НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Ленинградского областного суда (Ленинградская область) от 22.05.2014 № 33-2253/2014

 Дело № 33-2253/2014

 ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 г. Санкт-Петербург                        22 мая 2014 года

 Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:

 председательствующего Андреевой Т.Б.

 судей                 Астапенко С.А. и Решетникова М.Н.

 при секретаре Михейкиной М.О.

 рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ФИО1 – ФИО2 на решение Киришского городского суда Ленинградской области от 05 марта 2014 года, которым отказано в удовлетворении заявления ФИО1 к ИФНС по Киришскому району Ленинградской области.

 Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Решетникова М.Н., объяснения представителя ФИО1 – ФИО2 в поддержание доводов жалобы, возражения на жалобу представителя ИФНС России по Киришскому району Ленинградской области – ФИО7, судебная коллегия

 установила:

 ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения ИФНС России по Киришскому району Ленинградской области от 31 мая 2013 года № 7742 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

 В обоснование заявления указал, что 16 июня 2009 года им был приобретён земельный участок площадью 9491 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №. В январе 2012 года названный земельный участок был разделён на два участка, один из которых был продан, а второй с кадастровым номером № площадью 508 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель - земли населённых пунктов, разрешённое использование - для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, остался в собственности заявителя.

 Далее заявитель указал, что 31 января 2013 года им, как он указывает, ошибочно была сдана налоговая декларация по земельному налогу за 2012 год, которая послужила причиной проведения ответчиком в отношении ФИО1 камеральной налоговой проверки.

 По результатам проверки был составлен акт камеральной налоговой проверки № 15757 от 30.04.2013 года. 17.05.2013 года ФИО1 направил возражения на акт, а 31 мая 2013 года в отношении заявителя было вынесено решение о привлечении его к ответственности за совершение налогового правонарушения № 7742 от 31.05.2013 года. На основании этого решения заявителю был доначислен земельный налог за 2012 год в сумме 23 997 рублей с учётом увеличения налоговой ставки с 0,3% до 1,5%, пени в сумме 742 рубля 72 копейки и штраф в сумме 4799 рублей 40 копеек.

 27 июня 2013 года ФИО1 направил жалобу в Управление ФНС по Ленинградской области, которая решением от 29.07.2013 года оставила жалобу без удовлетворения.

 ФИО1 с вынесенным решением ИФНС не согласен, указав, что земельный участок с кадастровым номером №, а впоследствии и выделенный из него земельный участок с кадастровым номером № имеют разрешенное использование: для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Согласно выписке из ЕГРП основным видом предпринимательской деятельности являлась аренда прочих сухопутных транспортных средств и оборудования, из чего следует, что заявитель не мог использовать земельные участки для осуществления предпринимательской деятельности, так как он предназначен для других целей.

 Далее указал, что разрешенное использование земельного участка предусматривает размещение объектов недвижимости (зданий, сооружений и т.д.), которые на нём никогда не возводились, поэтому полагал, что налоговая декларация по земельному налогу за 2012 год подана им ошибочно, предпринимательская деятельность на земельных участках никогда не велась.

 Кроме того, указал, что земельный налог за 2012 год был исчислен ФИО1 налоговым органом как физическому лицу, на основании начислений ему было направлено уведомление. По данному уведомлению налог был уплачен своевременно и в полном объёме, в связи с чем оспариваемое решение ИФНС о проведении камеральной налоговой проверки считает необоснованным. На период подачи налоговой декларации земельный налог был им уплачен.

 В январе 2013 года налоговый орган установил новую ставку налога за 2012 год в размере 1,5 %, нарушив, по мнению заявителя, ст.5 п.2 НК РФ. Ставки земельного налога установлены решением Совета депутатов Кусинского сельского поселения № 20/84 от 25.10.2010 в размере: 0,3 % в отношении земельных участков, отнесённых к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; 1,5 % - в отношении прочих земельных участков.

 Заявитель указал, что согласно справке, выданной исполняющим обязанности начальника Киришского РЭС, по периметру земельного участка заявителя проходит опора ЛЭП, а так же её охранная зона. Данная ЛЭП предназначена для эксплуатации и оказании услуг в сфере жилищного фонда на территории муниципального образования Кусинское сельское поселение, данный факт так же подтвержден актом осмотра земельного участка кадастровым инженером от 15.07.2013. С учетом этого заявитель полагал, что в отношении указанного земельного участка должна применяться льготная ставка налогообложения – 0,3%.

