ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья: Чумичева Ю.В. Дело № 33а-1539/2020 г.
Докладчик: Жукова Н.Н.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
25 мая 2020 года судебная коллегия по административным делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Долбнина А.И.
судей Жуковой Н.Н. и Демидкиной Е.А.
рассмотрела в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело № 2а-221\2020 по апелляционной жалобеадминистративного истца Полозковой Елизаветы Валерьевнына решение Елецкого городского суда Липецкой области от 10 февраля 2020 года, которым постановлено:
В удовлетворении административного иска Полозковой Елизаветы Валерьевны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области, муниципальному отделу по городу Ельцу и Елецкому району Управления Росреестра по Липецкой области о признании незаконными решений об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав отказать.
Заслушав доклад судьи Жуковой Н.Н., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Полозкова Е.В. обратились в суд с иском к Управлению Росреестра по Липецкой области, муниципальному отделу по городу Ельцу и Елецкому району Управления Росреестра по Липецкой области о признании незаконными решений от 28 октября 2019 года об отказе в государственном кадастровом учёте и государственной регистрации права.
В обоснование требований ссылалась на то, что является членом потребительского гаражного кооператива «Железнодорожник», ей принадлежат гаражи, находящиеся в полосе отвода железной дороги по адресу: <адрес>
29.01.2019 Полозкова Е.В. обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области с заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации права в отношении нежилых зданий, расположенных по адресу: <адрес>.
11.02.2019г. и 06.03.2019г. муниципальным отделом по г. Ельцу и Елецкому району Управления Росреестра по Липецкой области были приняты решения о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав до 11 мая 2019 года:
на основании пункта 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в связи с тем, что не соблюдены требования части 10 статьи 40 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", поскольку не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а именно отсутствуют: акт о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта и постановление администрации об утверждении акта о приемке к эксплуатацию законченных строительством объектов;
на основании пункта 7 ч. 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в связи с тем, что не соблюдены требования пункта 20 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений", поскольку представленный Технический план от 04.02.2019 подготовлен на основании декларации, что противоречит действующему законодательству.
В связи с не устранением в установленный срок причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, регистрирующий орган 28 октября 2019 года вынес решения об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права.
Полозкова Е.В. считает, что отказ в государственном кадастровом учёте муниципального отдела по городу Ельцу и Елецкому району Управления Росреестра по Липецкой области нарушает её право на приобретение спорных гаражей.
Полозкова Е.В. полагает, что гараж как объект недвижимости является строением вспомогательного использования, в связи с чем, согласно пункту 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на его строительство не требовалась. Спорные гаражи расположены в гаражном кооперативе, их техническая инвентаризация не проводилась, в связи с чем, декларация может являться основанием для осуществления государственного кадастрового учета.
В связи с изложенным, Полозкова Е.В. просила признать незаконными решения от 28.10.2019 года об отказе в государственном кадастровом учёте и государственной регистрации права, обязать ответчика устранить допущенные нарушения путем осуществления государственной регистрации права собственности нежилых зданий, расположенных по адресу: <адрес>
Административный истец Полозкова Е.В. в судебное заседание не явилась, была извещена своевременно и надлежащим образом.
В судебном заседании представитель административного истца Полозковой Е.В. адвокат Казьмин С.Г., поддержал заявленные требования в полном объеме и просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области Носкова Е.А. в судебном заседании иск не признала, ссылаясь на то, что в соответствии с пунктом 1 части 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определенных в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества. Однако в нарушение вышеприведенной нормы административным истцом не представлен документ, подтверждающий предоставление Полозковой Е.В. земельного участка, на котором был возведен гараж. Административным истцом была представлена копия договора субаренды части земельного участка, заключенного ОАО «РЖД» и ПГК «Железнодорожник», однако, данный договор заключен с юридическим лицом, а не с физическим, как того требует закон. Полагала, что поскольку не представлен документ на землю, то нельзя говорить о том, что разрешение на строительство не требовалось, а, значит, и технические планы не могут быть подготовлены на основании декларации. Просила в иске отказать.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе административный истец Полозкова Е.В. просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что:
суд не применил пункт 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которому выдачи разрешения на строительство гаража не требовалось, поскольку из письма ответа администрации города Ельца, следует, что на гаражи не выдается акт ввода в эксплуатации, следовательно, спорные гаражи нельзя отнести к строениям вспомогательного использования;
поскольку административным истцом были представлены правоустанавливающие документы на земельные участки, а разрешения на ввод объектов в эксплуатацию не требуется, то действия Управления Россреестра по Липецкой области по отказу в регистрации права собственности являются незаконными.
Обсудив доводы жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия оснований для отмены или изменения решения суда не находит.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
На основании части 10 статьи 40 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
В соответствии с пунктом 7 ч. 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, Полозкова Е.В.является членом потребительского гаражного кооператива «Железнодорожник», ей принадлежат гаражи, находящиеся в полосе отвода железной дороги по адресу: <адрес>.
Также установлено, что спорные гаражи, 1997 года постройки расположены на земельном участке с кадастровым номером №, что следует из технических планов зданий, выполненных кадастровым инженером Королевым С.В.
