НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Ленинградского областного суда (Ленинградская область) от 14.01.2016 № 33-178/2016

Дело № 33-178/2016

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Санкт-Петербург 14 января 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего Пономаревой Т.А.,

судей Осиповой Е.А., Тумашевич Н.С.,

при секретаре Рюмине А.А.

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Федерального государственного казенного учреждения «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации – Сенюк С.И. на решение Лужского городского суда Ленинградской области от 26 августа 2015 года, которым удовлетворены исковые требования Военного прокурора Псковского гарнизона, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному учреждению «Территориальное управление лесного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации об обязании организовать укомплектование и обеспечить участковые лесничества средствами предупреждения и тушения лесных пожаров в соответствии с действующими нормативами, обязании закрепления пожарной, иной специальной техники и средств пожаротушения.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Тумашевич Н.С., объяснения представителя Министерства обороны Российской Федерации – Зверевой О.А., полагавшей решение подлежащим отмене, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

установила:

Военный прокурор Псковского гарнизона, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Лужский городской суд Ленинградской области с исковым заявлением к Министерству оборону Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Территориальное управление лесного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации, в котором просил обязать устранить нарушения закона, выявленные в результате проведенной проверки, а именно: произвести финансирование, закупку недостающей пожарной, иной специальной техники и средств пожаротушения, в соответствии с нормами, установленными приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 19 декабря 1997 года № 167, доукомплектовать и поставить ее на учет в ФГКУ «Территориальное управление лесного хозяйства»; обязать ФГКУ «Территориальное управление лесного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации закрепить за Кисловским и Владимирским участковыми лесничествами Лужского лесничества – филиала ФГКУ «Территориальное управление лесного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации приобретенную пожарную, иную специальную технику и средства пожаротушения.

В обоснование заявленных требований Военный прокурор ссылался на то, что военной прокуратурой Псковского гарнизона проведена проверка соблюдения федерального законодательства об охране лесов и лесопользования. Лужское лесничество – филиал ФГКУ «Территориальное управление лесного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации расположено на территории двух областей: Ленинградской и Псковской. Филиал расположен в г. Луга Ленинградской области. Территория лесничества разделена на 8 участковых лесничеств: Кисловское, Лудонское, Владимирское, Песчаное, Моховое, Межевое, Липовское, Петровское. Основными задачами филиала в соответствии с положением является обеспечение полномочий Управления в сфере лесных отношений и реализация лесохозяйственного регламента, обеспечение охраны, защиты и воспроизводства, использование лесов, расположенных на землях, предоставленных Министерству обороны Российской Федерации, в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации. Проверкой Кисловского, Лудонского и Владимирского участковых лесничеств филиала ФГКУ «Территориальное управление лесного хозяйства» установлено, что деятельность по охране лесов от пожаров осуществляется с нарушением действующего законодательства. Вопреки требованиям ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации указанные участковые лесничества средствами предупреждения и тушения лесных пожаров в полном объеме не обеспечены. Резерв пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря не создан.

