НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 02.07.2020 № 2-2222/19

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 88-16907/2020, №2-2222/2019

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Саратов 2 июля 2020 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Веркошанской Т.А.,

судей Зюзюкина А.Н., Тарасовой С.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижегородского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности провести капитальный ремонт железнодорожных путей общего пользования

по кассационной жалобе открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

на решение Ленинского районного суда г. Нижнего Новгорода от 30 сентября 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 4 февраля 2020 г.

Заслушав доклад судьи Зюзюкина А.Н., выслушав объяснения представителя открытого акционерного общества «Российские железные дороги»- Спектор Е.В. (по доверенности), поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения прокурора Рязанова В.В. по доводам жалобы, судебная коллегия

установила:

Нижегородский транспортный прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с исковым заявлением к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее- ОАО «РЖД») о возложении обязанности провести капитальный ремонт железнодорожных путей.

В обоснование исковых требований прокурор указал на то, что ответчик не соблюдает сроки проведения капитального ремонта железнодорожных путей общего пользования, находящихся на балансе Арзамасской, Дзержинской, Сергачской, Горький-Казанской, Шахунской, Лукояновской дистанций пути и Нижегородской дистанции инфраструктуры. Ряд участков железнодорожных путей выработали установленные нормативы и на них допущены события, связанные с безопасностью движения поездов- излом рельса. Изучением технических заключений по указанным фактам изломов рельсов под подвижным составом установлено, что их причинами явилось ненадлежащее содержание пути, а также наличие дефектов рельс, которые при сплошном контроле съемными и мобильными дефектоскопными средствами не выявлены и выявлению не подлежат.

Указывая на то, что эксплуатация путей общего пользования с нарушением сроков проведения капитального ремонта создает непосредственную угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с безопасностью движения железнодорожного транспорта, в том числе причинения вреда жизни и здоровью граждан, повреждения перевозимых грузов, объектов железнодорожного транспорта, прилегающих объектов и территорий, непринятие ответчиком мер по устранению указанных нарушений по представлению прокурора, истец просил возложить на ОАО «РЖД» обязанность провести капитальный ремонт следующих участков железнодорожных путей общего пользования:

Смагино – Каменище, путь №1, от 485 километра 500 метра до 492 километра 607 метра;

Мухтолово-Балахониха путь №1 от 373 километра 962 метра до 377 километра 122 метра;

Балахониха - ОП 408 км путь №1 от 380 километра 260 метра до 407 километра 773 метра;

Шеманиха - Уста путь №2 от 696 километра 212 метра до 611 километра 416 метра;

Трактовый-Бобыльская путь № 1 от 423 километра 676 метра до 438 километра 123 метра;

станция Бобыльская путь № 1 от 438 километра 342 метра до 439 километра 571 метра.

Решением Ленинского районного суда г. Нижнего Новгорода от 30 сентября 2019 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 4 февраля 2020 г., исковые требования удовлетворены с возложением на ответчика обязанности провести капитальный ремонт вышеуказанных участков железнодорожных путей в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.

В кассационной жалобе ОАО «РЖД» ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, ссылаясь на допущенные судами нарушения норм материального права.

В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Изучив изложенные в жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судебная коллегия приходит к выводу, что таких нарушений при рассмотрении дела допущено не было.

Судами нижестоящих инстанций установлено и из материалов дела следует, что Нижегородской транспортной прокуратурой с привлечением специалиста Приволжского управления Государственного железнодорожного надзора Ространснадзора проведена проверка исполнения требований законодательства о безопасности движения железнодорожного транспорта при модернизации (реконструкции) и содержании верхнего строения пути общего пользования в подразделениях Горьковской дирекции инфраструктуры - Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД».

В ходе проверки установлены нарушения требований законодательства в части соблюдения сроков проведения капитального ремонта железнодорожных путей общего пользования, находящихся на балансе Арзамасской, Дзержинской, Сергачской, Горький-Казанской, Шахунской, Лукояновской дистанций пути и Нижегородской дистанции инфраструктуры. Ряд участков железнодорожных путей выработали установленные нормативы.

Так, на балансе Сергачской дистанции пути находится участок железнодорожного пути Смагино - Каменище путь № 1 от 485 километра 500 метра до 492 километра 607 метра. На указанном участке пути 26 апреля 2017 г. допущено событие, связанное с безопасностью движения поездов, а именно излом рельса с раскрытием 15 мм. На момент излома рельса пропущенный тоннаж на указанном участке составил 1 022, 4 миллиона тонн брутто при нормативе 700 миллиона тонн брутто.

