НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Ленинградского областного суда (Ленинградская область) от 13.05.2015 № 33-2415/2015

     Дело № 33-2415/2015

 ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 Санкт-Петербург                            13 мая 2015 года

 Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:

 председательствующего     Нестеровой М.В.

 судей         Герман М.В., Озерова С.А.

 при секретаре         Булановой Е.А.        

 рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) на решение Подпорожского городского суда Ленинградской области от 25 марта 2015 года, которым удовлетворены исковые требования Жидониса С. В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Подпорожском районе Ленинградской области об установлении факта национальной принадлежности к вепсам, признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Подпорожском районе Ленинградской области от 23 декабря 2014 года, обязании назначить социальную пенсию.

 Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Герман М.В., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

 установила:

 Жидонис С.В. обратился в суд с иском к УПФР в Подпорожском районе Ленинградской области об установлении факта национальной принадлежности к вепсам, признании незаконным решения УПФР в Подпорожском районе Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ № и обязании назначить ему социальную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

 В обосновании исковых требований указал, что он ДД.ММ.ГГГГ обратился в УПФР в Подпорожском районе Ленинградской области с заявлением о назначении ему социальной пенсии. Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в назначении социальной пенсии. С указанным решением он не согласен, поскольку по национальности является вепсом, относится к числу коренных малочисленных народов Севера, постоянно проживает на территории <адрес>, достиг возраста 55 лет, получателем пенсии по старости не является. Занимается традиционной хозяйственной деятельностью вепсов: имеет огород, где выращивает овощи. Занимался заготовкой дров, сбором в лесу ягод и грибов, изготавливал удочки из елок, плел кошели из бересты, владеет вепсским языком. Имеет жилой дом для проживания, двор, баню. В настоящее время он не имеет права на назначение трудовой пенсии, и в соответствии с п/п. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» имеет право на социальную пенсию. Все необходимые документы ответчику им были представлены.

 Представитель ответчика- УПФР в Подпорожском районе Ленинградской области исковые требования не признала и пояснила, что в соответствии с п/п. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» граждане, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) имеют право на социальную пенсию. Истец достиг возраста 55 лет и проживает на территории Российской Федерации. Однако третье условие- принадлежность к коренным малочисленным народам Севера истец не подтвердил. Согласно ст. 1 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» под коренными малочисленными народами Российской Федерации понимаются народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционный образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. В указанных Федеральных законах не оговорено, какие из малочисленных народов Российской Федерации относятся к малочисленным народам Севера. Право на досрочное пенсионное обеспечение лицам из числа малочисленных народов Крайнего Севера предоставлялось в соответствии с Законом «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям». Полагала, что необходимо руководствоваться Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера от 10 ноября 1967 года № 1029, согласно которому Ленинградская область не относится к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и Перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации были утверждены Правительством Российской Федерации в целях защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов Российской Федерации, а не в целях пенсионного обеспечения указанной категории граждан. Таким образом, льгота по установлению социальной пенсии должна предоставляться только тем гражданам из числа малочисленных народов Севера, которые проживают на территории Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и ведут традиционный образ жизни.

 Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,- администрации МО «Винницкое сельское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» в судебном заседании суда первой инстанции не участвовал.

 Судом постановлено указанное выше решение, которым исковые требования Жидониса С.В. удовлетворены частично. Признано незаконным решение УПФР в Подпорожском районе Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ №. УПФР в Подпорожском районе Ленинградской области обязано назначить Жидонису С.В. социальную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

 В апелляционной жалобе УПФР в Подпорожском районе Ленинградской области просит указанное решение суда отменить и принять новое решение или направить дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы ссылается на то, что при вынесении решения судом были нарушены нормы материального права, подменены понятия «Перечень районов традиционного расселения коренных малочисленных народов Севера», которого не существует, и «Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации». Кроме того, в суде не было установлено, что истец относится к малочисленным народам именно Севера. Истец не подтвердил одно из условий для назначения социальной пенсии в соответствие с п/п. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»- свое проживание непосредственно в районах Севера.

 Согласно ч. 1 ст. 327 ГПК РФ суд апелляционной инстанции извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке.

 Участники судебного разбирательства надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, о чем имеются телефонограмма и подтверждения о направлении извещений по факсимильной связи. Доказательств, подтверждающих уважительность причин неявки в суд апелляционной инстанции, не представили.

 Проверив дело, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.

 В соответствии с п/п. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации: граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины).

 Пенсионное обеспечение соответствующей категории граждан производится во взаимосвязи с нормами специального законодательства, определяющего, малочисленные народы Российской Федерации пользующиеся мерами социальной поддержки со стороны государства.

 В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» коренные малочисленные народы Российской Федерации- народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

 Действие настоящего Федерального закона распространяется на лиц, относящихся к малочисленным народам, постоянно проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами, а так же на лиц, которые относятся к малочисленным народам, постоянно проживают в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов и для которых традиционное хозяйствование и занятие традиционными промыслами являются подсобными видами деятельности по отношению к основному виду деятельности в других отраслях народного хозяйства, социально-культурной сфере, органах государственной власти или органах местного самоуправления (ч. 1 ст. 3).

 Суд первой инстанции правильно указал, что пенсионное обеспечение указанной выше категории граждан производится во взаимосвязи с нормами специального законодательства, определяющего, какие малочисленные народы Российской Федерации пользуются мерами социальной поддержки со стороны государства.

 Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают эти народы.

 В указанный перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 года № 255 включены вепсы, проживающие на территории Республики Карелия, Ленинградской и Вологодской областей.

