НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Приморского краевого суда (Приморский край) от 26.06.2014 № 33-5508

Судья Патлай И.А. Дело № 33-5508

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Украинцевой С.Н.

судей Ровенко П.А., Туктамышевой О.В.

при секретаре Мочаловой Е.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ольгинского района Приморского края в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Ольгинского муниципального района по неисполнению Указа Президента РФ от 1 июня 2012 года № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», Распоряжения администрации Приморского края от 27 февраля 2013 года № 52а-ра «Об утверждении «дорожных карт» в отраслях бюджетной сферы Приморского края» по апелляционной жалобе администрации Ольгинского муниципального района на решение Ольгинского районного суда Приморского края от 07 апреля 2014 года, которым требования прокурора удовлетворены; признано незаконным бездействие администрации Ольгинского муниципального района по неисполнению Указа Президента РФ от 1 июня 2012 года № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», Распоряжения администрации Приморского края от 27 февраля 2013 года № 52а-ра «Об утверждении «дорожных карт» в отраслях бюджетной сферы Приморского края», суд обязал администрацию Ольгинского муниципального района Приморского края обеспечить в 2014 году средний уровень заработной платы педагогических работников дополнительного образования, а так же педагогических работников учреждений культуры до 80 % и 59 % соответственно от средней заработной платы работников общего образования в Приморском крае.

Заслушав доклад судьи Украинцевой С.Н., объяснения прокурора Н.Ф.А., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

Прокурор Ольгинского района Приморского края обратился в суд с названным заявлением, указав, что в ходе проведенной ДД.ММ.ГГГГ проверки установлено, что при разработке и принятии бюджета Ольгинского муниципального района на 2014 год и плановые периоды 2015 и 2016 годов не запланированы денежные средства на реализацию Указов Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и от 1 июня 2012 года № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»; денежные средства, выделенные в рамках реализации государственной программы Приморского края «Развитие образования Приморского края», утвержденной постановлением администрации Приморского края 7 декабря 2012 года № 395-па на 2013-2017 годы, не используются для повышения заработной платы педагогических работников учреждений дополнительного образовании детей, образования культуры. Отсутствие запланированных денежных средств в бюджете повлечет невыполнение бюджетных обязательств по реализации указанной программы, и нарушение гарантированных Конституцией РФ трудовых прав педагогических работников учреждений дополнительного образовании детей, педагогических работников учреждений образования культуры Ольгинского муниципального района Приморского края.

В судебном заседании помощник прокурора Ольгинского района поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель администрации Ольгинского муниципального района в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, пояснил, что в связи с недостаточностью денежных средств в бюджете Ольгинского муниципального района, наличием кредиторской задолженности и долговой нагрузки, увеличением расходных обязательств по выплате заработной платы и уменьшением собственных доходов бюджета района администрация не имеет финансовой возможности в 2014 году довести заработную плату указанным работникам до средней по региону без дополнительного финансирования. Принудительное исполнение Указов Президента РФ приведет к невозможности осуществления в полном объеме расходных обязательств и приостановлению жизнедеятельности бюджетной сферы в целом.

Суд постановил указанное решение, с которым не согласилась администрации Ольгинского муниципального района, в апелляционной жалобе ее представитель ставит вопрос об отмене решения как постановленного с нарушением норм материального права.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит решение подлежащим отмене в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права (пункт 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ).

Удовлетворяя заявление прокурора и признавая бездействие администрации Ольгинского муниципального района незаконным, суд сослался на нарушение администрацией Ольгинского района распоряжения администрации Приморского края от 27 февраля 2013 года № 52а-ра «Об утверждении Дорожных карт», в соответствии с которым размер средней заработной платы в отраслях бюджетной сферы Приморского края в 2014 году должен составить 34220 рублей; а также на то, что при разработке и принятии бюджета Ольгинского муниципального района не учтены субвенции из краевого бюджета в размере 34126,17 рублей, выделенные в рамках реализации программы «Развитие образования Приморского края» на повышение заработной платы указанных работников.

