НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 29.06.2022 № 2-327/2021

УИД 52RS0028-01-2021-000515-21

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-15497/2022, № 2-327/2021

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Саратов 29 июня 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Веркошанской Т.А.,

судей Омаровой А.С. и Зюзюкина А.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Мулинского гарнизона, в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации о признании бездействий незаконным, обязании организовать сбор и вывоз отходов, провести рекультивацию земельного участка,

по кассационной жалобе Федерального государственного казенного учреждения «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации на решение Володарского районного суда Нижегородской области от 22 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 22 февраля 2022 года,

заслушав доклад судьи Омаровой А.С., выслушав прокурора Управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации ФИО1 кассационную жалобы на решение Володарского районного суда Нижегородской области от 22 сентября 2021 года подлежащей оставлению без рассмотрения, обжалуемое апелляционное определение подлежащим подлежащей оставлению без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции

у с т а н о в и л а:

Военный прокурор Мулинского гарнизона, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению (далее ФГКУ) «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным, обязании Министерство обороны осуществить сбор и вывоз отходов 2 класса опасности с территории 24 выдела 78 квартала Володарского участкового лесничества Гороховецкого лесничества Минобороны России - филиала ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, провести рекультивацию вышеуказанного лесного участка с целью недопущения причинения окружающей среде вреда загрязнением почвы. Установить срок для исполнения решения суда в течение 2 месяцев со дня его вступления в законную силу.

Определением Володарского районного суда Нижегородской области от 14 мая 2021 года суд перешел к рассмотрению данного дела по правилам гражданского судопроизводства.

Истец уточнил исковые требования просил суд:

- признать незаконным и нарушающим права неопределенного круга лиц бездействие Министерства обороны РФ и ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в непринятии надлежащих мер по обеспечению экологической безопасности земель и лесов обороны;

- обязать Министерство обороны Российской Федерации организовать с одновременным выделением денежных средств проведение работ по ликвидации несанкционированной свалки отходов 2 класса опасности с территории 24 выдела 78 квартала Володарского участкового лесничества Гороховецкого лесничества Минобороны России - филиала ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России с географическими координатами: N56°18 584", Е43°17 291", рекультивацию указанного лесного участка;

- обязать ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации осуществить по мере выделения денежных средств сбор и вывоз отходов 2 класса опасности с территории 24 выдела 78 квартала Володарского участкового лесничества Гороховецкого лесничества Минобороны России - филиала ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, с географическими координатами: № ;

- провести рекультивацию указанного лесного участка с целью недопущения причинения окружающей среде вреда загрязнением почвы. Установить срок для исполнения решения суда в течение 6 месяцев со дня его вступления в законную силу.

Решением Володарского районного суда Нижегородской области от 22 сентября 2021 года исковые требования Военного прокурора Мулинского гарнизона удовлетворены.

Признано незаконным и нарушающим права неопределенного круга лиц бездействие ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в непринятии надлежащих мер по обеспечению экологической безопасности земель и лесов обороны.

На Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность организовать с одновременным выделением денежных средств проведение работ по ликвидации несанкционированной свалки отходов 2 класса опасности с территории 24 выдела 78 квартала Володарского участкового лесничества Гороховецкого лесничества Минобороны России - филиала ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России с географическими координатами: № , и осуществить рекультивации указанного лесного участка.

На ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации возложена обязанность осуществить по мере выделения денежных средств сбор и вывоз отходов 2 класса опасности с территории 24 выдела 78 квартала Володарского участкового лесничества Гороховецкого лесничества Минобороны России – филиала ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации с географическими координатами: , и провести рекультивацию указанного лесного участка.

Установлен срок для исполнения решения суда в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 22 февраля 2022 года решение Володарского районного суда Нижегородской области от 22 сентября 2021 года отменено, постановлено новое решение, которым исковые требования Военного прокурора Мулинского гарнизона удовлетворены частично.

Признано бездействие ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в непринятии мер по обеспечению экологической безопасности земельного участка, относящегося к категории земель и лесов обороны с географическими координатами: территории 24 выдела 78 квартала Володарского участкового Гороховецкого лесничества Минобороны России - филиала ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России, незаконным.

На ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации возложена обязанность ликвидировать несанкционированную свалку путем сбора и вывоза отходов 2 класса опасности с территории 24 выдела 78 квартала Володарского участкового Гороховецкого лесничества Минобороны России - филиала ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны Российской Федерации, с географическими координатами: № , на специально предназначенный для этого лицензионный полигон.

На ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации возложена обязанность провести рекультивацию земельного участка территории 24 выдела 78 квартала Володарского участкового Гороховецкого лесничества Минобороны России - филиала ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны Российской Федерации, с географическими координатами: в соответствии с Правилами рекультивации земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2018 года № 800, пунктом 3 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации.

Установлен срок для исполнения решения суда - восемь месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В удовлетворении иска Военному прокурору Мулинского гарнизона о признании бездействий Министерства обороны Российской Федерации, выразившееся в непринятии надлежащих мер по обеспечению экологической безопасности земель и лесов обороны, возложении обязанности организовать с одновременным выделением денежных средств на проведение работ по ликвидации несанкционированной свалки отходов 2 класса опасности с территории 24 выдела 78 квартала Володарского участкового лесничества Гороховецкого лесничества Минобороны России - филиала ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России с географическими координатами: , и проведение рекультивации указанного земельного участка, отказано.

В кассационной жалобе ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации просит отменить постановленные судебные акты, указывая на допущенные нарушения норм материального и процессуального права.

При проверке в апелляционном порядке решения Володарского районного суда Нижегородской области от 22 сентября 2021 года суд апелляционной инстанции решение отменил, разрешив требования истца по существу.

В связи с чем предметом проверки суда кассационной инстанции является апелляционное определение, решение суда первой инстанции в связи с его отменой в апелляционном порядке предметом проверки по настоящему кассационному производству не является, в указанной части кассационная жалоба подлежит оставлению без рассмотрения по существу.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 ГПК РФ).

Таких нарушений судом апелляционной инстанции по настоящему делу допущено не было.

Согласно пункту 2 части 4 статьи 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания

При наличии оснований, предусмотренных частью 4 названной статьи Кодекса, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ (часть 5 статьи 330 ГПК РФ).

Суд апелляционной инстанции, установив, что дело рассмотрено судом первой инстанции без надлежащего извещения третьего лица - администрации город Дзержинска Нижегородской области на основании части 5 статьи 330 ГПК РФ вынес определение о переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.

При рассмотрении спора по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции решение Володарского районного суда Нижегородской области от 22 сентября 2021 года отменил, разрешив требования истца по существу.

Судом апелляционной инстанции установлено, что Российская Федерация является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 692 714 298 (690 356 998) кв.м (единое землепользование), категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; виды разрешенного использования: обеспечение обороны и безопасности; местоположение земельного участка: Нижегородская область, Володарский район; дата присвоения кадастрового номера 31 июля 2006 года; границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства; землепользователь данного земельного участка является ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации.

Военной прокуратурой Мулинского гарнизона проведена проверка исполнения органами военного управления и воинскими организациями требований законодательства об охране окружающей среды.

В соответствии с актом № 17 от 4 декабря 2020 года обследования территории Володарского участкового лесничества Гороховецкого лесничества Минобороны России филиала ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России, на территории лесного массива квартала 77, выдела 24 выявлен участок, захламленный отходами шин на площади, ориентировочно 8 кв.м, т.е. выявлена несанкционированная свалка.

Земельный участок, на котором расположена несанкционированная свалка, предоставлен ответчику на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России.

23 декабря 2020 года в отношении ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ (несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления).

Постановлением от 13 января 2020 года Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия, ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 статьи 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

В соответствии с Уставом ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны России учреждение осуществляет свою деятельность в целях управления и контроля в области ведения лесного хозяйства (использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) в лесах, распложенных на землях, предоставленных для нужд Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 13 Устава ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации одной из основных целей деятельности учреждения является управление и контроль за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов.

Суд апелляционной инстанции, отклоняя доводы ответчика о том, что учреждение не является надлежащим ответчиком, исходил из следующего.

