НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 04.04.2022 № 2-2782/2021

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

УИД 50RS0052-01-2021-003081-25

№ 88-6875/2022

№ 2-2782/2021

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Саратов 4 апреля 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Макаровой Н.А.,

судей Филатовой В.Ю., Булатовой Е.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием веб-конференции поступившее 12 ноября 2021 года гражданское дело по исковому заявлению Бониной Л.Е. к Государственному учреждению – Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № 7 по городу Москве и Московской области Управление по городскому округу Щёлково и городскому округу Фрязино Московской области, Государственному учреждению – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по городу Москве и Московской области о восстановлении права на получение пенсии по кассационной жалобе Бониной Л.Е. на решение Щелковского городского суда Московской области от 22 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 18 октября 2021 года.

Заслушав доклад судьи Филатовой В.Ю., объяснения представителя Бониной Л.Е. – Криницкого А.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Бонина Л.Е. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № 7 по городу Москве и Московской области Управление по городскому округу Щёлково и городскому округу Фрязино Московской области, Государственному учреждению – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по городу Москве и Московской области о восстановлении права на получение пенсии.

Решением Щелковского городского суда Московской области от 22 июля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 18 ноября 2021 года, в удовлетворении исковых требований Бониной Л.Е. отказано.

В кассационной жалобе с учетом дополнений Бонина Л.Е. просит решение Щелковского городского суда Московской области от 22 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 18 ноября 2021 года отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, в связи с неправильным применением судом норм материального права, нарушением норм процессуального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам по доводам, изложенным в кассационной жалобе (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), решение суда первой инстанции и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам подлежат отмене по следующим основаниям.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

При рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций допущены нарушения норм материального и процессуального права.

Как установлено судом и следует из материалов дела, с 5 октября 1999 года Бонина Л.Е. является получателем пенсии за выслугу лет и вдовой военнослужащего ФИО6, умершего ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО6 участвовал в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1987 году.

Бонина Л.Е. с 1 октября 2018 года получает пенсию как вдова военнослужащего ФИО6 по потере кормильца в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

В связи с отсутствием у Бониной Л.Е. права на получение двух видов пенсии от различных ведомств, выплата пенсии по старости с 1 ноября 2020 года была прекращена.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что Бонина Л.Е. не относится к кругу лиц, имеющих право на установление двух пенсий от разных ведомств, и в связи с отсутствием доказательств, свидетельствующих об установлении причинной связи между смертью кормильца и полученной военной травмой, пришел к выводу об отсутствии у истца права на получение двух пенсий одновременно – страховой пенсии по старости и пенсии по случаю потери кормильца.

Отказывая в удовлетворении требований, суды не учли следующее.

Пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей (за исключением военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, и членов их семей) осуществляется в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее - Закон № 4468-1). Указанный Закон определяет свой круг лиц, которые пользуются правом на одновременное получение двух пенсий.

Из части 2 статьи 7 данного Закона следует, что, супруги лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, погибших вследствие причин, перечисленных в пункте «а» статьи 21 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), не вступившие в новый брак, имеют право на одновременное получение двух пенсий. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная статьей 30 настоящего Закона, и любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца).

В пункте «а» статьи 21 Закона № 4468-1 перечислены инвалиды вследствие военной травмы, согласно которому к числу причин смерти военнослужащих, дающих их супругам право на одновременное получение двух пенсий, отнесены ранение, контузия, увечье или заболевание, полученные при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Названные причины смерти квалифицируются как «военная травма».

В статье 8 Закона № 4468-1 установлено, что военнослужащим, подвергшимся радиационному воздействию при проведении взрывов и испытаний ядерного оружия либо в результате аварийных ситуаций на ядерных объектах гражданского и военного назначения, а также при ликвидации последствий этих аварий, и семьям этих лиц предоставляются дополнительные льготные условия назначения пенсий, выплачиваются надбавки к пенсиям, пособия и компенсации в соответствии с законодательством РФ о социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию.

Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусмотрен перечень граждан, которым предоставляется право на одновременное получение двух пенсий.