Между тем судом неверно применены нормы действующего законодательства и сделаны выводы без учета всех обстоятельств, имеющих значение для дела.

Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Правительству РФ поручено обеспечить увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4 - 1,5 раза; доведение к 2018 году средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, работников учреждений культуры до средней заработной платы в соответствующем регионе.

Во исполнение данного Указа Распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 года № 2190-р утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, в соответствии с пунктом 6 и 8 Приложения № 4 к которой динамика примерных значений соотношения средней заработной платы работников учреждений культуры и педагогических работников учреждений дополнительного образования детей в субъекте Российской Федерации должна составлять в 2014 году – 59 % и 80 % соответственно.

В то же время, исходя из общих положений Программы (раздел I), ее содержание рекомендуется для муниципальных учреждений, при этом, реализация положений программы на местном уровне осуществляется в порядке, установленном решением органов местного самоуправления.

Статьей 12 Конституции РФ установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти.

В силу пункта 4 статьи 86 Бюджетного кодекса РФ, пункт 2 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установление порядка и условий оплаты труда работников муниципальных учреждений (в том числе вопросы повышения оплаты труда) относится к компетенции органов местного самоуправления. В соответствии с законодательством о разграничении расходных полномочий между различными уровнями власти в РФ определение размера оплаты труда работников муниципальных учреждений отнесено к полномочиям органов местного самоуправления и осуществляется ими самостоятельно в рамках средств соответствующих бюджетов.

Из данных норм следует, что суд не вправе обязать орган местного самоуправления принять или дополнить какой-либо нормативный правовой акт в сфере определения размера оплаты труда работников муниципальных учреждений, а также установления муниципальных минимальных социальных стандартов и расходов на решение вопросов местного значения.

Как следует из материалов дела администрацией Ольгинского муниципального района в целях исполнения Указов Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597 и 1 июня 2012 года № 761 в 2013 году с 1 июня 2013 года проиндексирована заработная плата педагогическим работникам бюджетных учреждений дополнительного образования в 1,15 раза, проиндексирована заработная плата работников культуры Ольгинского муниципального района в 1,42 раза за счет фонда стимулирующих выплат; с 1 октября 2013 года проведена индексация заработной платы работников муниципальных учреждений в 1,055 раза. Решением Думы Ольгинского муниципального района от 12 декабря 2013 года № 34 «О бюджете Ольгинского муниципального района на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» установлено проведение с 1 октября 2014 года индексации заработной платы путем увеличений в 1,05 раза окладов работников муниципальных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета Ольгинского муниципального района.

При указанных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о бездействии администрации Ольгинского муниципального района не соответствует требованиям закона.

К тому же изданный муниципальный правовой акт предполагает динамику повышения заработной платы соответствующей категории работников в течение установленного периода времени (то есть в 2014 году), что применительно к рекомендательному характеру Программы даёт возможность органам местного самоуправления осуществить запланированное повышение средней заработной платы работников учреждений культуры и педагогических работников учреждений дополнительного образования детей Ольгинского муниципального района в течение 2014 года.

В соответствии с частью 4 статьи 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

При таких обстоятельствах незаконного бездействия, нарушающего права работников учреждений культуры и педагогических работников учреждений дополнительного образования детей администрацией Ольгинского муниципального района не допущено, и судебная коллегия считает необходимым отменить решение с вынесением нового решения на основании части 4 статьи 258 ГПК РФ об отказе в удовлетворении заявления.

Руководствуясь статьями 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ольгинского районного суда Приморского края от 07 апреля 2014 года отменить и принять по делу новое решение.

Заявление прокурора Ольгинского района Приморского края в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Ольгинского муниципального района в части неисполнения Указа Президента РФ от 1 июня 2012 года № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», Распоряжения администрации Приморского края от 27 февраля 2013 года № 52а-ра «Об утверждении «дорожных карт» в отраслях бюджетной сферы Приморского края» оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи