УИД № 50MS0111-01-2022-003878-29
ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-25583/2023
№ 2-2546/2022
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Саратов 21 сентября 2023 года
Первый кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Водяникова М.И.,
рассмотрев гражданское дело по иску ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» к ФИО1 о взыскании задолженности за коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами,
по кассационной жалобе ФИО1 на решение мирового судьи судебного участка № 111 Люберецкого судебного района Московской области от 26 декабря 2022 года и апелляционное определение Люберецкого городского суда Московской области от 5 апреля 2023 года,
у с т а н о в и л:
ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании задолженности по внесению платы за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.10.2019 года по 31.05.2021 года в сумме 7 503 рубля 77 копеек и пени за период с 11.11.2019 года по 26.12.2022 года в сумме 1 135 рублей 54 копейки, по домовладении № 14 по <адрес>, в <адрес>, ссылаясь на ненадлежащее исполнение ФИО1 обязанностей по оплате оказанных коммунальных услуг.
Решением мирового судьи судебного участка № 111 Люберецкого судебного района Московской области от 26 декабря 2022 года заявленный ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» к ФИО1 иск удовлетворен в полном объеме.
Судом постановлено о взыскании с ФИО1 в пользу ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» задолженности по оплате коммунальной услуги за период с 01.10.2019 года по 31.05.2021 года в размере 7 503 рубля 77 копеек и пени за период с 11.11.2019 года по 26.12.2022 года в размере 1 135 рублей 54 копейки, а также в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины 400 рублей.
Апелляционным определением Люберецкого городского суда Московской области от 5 апреля 2023 года решение мирового судьи судебного участка № 111 Люберецкого судебного района Московской области от 26 декабря 2022 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанции, как незаконных и необоснованных.
Кассационная жалоба в порядке части 10 статьи 397.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, изучив доводы, изложенные в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции приходит к следующему выводу.
В силу части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.
Судом установлено, что с 1 января 2019 года ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» на основании заключенного с Министерством экологии и природопользования Московской области соглашения осуществляет деятельность в качестве регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории, включающей в том числе территории Воскресенского и Раменского муниципальных районов.
Информация об этом, а также предложение о заключении договора оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора, размещены на официальном сайте регионального оператора в сети «Интернет», а также в средствах массовой информации и находятся в открытом доступе.
Постановлением Правительства Московской области от 02.10.2018 года № 690/34 «Об утверждении предельных единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области» для ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» на период с 01.01.2019 года по 31.12.2019 года установлен единый тариф в размере 787 рублей 24 копейки за 1 куб. метр с НДС.
Распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области № 403-Р от 20.12.2019 года «Об утверждении предельных единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области» на период с 01.01.2020 года по 30.06.2021 года установлен единый тариф в размере 787 рублей 24 копейки за 1 куб. метр с НДС.
Распоряжением Комитета по ценам и тарифам Московской области № 98-Р от 18.06.2021 года на период с 01.07.2021 года по 31.12.2021 года установлен единый тариф в размере 815 рублей 58 копеек за 1 куб. метр с НДС.
ФИО1 является сособственником домовладения, расположенного по адресу: <адрес>.
Ответчику ФИО1 за оказываемые услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начислялась плата, размер которой исчислялся в соответствии с тарифами, установленными для регионального оператора.
При этом за ФИО1 числится задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, размер которой за период с 01.01.2019 года по 31.05.2021 года составляет 7 503 рубля 77 копеек и пени, начисленной в период с 11.11.2019 года по 26.12.2022 года в связи с просрочкой в платежах, - 1 135 рублей 54 копейки.
