Дело № 33-4703/2015
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Санкт-Петербург 17 сентября 2015 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего: Ильичевой Т.В.,
судей: Матвеевой Н.Л., Титовой М.Г.,
с участием прокурора: К.О.А.,
при секретаре: Ф.Ю.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Х.О.А. на решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по иску Х.О.А. к Комитету по социальной защите населения Ленинградской области о взыскании денежной суммы.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Матвеевой Н.Л., объяснения Х.О.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя Комитета по социальной защите населения Ленинградской области М.Е.С., прокурора К.О.А., просивших решение суда оставить без изменения,судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда,
у с т а н о в и л а:
ДД.ММ.ГГГГ Х.О.А. обратился в Гатчинский городской суд Ленинградской области с иском к Комитету по социальной защите населения <адрес> о взыскании как ветерану труда денежной компенсации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере ... рублей.
В обоснование заявленных требований истец указал, что он является ветераном труда РФ и согласно положениям Федерального закона «О ветеранах» № 5-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ и Федерального закона «О мерах социальной поддержки» № 106-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ после выхода на пенсию имел право на получение льгот по оплате стоимости жилищно-коммунальных услуг в размере 50 %; оплате стоимости услуг радио, телефонной связи, коллективной ТВ-антенны; бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов.
В соответствии с Федеральным законом № 122-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ указанные льготы с ДД.ММ.ГГГГ должны начисляться ветеранам труда в денежной форме, однако с ДД.ММ.ГГГГ он не получает указанные льготы, в связи с чем он обратился к председателю Законодательного собрания Ленинградской области с заявлением о вынесении на рассмотрение депутатов Законодательного собрания Ленинградской области Закона о возврате государственного долга Ветеранам труда РФ за период с ДД.ММ.ГГГГ по июль 2014 года. В ответ на заявление Х.О.А. было направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что действующим областным законодательством необходимые меры социальной поддержки уже установлены. Х.О.А. с указанным выводом не согласен, поскольку начисляемая ему ежемесячная денежная выплата в размере ... рублей, не индексировалась в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что по мнению истца, является нарушением ст. 208 ГПК РФ.
Истец полагает, что с ответчика подлежит взысканию ежемесячная денежная компенсация стоимости жилищно-коммунальных услуг в размере ... рубля ... копейки за месяц, ежемесячная денежная выплата в размере ... рублей ... копеек в месяц, ежемесячная медицинская компенсация в размере ... рублей в месяц, поскольку стоимость установки имплантата одного зуба составляет ... рублей, а ему необходимо 12 имплантатов (л.д.2-3).
Решением Гатчинского городского суда Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований Х.О.А. отказано (л.д. 28-32).
В апелляционной жалобе Х.О.А. просит решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении его исковых требований.
В обоснование доводов жалобы Х.О.А. указал, что ссылка в решении суда первой инстанции на Областной закон №130-оз от ДД.ММ.ГГГГ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РФ» является ошибочной, поскольку указанный закон противоречит пункту 4 ст.5 Федерального закона № от ДД.ММ.ГГГГ «Об основах социального обслуживания граждан РФ».
Также суд, по мнению подателя жалобы, неправильно применил положения Постановления Правительства Ленинградской области № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о комитете по социальной защите населения Ленинградской области», поскольку указанное Постановление также противоречит Федеральному закону «Об основах социального обслуживания граждан РФ» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.35-37).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения в порядке ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Согласно ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) урегулированы правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации.
Статьей 22 Федерального закона РФ "О ветеранах" определено, что меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004, определяются законами и иными правовыми нормативными актами субъектов Российской Федерации.
Согласно статьи 9 указанного Закона, реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Меры социальной поддержки, установленные законом и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации в соответствии со статьями 20 и 22 данного Федерального закона, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 10).
Материалами дела установлено, что Х.О.А. является ветераном труда с ... года.
Истец зарегистрирован и проживает в принадлежащей ему на праве собственности квартире общей площадью ... кв.м по адресу: <адрес>. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имеет задолженность по оплате коммунальных услуги в размере ... рублей ... копеек (л.д.30). Ежемесячная денежная компенсация части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг производилась истцу до сентября 2011 года, после указанной даты выплата была приостановлена, в связи с образовавшейся задолженностью по оплате коммунальных платежей более трех месяцев.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что выплата истцу ежемесячной денежной компенсации коммунальных услуг была приостановлена правомерно, поскольку имелись основания, предусмотренные пунктом 3.9 Положения, утвержденного Приказом комитета по социальной защите населения Ленинградской области от 27 апреля 2009 года N 55, выполнение ответчиком данной обязанности не нарушило права истца на получаемую им меру социальной поддержки, в которой ему, по существу, отказано не было.
