упрощенном порядке у неё в настоящее время отсутствует.
Кроме этого, административный ответчик указывает, что право на получение гражданства в упрощенном порядке является нематериальным благом, которое ответчик не оспаривает, но которое может быть реализовано посредством представления соответствующего пакета документов.
Предметом настоящего спора являются действия территориального органа федерального органа исполнительной власти, УМВД Российской Федерации по Псковской области, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснено, что к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Именно такие административно-властные отношения возникли между УМВД Российской Федерации по Псковской области и Кваша И.В. при рассмотрении ее заявления о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке. Поэтому настоящий спор подлежал рассмотрению по правилам административного, а не гражданского судопроизводства.
По этой причине, при рассмотрении апелляционной жалобы судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия отменяет решение суда в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела и неправильным применение норм процессуального права (п. 1 и 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ).
В силу части 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Из материалов дела следует, что Кваша И.В. и её несовершеннолетний сын К. А.С. являются гражданами Украины.
15 сентября 2015 года Кваша И.В. получила разрешение на временное проживание в Российской Федерации на срок до 15 сентября 2018 года.
В августе 2017 года Кваша И.В. обратилась в Отделение по вопросам миграции МО МВД России «Опочецкий» с заявлением о приеме в российское гражданство.
Согласно ответу от 26.08.2017 в удовлетворении заявления было отказано, поскольку в паспорте, выданном на её имя, отсутствует фото по достижению ею 45 лет, что свидетельствует о недействительности паспорта.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Кваша И.В. полагала, что основания для отказа являются формальными, прибыла на территорию Российской Федерации она на законных основаниях, паспорт гражданки Украины стал недействительным позже, по достижению ею 45 лет. В связи со сложной политической ситуацией на Украине, возвращаться туда для переоформления документов, является опасным для жизни и здоровья. Кроме того, она официально отказалась от гражданства Украины, направив соответствующее заявление в компетентные органы Украины. По этой причине вклеивание фотографии в паспорт гражданина Украины практически невозможно. Иные условия для получения гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке у неё соблюдены.
Разрешая спор, суд первой инстанции полагал, что Кваша И.В. имеет право на получение гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке, единственным препятствием является документ, удостоверяющий личность, который на момент обращения стал недействительным по причине того, что туда не вклеены фотографии соответствующие возрасту истицы.
С данными выводами судебная коллегия не соглашается и находит их ошибочными.
Основания для приема иностранного гражданина и лица без гражданства в упрощенном порядке установлены в ст. 14 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации". В соответствии с ч. 1 указанной статьи эти лица вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации. В силу ст. 30 названного закона федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы осуществляют следующие полномочия:
е) рассматривают заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, поданные лицами, проживающими на территории Российской Федерации, и принимают решения по вопросам гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 2.1 ст. 14 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на законном основании на территории Российской Федерации и признанные носителями русского языка, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке.
Порядок признания иностранного гражданина носителем русского языка установлен ст. 33.1 закона.
Право на получения гражданства в упрощенном порядке, кроме того, имеют иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, если они имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации.
О наличии этих двух основания для получения гражданства в упрощенном порядке заявлено административным истцом в настоящем деле.
Пунктом 2 ст. 29 закона определено, что Президент Российской Федерации утверждает положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.
Пунктом 13 «Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации», утвержденного Указ Президента РФ от 14.11.2002 N 1325 (ред. от 03.09.2017) иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, могут быть приняты в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке на основании частей первой - пятой и седьмой статьи 14 Федерального закона.
Пункт 14 Положения: иностранные граждане и лица без гражданства, указанные в пункте 13 настоящего Положения, проживающие на территории Российской Федерации, в зависимости от наличия установленных Федеральным законом оснований и условий приобретения гражданства Российской Федерации вместе с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации (приложение N 1) представляют:
а) при приобретении гражданства Российской Федерации на основании пункта "а" части первой статьи 14 Федерального закона вид на жительство.
Постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, получившее вид на жительство (абз. 11 ч. 1 ст. 2 Федерального закона РФ от 25.07.2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ").
Таким образом, для реализации права на получение гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке по указанным административным истцом основаниям, лицо должно иметь право на постоянное проживание на территории Российской Федерации, что подтверждается видом на жительство. Исключения для граждан Украины закон не содержит.
Кваша И.В. не располагает документом, выданным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, подтверждающим статус постоянно проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина, которым является вид на жительство. Носителем русского языка, в установленном законом порядке, признана не была. Соответственно, в данном случае наличие действительного паспорта не имеет решающего значения для принятия решения о возможности получения Кваша И.В. гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке, поскольку ею не соблюдены иные условия для этого.
С учетом изложенного, отказ административного ответчика в принятии заявления о признании за Квашой И.В. и её несовершеннолетним сыном К. А.С. права на получение гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке является законным, а решение подлежит отмене с постановлением нового об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Судебная коллегия также считает необходимым обратить внимание на существенные процессуальные нарушения, допущенные судом при рассмотрении настоящего дела. В качестве лиц, участвующих в дела привлечены Управление по вопросам миграции УМВД России по Псковской области (ответчик) и Отделение по вопросам миграции МО МВД России «Опочецкий». Оба органа являются структурными подразделениями УМВД России по Псковской области, не обладают процессуальной правоспособностью, так как не являются юридическими лицами. По этой причине вынесение решения в отношении Управления по вопросам миграции УМВД России по Псковской области незаконно.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Опочецкого районного суда от 29 января 2018 года отменить, постановить новое решение, которым в удовлетворении требований Кваша Ирины Владимировны, действующей как в своих интересах, так и в интересах своего несовершеннолетнего ребенка К.А.С. к Управлению по вопросам миграции УМВД России по Псковской области о признании права на получение гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке - отказать.
Председательствующий: А.Г. Овчинников
Судьи: В.Е. Игошин
В.А. Мурин