НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 21.12.2020 № 88-28279/20

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-28279/2020

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Саратов 21 декабря 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Макаровой Н.А.,

судей Шеховцовой Ю.В., Матросовой Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 21 декабря 2020 года гражданское дело №2-3099/2019 по иску Щербакова ФИО6 к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячной денежной компенсации платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг, возложении обязанности предоставить меры социальной поддержки

по кассационной жалобе Щербакова ФИО7

на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 17 августа 2020 года,

заслушав доклад судьи Шеховцовой Ю.В., выслушав с использование веб-конференции связи пояснения истца Щербакова А.Г., поддержавшего доводы кассационной жалобы,

установила:

Щербаков А.Г. обратился в суд с иском к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячной денежной компенсации платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг, возложении обязанности предоставить меры социальной поддержки.

Решением Королевского городского суда Московской области от 13 сентября 2019 года исковые требования Щербакова А.Г. удовлетворены. Признано незаконным решение Юбилейного отдела социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области № 118916 от 24 июля 2019 года об отказе в предоставлении мер социальной поддержки. На Министерство социальной защиты населения Московской области возложена обязанность предоставить Щербакову А.Г. меры социальной поддержки: ежемесячная денежная компенсация в размере 50 процентов платы за занимаемую общую площадь жилого помещения в пределах стандарта нормативной площади жилого помещения, установленного законом Московской области и стоимости коммунальных услуг в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу. С Министерства социальной защиты населения Московской области в пользу Щербакова А.Г. взыскана госпошлина в размере 300 рублей.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 17 августа 2020 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым в иске Щербакова А.Г. к Министерству социальной защиты населения Московской области о признании незаконным решения № 118916 от 24 июля 2019 года отказано. На Министерство социальной защиты населения Московской области возложена обязанность предоставить Щербакову А.Г. меры социальной поддержки, предусмотренные Законом Московской области от 23 марта 2006 года № 36/2006-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области», по категории «ветеран военной службы» с 18 января 2020 года.

В поданной кассационной жалобе Щербаков А.Г. просит отменить апелляционное определение, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, указывая, что на момент обращения в орган социальной защиты населения он имел право на назначение мер социальной поддержки как лицо, достигшее предпенсионного возраста, имеющее статус ветерана военной службы, и страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости.

Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции были допущены такого рода нарушения норм материального и процессуального права, и они выразились в следующем.

Как установлено судом, Щербаков А.Г. является ветераном военной службы, что подтверждается удостоверением от 1 декабря 1997г. серии «М» № 682337.

18 июля 2019 года истец обратился в Юбилейный отдел социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг.

Решением Юбилейного отдела социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области от 24 июля 2019 года № 118916 в удовлетворении заявления истцу отказано со ссылкой на то, что он не соответствует категории лиц, имеющих право на получение данной меры социальной поддержки. Обосновывая свое решение, ответчик указал, что истец обратился с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки, как ветеран военной службы, однако, данной категории граждан компенсация платы за занимаемую жилую площадь помещения и коммунальных услуг назначается при условии возникновения у них права на страховую пенсию по старости. Истец на момент подачи заявления не достиг общеустановленного пенсионного возраста, получателем страховой пенсии не является.

Разрешая спор, и удовлетворяя исковые требования Щербакова А.Г. о признании незаконным решения Юбилейного отдела социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области № 118916 от 24 июля 2019 года об отказе в предоставлении мер социальной поддержки, суд первой инстанции исходил из того, что истец имеет право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренные подп.3 и 4 п.1 ст.14.2 Закона Московской области от 23 марта 2006 года №36/2006-03 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области, а именно как лицо, достигшее предпенсионного возраста 60 лет, и имеющее статус ветерана военной службы.

С данным выводом суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не согласился в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права.

Отменяя решение суда первой инстанции, и отказывая в удовлетворении исковых требований Щербакова А.Г. о признании незаконным решения ответчика №11891 от 24 июля 2019 года, суд апелляционной инстанции исходил из того, что истец обратился в Отдел социальной защиты населения с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки по категории «ветеран военной службы», однако на тот момент не соответствовал в полном объеме всем критериям, необходимым для назначения мер социальной поддержки как ветерану военной службы, так как не являлся получателем страховой пенсии по старости.

Между тем, учитывая, что право на страховую пенсию по старости у истца возникло 18 января 2020 года, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о возложении на Министерство социального развития Московской области обязанности предоставить Щербакову А.Г. меры социальной поддержки, предусмотренные Законом Московской области от 23 марта 2006 года №36/2006-ОЗ с указанной даты.

Между тем, судебная коллегия находит приведенные выводы суда апелляционной инстанции ошибочными, основанными на неправильном толковании и применении положений действующего законодательства по следующим основаниям.

Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).

Социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе устанавливает Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах").

Социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; предоставление жилых помещений; компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг; оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи (пункт 1 статьи 13 Федерального закона "О ветеранах").

Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 22 Федерального закона "О ветеранах").

Отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающим на территории Московской области, регулируются Законом Московской области от 23 марта 2006 года №36/2006-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области".

Как следует из пунктов 1, 2 статьи 2 Закона Московской области от 23 марта 2006 года №36/2006-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области", меры социальной поддержки отдельных категорий граждан предоставляются в натуральной и в денежной форме. При наличии у лиц, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Законом, законодательством Московской области право на получение одних и тех же мер социальной поддержки по нескольким основаниям, меры социальной поддержки предоставляются по одному из оснований, по выбору гражданина, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.

Согласно пункту 1 статьи 3 указанного Закона, ветеранам труда - лицам, имеющим статус ветерана труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О ветеранах", при достижении ими возраста, дающего право на получение страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются меры социальной поддержки.

На основании статьи 14.2 Закона Московской области от 23 марта 2006 года №36/2006-ОЗ лицам, достигшим предпенсионного возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), имеющим страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением лиц, указанных в пунктах 28 и 33 настоящей статьи, имеющим статус ветерана труда, также предоставляются меры социальной поддержки.

Согласно п.10 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 19 декабря 2017 года №1082/46 документы, не представленные получателем (представителем), в случае, если они находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, запрашиваются территориальными подразделениями Министерства в рамках межведомственного взаимодействия в установленные законодательством Российской Федерации сроки.

В соответствии с пунктом 17 указанного Порядка основаниями для отказа в назначении компенсации являются: отсутствие у получателя права на получение компенсации; представление получателем неполных и (или) недостоверных сведений; представление заявления и документов с противоречивыми сведениями; представление документов, не соответствующих по форме или содержанию требованиям законодательства Российской Федерации; непредставление в многофункциональный центр оригиналов документов для сверки с электронными образами документов, поданных посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), Государственной информационной системы Московской области "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Московской области"; несоответствие оригиналов документов, представленных получателем (представителем получателя) для сверки в многофункциональный центр, электронным образам документов, поданных посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), Государственной информационной системы Московской области "Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Московской области"; подача заявления лицом, не имеющим полномочий представлять интересы получателя; предоставление компенсации ранее и (или) по другому основанию; отзыв заявления по инициативе получателя.

Частью 2 статьи 56 ГПК предусмотрено, что суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 67 ГПК РФ).

При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 ГПК РФ).

По данному делу для решения вопроса о том, являлся ли отказ Юбилейного отдела социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области в предоставлении истцу мер социальной поддержки неправомерным, юридически значимыми, подлежащими определению и установлению с учетом исковых требований Щербакова А.Г., их обоснования, возражений на них ответчика и регулирующих спорные отношения норм материального права являлись обстоятельства: имел ли истец право на предоставление мер социальной поддержки.

Суд апелляционной инстанции при рассмотрении исковых требований Щербакова А.Г. в результате неправильного применения норм материального права и нарушения норм процессуального права не определил и не установил названные обстоятельства, имеющие значение для дела, не дал оценки имеющимся по делу доказательствам, как это предписывает процессуальный закон (статья 67 ГПК РФ).

Вместо выяснения всех обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела, суд апелляционной инстанции, делая вывод о правомерности отказа в предоставлении истцу меры социальной поддержки, сослался лишь на то, что ФИО1 обратился с письменным заявлением о предоставлении мер социальной поддержки только по категории «ветеран военной службы».

Однако судом апелляционной инстанции не учтено, что истец обращался в Юбилейный отдел социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области по вопросу предоставления мер социальной поддержки, предоставив удостоверение ветерана военной службы. Наличие статуса «ветеран военной службы» также необходимо для назначение мер социальной поддержки и лицам, достигшим предпенсионного возраста, имеющим необходимый страховой стаж.

Ввиду изложенного выводы суда апелляционной инстанции о том, что решение отдела социальной защиты населения на момент его вынесения являлось правильным, сделаны с существенным нарушением норм материального и процессуального права при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и несоответствии выводов суда, изложенного в судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела.

Изложенное свидетельствует о формальном подходе суда апелляционной инстанции к рассмотрению настоящего дела, в котором разрешался спор, связанный с реализацией права на меры социальной поддержки, установленных для ветеранов труда и ветеранов военной службы, что привело к нарушению задач и смысла гражданского судопроизводства, установленных статьей 2 ГПК РФ, и права Щербакова А.Г. на справедливую, компетентную, полную и эффективную судебную защиту, гарантированную каждому статьей 8 Всеобщей декларации прав человека, пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, пунктом 1 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, а также частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации

При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное, и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными по делу обстоятельствами.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 17 августа 2020 года отменить.

Дело направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Московского областного суда.

Председательствующий:

Судьи: