НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Приморского краевого суда (Приморский край) от 13.03.2014 № 33-1980

Судья Рогалев Е.В. Дело № 33-1980

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 13 марта 2014 года город Владивосток

 Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:

 председательствующего Светловой С.Е.

 судей Ровенко П.А., Королевой Е.В.

 при секретаре Барса О.А.

 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Уссурийского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Уссурийского городского округа по непринятию мер по повышению средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе и по повышению средней заработной платы педагогов учреждений дополнительного образования детей до уровня не ниже среднего для учителей в регионе

 по апелляционному представлению Уссурийского городского прокурора на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 23 декабря 2013 года, которым в удовлетворении требований заявления отказано.

 Заслушав доклад судьи Ровенко П.А., выслушав объяснения прокурора по обеспечению участию прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Приморского края Судницыной С.П., поддержавшей доводы апелляционного представления в части и просившей в части прекратить производство по настоящему гражданскому делу, а также объяснения представителя администрации Уссурийского городского округа Савицкой О.С., считавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 у с т а н о в и л а:

   Уссурийский городской прокурор в порядке статей 45, 254 ГПК РФ обратился в суд в защиту прав неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Уссурийского городского округа, указав в обоснование своих требований, что по результатам проверки соблюдения прав педагогических работников дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования было установлено, что администрацией Уссурийского городского округа не принимаются необходимые меры по повышению средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в Приморском крае и по повышению средней заработной платы педагогов учреждений дополнительного образования детей до уровня не ниже среднего для учителей в Приморском крае, что прямо противоречит положениям Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной политики» и от 1 июня 2012 года № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы». Согласно данным Приморского краевого статистического управления размер средней заработной платы в сфере общего образования в Приморском крае в первом полугодии 2013 года составляет – 27 820 рублей 60 копеек, тогда как размер средней заработной платы педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений в Уссурийском городском округе составляет – 25 104 рублей 20 копеек, что ниже предусмотренного уровня. В свою очередь, соотношение средней заработной платы педагогических работников учреждений дополнительного образования детей и средней заработной платы учителей в субъекте Российской Федерации должно составлять в 2013 году – 75 %. Однако, из сведений, представленных Приморским краевым статистическим управлением, следует, что средняя заработная плата учителей в Приморском крае за первое полугодие 2013 года составляет 36 345 рублей 60 копеек, а средняя заработная плата педагогических работников учреждений дополнительного образования в Уссурийском городском округе за тот же период составляет – 25 315 рублей 90 копеек, что ниже указанного 75 % уровня. Данные обстоятельства, по мнению прокурора, свидетельствуют о бездействии органов местного самоуправления и о нарушении трудовых прав педагогических работников на получение оплаты труда в предусмотренном действующим законодательством размере. В связи с этим, Уссурийский городской прокурор просил суд признать незаконным бездействие администрации Уссурийского городского округа в части непринятия мер по повышению средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе и по повышению средней заработной платы педагогов учреждений дополнительного образования детей до уровня не ниже среднего для учителей в регионе; возложить на администрацию Уссурийского городского округа обязанность по соответствующему повышению размеров заработной платы указанным категориям работников до установленного уровня.

 В судебном заседании участвующий в деле прокурор Озеринникова И.В. настаивала на удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

 Представитель администрации Уссурийского городского округа Савицкая О.С. просила суд отказать в удовлетворении заявления.

 Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился Уссурийский городской прокурор, в поданном апелляционном представлении ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности.

 Вместе с тем, 13 марта 2014 года в суд апелляционной инстанции поступило письменное заявление Уссурийского городского прокурора Неумываки Е.М. от 12 марта 2014 года № №, согласно которому прокурор отказывается от требований заявления в части признания незаконным бездействия администрации Уссурийского городского округа о непринятии мер по повышению средней заработной платы педагогов учреждений дополнительного образования детей до уровня не ниже среднего для учителей в регионе и о возложении на администрацию Уссурийского городского округа обязанности принять меры по устранению выявленных нарушений по повышению средней заработной платы педагогов учреждений дополнительного образования детей до уровня не ниже среднего для учителей в регионе, поскольку необходимый уровень оплаты труда указанной категории работников в 2013 году администрацией Уссурийского городского округа был достигнут.

 В соответствии с положениями части 1 статьи 326.1 ГПК РФ прокурор вправе отказаться от заявления, поданного в порядке главы 25 ГПК РФ, при этом, соответствующий отказ должен быть выражен в поданном суду апелляционной инстанции заявлении в письменной форме.

 Учитывая, что частичный отказ прокурора от заявленных им требований не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, судебная коллегия принимает отказ Уссурийского городского прокурора Неумываки Е.М. от заявления в части, в связи с чем, руководствуясь частью 2 статьи 326.1 ГПК РФ, считает необходимым отменить решение Уссурийского районного суда Приморского края от 23 декабря 2013 года в части разрешения требований, касающихся размера средней заработной платы педагогов учреждений дополнительного образования детей и прекратить производство по настоящему гражданскому делу в указанной части.

