НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Приморского краевого суда (Приморский край) от 28.11.2012 № 33-10402

                                                                                    Приморский краевой суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                       Вернуться назад                                                                                               

                                    Приморский краевой суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Судья: Круковская Е.Н. Дело № 33-10402О П Р Е Д Е Л Е Н И Е   28 ноября 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Лифановской В.П.

судей: Важениной Н.С. и Шароглазовой О.Н.

при секретаре Ким И.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску

Конева В.К.  к Прокуратуре Приморского края

о взыскании недополученной пенсии по потери кормильца

по апелляционной жалобе прокурора Приморского края

на решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 20 сентября 2012 года, которым исковые требования удовлетворены. Взыскана с Прокуратуры Приморского края в пользу Конева В.К. недополученная пенсия по случаю потери кормильца за период с 08.02.2005 года по 08.02.2010 года в сумме 590404,99 рубля, доплата в соответствии с Указом Президента РФ от 18.02.2005 года № 176 за период с 01.03.2005 года по 08.02.2010 года в сумме 14228,57 рублей, всего взыскано 604633, 56 рубля.

Заслушав доклад судьи Лифановской В.П., выслушав представителя Прокурора Приморского края Карасеву О.В., истца Конева В.К., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Истец Конев В.К. обратился в суд с иском к Прокуратуре Приморского края о взыскании недополученной пенсии по потери кормильца.

В обоснование заявленных требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ при исполнении служебных обязанностей погиб его сын Конев А.В., заместитель прокурора Ленинского района г. Владивостока. В феврале 2011 года истцом получено уведомление из прокуратуры Приморского края о назначении ему пенсии по потери кормильца с 9 февраля 2010 года пожизненно. Ссылаясь на то, что в соответствии с п.б ч. 1 ст. 53 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» право на получение пенсии у него возникло со дня смерти кормильца, истец просил взыскать с ответчика неполученную пенсию за период с февраля 2005 года по февраль 2010 года в сумме 692180 рублей.

В судебном заседании истец заявленные требования поддержал, признавал верным расчет ответчика, включая дополнительные выплаты.

Представители ответчика Прокуратуры Приморского края исковые требования не признали и пояснили, что назначение государственных пенсий производится по заявлению гражданина. С таким заявлением истец обратился в прокуратуру Приморского края 09.02.2011 года и пенсия была назначена с 09.02.2010 года, т.е. не более, чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения.

Судом постановлено выше указанное решение, с которым не согласился ответчик, прокурором Приморского края подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.

Обсудив доводы апелляционной жалобы ответчика, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.

В судебном заседании было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ при исполнении служебных обязанностей погиб Конев А.В., заместитель прокурора Ленинского района г. Владивостока.

Истец Конев В.К. является отцом погибшего работника прокуратуры и ему пенсия по случаю потери кормильца назначена с 09.02.2010 года и выплачивается по настоящее время в размере 11679, 96 рублей ежемесячно. Размер назначенной пенсии истцом не оспаривается.

В силу абз. 6 п. 5 ст. 45 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в случае гибели (смерти) прокурора в связи с исполнением служебных обязанностей, а также уволенного со службы прокурора, умершего вследствие причинения ему телесных повреждений или иного вреда здоровью в связи с исполнением служебных обязанностей, нетрудоспособным членам его семьи, находившимся на его иждивении, ежемесячно выплачивается компенсация в виде разницы между приходившейся на их долю частью денежного содержания погибшего (умершего) и назначенной им пенсией по случаю потери кормильца без учета суммы выплат, полученных по обязательному государственному личному страхованию. Для определения указанной части денежного содержания среднемесячное денежное содержание погибшего (умершего) делится на число членов семьи, находившихся на его иждивении, в том числе трудоспособных.

Согласно ч.2 ст.30 Закона РФ «О прокуратуре РФ» родители сотрудников органов прокуратуры, умерших, погибших при исполнении своих обязанностей, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца при достижению возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) независимо от того, находились ли они на иждивении умершего. В более поздние сроки пенсия подлежит назначению членам семьи в определенных законом случаях, а именно, когда право на пению приобретено членом семьи в связи с достижением им возраста или установлением им инвалидности после смерти кормильца.

Порядок назначения пенсии членам семей прокуроров по случаю потере кормильца регулируется Законом РФ №4468-1 от 12.02.1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Указанным законом предусмотрено право членов семей умерших (погибших) военнослужащих и приравненных к ним лиц на получение пенсии по случаю потери кормильца, определен круг лиц, имеющих право на эту пенсию, условия ее назначения, а также размеры и порядок выплаты.