Разрешая спор и приходя к выводу об удовлетворении заявленных ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 30, 153-155, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статей 24.6, 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 года № 1156, а также Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года № 354, исходил из доказанности факта оказания региональным оператором ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» ответчику ФИО1 коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по месту нахождения принадлежащего ей домовладения, в соответствии с правилами и нормами действующего законодательства, направленными на сохранение благоприятной окружающей среды, верности осуществленного региональным оператором расчета платы за оказанную услугу, осуществленного в соответствии с утвержденными тарифами и нормами потребления, публичного характера договора на обращение с твердыми коммунальными отходами, отсутствия доказательств неполучения данной услуги, нарушения ответчиком обязательств по оплате потребленной коммунальной услуги в заявленный период времени и наличия задолженности.
Суд апелляционной инстанции с решением суда первой инстанции согласился, признав его законным и обоснованным, соответствующим установленным по делу обстоятельствам, при правильном применении норм материального и процессуального права.
Не находит оснований не согласиться с принятыми судами первой и апелляционной инстанциями судебными актами и суд кассационной инстанции.
Доводы кассационной жалобы ФИО1 об отсутствии у нее обязанности по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами ввиду отсутствия заключенного между ней и региональным оператором договора, являлись предметом проверки нижестоящих судов и обоснованно были отклонены, поскольку исходя из положений Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 года № 1156, содержащих по сути нормы, обязывающие всех потребителей к заключению с региональным оператором договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, при неисполнении потребителем указанной обязанности и не направлении в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договор на оказание данного вида услуг заявки и документов в соответствии с пунктами 8 (5) – 8 (7) Правил, что и имеет место по данному делу, договор считается заключенным на типовых условиях с 16-го рабочего дня после размещения региональным оператором данного предложения.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждены постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354.
В соответствии с пунктом 148 (30) данных Правил размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения № 2 к настоящим Правилам.
В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения № 2 к настоящим Правилам.
При раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(3) и 9(4) приложения № 2 к настоящим Правилам соответственно.
Пунктом 9 (1) указанного Приложения определяется соответствующая формула для исчисления размера платы за коммунальную услугу в жилом помещении по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктом 9(2) указанного Приложения определяется соответствующая формула для исчисления размера платы за коммунальную услугу в жилом помещении по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктами 9 (3) и 9(4) указанного Приложения определяется соответствующая формула для исчисления размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения на основании объема вывезенных контейнеров.
Как отметил Конституционный Суд РФ в своих определениях от 05.12.2022 г. № 3211-О и от 05.12.2022 г. № 3212-О, а также в обзоре практики за четвертый квартал 2022 года, предусмотренный абзацем вторым пункта 148(30) Правил во взаимосвязи с формулой 9(4) Приложения № 2 способ расчета платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, основанный на применении таких объективных параметров, как общая площадь жилого помещения и объем фактически вывезенных контейнеров, учитывает специфику данной коммунальной услуги, исключающую возможность точного установления, как факта, так и объема ее индивидуального потребления каждым из собственников или пользователей жилых помещений многоквартирного дома, и - сообразно конституционному принципу равенства (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) - призван обеспечить равный подход ко всем собственникам и пользователям таких помещений при исчислении размера соответствующей платы, а также баланс интересов потребителей и исполнителей коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, который, в свою очередь, является необходимым условием бесперебойного функционирования формирующейся системы обращения с твердыми коммунальными отходами.
Предусмотренный абзацем вторым пункта 148(30) Правил во взаимосвязи с формулой 92 Приложения № 2 к Правилам способ расчета платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, основанный на применении такого объективного параметра, как общая площадь жилого помещения, и утвержденного в установленном порядке норматива накопления твердых коммунальных отходов, учитывает специфику данной коммунальной услуги, исключающую возможность точного установления как факта, так и объема ее индивидуального потребления, и - сообразно конституционному принципу равенства (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) - призван обеспечить равный подход ко всем собственникам и пользователям жилых помещений многоквартирного дома при исчислении размера соответствующей платы, а также баланс интересов потребителей и исполнителей коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, который, в свою очередь, является необходимым условием бесперебойного функционирования формирующейся системы обращения с твердыми коммунальными отходами.
Порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении установлен разделом VIII Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Включенные в него нормы - в силу пункта 148(44) Правил - подлежат применению и при перерасчете размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении.
