НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Ленинградского областного суда (Ленинградская область) от 27.11.2015 № 3А-80/2015

Дело № 3а-80/2015

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 27 ноября 2015 г.

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Ночевника С.Г.,

с участием прокурора К.О.А.

при секретаре Р.

рассмотрев в открытом предварительном судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ПП» о признании недействующим постановления Совета депутатов муниципального образования «Морозовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 24 сентября 2015 года № 27 «Об отмене постановления Совета депутатов муниципального образования «Морозовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 29.01.2014 № 2 «Об установлении ставки земельного налога»,

установил:

Советом депутатов МО «Морозовское городское поселение» принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене постановления Совета депутатов муниципального образования «Морозовское городское поселение» Всеволожского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении ставки земельного налога».

Указанное постановление опубликовано в газете «Ладожские новости» ДД.ММ.ГГГГ.

ООО «ПП» обратилось в суд с заявлением о признании недействующим постановления от 24 сентября 2015 года № 27 «Об отмене постановления Совета депутатов муниципального образования «Морозовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 29.01.2014 № 2 «Об установлении ставки земельного налога» как несоответствующего ст.5 Налогового кодекса РФ, ст.19 Устава МО «Морозовское городское поселение», п.55 постановления Совета депутатов МО «Морозовское городское поселение» от 06.02.2006 № 3 «Об утверждении Регламента Совета депутатов».

В административном исковом заявлении ООО «ПП» указало, что является собственником земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>. Постановлением Совета депутатов МО «Морозовское городское поселение» от 29.01.2014 № 2 в отношении данного земельного участка была установлена специальная ставка земельного налога в размере 0,3% от кадастровой стоимости. Оспариваемым постановлением указанное постановление от 29.01.2014 № 2 было отменено, при этом действие оспариваемого постановления распространено на отношения, возникшие с 01.01.2014, что противоречит положениям ст.5 НК РФ. Поскольку оспариваемое постановление ухудшило положение организации как налогоплательщика, то ему нельзя было придавать обратную силу. Вопреки положениям ст.19 Устава МО «Морозовское городское поселение» за принятие оспариваемого постановления проголосовало менее чем две трети депутатов. Вопрос о принятии оспариваемого постановления был внесен в повестку заседания Совета депутатов непосредственно в день заседания, что не позволило депутатам проанализировать положения проекта на соответствие действующему законодательству.

В судебном заседании представитель административного ответчика Т.Е.С. указала, что оспариваемое постановление не является нормативным правовым актом, поскольку данным постановлением лишь отменяется другое постановление. Оспариваемое постановление не является актом о налогах и сборах.

Представитель административного истца П.Е.А. полагал, что оспариваемое постановление является нормативным правовым актом, поскольку подлежит обязательному исполнению и распространяет свое действие на неопределенный круг лиц. Поскольку оспариваемое постановление является актом о налогах и сборах, то оно затрагивает права всех жителей МО «Морозовское городское поселение».

Прокурор К.О.А. полагала, что оспариваемое постановление является нормативным правовым актом и оснований для прекращения производства по делу не имеется.

Выслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика и прокурора, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.20 Кодекса административного судопроизводства РФ верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований.

Статьей 1 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом.

Исходя из положений ст.387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В статьей 56 НК РФ указано, что нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

Как следует из материалов дела, постановлением Совета депутатов МО «Морозовское городское поселение» от 25.10.2010 № 33 установлен и введен в действие с 01.01.2011 на территории муниципального образования земельный налог, порядок и сроки уплаты налога за земли, находящиеся в пределах границ МО «Морозовское городское поселение».

Постановлением Совета депутатов МО «Морозовское городское поселение» от 29.01.2014 № 2 «Об установлении ставки земельного налога» в отношении земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности ООО «ПП» установлена ставка земельного налога в размере 0,3 % от кадастровой стоимости земельного участка, исходя из особой инвестиционной значимости проекта по строительству в МО «Морозовское городское поселение» промышленного технопарка.

Оспариваемое административным истцом постановление отменило указанное постановление, при этом оно принято в форме муниципального нормативного правового акта и официально опубликовано.

Однако, являясь формально нормативным правовым актом, оспариваемое постановление свойствами нормативного правового акта фактически не обладает в связи со следующим.

В пункте 4.1 постановления Конституционного Суда РФ от 31.03.2015 N 6-П изложена правовая позиция, в силу которой нормативный правовой акт - это акт общего действия, адресованный неопределенному круг лиц, рассчитанный на многократное применение, который содержит конкретизирующие нормативные предписания, общие правила и является официальным государственным предписанием, обязательным для исполнения.

Как указано в п.9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Исходя из разъяснений, содержащихся в п.1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.

Поскольку постановление Совета депутатов МО «Морозовское городское поселение» от 29.01.2014 № 2 принято в отношении конкретной организации и в отношении определенного земельного участка, то по своей сути оно является индивидуальным правовым актом.

Следовательно, оспариваемое постановление, которым отменен индивидуальный правовой акт, свойствами нормативности не обладает, так как содержащиеся в нем правовые нормы обязательны только для ООО «ПП» и не затрагивают права и обязанности неопределенного круга лиц.

Доводы представителя административного истца П.Е.А. о том, что оспариваемым постановлением затрагиваются права и обязанности всех жителей МО «Морозовское городское поселение» подлежат отклонению, поскольку статьей 9 НК РФ определены участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, к которым относятся:

1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов;

2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налоговыми агентами;

3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);

4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации).

Поскольку оспариваемым постановлением отменено постановление установившее размер земельного налога исключительно для ООО «ПП» и только в отношении земельного участка, принадлежащего указанной организации, то данные постановления права и обязанности иных организаций и физических лиц, признаваемых плательщиками земельного налога, затрагивать не могут.

В соответствии со ст.17 КАС РФ Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.

Статьей 29 АПК РФ предусмотрено, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе, об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.

Согласно статьи 194 КАС РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 128 настоящего Кодекса.

Пунктом 1 части 1 статьи 128 КАС РФ предусмотрено, что судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.

Поскольку рассмотрение заявлений организаций об оспаривании ненормативного правового акта органа местного самоуправления действующим законодательством отнесено к компетенции арбитражного суда, то производство по настоящему делу подлежит прекращению.

В соответствии со статьей 138 КАС РФ в предварительном судебном заседании суд вправе прекратить полностью производство по административному делу.

Руководствуясь статьями 138,199, 214 КАС РФ,

определил:

административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ПП» о признании недействующим постановления Совета депутатов муниципального образования «Морозовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 24 сентября 2015 года № 27 «Об отмене постановления Совета депутатов муниципального образования «Морозовское городское поселение» Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 29.01.2014 № 2 «Об установлении ставки земельного налога» производством прекратить.

Определение может быть обжаловано в течение пятнадцати дней со дня его вынесения в апелляционную инстанцию Ленинградского областного суда.

Судья С.Г. Ночевник