На балансе Арзамасской дистанции пути находится участок железнодорожного пути Мухтолово-Балахониха путь № 1 от 373 километра 962 метра, до 377 километра 122 метра. На указанном участке пути 9 января 2018 г. допущено событие, связанное с безопасностью движения поездов, а именно излом рельсовой плети с раскрытием 7 мм. На момент излома рельса пропущенный тоннаж на указанном участке составил 984, 23 миллиона тонн брутто при нормативе 700.

На балансе Арзамасской дистанции пути находится участок железнодорожного пути Балахониха - ОП 408 км путь №1 от 380 километра 260 метра до 407 километра 773 метра. На указанном участке пути24 апреля 2018 г. произошел излом рельсовой плети с раскрытием 4 мм. На момент излома пропущенный тоннаж на указанном участке составил 1 018, 1 миллиона тонн брутто при нормативе 700.

На балансе Шахунской дистанции пути находится участок железнодорожного пути Шеманиха - Уста путь №2 от 696 километра 212 метра до 611 километра 416 метра. На указанном участке 27 сентября 2018 г. произошёл излом рельса по левой нити с раскрытием 18 мм. На момент излома рельса пропущенный тоннаж на указанном участке составил 854,79 миллиона тонн брутто при нормативе 700.

На балансе Арзамасской дистанции пути находится участок железнодорожного пути Трактовый-Бобыльская путь № 1 от 423 километра 676 метра до 438 километра 123 метра. На этом участке 25 октября 2018 г. также случился излом рельсовой плети по левой нити. На момент указанного события, связанного с безопасностью движения поездов, пропущенный тоннаж на указанном участке составил 1 039, 2 миллиона тонн брутто при том же нормативе 700.

На балансе Арзамасской дистанции пути находится участок железнодорожного пути станция Бобыльская путь № 1 от 438 километра 342 метра до 439 километра 571 метра. На указанном участке 7 ноября 2018 г. произошел уравнительного рельса. На момент данного происшествия пропущенный тоннаж на указанном участке составил 1 163, 54 миллиона тонн брутто при нормативе 700.

Согласно представленным техническим заключениям причинами перечисленных выше негативных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, являются ненадлежащее содержание пути, а также наличие дефектов рельс, которые при сплошном контроле съемными и мобильными дефектоскопными средствами не выявлены и выявлению не подлежат.

Суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные по делу доказательства, установив, что ответчиком допускается эксплуатация железнодорожных путей общего пользования с нарушением сроков проведения капитального ремонта, что создает непосредственную угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с безопасностью движения железнодорожного транспорта, руководствуясь положениями части 1 статьи 15, части 2 статьи 20 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации, учитывая нормативный сроком периодичности капитальных ремонтов для железнодорожного пути (700 миллиона тонн брутто), предусмотренный Техническими условиями на работы по реконструкции (модернизации) и ремонту железнодорожного пути (утв. распоряжением ОАО «РЖД» от 18 января 2013 г. № 75р), удовлетворил иск.

Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции, признав их мотивированными и обоснованными по праву.

Судебная коллегия находит эти выводы правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон, и соответствующими установленным судами обстоятельствам дела.

Несогласие ОАО «РЖД» с оценкой, данной судами нижестоящих инстанций представленным сторонами по делу доказательствам, основанием к отмене судебных актов явиться не может, поскольку оценка доказательств по всем правилам гражданского судопроизводства является прерогативой судов первой и апелляционной инстанций, кассационный суд общей юрисдикции в силу императивного запрета, содержащегося в статье 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, такими полномочиями не наделен.

Доводы кассационной жалобы о том, что требования прокурора являются вмешательством в хозяйственную деятельность ОАО «РЖД» являются необоснованными, поскольку основным критерием для проведения капитального ремонта является превышение нормативного срока службы. Установленная необходимость капитального ремонта железнодорожных путей, учитывая указанные выше события изломов рельс, ответчиком не опровергнута.

Материальный закон при рассмотрении настоящего дела судом применен верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене обжалуемых судебных актов, кассационная жалоба не содержит.

При таких обстоятельствах, а также учитывая общепризнанный принцип правовой определенности, являющийся одним из условий права на справедливое судебное разбирательство, предусмотренный статьей 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.

Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Ленинского районного суда г. Нижнего Новгорода от 30 сентября 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Нижегородского областного суда от 4 февраля 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества «Российские железные дороги»- без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи