НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Магаданского областного суда (Магаданская область) от 17.07.2012 № 2-1513/12

                                                                                    Магаданский областной суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                     Вернуться назад                                                                                           

                                    Магаданский областной суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Судья Неказаченко Н.П. Дело № 2-1513/12   № 33-736/12

МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:

председательствующего: Лобыкина С.Н.,

судей: Назина В.И., Коваленко О.В.,

при секретаре судебного заседания: Иващенко В.Б.,

рассмотрев 17 июля 2012 года в открытом судебном заседании в гор. Магадане, в помещении Магаданского областного суда, апелляционную жалобу Павловой Н.В. на решение Магаданского городского суда от 10 мая 2012 года, которым постановлено:

в удовлетворении исковых требований Павловой Н.В. к Магаданскому областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Поликлиника №...», Департаменту здравоохранения администрации Магаданской области, Департаменту финансов администрации Магаданской области о признании порядка начисления заработной платы без учёта районного коэффициента и северной надбавки в размере ниже минимального размера оплаты труда незаконным – отказать.

Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Лобыкина С.Н., объяснение представителя Магаданского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Поликлиника №...» Лапко Н.С., полагавшей апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Павлова Н.В. обратилась в суд с иском к Магаданскому областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения (МОГБУЗ) «Поликлиника №...» в котором, просила признать начисление ей заработной платы, без учёта районного коэффициента и надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера, в размере меньшем, чем минимальный размер оплаты труда, установленный в Российской Федерации, незаконным.

В обоснование иска указала, что состоит с ответчиком в трудовых отношениях, замещая должность . Её должностной оклад с 01 ноября 2010 года составляет 2170 рублей, помимо этого ей установлена доплата за выслугу лет в размере 651 рубля, т.е. размер её заработной платы – 2821 рублей, что без учёта районного коэффициента и процентных надбавок меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного в Российской Федерации, составляющего с 01 июня 2011 года 4611 рублей. Полагала, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, должна быть определена в размере не менее МРОТ и, лишь после этого к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавки за стаж работы. В связи с чем считала, что её заработная плата рассчитывается и выплачивается ответчиком с нарушением трудового законодательства. В судебном заседании, состоявшемся 20 апреля 2012 года, истица просила признать незаконным порядок начисления ей заработной платы начиная с 01 сентября 2007 года (т. 2 л.д. 7).

Определением Магаданского городского суда от 02 апреля 2012 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Департамент здравоохранения администрации Магаданской области и Департамент финансов администрации Магаданской области (т. 1 л.д. 128-130).

Определением судьи Магаданского городского суда от 05 апреля 2012 года к участию в деле для дачи заключения по делу привлечен государственный орган – Государственная инспекция труда в Магаданской области (т. 1 л.д. 132).

По результатам рассмотрения дела 10 мая 2012 года Магаданским городским судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе истица просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает, что вывод суда о том, что заработная плата в спорный период ей не начислялась, не соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона. Ссылается на то, что судом не принято во внимание, что ответчиком производилось начисление и выплата ей заработной платы и после 07 марта 2012 года, вплоть до дня вынесения решения, т.е. до 10 мая 2012 года, однако, эти обстоятельства судом не исследовались и в решении им какой-либо оценки судом не дано.

В своих возражениях на апелляционную жалобу ответчики МОГБУЗ «Поликлиника №...» и Департамент финансов администрации Магаданской области полагают постановленное судом решение законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам, изложенным в апелляционной жалобе истицы.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью четвертой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения суда первой инстанции, вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, при разрешении дела судом первой инстанции не допущено.

Как следует из материалов дела истица состоит с ответчиком МОГБУЗ «Поликлиника №...» в трудовых отношениях, замещая с 01 января 1995 года должность  (т. 1 л.д. 78-81).

Должностной оклад истицы, в соответствии с дополнительным соглашением к трудовому договору от 23 ноября 2010 года, заключение которого было вызвано введением новой системы оплаты труда, с 01 ноября 2010 года составляет 2170 рублей, помимо этого ей установлена доплата за выслугу лет в размере повышающего коэффициента к окладу – 0,3, составляющая - 651 рубль (т. 1 л.д. 7-9).