В соответствии с лесохозяйственным регламентом и штатом Управления в составе Владимирского участкового лесничества (Псковская область Струго-Красненский район п. Струги Красные) и Кисловского участкового лесничества (Псковская область Псковский район) функционируют пожарно-химические станции 2 типа (ПХС-2). В нарушение п.п. 1, 4 Положения ПХС-2, расположенная на территории Кисловского участкового лесничества станция, не обеспечена следующей техникой, оборудованием, снаряжением: гусенечные вездеходы ВПЛ-19 – 1 ед.; бульдозер мощностью 3 тс – 1 шт; мотопомпы пожарные МП-1600 – 1 шт.; напорные пожарные рукава диаметром 26, 51, 66 мм – 1580 погонных метров; головка соединительная напорная (рукавная), головка переходная напорная ГР-50; ГР-70 – 60 шт.; разветвление трехходовое – 20 шт.; разветвление двухходовое – 20 шт.; навесные шестеренчатые насосы НШН-600, НКФ-54А – 2 шт.; съемные цистерны – 3 шт.; полосопрокладыватели ПФ – 2 шт.; грунтомеры – 3 шт.; огнетушители ОХП-10 – 25 шт.; торфяные лесопожарные стволы – 6 шт.; радиостанции УКВ или КВ диапазона: стационарные – 1 шт., возимые – 8 шт., носимые – 5 шт.; смачиватели, пенообразователи – 100 кг; химикаты огнегасящие – 1,5 т; емкости для приготовления растворов химикатов, объемом 2,5 куб.м. – 12 шт.; зажигательные аппараты – 10 шт.; канистры для перевозки огнегасящих растворов и топлива – 30 шт.; лопаты штыковые – 90 шт.; топоры – 18 шт.; мотыги – 18 шт.; пилы поперечные – 8 шт.; грабли металлические – 18 шт.; ведра металлические – 17 шт.; термосы (бидоны) для питьевой воды емкостью 20 л – 6 шт.; кружки для питьевой воды – 30 шт.; аптечки – 10 шт.; иглы для ремонта рукавов – 10 шт.; волосяная или капроновая щетка для мойки рукавов – 5 шт.; клей для ремонта рукавов – 5 шт.; бинокль полевой – 2 шт.; компас – 2 шт.; прибор для измерения пожарной опасности погоды или осадкомер, психрометр – 4 шт., пожарно-наблюдательные мачты – 4 шт.

На территории Владимирского участкового лесничества отсутствует следующая техника, снаряжение: гусенечные вездеходы ВПЛ-149 – ед.; бульзозер мощностью 3 тс – 1 шт.; пильные цепи – 4 шт.; тяжелые мотоциклы с коляской «Урал», «ИЖ-Юпитер» - 1 шт.; напорные пожарные рукава диаметрами 26, 51, 66 мм – 1220 погонных метров; головка соединительная (рукавная), головка переходная напорная ГР-50; ГР-70 – 5- шт.; разветвление трехходовое – 19 шт.; разветвление двухходовое – 2 шт.; навесные шестеренчатые насосы НШН-600, НКФ-54А – 2 шт.; полосопрокладыватели ПФ – 2 шт.; грунтомеры – 3 шт.; огнетушители ОХП-10 – 20 шт.; торфяные лесопожарные стволы – 6 шт.; радиостанции УКВ или КВ диапазона: стационарные – 1 шт., возимые – 8 шт.; смачиватели, пенообразователи – 100 кг., химикаты огнегасящие – 1,5 т; емкости для приготовления растворов химикатов, объемом 2,5 куб. м – 2 шт.; зажигательные аппараты – 10 шт.; канистры для перевозки огнегасящих растворов и топлива – 30 шт.; лопаты штыковые – 70 шт.; топоры – 18 шт., мотыги 0 10 шт., пилы поперечные – 8 шт.; грабли металлические – 18 шт.; ведра металлические – 17 шт.; термосы (бидоны) для питьевой воды емкостью 20 л – 6 шт.; кружки для питьевой воды – 30 шт.; аптечки – 10 шт.; игла для ремонта рукавов – 10 шт.; волосяная или капроновая щетка для мойки рукавов – 5 шт.; клей для ремонта рукавов – 5 шт.; прибор для измерения пожарной опасности погоды или осадкомер, психрометр – 4 шт.; пожарно-наблюдательные мачты – 4 шт.

Имеющиеся силы и средства пожаротушения и профилактики пожаров не позволяют выполнять требуемые объемы патрулирования.

Указанные недостатки в деятельности Лужского лесничества Министерства обороны России нарушают права граждан на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ), а также права на защиту их жизни, здоровья, и имущества в случае пожара (ст. 34 Федерального закона «О пожарной безопасности»). Выявленные в ходе проверки нарушения ущемляют права и интересы неопределенного круга лиц (том 1 л.д. 2-6).