Кроме того, право потребителя коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами требовать в случаях и порядке, которые установлены Правилами, изменения размера платы за эту коммунальную услугу (в частности, за период его временного отсутствия в занимаемом жилом помещении) прямо предусмотрено и подпунктом «д» пункта 148(24) Правил.
Упомянутые положения, действуя в нормативной связи с частью 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающей саму возможность перерасчета платы за отдельные виды коммунальных услуг в случае временного отсутствия граждан в жилом помещении, а также пунктами 86, 90 и 91 Правил, предусматривающими порядок такого перерасчета, и пунктом 88 Правил, исключающим перерасчет в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении размера платы лишь за коммунальные услуги на общедомовые нужды, принципиально не препятствуют проведению перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении потребителя, но при соблюдении последним нормативно установленного порядка обращения за перерасчетом с представление документов, подтверждающих факт его временного отсутствия в жилом помещении и продолжительность такого отсутствия, как то указано в пункте 93 Правил.
Вместе с тем, частью 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Кроме того, пунктом 148(36) указанных Правил предоставления коммунальных услуг, закреплено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан, на что по сути ссылается кассатор в своей кассационной жалобе, объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Таким образом, как верно было отмечено нижестоящими судами при отклонении доводов ФИО1, аналогичных доводам кассационной жалобы, действующее законодательство разграничивает понятия временно отсутствия потребителя и не использование им жилого помещения, а также не предусматривает безусловное освобождение от внесение платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при отсутствии лиц, проживающих в домовладении, устанавливая порядок ее исчисления исходя из количества собственников такого жилого помещения.
Указанная правовая позиция нижестоящих судов соответствует толкованию приведенных норм материального права, данному Верховным Судом Российской Федерации, изложенным в принятом им 26.02.2020 года решении по проверке действительности пункта 148(36) указанных Правил предоставления коммунальных услуг.
Таким образом, исходя из вышеуказанных обстоятельств, несмотря на указание кассатора на то, что постоянным местом ее жительства являлась квартира в г. Люберцы Московской области, принимая во внимание принадлежность домовладения № по <адрес> в <адрес> ФИО1 на правах собственности, неиспользование которого являлось следствием собственного усмотрения ФИО1 на выбор места своего жительства, то есть не являлось вынужденным либо временным, правовых оснований для освобождения ФИО1, как собственника жилого помещения, от внесения платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми бытовыми отходами, как справедливо было отмечено нижестоящими судами, не имелось.
С учетом приведенных выше норм материального права наличие у ФИО1 группы инвалидности правового значения не имеет и на правильность выводов нижестоящих судебных инстанций не влияет.
В связи с фактически установленными по делу обстоятельствами суды пришли к обоснованному выводу о наличии у ФИО1 обязанности по внесению платы за предоставляемую истцом коммунальную услугу по обращению с твердыми бытовыми отходами.
С учетом этого доводы кассационной жалобы ФИО1 о том, что она в заявленные периоды не проживала в принадлежащем ей жилом доме и не потребляла заявленную к оплате коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, правового значения не имеют, о незаконности принятых судами первой и апелляционной инстанций судебных постановлений не свидетельствуют, в связи с чем подлежат отклонению, как несостоятельные.
В целом приведенные в кассационной жалобе доводы основаны на ином понимании норм права ФИО1, а потому основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, являться не могут.
Выводы судов, приведенные в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, которым дана правовая оценка в их совокупности и в полном соответствии положениям ст. 12, 56, 67 ГПК РФ.
Таким образом, проверив обжалуемые судебные постановления в пределах доводов жалобы, суд кассационной инстанции оснований для их отмены либо изменения и принятия нового судебного постановления не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.4-379.6, 390-390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
решение мирового судьи судебного участка № 111 Люберецкого судебного района Московской области от 26 декабря 2022 года и апелляционное определение Люберецкого городского суда Московской области от 5 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Судья Водяникова М.И.