НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия) от 22.05.2018 № 2А-2593/2018

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 мая 2018г. <адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Кузубовой Н.А., при секретаре Цыренжаповой Л.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Вставского С. Б. к Военному комиссариату <адрес> о признании отказа в оплате проездных документов незаконным, возложении обязанности по оплате проездных документов к месту отдыха и обратно, взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Обращаясь в суд порядке административного судопроизводства, Вставский С.Б. просит признать за ним право на возмещение расходов в размере 13001 руб. на проезд железнодорожным транспортном от места проведения оздоровительного отдыха по маршруту от ж/д ст. <адрес> до ж/д <адрес> и от ж/д <адрес> до ж/д ст. <адрес>; признать незаконными действия военного комиссара <адрес> по отказу в направлении в ВК РБ проездных документов и квитанций на всех членов семьи.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал, суду пояснил, что остановка в <адрес> по пути следования в <адрес> не может служить основанием для отказа в возврате стоимости проездных билетов.

Представитель Военного комиссариата Октябрьского <адрес>Королева О.С. просила прекратить производство по делу ввиду того, что данный спор подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает возможным прекратить настоящее производство по делу, передав исковое заявление Вставского С.Б. для рассмотрения по правилам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по следующим основаниям.

Правильное определение вида судопроизводства, в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (подача заявления в порядке административного судопроизводства или искового заявления).

В соответствии со ст. 17 КАС РФ Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции и мировые судьи рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.

В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из п. 1 Постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" не подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ служебные споры, в том числе дела, связанные с доступом и прохождением различных видов государственной службы, муниципальной службы, а также дела, связанные с назначением и выплатой пенсий, реализацией гражданами социальных прав, дела, связанные с предоставлением жилья по договору социального найма, договору найма жилищного фонда социального использования, договору найма специализированного жилищного фонда.

Из содержания искового заявления следует, что Вставский С.Б. оспаривает отказ Военного комиссариата в оплате ему проездных документов к месту санаторно-курортного лечения и обратно, гарантированного военнослужащим ФЗ «О статусе военнослужащих». При этом необходимо отметить, что компенсация проезда к месту санаторно-курортного лечения и обратно является одним из видов социального обеспечения военнослужащих.

При таких обстоятельствах, учитывая, что настоящий спор связан с реализацией истцом социальных прав на оплату проезда и не вытекает из административных или иных публичных правоотношений, заявленные истцом требования не подлежат рассмотрению по правилам Кодекса административного судопроизводства России.

Согласно ст. 194 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу в случае, если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 128 настоящего Кодекса.

Поскольку настоящие исковые требования не подлежат рассмотрения в рамках КАС РФ, суд полагает необходимым прекратить производство по настоящему административному делу.

Между тем, характер спорных правоотношений и процессуальный закон, подлежащий применению, определяются на стадии принятия заявления к производству суда, поскольку от этого зависят правила судопроизводства, в том числе распределение между сторонами судебного процесса бремени доказывания.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации содержит нормы о прекращении производства по административному делу в случае, если заявленные требования подлежат рассмотрению и разрешению в ином судебном порядке (пункт 1 части 1 статьи 194 и пункт 1 части 1 статьи 128).

Таким образом, вид применимого судопроизводства (административное или гражданское) определяет суд. Следовательно, исходя из смысла приведенных правовых норм суд в случае прекращения производства по административному делу, принятому им ошибочно к рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, должен передать дело для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства, если не имеется иных препятствий для рассмотрения дела в том же суде в ином судебном порядке.

Данное процессуальное решение согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 28-П, сообразно которой институциональные и процедурные условия осуществления права на доступ к механизмам правосудия должны не только предотвращать неоправданные задержки при рассмотрении дел, но и отвечать требованиям процессуальной эффективности, экономии в использовании средств судебной защиты и тем самым обеспечивать справедливость судебного решения.

При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым, не усматривая предусмотренных процессуальным законом препятствий для рассмотрения исковых требований Вставского С.Б. в Октябрьском районном суде <адрес>, с учетом процессуальной эффективности, передать настоящее дело для рассмотрения по существу в порядке Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 128, 194 КАС РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Прекратить производство по административному иску Вставского С. Б. к Военному комиссариату <адрес> о признании отказа в оплате проездных документов незаконным, возложении обязанности по оплате проездных документов к месту отдыха и обратно, взыскании судебных расходов.

Передать настоящее дело для рассмотрения по существу в порядке Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Определение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд РБ в течение пятнадцати дней.

Судья Н.А. Кузубова