НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 17.08.2020 № 88-9816/20

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-9816/2020

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Саратов 17 августа 2020 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего судьи Булатовой Е.Е.

судей Скоковой Д.И., Юдиной С.В.,

рассмотрев гражданское дело № 2-9180/2018 по иску Зюзиной Татьяны Михайловны, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО1, к Государственному учреждению – Нижегородскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, Министерству здравоохранения Нижегородской области о взыскании денежных средств в счет компенсации расходов за самостоятельное приобретение технических средств

по кассационной жалобе Зюзиной Татьяны Михайловны, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО1,

на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 5 февраля 2019 г.,

заслушав доклад судьи Скоковой Д.И.,

установила:

Зюзина Т.М., действуя в интересах несовершеннолетнего ФИО1, обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Нижегородскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации Министерству здравоохранения <адрес> о взыскании денежных средств в счет компенсации расходов за самостоятельное приобретение технических средств.

Решением Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 27 сентября 2018 г. исковые требования Зюзиной Т.М. удовлетворены частично. С Государственного учреждения – Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Зюзиной Т.М. взысканы денежные средства в размере 41193 руб. в счет компенсации за ремонт речевого процессора и замену блока питания углового батарейного кохлеарного импланта, а также за самостоятельное приобретение внешней части кохлеарного импланта. В удовлетворении остальной части требований истцу отказано.

Апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда от 5 февраля 2019 г. решение суда первой инстанции отменено в части удовлетворения исковых требований Зюзиной Т.М.. В отмененной части принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе Зюзиной Т.М. ставится вопрос об отмене апелляционного определения как незаконного и необоснованного, принятого с нарушением норм материального права и осталении в силе решения Нижегородского областного суда от 27 сентября 2018 г.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит жалобу подлежащей удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судебная коллегия приходит к выводу, что в настоящем деле такого характера нарушения норм материального и процессуального права были допущены судом апелляционной инстанции, и они выразились в следующем.

Судом установлено и следует из материалов дела, несовершеннолетний ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения является ребенком-инвалидом.

ДД.ММ.ГГГГ Бюро медико-социальной экспертизы № 37 разработана индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида. Программой установлена нуждаемость ФИО1 в следующих технических средствах реабилитации: слуховой аппарат, бинауральное слухопротезирование сверхмощными слуховыми аппаратами 1 раз в 4 года в том числе с изготовлением индивидуальных ушных вкладышей 2 штук в день. Программой предусмотрен срок проведения реабилитационных мероприятий с применением технических средств реабилитации с 21 марта 2011 г. по 1 апреля 2012 г., в качестве исполнителя проведения реабилитационных мероприятий с применением технических средств реабилитации определены органы социального страхования по решению Фонда социального страхования Российской Федерации.

21 марта 2012 г. Бюро медико-социальной экспертизы № 37 разработана индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, в соответствии с которой ФИО1 нуждается в технических средствах реабилитации: ушной вкладыш индивидуального изготовления 1 штука в год, кабели внешней части кохлеарного импланта. Программой установлен срок проведения реабилитационных мероприятий с применением технических средств реабилитации с 21 марта 2012 г. по 1 апреля 2013 г., в качестве исполнителя проведения реабилитационных мероприятий с применением технических средств реабилитации определены органы социального страхования по решению Фонда социального страхования Российской Федерации.

1 апреля 2013 г. Бюро медико-социальной экспертизы № 37 разработана индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида. Программой установлена нуждаемость ФИО1 в технических средствах реабилитации: замена кабелей внешней части процессора по мере необходимости. Срок проведения реабилитационных мероприятий с применением технических средствах реабилитации определен с 1 апреля 2013 г. по 1 апреля 2015 г., в качестве исполнителя проведения реабилитационных мероприятий с применением технических средств реабилитации определены органы социального страхования по решению Фонда социального страхования Российской Федерации.