 Распоряжением Правительства РФ от 17 апреля 2006 года № 536-р утвержден Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, согласно которому к таким народам относятся вепсы.

 Также распоряжением Правительства РФ от 8 мая 2009 года № 631-р, в соответствии с ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» утвержден перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации.

 При этом к соответствующим местам проживания и деятельности отнесено Вознесенское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области, а к видам деятельности: рыболовство, земледелие (огородничество), собирательство (заготовка, переработка и реализация пищевых лесных ресурсов, сбор лекарственных растений).

     Из правового анализа норм Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» следует, что назначение пенсии коренным малочисленным народам связано с их национальной принадлежностью, с постоянным местом проживания в определенных районах Севера с сохранением мест традиционного расселения предков, а также ведением самобытного образа жизни (традиционной хозяйственной деятельности).

 Предусматривая возможность назначения социальной пенсии по старости для граждан из числа малочисленных народов Севера по достижении определенного возраста, законодатель исходил из сложившихся для них неблагоприятных социально-экономических и демографических обстоятельств, необходимости сохранения и развития соответствующих этносов.

 Таким образом вепсам, проживающим на территории Вознесенского городского поселения Подпорожского муниципального района Ленинградской области, для которых традиционное хозяйствование и занятие традиционными промыслами являются подсобными видами деятельности по отношению к основному виду деятельности, как гражданам из числа коренных малочисленных народов Севера, по достижении 55 лет (мужчины), предоставлено право на социальную пенсию в соответствии с п/п. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

 Судом установлено и из материалов дела следует, что Жидонис С.В. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. В свидетельстве о рождении истца национальность его матери- А.М. указана- вепс, отца- В.О.-<данные изъяты>. В свидетельстве о расторжении брака между Жидонисом С.В. и В.В. также указана национальность истца- вепс.

 Судом первой инстанции правильно указано на отсутствие оснований для удовлетворения требований об установлении юридического факта национальной принадлежности, поскольку указанное обстоятельство подтверждено документами, выданными органами записей актов гражданского состояния.

 Согласно справке администрации МО «Винницкое сельское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» от ДД.ММ.ГГГГ № Жидонис С.В., уроженец <адрес>, проживает на территории <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

 Справкой администрации МО «Винницкое сельское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» от ДД.ММ.ГГГГ № и актом обследования о традиционных видах деятельности вепсского народа, составленным администрацией МО «Винницкое сельское поселение», подтверждено, что Жидонис С.В., проживая в сельской местности, соблюдает традиции вепсского народа. Помогал родителям заниматься животноводством (содержали скот, косили сено), земледелием (огородничеством)- выращивали сельскохозяйственную продукцию на личном подсобном хозяйстве (картофель, лук, морковь, чеснок, свекла, редька). Занимался ремеслами: для рыбалки изготавливал удочки из елок, лески из конского хвоста, плел кошели из бересты. Также заготавливает веники, занимается рыбалкой, сбором дикорастущих ягод и грибов. Имеется квартира с печным отоплением, поэтому занимается заготовкой, распиловкой и разделкой дров.

 Из объяснений истца установлено, что перерывы в проживании по месту жительства были связаны с отбыванием им наказания в местах лишения свободы.

 С учетом установленных обстоятельств суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Жидонис С.В., достигший возраста 55 лет, являющийся вепсом по рождению, постоянно проживающий на территории традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности вепсов, занимающийся традиционным хозяйствованием вепсов (коренного малочисленного народа Севера), имеет право на социальную пенсию, в соответствии с п/п. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

 ДД.ММ.ГГГГ Жидонис С.В. обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Подпорожском районе Ленинградской области с заявлением о назначении социальной пенсии как гражданин из числа малочисленных народов Севера в соответствии с п/п. 4 п. 1 ст.11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

 Решением УПФР в Подпорожском районе Ленинградской области № от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении указанного заявления Жидонису С.В. было отказано по причине отсутствия права на указанный вид пенсии, так как он не представил документ, подтверждающий его национальность, поскольку в свидетельстве о рождении национальность родителей указана как русские. Также в решении указано на отсутствие у истца права на указанный вид пенсии, поскольку данный вид пенсии устанавливается только тем гражданам из числа малочисленных народов Севера, которые фактически проживают на территории традиционного расселения предков. Эти территории определены в Перечне районов проживания малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденном Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 года № 536-р. Данный перечень содержит наименование народности «вепсы», но не указывает принадлежность вепсов именно к малочисленным народам Севера, как того требует п/п. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Согласно Перечню районов Крайнего Севера, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029, Ленинградская область не относится к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. В соответствии с п. 16 постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» периоды деятельности в качестве членов родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, подтверждаются документом соответствующей общины о периоде этой деятельности и документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

 Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено наличие всех необходимых условий для назначения Жидонису С.В. социальной пенсии, суд обоснованно признал указанное решение пенсионного органа незаконными и обязал пенсионный орган назначить истцу социальную пенсию в соответствии с п/п. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.

 Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда полагает, что суд первой инстанции правильно определил юридически значимые для дела обстоятельства, оценил представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, и постановил решение в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, при точном соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

 Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, оспаривание выводов суда об установленных им обстоятельствах без достаточных оснований, а потому не могут быть положены в основу отмены решения суда.

 Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит. В силу ст. 327.1 ГПК РФ судебной коллегией проверена законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

 определила:

 решение Подпорожского городского суда Ленинградской области от 25 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Подпорожском районе Ленинградской области- без удовлетворения.

 Председательствующий

 Судьи

 Судья Синявина О.Н.