 Заявитель также указал, что им за 2012 год на основании налоговых уведомлений полностью и в срок уплачен земельный налог. Отметил, что согласно нормам налогового законодательства у налогоплательщика, уплатившего налог на основании налогового уведомления, направленного ему налоговым органом, обязанность по уплате этого налога прекращена.

 С учетом вышеизложенных обстоятельств заявитель просил признать решение о привлечении его к ответственности за совершение налогового правонарушения № 7742 от 31 мая 2013 года незаконным и отменить, а также взыскать с ИФНС судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 15 000 рублей и возврат государственной пошлины - 200 рублей.

 В суде первой инстанции представитель заявителя - ФИО2 по указанным основаниям заявленные требования поддержала.

 Представитель ИФНС России по Киришскому району Ленинградской области - ФИО7 по заявленным требованиям возражала.

 Решением Киришского городского суда Ленинградской области в удовлетворении заявленных требований ФИО1 было отказано.

 На данное решение представителем заявителя –ФИО2 подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения – об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В жалобе поддерживается правовая позиция представителя заявителя, изложенная в судебном заседании.

 Проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

 Судом установлено, что в рассматриваемый период ФИО1 на праве собственности принадлежал земельный участок площадью 9491 кв.м, расположенный по адресу Ленинградская область, Киришский муниципальный район, Кусинское сельское поселение, д. Кусино, разрешенное использование - для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. На части названного земельного участка площадью 506 кв.м с кадастровым номером № расположена охранная зона ЛЭП, земельный участок площадью 506 кв.м с кадастровым номером № был образован из земельного участка с кадастровым номером №.

 Согласно справке, подписанной и.о.начальника Киришского РЭС, опора ЛЭП (линии электропередач) находится по адресу: <адрес>. Деревня Кусино, на земельном участке с кадастровым номером №, является объектом инженерной инфраструктуры жилищно- коммунального комплекса и предназначена для эксплуатации и оказания услуг в сфере жилищного фонда на территории муниципального образования Кусинское сельское поселение.

 Согласно п. 1 ст. 389 НК РФ, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введён налог.

 В соответствии с ч.1 ст. 398 НК РФ налогоплательщики - организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования и используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу.

 Судом установлено, что в рассматриваемый период ФИО1 был зарегистрирован в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя, предпринимательская деятельность прекращена 22 апреля 2013 года. 31 января 2013 года ФИО1 подал декларацию по земельному налогу за 2012 год.

 Начальником отдела камеральных проверок № 2 ИФНС России по Киришскому району Ленинградской области была проведена камеральная налоговая проверка на основе первичной налоговой декларации «Налоговая декларация по земельному налогу» индивидуального предпринимателя ФИО1 По результатам названной проверки составлен акт № 15757 от 30.04.2013 года, согласно которому в результате занижения налоговой ставки по земельному налогу предприниматель в налоговой декларации отразил один земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, категория земли - земли поселений, прочие земельные участки, разрешённое использование - для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. При этом налогоплательщиком была применена налоговая ставка - 0,3%.

 ИФНС полагала, что данный земельный участок предназначен для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, соответственно, к нему применяется налоговая ставка в соответствии с пп. 2 п.1 ст. 394 НК РФ - 1,5%. В результате не отражения второго земельного участка с кадастровым номером № был доначислен налог в размере 22 997 рублей.

 С учетом этого ИФНС России по Киришскому району Ленинградской области было вынесено решение № 7742 от 31 мая 2013 года, согласно которому ФИО1 привлечён к ответственности за совершение налогового правонарушения.

 27 июня 2013 года на решение ИФНС России по Киришскому району Ленинградской области № 7742 от 31 мая 2013 года ФИО1 была подана жалоба. Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ленинградской области от 29.07.2013 года решение ИФНС России по Киришскому району Ленинградской области № 7742 от 31 мая 2013 года оставлено без изменения.