23 апреля 2014 г. Бюро медико-социальной экспертизы № 37 разработана индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида., в соответствии с которой ФИО1 нуждается в технических средствах реабилитации: 8-52 кохлеарный имплант: замена кабелей внешней части по мере необходимости, замена процессоров по истечении срока пользования, в случае неремонтоспособности при наличии заключения сервисной службы, замена неисправных частей речевого процессора при наличии заключения сервисной службы. Срок проведения реабилитационных мероприятий с применением технических средств реабилитации установлен с 23 апреля 2014 г. по 20 января 2028 г., в качестве исполнителя проведения реабилитационных мероприятий с применением технических средств реабилитации определены органы социального страхования по решению Фонда социального страхования Российской Федерации.

Судами также установлено, что для бесперебойной работы кохлеарного импланта Зюзиной Т.М. были приобретены: в 2011 году – соединительный кабель (провод) к внешней части кохлеарного импланта – 1 шт. на сумму 1 000 руб., в 2012 году – соединительный кабель (провод) внешней части кохлеарного импланта – 5 шт. на общую сумму 6 000 руб., в 2013 году – соединительный кабель (провод) к внешней части кохлеарного импланта – 6 шт. на общую сумму 6 300 руб., в 2014 году – соединительный кабель (провод) к внешней части кохлеарного импланта – 7 шт. на общую сумму 9 380 руб.; в 2015году был произведен ремонт речевого процессора, на проведение которого было затрачено 2 630 руб., в 2016 году в связи с неисправностью блока питания, являющегося составным элементом внешней части речевого процессора, истцом были понесены расходы на приобретение нового блока питания для речевого процессора в размере 15 883 руб.

29 марта 2017 г. истец Зюзина Т.М. обратилась в Государственное учреждение – Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о компенсации денежных средств за самостоятельное приобретение технических средств реабилитации.

Письмом от 5 мая 2017 г. Зюзиной Т.М. отказано в выплате компенсации за самостоятельное приобретение технических средств реабилитации.

Разрешая спор и удовлетворяя требования истца о взыскании денежных средств в счет компенсации расходов за самостоятельное приобретение технических средств, суд первой инстанции исходил из того, что замена кабелей кохлеарного импланта предусмотрена индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида, необходимость замены блока питания подтверждена заключением о его техническом состоянии, факт несения расходов на приобретение средств реабилитации подтвержден представленными доказательствами, исполнителем проведения реабилитационных мероприятий являются органы социального страхования по решению Фонда социального страхования Российской Федерации.

Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении указанных требований, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда, сославшись на положения пункта 8 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. № 240, Порядка осуществления исполнительным органом Фонда социального страхования Российской Федерации медико-технической экспертизы по установлению необходимости ремонта или досрочной замены технических средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21 августа 2008 г. № 438н, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений, пришла к выводу о том, что истцом не соблюден порядок, предшествующий процедуре ремонта технического средства реабилитации.

При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что Зюзина Т.М. обращалась к ответчику с заявлением о проведении медико-технической экспертизы только 10 июня 2013 г., и 11 июня 2013 г. комиссией медико-технической экспертизы была установлена необходимость ремонта эндопротеза (системы кохлеарной имплантации) в виде замены кабеля внешней части кохлеарного импланта, в то же время с заявлением о предоставлении услуги по замене или ремонту технического средства реабилитации (кохлеарного импланта) Зюзина Т.М. не обращалась; в остальных случаях, связанных с приобретением и ремонтом частей эндопротеза Зюзина Т.М. к ответчику не обращалась, в связи с чем у ответчика отсутствовала возможность заменить, произвести ремонт или определить размер компенсации за ремонт.

Судебная коллегия считает, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, и эти выводы сделаны с нарушением норм процессуального права.

Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов – система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ).

Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ, – одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе, использование инвалидами технических средств реабилитации.

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ).

Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее – Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).

В абзаце втором пункта 2 названных правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Подпунктом «а» пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

В силу абзаца первого пункта 4 данных правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.

В соответствии с абзацем первым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 названного федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

В пункте 15(1) Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определено, что в случае если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с Правилами.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. № 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, в пункте 3 которого установлено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.

Компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления им утвержденных данным Порядком документов. Выплата инвалиду компенсации осуществляется уполномоченным органом в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем почтового перевода или перечисления средств на счет, открытый инвалидом в кредитной организации. Определение размера компенсации уполномоченным органом осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, документов, подтверждающих расходы по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, заключения медико-технической экспертизы (в случаях, указанных в подпункте «б» пункта 5 данного порядка), а также стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду, определяемой уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок технических средств реабилитации и (или) услуг (пункты 5, 6, 7 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации).

Из приведенных нормативных положений следует, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации указанного права регламентирован. При этом действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре за прошлый период в случае их непредоставления инвалиду уполномоченным органом по какой-либо причине. В такой ситуации право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования техническими средствами реабилитации осуществляется путем выплаты инвалиду денежной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. № 57н.

В силу части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов, в частности статьи 8 Всеобщей декларации прав человека, пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также пункта 1 статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.

Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов (часть 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судом апелляционной инстанции, отказавшим Зюзиной Т.М. в удовлетворении требований о взыскании денежных средств в счет компенсации расходов за самостоятельное приобретение технических средств, не учтено, что Зюзина Т.М., реализуя гарантированное ей право на судебную защиту, обратилась в суд за разрешением спора, поставив перед судом вопрос о правомерности отказа Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в выплате компенсации за услуги по ремонту технического средства реабилитации и в связи с этим о наличии у ФИО1, являющегося ребенком-инвалидом права на выплату данной компенсации в связи с самостоятельным приобретением средств технической реабилитации и оплате услуг по ремонту средства технической реабилитации. Данные обстоятельства являлись предметом судебной проверки суда первой инстанции, которые оценив представленные по делу доказательства, в том числе, программы реабилитации ребенка-инвалида, заключения сервисной службы о техническом состоянии блока питания, пришел к выводу о том, что истец Зюзина Т.М., которая, действуя в интересах несовершеннолетнего ребенка-инвалида, за счет собственных средств произвела замену частей технического средства реабилитации, имеет право на компенсацию понесенных расходов.

При этом суд первой инстанции, учитывая, что замена составных частей технического средства реабилитации (кохлеарного импланта) предусмотрена индивидуальными программами реабилитации ребенка-инвалида, необходимость замены блока питания подтверждена техническим заключением, факт несения расходов на самостоятельное приобретение средств реабилитации подтвержден представленными истцом доказательства, что ответчиком не оспорено, исполнителем реабилитационных мероприятий с применением технических средств реабилитации в соответствии с индивидуальными программами реабилитации ребенка-инвалида являются органы социального страхования, пришел к верному выводу о неправомерности отказа ответчика в выплате указанной компенсации, обоснованного несоблюдением истцом установленного порядка обращения, ввиду наличия у истца такого права.

Указанный вывод суда первой инстанции вследствие неправильного применения к спорным отношениям норм материального права судом апелляционной инстанции опровергнут не был.

Ввиду изложенного у суда апелляционной инстанции не имелось предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для частичной отмены решения суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований Зюзиной Т.М. и для принятия нового решения об отказе в удовлетворении ее требований о взыскании денежных средств в счет компенсации расходов за самостоятельное приобретение технических средств.

С учетом приведенных обстоятельств апелляционное определение в части отмены решения суда первой инстанции об удовлетворении требований истца нельзя признать законным, оно принято с нарушением норм материального права, что согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанного судебного постановления в указанной части и оставления в силе в этой части решения суда первой инстанции, разрешившего спор в соответствии с установленными обстоятельствами и подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 5 февраля 2019 г. отменить в части отмены решения Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 27 сентября 2018 г. в части удовлетворения требований Зюзиной Т.М., действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО1, к Государственному учреждению – Нижегородскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании денежных средств в счет компенсации расходов за самостоятельное приобретение технических средств в размере 41193 руб.

В указанной части оставить в силе решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 27 сентября 2018 г.

Председательствующий

Судьи