Решением Лужского городского суда Ленинградской области от 26 августа 2015 года исковые требования Военного прокурора Псковского гарнизона, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворены; суд обязал Министерство обороны Российской Федерации и ФГКУ «Территориальное управление Лесного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации организовать укомплектование и обеспечить пожарно-химические станции 2 типа в соответствии с нормами, установленными приказом Федеральной службы лесного хозяйства Российской Федерации от 19 декабря 1997 года № 167, машинами, оборудованием, инвентарем, материалами и имуществом:

- Кисловского участкового лесничества: гусеничными вездеходами ВПЛ- 149 - 1 ед.; бульдозером мощностью 3 тс - 1 шт.; пильными цепями - 5 шт.; тяжелыми мотоциклами с коляской «Урал», «ИЖ-Юпитер» - 1 шт.; мотопомпами пожарными МП-1600 - 1 шт.; напорными пожарными рукавами диаметрами 26, 51, 66 мм - 1580 погонных метров; головками соединительными напорными (рукавными), головками переходными напорными ГР-50; ГР-70 - 60 шт.; разветвлениями трехходовыми - 20 шт.; разветвлениями двухходовыми - 20 шт.; навесными шестеренчатыми насосами НШН-600, НКФ-54А - 2 шт.; съемными цистернами - 3 шт.; полосопрокладывателями ПФ - 2 шт.; грунтомерами – 3 шт.; огнетушителями ОХП -10 - 25 шт.; торфяными лесопожарными стволами - 6 шт.; радиостанциями УКВ или КВ диапазона: стационарными - 1 шт., возимыми - 8 шт., носимыми - 5 шт.; смачивателями, пенообразователями - 100 кг.; химикатами огнегасящими - 1,5 т.; емкостями для приготовления растворов химикатов, объемом 2,5 куб.м. - 2 шт.; зажигательными аппаратами - 10 шт.; канистрами для перевозки огнегасящих растворов и топлива - 30 шт.; лопатами штыковыми - 90 шт.; топорами - 18 шт.; мотыгами - 18 шт.; пилами поперечными - 8 шт.; граблями металлическими - 18 шт.; ведрами металлическими - 17 шт.; термосами (бидонами) для питьевой воды емкостью 20 л. - 6 шт.; кружками для питьевой воды - 30 шт.; аптечками - 10 шт.; иглами для ремонта рукавов - 10 шт.; волосяными или капроновыми щетками для мойки рукавов - 5 шт.; клеем для ремонта рукавов - 5 шт.; биноклями полевыми - 2 шт.; компасами - 2 шт.; приборами для измерения пожарной опасности погоды или осадкомерами, психрометрами - 4 шт.; пожарно-наблюдательными мачтами - 4 шт.;

- Владимирского участкового лесничества: гусеничными вездеходами ВПЛ-149 - 1 ед.; бульдозером мощностью 3 тс - 1 шт.; пильными цепями - 4 шт.; тяжелыми мотоциклами с коляской «Урал», «ИЖ-Юпитер» - 1 шт.; напорными пожарными рукавами диаметрами 26, 51, 66 мм - 1220 погонных метров; головками соединительными напорными (рукавными), головками переходными напорными ГР-50; ГР-70 - 50 шт.; разветвлениями трехходовыми - 19 шт.; разветвлениями двухходовыми - 20 шт.; навесными шестеренчатыми насосами НШН-600, НКФ-54А - 2 шт.; полосопрокладывателями ПФ – 2 шт.; грунтомерами – 3 шт.; огнетушителями ОХП-Ю - 20 шт.; торфяными лесопожарными стволами - 6 шт.; радиостанциями УКВ или КВ диапазона: стационарными - 1 шт., возимыми - 8 шт.; смачивателями, пенообразователями - 100 кг.; химикатами огнегасящими – 1,5 т.; емкостями для приготовления растворов химикатов, объемом 2,5 куб.м. - 2 шт.; зажигательными аппаратами - 10 шт.; канистрами для перевозки огнегасящих растворов и топлива - 30 шт.; лопатами штыковыми - 70 шт.; топорами - 18 шт.; мотыгами - 10 шт.; пилами поперечными - 8 шт.; граблями металлическими - 18 шт.; ведрами металлическими - 17 шт.; термосами (бидонами) для питьевой воды емкостью 20 л. - 6 шт.; кружками для питьевой воды - 30 шт.; аптечками - 10 шт.; иглами для ремонта рукавов - 10 шт.; волосяными или капроновыми щетками для мойки рукавов - 5 шт.; клеем для ремонта рукавов - 5 шт.; приборами для измерения пожарной опасности погоды или осадкомерами, психрометрами - 4 шт.; пожарнонаблюдательными мачтами - 4 шт.