 Решением Киришского городского суда Ленинградской области № 2- 1025/2013 от 26 ноября 2013 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ИФНС России по Киришскому району Ленинградской области о признании недействительными применение ставки земельного налога 1,5% и доначисление ставки земельного налога за прошедший период было отказано. Определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда № 33-368/2014 от 30.01.2014 года решение Киришского городского суда Ленинградской области № 2-1025/2013 от 26 ноября 2013 года оставлено без изменения, а апелляционная жалоба ФИО1 - без удовлетворения.

 В соответствии с ч.1 ст.394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, и 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

 Согласно ст. 9 Положения о земельном налоге, утвержденного решением Совета депутатов Кусинского сельского поселения Киришского района Ленинградской области от 25 октября 2010 г. N 20/84, установлена налоговая ставка для исчисления земельного налога в 0,3 процента от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населённых пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно- коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретённых (предоставленных) для жилищного строительства; приобретённых (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также для дачного хозяйства; и 1,5% в отношении прочих земельных участков.

 Как следует из кадастрового паспорта земельного участка общей площадью 9491 кв.м, он не занят объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, а на площади данного земельного участка размером 506 кв.м имеется обременение в виде охранной зоны ЛЭП, которая, как следует из ответа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, в собственности ФИО1 не находится.

 Доказательств наличия иных объектов, которые возможно отнести к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, истцом не представлено.

 Поэтому является правильным вывод ИФНС о том, что оплата земельного налога ФИО1 за земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу Ленинградская область, Киришский муниципальный район, Кусинское сельское поселение, д.Кусино должна производится по ставке 1,5%, как за прочие земельные участки, как это установлено ч.1 ст.394 НК РФ и ст. 9 Положения о земельном налоге, утвержденного решением Совета депутатов Кусинского сельского поселения Киришского района Ленинградской области от 25 октября 2010 г. N 20/84.

 Согласно ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

 Согласно п. 1 ст. 391 НК РФ, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Пунктом 4 указанной статьи установлено, что налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.

 В силу п. 4 ст. 57 НК РФ, в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

 В соответствии с п.п.2 п. 4 ст. 397 НК РФ направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, а именно, физические лица, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

 С учетом изложенного, ИФНС пришла к правильному выводу о том, что у налоговых органов имеется законное основание в случае выявления у обязанного к уплате налога лица неправильного начисления земельного налога доначислить ему не исчисленные ранее суммы земельного налога, направив по ним налоговые уведомления.

 Доводы жалобы о том, что первоначально земельный налог был начислен ФИО1 как физическому лицу, не соответствуют материалам дела. Доначисление спорных сумм произведено по результатам камеральной проверки, что отражено в акте № 15757от 30.04.2013, а исчисление налогов ФИО1 как физическому лицу за 2012 год произведено только 28 мая 2013 года (уведомление № 740057). В связи с начислением земельного налога по решению № 7742 от 31.05.2013 ФИО1 как предпринимателю налоговым органом был произведен перерасчет земельного налога за 2012 год. Начисление земельного налога ФИО1 как физическому лицу по налоговому уведомлению сторнировано. Данный факт подтверждается выпиской по лицевому счету налогоплательщика.

 Доводы жалобы об ошибочности представления ФИО1 налоговой декларации в связи с тем, что заявитель не осуществлял предпринимательскую деятельность на принадлежащем ему земельном участке, также не являются основанием для отмены решения ИФНС и суда.

 В силу п.3 ст.391 НК РФ налогоплательщики, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им.

 Если в правоустанавливающем документе на земельный участок, принадлежащий на праве собственности индивидуальному предпринимателю, определен вид разрешенного использования, связанный с предпринимательской деятельностью, то в силу п.1 ст.398 НК РФ у индивидуального предпринимателя возникает обязанность в отношении такого земельного участка представлять в налоговый орган налоговую декларацию вне зависимости от осуществления на данном земельном участке предпринимательской деятельности.

 Материальный закон судом применен правильно. Оснований для переоценки сделанной судом оценки доказательств судебная коллегия не усматривает.

 С учетом изложенного, доводы жалобы не содержат оснований для отмены решения суда.

 Руководствуясь ст.ст.327-329 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

 определила:

 Решение Киришского городского суда Ленинградской области от 05 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО1 – ФИО2 - без удовлетворения.

 Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.

 Председательствующий

 Судьи

 Судья ФИО8