НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Приморского краевого суда (Приморский край) от 11.09.2014 № 33-7939

  Судья Тур И.А. Дело № 33-7939

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 11 сентября 2014 года г. Владивосток

 Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:

 председательствующего Светловой С.Е.

 судей Зиганшина И.К., Судницыной С.П.

 при секретаре Барса О.А.

 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Дальнереченского межрайонного прокурора о признании недействующим решения Думы Дальнереченского муниципального района от 27 февраля 2014 года № 19 «Об утверждении Положения об использовании зеленых насаждений (лесов), расположенных на территории Дальнереченского муниципального района, при передаче земельных участков в аренду» по апелляционной жалобе Думы Дальнереченского муниципального района Приморского края на решение Дальнереченского районного суда Приморского края от 23 июня 2014 года, которым заявление удовлетворено, решение Думы Дальнереченского муниципального района от 27 февраля 2014 года № 19 «Об утверждении Положения об использовании зеленых насаждений (лесов), расположенных на территории Дальнереченского муниципального района, при передаче земельных участков в аренду» признано недействующим со дня вступления его в законную силу 5 марта 2014 года.

 Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К., выслушав объяснения прокурора Нишоновой Ф.А., судебная коллегия

 у с т а н о в и л а:

 Дальнереченский межрайонный прокурор обратился в суд с указанным заявлением, ссылаясь на то, что 27 февраля 2014 года Думой Дальнереченского муниципального района принято решение № 19, которым утверждено Положение об использовании зеленых насаждений (лесов), расположенных на территории Дальнереченского муниципального района, при передаче земельных участков в аренду. Принятый муниципальный правовой акт обнародован и вступил в силу 5 марта 2014 года. Между тем, решение Думы противоречит требованиям действующего законодательства Российской Федерации. Полномочия органов местного самоуправления в области регулирования лесных отношений исчерпывающим образом закреплены в статье 84 Лесного кодекса РФ и ограничены лесными участками, находящимися в муниципальной собственности. Органы местного самоуправления также могут распоряжаться лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена. При этом распоряжение лесными участками органы местного самоуправления осуществляют в рамках полномочий, предоставленных Лесным кодексом РФ и Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с пунктом 29 части 1 статьи 15 указанного федерального закона к вопросам местного значения муниципального района отнесено лишь осуществление муниципального лесного контроля. С учетом положений федерального законодательства, помимо отсутствия полномочий по нормативному регулированию лесных отношений, у муниципальных районов отсутствуют полномочия по организации использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения на территории муниципального района. В связи с этим оспариваемый нормативный правовой акт принят Думой Дальнереченского муниципального района с превышением компетенции данного органа местного самоуправления и противоречит федеральному законодательству. Поскольку протест Дальнереченского межрайонного прокурора на решение Думы Дальнереченского муниципального района от 27 февраля 2014 года № 19 «Об утверждении Положения об использовании зеленых насаждений (лесов), расположенных на территории Дальнереченского муниципального района, при передаче земельных участков в аренду» был отклонен, прокурор просил суд признать данный муниципальный правовой акт недействующим с момента вступления его в законную силу 5 марта 2014 года.

 В судебном заседании прокурор Ветрик Л.А. заявленные требования поддержала.

 Представитель Думы Дальнереченского муниципального района Шестернин Е.А. требования прокурора не признал.

 Судом постановлено указанное решение, об отмене которого и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления прокурора просит в апелляционной жалобе представитель Думы Дальнереченского муниципального района, ссылаясь на неправильное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильное применение норм материального права.

 Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

 Как следует из материалов дела, решением Думы Дальнереченского муниципального района от 27 февраля 2014 года № 19 утверждено Положение об использовании зеленых насаждений (лесов), расположенных на территории Дальнереченского муниципального района, при передаче земельных участков в аренду, которое регулирует отношения, связанные с учетом и оценкой состояния зеленых насаждений, расположенных на территории муниципального района, использованием лесов, их вырубкой, предоставлением лесов для использования, охраной лесных насаждений. Принятый муниципальный правовой акт вступил в силу с момента его обнародования 5 марта 2014 года.

 В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2013 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принимаемые по вопросам местного значения муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

 Полномочия органов местного самоуправления в области лесных отношений определены в статье 84 Лесного кодекса РФ и ограничены лесными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена (статья 10 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»).

 При этом полномочия органов местного самоуправления в области лесных отношений подлежат реализации с учетом компетенции данных органов по решению вопросов местного значения, определенной Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

 В соответствии с пунктами 19 и 32 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения, осуществление муниципального лесного контроля отнесены к вопросам местного значения городского, сельского поселения, а также к компетенции органов местного самоуправления муниципального района в отношении межселенных территорий, то есть территории, находящейся вне границ поселений (часть 2 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).

 В пределах муниципального района, под которым понимается несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, к вопросам местного значения отнесено лишь осуществление муниципального лесного контроля (пункт 29 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).

 Таким образом, с учетом положений федерального законодательства у органов местного самоуправления муниципальных районов отсутствуют полномочия по организации использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения на территории муниципального района.

 Как следует из утвержденного решением Думы Дальнереченского муниципального района от 27 февраля 2014 года № 19 Положения, данный муниципальный правовой акт применяется к зеленым насаждениям (лесам) на территории всего Дальнереченского муниципального района.

 В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» в случае, если при рассмотрении дела данной категории будет установлено, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства, в том числе определяющие полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы, суд вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.

 С учетом установленных обстоятельств суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявление прокурора, поскольку решение Думы Дальнереченского муниципального района от 27 февраля 2014 года № 19 принято с превышением компетенции данного органа местного самоуправления и противоречит требованиям Лесного кодекса РФ и Федерального закона от 6 октября 2013 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

 Доводы апелляционной жалобы являются необоснованными и не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, поскольку основаны на неправильном толковании действующего законодательства. Думой Дальнереченского муниципального района не учтено, что органы местного самоуправления муниципального района вправе издавать муниципальные правовые акты, регулирующие лесные отношения, но только в отношении лесных участков, на которые государственная собственность не разграничена, находящихся на межселенной территории.

 Таким образом, обстоятельства дела исследованы судом полно и всесторонне, заявление прокурора разрешено в соответствии с требованиями действующего законодательства, нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены решения суда первой инстанции, не установлено.

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

 о п р е д е л и л а:

 решение Дальнереченского районного суда Приморского края от 23 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

 Председательствующий

 Судьи