Обязал Министерство обороны Российской Федерации и ФГКУ «Территориальное управление лесного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации закрепить за Кисловским и Владимирским участковыми лесничествами приобретенную пожарную, иную специальную технику и средства пожаротушения (том 1 л.д. 187-203).

Представитель ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации – Сенюк С.И. не согласился с постановленным решением, представил апелляционную жалобу, в которой просит решение Лужского городского суда Ленинградской области от 26 августа 2015 года отменить и принять по делу новое решение.

Податель жалобы указывает на то, что Департаментом лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу в отношении ФГКУ «Территориальное Управление Лесного хозяйства» и Лужского лесничества как филиала была проведена проверка, дело об административном правонарушении в отношении указанного юридического лица и его филиала было прекращено производством по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В постановлении заместителя начальника Департамента лесного хозяйства по делу об административном правонарушении № 08-20/2015 указано, что учреждение не наделено полномочиями по обеспечению средствами предупреждения и тушения лесных пожаров на землях, предоставленных для нужд Министерства обороны Российской Федерации и обеспечению ресурсами по противопожарной безопасности.

Согласно Правилам пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года № 417, меры пожарной безопасности в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, осуществляются федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны и безопасности.

Лужское лесничество самостоятельно не закупает технику и оборудование для участковых лесничеств и не является довольствующим органом по соответствующей номенклатуре техники и оборудования. Согласно п. 123 штата 71/176 от 20 марта 2014 года все виды обеспечения лесничеств Министерства обороны РФ распоряжениями соответствующих штабов военных округов возлагаются на одну из подчиненных воинских частей. Обязанность по обеспечению лесничеств автобронетанковой и инженерной техникой, пожарно-технической продукцией возложена на органы управления военных округов, что указано в приказе Министра обороны РФ от 24 октября 2012 года № 3333 «Об утверждении инструкции по обеспечению пожарно-технической продукцией и другим имуществом в Вооруженных Силах РФ и норм снабжения (комплектования)». Свои обязанности по оформлению расчетов, подаче в военный округ заявок и их обоснование с целью обеспечения участковых лесничеств техникой, оборудованием и иным имуществом Лужское лесничество выполнило в полном объеме. Таким образом, к участию в деле необходимо было привлечь в качестве соответчика Военный округ, ответственный за обеспечение участковых лесничеств средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.

Применение судом нормативных актов, предложенных военным прокурором в отношении ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» и Лужского лесничества как филиала является ошибочным, так как отсутствует его вина в необеспечении участковых лесничеств средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Кроме того, Лужское лесничество не является самостоятельным юридическим лесом, к участию в деле надлежало привлечь ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» как юридическое лицо и известить его о месте и времени судебного заседания, рассмотреть спор по месту нахождения ответчика (том 1 л.д. 215-218).

В отсутствие возражений со стороны представителя Министерства обороны Российской Федерации – Зверевой О.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ, суд апелляционной инстанции постановил определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц с учетом имеющихся в материалах дела сведений о надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы (л.д. 26-28 том 2).

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.

Статьей 51 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов (часть 1); охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса РФ, если иное не предусмотрено ЛК РФ, другими федеральными законами (часть 2).

В соответствии с п. 1 ст. 52 Лесного кодекса Российской Федерации охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.

Согласно ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: 1) предупреждение лесных пожаров; 2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; 3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; 4) иные меры пожарной безопасности в лесах.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Псковского гарнизона совместно со специалистами Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу, на предмет соблюдения требований лесного законодательства и законодательства об охране окружающей среды Лужского лесничества ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, было вынесено представление от 04 апреля 2014 года (том 1 л.д. 57). Согласно указанному представлению в нарушение требований ст.ст. 13, 53, 53.1, 53.4 Лесного кодекса Российской Федерации, Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417, изданного в их развитие приказа Министра обороны Российской Федерации № 394 от 02 ноября 1996 года «Об утверждении Норм комплектации техническим имуществом органов квартирно-эксплуатационной службы и лесного хозяйства Вооруженных Сил Российской Федерации», Мичуринское лесничество по установленным нормам техникой и запасными частями к ней не укомплектовано.

Стороной ответчика не оспорено наличие вынесенного представления.

Из уведомления о переименовании следует, что Мичуринское лесничество Министерства обороны Российской Федерации – филиала федерального государственного казенного учреждения «Территориальное управление лесного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации переименовано в Лужское лесничество Министерства обороны Российской Федерации – филиал федерального государственного казенного учреждения «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации (том 1 л.д. 59).

При этом довод жалобы о том, что дело об административном правонарушении было прекращено ввиду отсутствия состава административного правонарушения, не может быть принят во внимание, поскольку факт имеющихся нарушений об отсутствии необходимой техники и запасных частей к ней, сторонами также не оспаривался.

Ответчики не представили доказательств, что с момента вынесения представления, то есть с 04 апреля 2014 года и на день подачи иска военного прокурора Псковского гарнизона ими были устранены указанные нарушения.

При разрешении настоящего спора, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что до настоящего времени ответчиками не предприняты меры к устранению нарушений правил пожарной безопасности.

Доводы жалобы о том, что суд первой инстанции необоснованно возложил обязанность по устранению нарушения законодательства на ответчиков, поскольку меры пожарной безопасности в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, осуществляются федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны и безопасности, также не могут быть приняты во внимание исходя из следующего.

Согласно ст. 23 Лесного кодекса РФ основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки.

Постановлением Правительства РФ от 02 февраля 1998 года № 135 предусмотрено закрепление за Министерством обороны Российской Федерации лесов, расположенных на землях обороны, с целью постоянного использования их для обеспечения нужд обороны, а также утвержден Порядок закрепления лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны, согласно которому на Минобороны России возлагается организация ведения лесного хозяйства в закрепленных за ним лесах, обеспечение рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства этих лесов, осуществление мероприятий по их лесоустройству и государственному учету.

В соответствии с п.п. 71 п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 1082, Министерство осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.

Уставом ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации (ранее ФГКУ «Территориальное управление лесного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации) предусмотрено, что учреждение осуществляет свою деятельность в целях охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, и закрепленных за Министерством обороны (том 1 л.д. 64-86).

Согласно п. п. 5, 6 и 11 устава ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, зарегистрированного 03 апреля 2015 года, учредителем ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации является Российская Федерация, функции и полномочия которой (как учредителя) исполняет Министерство обороны. Полномочия собственника имущества осуществляет Министерство обороны. ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации находится в ведомственном подчинении Министерства обороны.

В силу п. п. 6 п. 15 устава ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации Лужское лесничество является филиалом ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации.

Согласно п. 1.1 Лесохозяйственного регламента Владимирское участковое лесничество площадью 20777 га и Кисловское участковое лесничество площадью 11360 га расположены на территории Псковской области и находятся в ведении Лужского лесничества.

Основными задачами филиала в соответствии с разделом 2 Положения, утвержденного приказом ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации № 30 от 28 апреля 2015 года, являются обеспечение (в установленных ему границах) полномочий Учреждения в сфере лесных отношений и реализация лесохозяйственного регламента, обеспечение охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях обороны и закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (том 1 л.д. 87-95).

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что на Министерство обороны Российской Федерации возлагается организация ведения лесного хозяйства в закрепленных за ним лесах, обеспечение рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства этих лесов, осуществление мероприятий по их лесоустройству и государственному учету, а также обязанность обеспечить ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации и его филиалы материально-техническим оснащением, в том числе пожарной, иной специальной техникой и средствами пожаротушения.

Довод жалобы о необходимости привлечения к участию в деле Военного округа, как ответственного за обеспечение участковых лесничеств средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, несостоятелен, поскольку согласно п. 2.2 Положения о Лужском лесничестве Министерства обороны Российской Федерации – филиале федерального государственного казенного учреждения «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации основными задачами филиала в пределах его компетенции является, в том числе, обеспечение охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на землях обороны и закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (том 1 л.д. 89).

Довод жалобы о необходимости привлечения к участию в деле ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, не может повлиять на правильность выводов суде первой инстанции, поскольку согласно уставу ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации 2015 № 297, в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 февраля 2015 года № 72 федеральное государственное казенное учреждение «Территориальное управление лесного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации переименовано в федеральное государственное казенное учреждение «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации (том 1 л.д. 225).

Согласно протоколу судебного заседания от 26 августа 2015 года ответчик ФГКУ «Территориальное управление лесного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации был заменен на ответчика ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации в связи с переименованием учреждения (том 1 л.д. 180-181).

В материалах дела также имеется отзыв представителя Лужского лесничества Министерства обороны Российской Федерации – филиал ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации от 26 августа 2015 года.

Согласно п. 2 ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Пунктом 1.9 Положения о Лужском лесничестве Министерства обороны Российской Федерации – филиале федерального государственного казенного учреждения «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации предусмотрено, что филиал не имеет статуса юридического лица; ответственность за деятельность филиала несет учреждение.

Таким образом, именно ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» несет ответственность за деятельность филиала.

Лужское лесничество Министерства обороны Российской Федерации – филиал ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации входит в ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, о чем указано в уставе учреждения (том 1 л.д. 64-86).

При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы являлись предметом исследования в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, по сути они направлены на переоценку выводов суда, не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для изменения решения суда по доводам жалобы не имеется.

Вместе с тем, судебная коллегия отмечает, что суд первой инстанции возложил обязанность по совершению указанных действий на Федеральное государственное казенное учреждение «Территориальное управление лесного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации, в то время как согласно уставу учреждение было переименовано в ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, в связи с чем в данной части решение подлежит изменению.

Руководствуясь ч.1 ст.327.1, п.2 ст. 328, ч.1 ст.329, ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Лужского городского суда Ленинградской области от 26 августа 2015 года изменить, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:

Обязать Министерство обороны Российской Федерации и Федеральное государственное казенное учреждение «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации организовать укомплектование и обеспечить пожарно-химические станции 2 типа в соответствии с нормами, установленными приказом Федеральной службы лесного хозяйства Российской Федерации от 19 декабря 1997 года № 167, машинами, оборудованием, инвентарем, материалами и имуществом:

- Кисловского участкового лесничества: гусеничными вездеходами ВПЛ- 149 - 1 ед.; бульдозером мощностью 3 тс - 1 шт.; пильными цепями - 5 шт.; тяжелыми мотоциклам с коляской «Урал», «ИЖ-Юпитер» - 1 шт.; мотопомпами пожарными МП-1600 - 1 шт.; напорными пожарными рукавами диаметрами 26, 51, 66 мм - 1580 погонных метров; головками соединительными напорными (рукавными), головками переходными напорными ГР-50; ГР-70 - 60 шт.; разветвлениями трехходовыми - 20 шт.; разветвлениями двухходовыми - 20 шт.; навесными шестеренчатыми насосами НШН-600, НКФ-54А - 2 шт.; съемными цистернами - 3 шт.; полосопрокладывателями ПФ - 2 шт.; грунтомерами – 3 шт.; огнетушителями ОХП -10 - 25 шт.; торфяными лесопожарными стволами - 6 шт.; радиостанциями УКВ или КВ диапазона: стационарными - 1 шт., возимыми - 8 шт., носимыми - 5 шт.; смачивателями, пенообразователями - 100 кг.; химикатами огнегасящими - 1,5 т.; емкостями для приготовления растворов химикатов, объемом 2,5 куб.м. - 2 шт.; зажигательными аппаратами - 10 шт.; канистрами для перевозки огнегасящих растворов и топлива - 30 шт.; лопатами штыковыми - 90 шт.; топорами - 18 шт.; мотыгами - 18 шт.; пилами поперечными - 8 шт.; граблями металлическими - 18 шт.; ведрами металлическими - 17 шт.; термосами (бидонами) для питьевой воды емкостью 20 л. - 6 шт.; кружками для питьевой воды - 30 шт.; аптечками - 10 шт.; иглами для ремонта рукавов - 10 шт.; волосяными или капроновыми щетками для мойки рукавов - 5 шт.; клеем для ремонта рукавов - 5 шт.; биноклями полевыми - 2 шт.; компасами - 2 шт.; приборами для измерения пожарной опасности погоды или осадкомерами, психрометрами - 4 шт.; пожарно-наблюдательными мачтами - 4 шт.;

- Владимирского участкового лесничества: гусеничными вездеходами ВПЛ-149 - 1 ед.; бульдозером мощностью 3 тс - 1 шт.; пильными цепями - 4 шт.; тяжелыми мотоциклами с коляской «Урал», «ИЖ-Юпитер» - 1 шт.; напорными пожарными рукавами диаметрами 26, 51, 66 мм - 1220 погонных метров; головками соединительными напорными (рукавными), головками переходными напорными ГР-50; ГР-70 - 50 шт.; разветвлениями трехходовыми - 19 шт.; разветвлениями двухходовыми - 20 шт.; навесными шестеренчатыми насосами НШН-600, НКФ-54А - 2 шт.; полосопрокладывателями ПФ – 2 шт.; грунтомерами – 3 шт.; огнетушителями ОХП-Ю - 20 шт.; торфяными лесопожарными стволами - 6 шт.; радиостанциями УКВ или КВ диапазона: стационарными - 1 шт., возимыми - 8 шт.; смачивателями, пенообразователями - 100 кг.; химикатами огнегасящими – 1,5 т.; емкостями для приготовления растворов химикатов, объемом 2,5 куб.м. - 2 шт.; зажигательными аппаратами - 10 шт.; канистрами для перевозки огнегасящих растворов и топлива - 30 шт.; лопатами штыковыми - 70 шт.; топорами - 18 шт.; мотыгами - 10 шт.; пилами поперечными - 8 шт.; граблями металлическими - 18 шт.; ведрами металлическими - 17 шт.; термосами (бидонами) для питьевой воды емкостью 20 л. - 6 шт.; кружками для питьевой воды - 30 шт.; аптечками - 10 шт.; иглами для ремонта рукавов - 10 шт.; волосяными или капроновыми щетками для мойки рукавов - 5 шт.; клеем для ремонта рукавов - 5 шт.; приборами для измерения пожарной опасности погоды или осадкомерами, психрометрами - 4 шт.; пожарнонаблюдательными мачтами - 4 шт.;

Обязать Министерство обороны Российской Федерации и Федеральное государственное казенное учреждение «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации закрепить за Кисловским и Владимирским участковыми лесничествами приобретенную пожарную, иную специальную технику и средства пожаротушения.

В остальной части решение Лужского городского суда Ленинградской области от 26 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Федерального государственного казенного учреждения «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации – Сенюк С.И. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

судья: Киселевой С.Н.