В судебном заседании установлено, что в 2009-2012 годах размер начисленной и выплаченной истице заработной платы без учёта компенсационных выплат: районного коэффициента и процентных надбавок, в связи с работой истицы в экстремальных природно-климатических условиях Севера, предусмотренных статьями 316-317 Трудового кодекса Российской Федерации и статьями 10,11 Федерального закона «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19 февраля 1993 года № 4520-1 (в ред. от 24 июля 2009 года), был ниже МРОТ, установленного на всей территории Российской Федерации, за исключением начислений заработной платы, произведенных ответчиком в сентябре 2010 года (т. 2 л.д. 33-38, 41).

Разрешая спор, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что заработная плата истицы, т.е. работника учреждения, расположенного в районах Крайнего Севера, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, и лишь после этого к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах.

Данный вывод основан на следующем.

Так, частью третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

В силу положений главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации районный коэффициент для работников организаций, расположенный в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7, часть 2 Конституции Российской Федерации); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3).

По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.

Часть 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

При этом согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).

Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).

Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда.

При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации).

Изложенное свидетельствует о том, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность.

В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду), но в различных условиях.

Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих суровых климатических условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате.

Соглашениями сторон социального партнерства: Общественной организации – Объединение организаций профсоюзов Магаданской области, «Некоммерческой организации «Региональное объединение работодателей Магаданской области» и администрации Магаданской области, работнику, работающему у работодателя, осуществляющего свою деятельность на территории Магаданской области и присоединившегося к Соглашению, отработавшему месячную норму рабочего времени, установленную законодательством Российской Федерации, и исполнившему свои трудовые обязанности (нормы труда) минимальная заработная плата устанавливалась с 01 сентября 2010 года в размере 6500 рублей, с 01 июня 2011 года в размере 7500 рублей, с 01 октября 2011 года в размере 8500 рублей и с 01 марта 2012 года – 9500 рублей.

При этом, указанными Соглашениями предусматривается, что размер минимальной заработной платы включает тарифную ставку (оклад), а также компенсационные   и стимулирующие выплаты, за исключением выплат, производимых в соответствии со ст. 147, ст. 151, ст. 152, ст. 153, ст. 154 Трудового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, принятые Соглашения включают компенсационные выплаты в связи с работой в экстремальных природно-климатических условиях Севера, т.е. районный коэффициент и процентные надбавки в размер минимальной заработной платы в Магаданской области.

В этой связи, минимальная заработная плата в Магаданской области установленная, как последним действующим Соглашением с 01 марта 2012 года в размере 9500 рублей, так и установленная ранее (с 01 сентября 2010 года в размере 6500 рублей, с 01 июня 2011 года в размере 7500 рублей, с 01 октября 2011 года в размере 8500 рублей), без учёта компенсационных выплат в виде районного коэффициента и процентных надбавок, составляющая с 01 сентября 2010 года 2600 рублей, с 01 июня 2011 года 3000 рублей, с 01 октября 2011 года 3400 рублей и с 01 марта 2012 года 3800 рублей, ниже МРОТ, установленного на всей территории Российской Федерации с 01 января 2009 года в размере 4330 рублей и с 01 июня 2011 года в размере 4611 рублей.

Между тем, в силу положений статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного на всей территории Российской Федерации федеральным законом.

При таком положении Соглашение, как акт социального партнерства, назначение которого состоит в повышении гарантий и льгот работникам Магаданской области, фактически ухудшает их положение, по сравнению с нормами Трудового кодекса РФ, в связи с чем при разрешении дела суд обоснованно руководствовался положениями Трудового кодекса РФ.

По своему содержанию спор между истицей (работником) и ответчиком МОГБУЗ «Поликлиника №...» (работодателем) является индивидуальным трудовым спором, в связи с чем при его разрешении судом, по заявлению ответчика, обоснованно применены последствия пропуска истицей срока на обращение в суд, установленного статьей 392 Трудового кодекса РФ и составляющего три месяца, доказательств наличия уважительных причин пропуска данного срока истицей не представлено.

Вместе с тем, судом не принято во внимание, что спорные правоотношения носят длящийся характер, в связи с чем продолжались и на момент рассмотрения и разрешения дела в суде, поскольку истица продолжала находиться с ответчиком МОГБУЗ «Поликлиника №...» в трудовых отношениях и ей производилось начисление заработной платы, что нашло свое подтверждение в ходе судебного заседания (т. 2 л.д. 55-57).

При таком положении ограничение спорного периода днем обращения истицы в суд – 07 марта 2012 года, произведено судом неправомерно.

Кроме того, и в периоде, который проверялся судом (с 07 декабря 2011 года по 07 марта 2012 года) истице производилось начисление заработной платы (6-7 марта 2012 года), а также производилась оплата предоставленного отпуска, рассчитываемого по правилам статьи 139 Трудового кодекса РФ, исходя из начисленной заработной платы  , в связи с чем вывод суда о невозможности проверить соблюдение ответчиком правильности начисления истице заработной платы в данном периоде, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Следует отметить, что при разрешении дела ответчик фактически не возражал против того, что размер заработной платы истицы, без учёта районного коэффициента и процентных надбавок, ниже МРОТ, однако, полагал, что размер заработной платы истицы соответствует размеру, установленному Соглашением сторон социального партнерства, которое предусматривает включение компенсационных выплат (районного коэффициента и процентных надбавок) в состав минимальной заработной платы в Магаданской области.

При таких обстоятельствах постановленное судом первой инстанции решение не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.

В соответствии с положениями статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

По изложенным причинам коллегия полагает необходимым постановить по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования в части признания незаконным начисления истице с 07 декабря 2011 года заработной платы, без учёта районного коэффициента и надбавок за стаж работы в районах Крайнего Севера, в размере меньшем, чем минимальный размер оплаты труда, установленный в Российской Федерации.

Поскольку в трудовых отношениях истица состоит с МОГБУЗ «Поликлиника №...», на которое в силу закона (глава 21 ТК РФ) возложена обязанность производить начисление и выплату заработной платы истице, надлежащим ответчиком по предъявленному иску является данное учреждение, в связи с чем иск к Департаменту здравоохранения администрации Магаданской области и Департаменту финансов администрации Магаданской области удовлетворению не подлежит.

При обращении в суд и обжаловании судебного решения в апелляционном порядке истица была освобождена от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ, а судом апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы принято решение об отмене решения суда первой инстанции и постановлено решение об удовлетворении исковых требований, с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, по правилам подпункта 2 пункта 2 статьи 333.17, подпункта 8 пункта 1 статьи 333.20 НК РФ в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей (200 рублей – размер государственной пошлины от уплаты которой истица была освобождена при обращении в суд, 100 рублей – размер государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче апелляционной жалобы, от уплаты которой истица также была освобождена).

Руководствуясь положениями статьи 328, 329 ГПК РФ

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Магаданского городского суда от 10 мая 2012 года отменить и постановить новое решение, которым:

признать незаконным начисление Магаданским областным государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Поликлиника №...» заработной платы ФИО1 с 07 декабря 2011 года в размере меньшем, чем минимальный размер оплаты труда, установленный в Российской Федерации, без учёта районного коэффициента и надбавок за стаж работы в районах Крайнего Севера, имеющихся у ФИО1.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Департаменту здравоохранения администрации Магаданской области и Департаменту финансов администрации Магаданской области, а также к Магаданскому областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Поликлиника №...» за период с 01 сентября 2007 года до 07 декабря 2011 года - отказать.

Взыскать с Магаданского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Поликлиника №...» в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей 00 копеек.

Настоящее определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий подпись

Судьи подпись

Верно:

Судья Магаданского областного суда С.Н. Лобыкин

17 июля 2012 года