Согласно подпункту 5 пункта 3 статьи 3 вышеуказанного Федерального закона гражданам, указанным в подпункте 11 пункта 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, предоставляется право на одновременное получение двух пенсий. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 3 (с применением пункта 4) статьи 17 настоящего Федерального закона, и трудовая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 3 (с применением пункта 4) статьи 17 настоящего Федерального закона, и социальная пенсия, предусмотренная статьей 18 настоящего Федерального закона (за исключением социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца).

Как следует из статьи 2 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, регулируются настоящим Законом, действующим законодательством Российской Федерации в части норм, не противоречащих настоящему Закону, и другими актами законодательства Российской Федерации, издаваемыми в соответствии с ними.

Таким образом, отношения, связанные с чернобыльской катастрофой, в том числе и в области пенсионного законодательства участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и членов их семей, могут регулироваться действующим пенсионным законодательством, при условии, что оно не противоречит Закону Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Следовательно, право на одновременное получение второй пенсии, а именно пенсии по случаю потери кормильца, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1, может возникнуть у истца в случае, если причиной смерти ее супруга является «военная травма».

В частности, военнослужащим, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, пунктом 2 статьи 29 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гарантируется назначение пенсий в порядке, установленном законодательством РФ для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.

Как следует из пункта 3 статьи 29 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гарантируется назначение пенсии по случаю потери кормильца - участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, призванных на сборы военнообязанных, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, государственной безопасности, гражданской обороны, а также умершего инвалида вследствие военной травмы в связи с чернобыльской катастрофой - как вследствие военной травмы (ранения, контузии, увечья или заболевания, связанного с пребыванием на фронте), супругу (жене, мужу) независимо от нахождения на иждивении и независимо от времени, прошедшего со дня гибели (смерти) кормильца, по достижении женой 50-летнего возраста, а мужем 55-летнего возраста или до наступления инвалидности.

В соответствии с частью 3 статьи 29 указанного Закона, пенсия семьям по случаю потери кормильца назначается независимо от других видов пенсий, пособий и доходов.

При рассмотрении вопроса о праве на одновременное получение двух пенсий необходимо иметь в виду, что Федеральный закон от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» неисчерпывающим образом определил круг лиц - получателей пенсии по случаю потери кормильца, что прямо вытекает из нормы, содержащейся в пункте 2 статьи 3 Федерального закона, где указано, что право на две пенсии может быть предусмотрено в федеральном законе.

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Федерального закона пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей (за исключением военнослужащих, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, и членов их семей) осуществляется в порядке, предусмотренном Законом РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Данный Закон РФ определяет свой круг лиц, которые пользуются правом на одновременное получение двух пенсий.

Из материалов дела следует, что Бониной Л.Е. выплачивается пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» за умершего мужа военнослужащего, причиной смерти которого явились заболевания, полученные при исполнении обязанностей военной службы в связи с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Указанное обстоятельство установлено вступившим в законную силу апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 30 июня 2020 года, постановленным в рамках рассмотрения требований Бониной Л.Е. к Военному комиссариату Московской области, что послужило основанием для взыскания с ответчика ежемесячно пенсии в пользу истца по потере кормильца.

Суды, ссылаясь на отсутствие причинной связи между смертью кормильца и военной травмой не учли, что пенсия по потере кормильца установлена ФИО6 на основании приведенного выше судебного акта, выплачивается истцу, в связи с чем отсутствует необходимость установления такой связи в настоящем споре.

Судами при рассмотрении спора не учтены приведенные нормы закона, предусматривающего возможность назначения пенсии супруге умершего (погибшего) участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа военнослужащих, получающей пенсию по случаю потери кормильца по нормам Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 как вследствие военной травмы, и соответствующей пенсии в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации. При это, вопреки выводам судов, приведенные нормы права не содержат каких-либо ссылок на невозможное получение пенсий от разных ведомств.

Судебная коллегия по гражданским делам полагает, что в данном случае постановление суда апелляционной инстанции противоречит задачам гражданского судопроизводства, как они определены в статье 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, создает препятствия для защиты пенсионных прав истца.

Допущенные судами нарушения норм материального права повлияли на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов Бониной Л.Е., что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления.

Руководствуясь статьями 379.5-379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Щелковского городского суда Московской области от 22 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 18 октября 2021 года отменить, направить гражданское дело на новое рассмотрение в Щелковский городской суд Московской области.

Председательствующий:

Судьи: