НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Магаданского областного суда (Магаданская область) от 06.09.2017 № 3А-8/17

Дело № 3а-8/2017

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

6 сентября 2017 г. город Магадан

Магаданский областной суд в составе:

председательствующего - судьи Бельмас И.Ю.,

при секретаре Луштей Л.В.,

с участием:

представителя административного истца - прокурора отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Магаданской области Риксена А.В.,

представителя административного ответчика - губернатора Магаданской области - Самаркина К.К.,

представителя заинтересованного лица - департамента лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области - Яковлевой Ж.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Магаданского областного суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора Магаданской области, поданному в защиту интересов неопределенного круга лиц, о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункта 23 Административного регламента предоставления департаментом лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области государственной услуги по предоставлению гражданам земельных участков из состава земель лесного фонда, находящихся в государственной собственности и расположенных на территории Магаданской области, в соответствии с Федеральным законом от 01.05.2016 № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», утвержденного постановлением губернатора Магаданской области от 16.01.2017 № 4-п (в редакции постановления от 11.05.2017 № 91-п),

у с т а н о в и л:

постановлением губернатора Магаданской области от 16.01.2017 № 4-п утвержден Административный регламент предоставления департаментом лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области государственной услуги по предоставлению гражданам земельных участков из состава земель лесного фонда, находящихся в государственной собственности и расположенных на территории Магаданской области, в соответствии с Федеральным законом от 01.05.2016 № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Административный регламент).

В названное постановление внесены изменения постановлением губернатора Магаданской области от 11.05.2017 № 91-п «О внесении изменений в отдельные постановления губернатора Магаданской области».

Первый заместитель прокурора Магаданской области Сергиенко В.Г., в период исполнения обязанностей прокурора Магаданской области (далее - прокурор области), обратился в Магаданский областной суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункта 23 Административного регламента ввиду его несоответствия статье 5 Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28.12.2016 № 502-ФЗ) «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 01.05.2016 № 119-ФЗ).

В обоснование административного искового заявления прокурор области указал, что порядок обращения граждан в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, земельных участков в безвозмездное пользование, аренду или собственность, порядок и сроки рассмотрения таких заявлений, принятия по ним решения регламентированы Федеральным законом от 01.05.2016 № 119-ФЗ.

В соответствии со статьей 4 названного Федерального закона земельный участок предоставляется в пользование на основании заявления гражданина.

Статьей 5 Федерального закона установлено, что уполномоченный на рассмотрение данного заявления орган в срок не более чем двадцать рабочих дней со дня поступления рассматривает заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка.

В целях проверки наличия или отсутствия оснований для отказа в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование уполномоченный орган направляет межведомственные запросы с использованием межведомственного информационного взаимодействия, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.

Вопреки указанному нормативному положению в пункте 23 раздела «Стандарт предоставления государственной услуги» Административного регламента установлено, что для предоставления государственной услуги не требуется получение документов путем межведомственного информационного взаимодействия.

6 апреля 2017 г. прокуратурой области губернатору Магаданской области принесен протест, в удовлетворении которого губернатор отказал.

По мнению прокурора, не приведение Административного регламента в соответствие с действующим законодательством может повлечь нарушение прав неопределенного круга лиц, так как целью межведомственного информационного взаимодействия является получение уполномоченным органом актуальных и объективных сведений о наличии или отсутствии юридически значимых фактов, являющихся препятствием для предоставления испрашиваемого земельного участка в силу статьи 7 Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ.

Пояснял, что основаниями для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка может служить, например, наличие в пределах границ испрашиваемого участка горных отводов, заявок о предоставлении права пользования недрами, расположенными под земельным участком, он может располагаться в границах ранее предоставленного в пользование другому лицу земельного участка. Актуальными сведениями об этих обстоятельствах департамент лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области не располагает.

Определением судьи от 18 июля 2017 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен департамент лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области (далее - Департамент лесного хозяйства).

В ходе судебного заседания 25 августа 2017 г. представитель административного ответчика Самаркин К.К. заявил ходатайство о прекращении производства по делу на основании части 2 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ). Пояснил, что в целях приведения Административного регламента в соответствие с Федеральным законом № 119-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 г. № 247-ФЗ) 17 августа 2017 г. губернатором Магаданской области принято постановление № 159-п «О внесении изменений в постановление губернатора Магаданской области от 16.01.2017 № 4-п», которым внесены существенные изменения, в том числе в обжалуемый прокурором пункт 23 Административного регламента.

В настоящем судебном заседании представитель административного истца прокурор Риксен А.В. поддержал требования административного искового заявления, разрешение ходатайства представителя административного ответчика о прекращении производства по делу оставил на усмотрение суда, отметив, что производство подлежит прекращению по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 2 статьи 214 КАС РФ, являющейся специальной нормой по отношению к статье 194 КАС РФ.