Согласно ч. 2 ст. 5 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 в случае гибели или смерти лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, их семьи при наличии условий, предусмотренных настоящим Законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.

В соответствии с п. "а" ст. 36 названного закона пенсия по случаю потери кормильца устанавливается семьям лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, умерших вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона, в размере 40 процентов соответствующих сумм денежного довольствия кормильца, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи.

В ст. 53 данной нормы определены сроки назначения пенсии и признано, что пенсия по утрате кормильца назначается семьям лиц, имеющих право на пенсию в соответствии с названным Законом (ст.1) и пенсионеров из числа этих лиц - со дня смерти кормильца, но не ранее дня, до которого ему выплачено денежное довольствие или пенсия.

Согласно положениям статьи 54 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 (в редакции, действующий на момент возникновения спорных правоотношений) днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми документами, а при пересылке заявления и документов по почте - дата их отправления.

Проверяя доводы прокурора о том, что реализация права на пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" производится в заявительном порядке с предоставлением пенсионному органу соответствующих документов, необходимых для решения данного вопроса, суд верно не принял их во внимание и указал, что несвоевременное назначение пенсии истцу Коневу В.К. допущено по вине ответчика.

Выводы суда подтверждены материалами дела и соответствуют действующему законодательству.

Согласно положениям ст.54 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 (в редакции, действующий на момент возникновения спорных правоотношений) днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми документами, а при пересылке заявления и документов по почте - дата их отправления.

Вместе с тем, в соответствии ч.2 ст.58 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, пояснениями свидетелей, что у ответчика имелись все необходимые документы для назначения пенсии истцу.

Так, из пояснений свидетеля Плохотиной Л.В. следует, что ей в связи с гибелью ДД.ММ.ГГГГ дочери Балашовой Н.В. была назначена пенсию по утрате кормильца, при этом какого-либо заявления не истребовали, она помнит, что заполняла документы по страховке, затем ей прислали уведомление о том, что ей назначена пенсия.

Допрошенная в судебном заседании 20 августа 2012 года Шамкина Е.Ф., помощник прокурора края по пенсионному обеспечению, пояснила суду, что заявление на пенсию по потере кормильца оформлялось одновременно с заполнением документов на страховые выплаты.

Из пояснений свидетеля Коневой Н.А. следует, что ей в связи со смертью супруга Конева А.В. была назначена пенсия по утере кормильца на содержание дочери, которую ей прекратили выплачивать в 2011 году. Когда она стала оспаривать прекращение выплаты пенсии ее дочери, узнала, что такое право имеют и родители мужа, которые не знали этого.

Кроме того, представителем Приморской краевой прокуратуры Максимовым И.Ю. не оспаривалось, что при получении средств на страховые выплаты они разыскали всех родственников погибших сотрудников прокуратуры и произвели им выплаты, в том числе и истцу Коневу В.К. Полагал, что прокуратура не должна была разъяснять истцу о наличии у него права на пенсию.

Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд, проанализировав вышеназванные нормы материального права, исследовав представленные сторонами доказательства, пришел к обоснованному выводу о наличии вины Прокуратуры Приморского края в несвоевременном получении истцом пенсии по утере кормильца, в связи с чем правомерно взыскал недополученную пенсию за период с 08.02.2005 года по 09.02.2010 года в сумме 590404 рубля и доплату в соответствии с Указом Президента РФ от 18.02.2005 года № 176 за период с 01.03.2005 года по 08.02.2010 года в сумме 14228,57 рублей, всего взыскано 604633, 56 рубля.

Доводы апелляционной жалобы Прокуратуры Приморского края о том, что решением Ленинского районного суда и решением Красноармейского районного суда Коневу В.К. отказано в признании действий прокуратуры незаконными, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку указанными решениями суда установлено правомерность действий прокуратуры при назначении пенсии с момента обращения пенсионера.

По данному делу судом взыскана сумма пенсии 692180 рублей, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию в соответствии ч.2 ст.58 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1, и судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда.

Довод в апелляционной жалобе о том, что от истца каких-либо заявлений или обращений о назначении пенсии не поступало, проверялся при разрешении дела в суде первой инстанции и был признан несостоятельным по мотивам, изложенным в решении суда.

При рассмотрении дела судом правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено. Оценка доказательств дана судом первой инстанции с соблюдением правил статьи 67 ГПК РФ и оснований для их переоценки не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 20 сентября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу прокурора Приморского края – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: