НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Пермского краевого суда (Пермский край) от 11.03.2019 № 33А-2907

Дело №33а-2907

Судья Лучникова С.С.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:

председательствующего Судневой В.Н.,

судей Кустовой И.Ю., Никитиной Т.А.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства дело по частной жалобе Онучина Александра Николаевича на определение судьи Свердловского районного суда г. Перми от 24 января 2019 года о возвращении административного искового заявления.

Заслушав доклад судьи Кустовой И.Ю., изучив материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Онучин А.Н. обратился в суд с административным иском к ИФНС по Кировскому району г. Перми о признании незаконными действий по отказу в выдаче сведений, возложении обязанности дать ответ в соответствии с адвокатским запросом.

В обоснование требований административный истец указал, что является адвокатом и осуществляет свою деятельность в форме адвокатского кабинета, направил адвокатский запрос № 10 от 21.09.2018 в ИФНС по Кировскому району г. Перми с просьбой предоставить годовые бухгалтерские отчеты ООО ОКП «***» за 2015, 2016, 2017 годы. Ответом от 01.10.2018 № 02.1-11\11784 налоговый орган отказал в выдаче сведений со ссылкой на налоговую тайну. Оспариваемый отказ является незаконным и нарушает права Онучина А.Н.

Определением судьи от 24.01.2019 административное исковое заявление возвращено заявителю на основании п.1 ч.1 ст. 129 КАС РФ в связи с несоблюдением обязательного досудебного порядка урегулирования спора, установленного п.2 ст. 138 Налогового кодекса РФ.

В частной жалобе Онучин А.Н. просит определение отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.

Судебная коллегия рассматривает частную жалобу на основании ч.2 ст. 315 КАС РФ в порядке упрощенного (письменного) производства без извещения сторон.

Проверив законность и обоснованность оспариваемого определения, судебная коллегия приходит к выводу об его отмене в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права (п.4 ч.2, ч.ч.3,4 ст. 310 КАС РФ).

Согласно п.1 ч.1 ст. 129 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если: 1) административным истцом не соблюден установленный федеральным законом обязательный досудебный порядок урегулирования данной категории административных споров.

В силу п.1 ст. 2 Налогового кодекса РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, страховых взносов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В соответствии со ст. 9 Налогового кодекса РФ участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются: 1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов; организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налоговыми агентами; налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы); 4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации).

Главой 19 Налогового кодекса РФ предусмотрен порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействий их должностных лиц.

В соответствии с п. 1 ст. 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации. Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права.

Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом (п.2 ст. 138 Налогового кодекса РФ).

Из представленных материалов следует, что адвокат Онучин А.Н. направил в ИФНС по Кировскому району г. Перми адвокатский запрос в соответствии с п. 1 ст. 6.1 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» в целях оказания квалифицированной юридической помощи Г1. по иску к Г2. о разделе имущества, исполнении условий брачного договора, взыскании процентов. Адвокат просил предоставить годовые бухгалтерские отчеты ООО «ОКП «***» за 2015,2016,2017 годы.

Согласно ст. 6.1 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокат вправе направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, официальное обращение по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания квалифицированной юридической помощи (далее - адвокатский запрос).

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации, которым направлен адвокатский запрос, должны дать на него ответ в письменной форме в тридцатидневный срок со дня его получения. В случаях, требующих дополнительного времени на сбор и предоставление запрашиваемых сведений, указанный срок может быть продлен, но не более чем на тридцать дней, при этом адвокату, направившему адвокатский запрос, направляется уведомление о продлении срока рассмотрения адвокатского запроса.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В силу статьи 2 названного Федерального закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Спорные правоотношения регулируются положениями Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

К участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, перечень которых содержится в приведенной выше ст. 9 Налогового кодекса РФ, административный истец не относится.

При таких обстоятельствах, возвращение судьей административного иска по основанию не соблюдения досудебного порядка урегулирования спора нельзя признать правомерным.

С учетом изложенного, определение подлежит отмене с направлением материала в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии к производству суда административного иска.

Руководствуясь ст. 316 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Определение судьи Свердловского районного суда г. Перми от 24 января 2019 года отменить, материала направить в тот же суд для решения вопроса о принятии административного иска Онучина А.Н. к производству.

Председательствующий

Судьи