Представитель административного ответчика Самаркин К.К. поддержал заявленное ходатайство, настаивал на его удовлетворении.

Представитель заинтересованного лица Яковлева Ж.В., поддержала ходатайство представителя административного ответчика о прекращении производства по делу, просила его удовлетворить.

Выслушав мнение представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

2 мая 2016 г. вступил в действие Федеральный закон от 01.05.2016 № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В данный федеральный закон неоднократно вносились изменения и дополнения, на момент разрешения дела он действует в редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 247-ФЗ.

Названный федеральный закон регулирует отношения, связанные с предоставлением земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в том числе Магаданской области (статья 1).

Статьей 5 Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ регламентирован порядок предоставления земельного участка в безвозмездное пользование на основании этого федерального закона, который, в частности, возлагает на уполномоченный орган в срок не более чем двадцать рабочих дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование рассмотреть поступившее заявление, проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование (часть 5).

При этом частью 6 той же статьи установлено, что в целях проверки наличия или отсутствия оснований для отказа в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование уполномоченный орган направляет межведомственные запросы с использованием межведомственного информационного взаимодействия, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. Срок подготовки и направления ответа на межведомственный запрос с использованием межведомственного информационного взаимодействия не может превышать пять рабочих дней со дня поступления межведомственного запроса в орган или организацию, предоставляющие соответствующие документ и сведения.

Постановлением губернатора Магаданской области от 16.01.2017 № 4-п утвержден Административный регламент предоставления департаментом лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области государственной услуги по предоставлению гражданам земельных участков из состава земель лесного фонда, находящихся в государственной собственности и расположенных на территории Магаданской области, в соответствии с Федеральным законом от 01.05.2016 № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Постановление губернатора опубликовано в приложении к газете «Магаданская правда» № 5 (20965) от 24.01.2017, являющейся официальным областном печатным изданием.

Постановлением губернатора Магаданской области от 11.05.2017 № 91-п «О внесении изменений в отдельные постановления губернатора Магаданской области», опубликованном в приложении к газете «Магаданская правда», № 36 (20996) от 16.05.2017, в постановление губернатора Магаданской области от 16.01.2017 № 4-п внесены изменения.

Административный регламент обладает признаками нормативного правового акта, так как содержит правовые нормы, регулирующие правила поведения, рассчитанные на неоднократное применение.

Данный нормативный правовой акт принят губернатором Магаданской области в пределах предоставленных ему полномочий (пункт 3.1 части 10 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации), учитывая, что уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Рослесхозом) не принят административный регламент предоставления государственной услуги по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом от 01.05.2016 № 119-ФЗ.

Нормативный правовой акт принят губернатором области в требуемой форме, с соблюдением установленных процедуры его принятия, правил введения в действие и вступления в силу.

В пункте 23 раздела «Стандарт предоставления государственной услуги» Административного регламента установлено, что для предоставления государственной услуги не требуется получение документов путем межведомственного информационного взаимодействия.

По изложенному в административном исковом заявлении мнению прокурора области, пункт 23 Административного регламента не соответствует (противоречит) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а именно части 6 статьи 5 Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ, что создает предпосылки нарушения прав неопределенного круга лиц, в связи с чем, реализовав свое субъективное право, вытекающие из положений статьи 39, части 3 статьи 208 КАС РФ, он обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Особенности производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов регламентированы главой 21 КАС РФ.

В соответствии с частью 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются.

Таким образом, предметом проверки в данном деле являются нормативные положения пункта 23 Административного регламента, утвержденного постановлением губернатора Магаданской области от 16.01.2017 № 4-п (в редакции постановления от 11.05.2017 № 91-п).

В период производства по данному делу губернатором Магаданской области 17 августа 2017 г. принято постановление № 159-п «О внесении изменений в постановление губернатора Магаданской области от 16.01.2017 № 4-п».

Данным постановлением внесены изменения в ряд нормативных положений Административного регламента, в том числе, в соответствии с пунктом 1.1. постановления оспариваемый прокурором области пункт 23 изложен в новой редакции, согласно которой Департамент в целях проверки наличия или отсутствия оснований для отказа в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование осуществляет подготовку и направление межведомственных запросов с использованием межведомственного информационного взаимодействия, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия для получения следующих сведений:

об указании испрашиваемого земельного участка в лицензии на пользование недрами или о нахождении его в границах территории, указанной в такой лицензии, за исключением случаев предоставления в пользование участков недр для регионального геологического изучения недр, геологического изучения, включающего поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, осуществляемых за счет бюджетных средств, геологического изучения, включающего поиск и оценку месторождений углеводородного сырья, либо для сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов; на площадях залегания полезных ископаемых, запасы которых поставлены на государственный баланс запасов полезных ископаемых; в границах территории, необходимой для разработки участка недр, предлагаемого для предоставления в пользование для разведки и добычи полезных ископаемых (за исключением углеводородного сырья) или для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых (за исключением углеводородного сырья), осуществляемых по совмещенной лицензии;

о расположении испрашиваемого земельного участка в границах охотничьих угодий, используемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями на основании охотхозяйственных соглашений.