Судебная коллегия считает возможным согласиться с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с Конституцией РФ общие вопросы образования, социальная защита граждан, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. п. "е", "ж" части 1 статьи 72 Конституции). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ).
Согласно ст.2 Областного закона Ленинградской области от 30.12.2005 N 130-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Ленинградской области в сфере социальной защиты населения" органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки в виде денежных компенсаций по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, оказываемых в соответствии с федеральным законодательством отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, проживающих в Ленинградской области.
Областной закон Ленинградской области от 01.12.2004 N 106-оз (ред. от 02.07.2012) "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Ленинградской области" устанавливает порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации, порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации в связи с расходами по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, порядок назначения и выплаты денежной компенсации в связи с расходами по приобретению и доставке топлива, по оплате баллонного газа устанавливаются Правительством Ленинградской области (часть 1 в ред. Закона Ленинградской области от 07.04.2006 N 20-оз).
В соответствии с Положением о порядке назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, утвержденным Приказом комитета по социальной защите населения Ленинградской области от 27.04.2009 N 55, определен порядок и условия предоставления отдельным категориям граждан компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств бюджета Ленинградской области.
В силу п. 3.9 Положения, выплата ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг приостанавливается с 1 числа месяца, следующего за месяцем в случае неоплаты жилого помещения и (или) коммунальных услуг свыше трех месяцев после предоставления ежемесячной денежной компенсации.
Суд сделал правильный вывод о том, что приостановление выплаты ежемесячной денежной компенсации в части расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг соответствовало названным нормам действующего законодательства.
Кроме того, материалами дела установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ на основании ст.3 Закона №106-оз Комитетом социальной защиты населения Гатчинского муниципального района истцу назначена и осуществляется ежемесячная денежная выплата. Размер выплаты устанавливается законом об областном бюджете Ленинградской области на очередной финансовый год.
Согласно областному закону от 22.12.2014 №96-оз «Об областном бюджете Ленинградской области на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов» размер ежемесячной денежной выплаты ветеранам труда с ДД.ММ.ГГГГ составляет ... рублей. Выплата ежемесячной денежной компенсации истцу производится Комитетом социальной защиты Гатчинского муниципального района и задолженности по указанной выплате не имеется.
Ежемесячная денежная компенсация медицинских услуг не предусмотрена правовыми нормами, регламентирующими предоставление льгот ветеранам труда, в частности Федеральным законом от 26.12.2004 №122-ФЗ, Федеральным законом от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральный закон от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах», закон Ленинградской области от 01.12.2004 №106-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Ленинградской области».
Требования Х.О.А. о выплате ему, как ветерану труда, дополнительной ежемесячной пенсии из бюджета Ленинградской области не основаны на нормах действующего законодательства.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, деятельность Комитета по социальной защите населения Ленинградской области регламентируется Положением, утверждённым постановлением Правительства Ленинградской области от 25.12.2007 №337 (в редакции от 24.02.2015).
В пределах своих полномочий Комитет в соответствии с областным законом от 30 декабря 2005 года №130-оз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Ленинградской области в сфере социальной защиты населения» осуществляет контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, осуществляет контроль за исполнением органами местного самоуправления других обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Ленинградской области в сфере защиты населения. Предоставление мер социальной поддержки ветеранам труда, действующим законодательством на Комитет по социальной защите населения Ленинградской области не возложены.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при рассмотрении заявленного спора суд первой инстанции правильно установил юридически значимые для дела обстоятельства, произвел полную и всестороннюю оценку исследованным в судебном заседании доказательствам по правилам статьи 67 ГПК РФ, применил нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановил законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Доводы жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, а также к выражению несогласия с оценкой судом представленных по делу доказательств.
Предусмотренных частью 4 статьи 330 ГПК РФ безусловных оснований для отмены решения судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда,
определила:
решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Х.О.А. – без удовлетворения.
Настоящее определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Судья: Санталова М.В.