01.01.2010 между ОАО «РЖД» и ПГК «Железнодорожник» был заключен договор субаренды части земельного участка, по условиям которого арендатор передает, а субарендатор принимает в субаренду (во временное владение и пользование за плату) часть земельного участка, имеющую площадь 5443 кв. м по адресу: <адрес>; на участке расположены капитальные гаражи, участок предоставлен для использования под существующие капитальные гаражи.
Согласно данному договору земельный участок, часть которого передается в субаренду, площадью 3561345 кв. м из земель поселений с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, является федеральной собственностью и предоставлен арендатору по договору аренды от 14.04.2004.
29.01.2019 Полозкова Е.В. обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Липецкой области с заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации права в отношении нежилых зданий, расположенных по адресу: <адрес>
11.02.2019г. и 06.03.2019г. муниципальным отделом по г. Ельцу и Елецкому району Управления Росреестра по Липецкой области были приняты решения о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав до 11 мая 2019 года:
на основании пункта 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в связи с тем, что не соблюдены требования части 10 статьи 40 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", поскольку не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а именно отсутствуют: акт о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта и постановление администрации об утверждении акта о приемке к эксплуатацию законченных строительством объектов;
на основании пункта 7 ч. 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в связи с тем, что не соблюдены требования пункта 20 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений", поскольку представленный Технический план от 04.02.2019 подготовлен на основании декларации, не соответствует п. 20 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений".
В связи с не устранением в установленный срок причин, послуживших основанием для принятия решений о приостановлении, регистрирующий орган 28.10.2019 года вынес решения об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права в отношении зданий, расположенных по адресу: <адрес><адрес>
Суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований и признавая оспариваемые решения от 28.10.2019 годазаконными, исходил из того, что регистрирующий орган отказал в государственной регистрации права, поскольку Полозковой Е.В. в установленный срок не были устранены причины, послужившие основанием для принятия решений о приостановлении, а именно не предоставлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (акт о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта и постановление администрации об утверждении акта о приемке к эксплуатацию законченных строительством объектов; технический план на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации).
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда.
В силу ч. 1 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного ч. 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определенных в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу ч. 10 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.
Согласно п. 20 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений" сведения о здании, за исключением сведений о местоположении такого здания на земельном участке и его площади, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации такого здания.
В случае отсутствия разрешения на ввод здания или сооружения в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости сведения о здании или сооружении (за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и об их площади, площади застройки) указываются в техническом плане также на основании представленного заказчиком кадастровых работ технического паспорта такого объекта недвижимости, изготовленного до 1 января 2013 г. и (или) утвержденного в установленном федеральным законом порядке акта о приемке в эксплуатацию соответствующего объекта.
В соответствии с пунктом 4 приложения №4 к вышеназванному Приказу декларация заполняется в случае, если законодательством Российской Федерации в отношении соответствующего объекта недвижимости не предусмотрены подготовка и (или) выдача разрешения на ввод здания, сооружения в эксплуатацию, проектной документации здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, разрешения на строительство объекта незавершенного строительства, технического паспорта помещения, изготовленного до 1 января 2013 г., или изготовленного до 1 января 2013 г. технического паспорта здания или сооружения, в котором расположено помещение, а также в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, - проекта перепланировки и акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение перепланировки помещения.
Суд, учитывая вышеизложенные правовые акты, пришел к правильному выводу о том, что поскольку спорные гаражи не отвечают критериям строения вспомогательного использования, и в деле отсутствуют документы, подтверждающие, что спорные гаражи построены на предоставленных административному истцу земельных участках, то в таком случае на их строительство требовалось разрешение, которое представлено не было. При таких обстоятельствах, регистрирующий орган правомерно приостановил и впоследствии отказал в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, на том основании, что Полозковой Е.В. не были представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (акт о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта и постановление администрации об утверждении акта о приемке к эксплуатацию законченных строительством объектов).
Учитывая, что в данном случае требуется разрешение на ввод объектов в эксплуатацию, то сведения о здании, за исключением сведений о местоположении такого здания на земельном участке и его площади, в техническом плане должны быть указаны на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации такого здания.
Поскольку данное требование административным истцом не было выполнено, то регистрирующий орган правомерно приостановил и впоследствии отказал в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав и на том основании, что представленный и подготовленный Полозковой Е.В. на основании декларации Технический план от 04.02.2019, противоречит действующему законодательству.
Главой 6 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "О государственной регистрации недвижимости", регламентирующей особенности осуществления государственного кадастрового учета отдельных видов недвижимого имущества и государственной регистрации отдельных видов прав на недвижимое имущество, не предусмотрена какая-либо упрощенная процедура для регистрации права собственности на нежилое помещение в составе здания гаражного комплекса, хотя проектом ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", который до настоящего времени не принят, предусматривал дополнить этот Закон статьей 491, регламентирующей «Особенности государственной регистрации права собственности на нежилое помещение в составе здания гаражного комплекса».
С учетом вышеизложенного судебная коллегия правовых оснований, которые бы в силу закона могли повлечь отмену решения суда, не находит. Доводы жалобы основаны на неверном толковании норм права, направлены на переоценку правильно установленных судом обстоятельств.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным. Оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь статьями 308, 309 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Елецкого городского суда Липецкой области от 10 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобуадминистративного истца Полозковой Елизаветы Валерьевны - без удовлетворения
Председательствующий
Судьи