В соответствии с пунктом 2 постановления оно распространяется на регулируемые отношения с 30 июля 2017 г., за исключением пунктов 1.2, 1.3, и подлежит официальному опубликованию.

В соответствии с частями 1, 4 статьи 5 Закона Магаданской области от 26.12.2013 № 1674-ОЗ (ред. от 14.06.2017) «О губернаторе Магаданской области и Правительстве Магаданской области» (принят Магаданской областной Думой 25.12.2013) правовые акты губернатора Магаданской области, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановления и подлежат официальному опубликованию в областной газете «Магаданская правда» или на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Согласно пункту 64 Регламента Правительства Магаданской области, утвержденного постановлением губернатора Магаданской области от 25.12.2013 № 183-п (ред. от 11.12.2015) акты губернатора Магаданской области, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, вступают в силу через десять дней после их официального опубликования, если иной порядок не установлен самим актом.

Постановление губернатора Магаданской области от 17.08.2017 № 159-п «О внесении изменений в постановление губернатора Магаданской области от 16.01.2017 № 4-п» опубликовано в приложении к газете «Магаданская правда» № 64 (21024), 22.08.2017 и вступило в законную силу 2 сентября 2017 г.

Таким образом, на дату настоящего судебного заседания пункт 23 Административного регламента в оспариваемой прокурором редакции утратил силу, со 2 сентября 2017 г. действует в редакции постановления губернатора Магаданской области от 17.08.2017 № 159-п.

Исходя из положений статей 208, 213 и 215 КАС РФ, предметом судебного рассмотрения может быть нормативный правовой акт (его часть), который на время его оспаривания является действующим и влекущим нарушение прав и свобод, законных интересов лиц, в отношении которых применен этот акт, а также лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.

Нормативный правовой акт (его часть), действие которого прекращено, сам по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей уже не является и каких-либо нарушений охраняемых законом прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц повлечь не может, вследствие чего такой акт не может быть предметом судебной проверки.

В соответствии с частью 2 статьи 194, пунктом 1 части 2 статьи 214 КАС РФ суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

В силу части 11 статьи 213 КАС РФ утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.

Указанные в данной норме обстоятельства, препятствующие удовлетворению ходатайства административного ответчика и прекращению производства по административному делу, отсутствуют.

Настоящее административное исковое заявление подано прокурором области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. На факты применения оспариваемого пункта 23 Административного регламента при рассмотрении заявлений конкретных граждан о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование, повлекшее нарушение прав и законных интересов таких граждан, прокурор не ссылался ни при подаче административного искового заявления в суд, ни при его рассмотрении. Судом таких фактов не установлено.

С учетом изложенного, и поскольку судом установлены: прекращение действия (утрата силы) пункта 23 Административного регламента в оспариваемой прокурором редакции, в связи со вступлением со 2 сентября 2017 г. в действие новой редакции этого пункта, введенной вступившим в силу постановлением губернатора Магаданской области от 17.08.2017 № 159-п «О внесении изменений в постановление губернатора Магаданской области от 16.01.2017 № 4-п», а также отсутствие применения оспариваемого положения в отношении конкретных граждан, повлекшего нарушение их прав и законных интересов в период его действия, так и после утраты силы, то имеются предусмотренные частью 2 статьи 194, пунктом 1 части 2 статьи 214, частью 11 статьи 213 КАС РФ основания для прекращения производства по настоящему административному делу.

Руководствуясь частью 2 статьи 194, статьями 198, 199, пунктом 1 части 2 статьи 214, частью 11 статьи 213, статьей 215 КАС РФ, суд

о п р е д е л и л:

производство по делу по административному исковому заявлению прокурора Магаданской области, поданному в защиту интересов неопределенного круга лиц, о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункта 23 Административного регламента предоставления департаментом лесного хозяйства, контроля и надзора за состоянием лесов Магаданской области государственной услуги по предоставлению гражданам земельных участков из состава земель лесного фонда, находящихся в государственной собственности и расположенных на территории Магаданской области, в соответствии с Федеральным законом от 01.05.2016 № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», утвержденного постановлением губернатора Магаданской области от 16.01.2017 № 4-п (в редакции постановления от 11.05.2017 № 91-п) прекратить.

Определение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Магаданского областного суда в течение пятнадцати дней со дня его вынесения.

Председательствующий:

судья Магаданского областного суда И. Ю. Бельмас