 В остальной части доводы апелляционного представления подлежат оценке с учётом положений части 1 статьи 327.1 ГПК РФ.

 Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в оставшейся части.

 В соответствии со статьёй 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

 При рассмотрении настоящего гражданского дела таких нарушений судом не допущено.

 В силу положений статей 45, 254 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с заявлением об оспаривании бездействия органа местного самоуправления.

 Согласно подпункту «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Правительству Российской Федерации поручено обеспечить доведение к 2013 году средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе.

 Во исполнение данного Указа Президента Российской Федерации Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года № 2190-р утверждена Программа совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы (далее – Программа), в соответствии с пунктом 11 Приложения № 4 к которой динамика примерных значений соотношения средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений к средней заработной плате в сфере общего образования в субъекте Российской Федерации должна составлять в 2012 году – 80 %, в 2013 году – 100 %.

 В то же время, исходя из общих положений Программы (раздел I), её содержание рекомендуется для муниципальных учреждений, при этом, реализация положений программы на местном уровне осуществляется в порядке, установленном решением органов местного самоуправления.

 Статьёй 12 Конституции Российской Федерации установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти.

 Установление порядка и условий оплаты труда работников муниципальных учреждений (в том числе вопросы повышения оплаты труда) относится к компетенции органов местного самоуправления (пункт 4 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). В соответствии с законодательством о разграничении расходных полномочий между различными уровнями власти в Российской Федерации определение размера оплаты труда работников муниципальных учреждений отнесено к полномочиям органов местного самоуправления и осуществляется ими самостоятельно в рамках средств соответствующих бюджетов.

 Из данных норм следует, что суд не вправе обязать орган местного самоуправления принять или дополнить какой-либо нормативный правовой акт в сфере определения размера оплаты труда работников муниципальных учреждений, а также установления муниципальных минимальных социальных стандартов и расходов на решение вопросов местного значения.

 Как следует из материалов дела, администрацией Уссурийского городского округа 24 апреля 2013 года принято Постановление № 1561 «О мерах по реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и от 1 июня 2012 года № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы», подпункт «б» пункта 1 которого предусматривает повышение средней заработной платы педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений до уровня средней заработной платы в сфере общего образования Приморского края, а пункт 3 поручает финансовому управлению администрации Уссурийского городского округа подготовить и внести на рассмотрение Думы Уссурийского городского округа изменения в бюджет на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов в части увеличения объемов бюджетных ассигнований на выплаты педагогическим работникам (л.д. 13-15).

 По мнению судебной коллегии, муниципальный правовой акт предполагает динамику повышения заработной платы соответствующей категории работников в течение установленного периода времени (то есть в 2013 году), что применительно к рекомендательному характеру Программы даёт возможность органам местного самоуправления осуществить запланированное повышение средней заработной платы педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений Уссурийского городского округа в течение всего 2013 года.

 В связи с этим, довод заявления Уссурийского городского прокурора о том, что соответствующее повышение заработной платы должно быть обеспечено администрацией Уссурийского городского округа уже по итогам первого полугодия 2013 года, не основан на положениях действующего законодательства, которое, как уже указывалось выше, подобных обязанностей на орган местного самоуправления не возлагает.

 Таким образом, вывод суда первой инстанции, изложенный в решении, о том, что со стороны администрации Уссурийского городского округа не было допущено незаконного бездействия, нарушающего права педагогических работников дошкольных образовательных учреждений, судебная коллегия признаёт верным.

 В соответствии с частью 4 статьи 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

 То обстоятельство, что районный суд неверно рассчитал процентное отношение средней заработной платы педагогических работников учреждений дополнительного образования детей Уссурийского городского округа к средней заработной плате в сфере общего образования в Приморском крае, не может являться основанием для отмены судебного решения, поскольку в силу части 6 статьи 330 ГПК РФ правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображения.

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 326.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

 о п р е д е л и л а:

 решение Уссурийского районного суда Приморского края от 23 декабря 2013 года отменить в части отказа в удовлетворении требований заявления Уссурийского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Уссурийского городского округа по непринятию мер, направленных на повышение средней заработной платы педагогов учреждений дополнительного образования детей до уровня не ниже среднего для учителей в регионе и о возложении на администрацию Уссурийского городского округа обязанности принять меры по устранению выявленных нарушений по повышению средней заработной платы педагогов учреждений дополнительного образования детей до уровня не ниже среднего для учителей в регионе. Производство по гражданскому делу в этой части прекратить в связи с отказом прокурора от заявленных требований.

 В остальной части решение Уссурийского районного суда Приморского края от 23 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения.

 Председательствующий

 Судьи