При установлении лица, на которого подлежит возложению обязанность по ликвидации несанкционированной свалки, следует учитывать правовые позиции, выработанные Конституционным Судом Российской Федерации, который, в частности, в постановлении от 13 октября 2015 года № 26-П указал на то, что в системе действующего правового регулирования вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления на расположенных на территории муниципального образования земельных участках в случае, если виновное в причинении вреда лицо не установлено, должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые несанкционированно размещены на земельном участке.

Таким образом, поддерживать земельный участок в надлежащем состоянии обязан собственник (землепользователь, землевладелец).

По делу установлено, что собственником спорного земельного участка является Российская Федерация, а землепользователем данного земельного участка является ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации.

Установленный действующим законодательством порядок использования и охраны лесного фонда включает в себя обязанность субъектов, осуществляющих владение и использование лесов, проводить мероприятия по защите соответствующих земель от загрязнения отходами производства и потребления и иного негативного воздействия (абзац 8 статьи 42 ЛК РФ, часть 3 статьи 60.12 ЛК РФ).

Охрана лесов от загрязнения и иного негативного воздействия осуществляется физическими и юридическими лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (часть 3 статьи 60.12 ЛК РФ).

Учитывая особенности осуществления правомочий собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации, надлежащим ответчиком по заявленным требованиям, исходя из спорных правоотношений, является землепользователь спорного земельного участка - ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны России, которое осуществляет свою деятельность в целях управления и контроля в области ведения лесного хозяйства (использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) в лесах, расположенных на землях, предоставленных для нужд Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии с положениями Устава ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации одной из основных целей деятельности учреждения является управление и контроль за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов.

Основываясь на установленных обстоятельствах, судебная коллегия апелляционной инстанции пришла к выводу, что в полномочия ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации входят функции по организации мероприятий в области охраны и использования земельных участков, почвы, на землях обороны и безопасности, отнесенных к его ведению.

В связи с чем, надлежащим ответчиком по иску прокурора и ответственность за непринятие мер к ликвидации несанкционированной свалки несет ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, поскольку данный ответчик является землепользователем данного земельного участка и обязан содержать земельный участок в надлежащем состоянии.

Разрешая вопрос о рекультивации поврежденного земельного участка, и возлагая ее проведение на ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу, что требования о рекультивации спорного лесного участка должны быть проведены в соответствии с Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 года № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель».

Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции, учитывая, что судом апелляционной инстанции дана оценка всей совокупности собранных по делу доказательств с соблюдением требований материального и процессуального закона, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены апелляционного определения не имеется.

Доводы кассационной жалобы о том, что полномочий на обращение с указанными требованиями у военного прокурора не имеется, о том, что надлежащим ответчиком по требованиям прокурора должна быть администрация города Дзержинска Нижегородской области, об отсутствии доказательств факта бездействия со стороны должностных лиц ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, не опровергают обоснованность выводов суда апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Земельного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производств, потребления», статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что несанкционированная свалка отходов образовалась на земельном участке, находящимся в постоянном (бессрочном) пользовании ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, в связи с чем ответственность по ликвидации несанкционированной свалки отходов следует возложить на данное учреждение.

Доводы кассационной жалобы о недоказанности образования свалки в результате деятельности ответчика, об отсутствии его вины в ее происхождении, которая образовалась в результате неправомерных действий неустановленных лиц, жителей близлежащих населенных пунктов, не освобождает ответчика от бремени содержания данного имущества, в том числе по ликвидации свалки, с принятием мер рекультивации.

Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами суда апелляционной инстанции, о неполноте и ненадлежащей оценке доказательств по делу, неправильном определении обстоятельств дела, неправильном применении закона, не подтверждают нарушений судом норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, выражают субъективное отношение к содержанию судебного акта, направлены на иную оценку исследованных доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, законных оснований к которой судебная коллегия с учетом требований части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не усматривает. Данные доводы подлежат отклонению как не нашедшие подтверждения и не содержащие обстоятельств, закрепленных в части 1 статьи 379.7 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции

о п р е д е л и л а:

кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации на решение Володарского районного суда Нижегородской области от 22 сентября 2021 года оставить без рассмотрения по существу.

Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 22 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи