НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Ленинградского областного суда (Ленинградская область) от 11.06.2013 № 33-2760/2013

Дело № 33-2760/2013

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 11 июня 2013 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего Кошелевой И.Л.,

судей Астапенко С.А., Пучковой Л.В.

при секретаре Мельниковой О.С.,

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ в Подпорожском районе Ленинградской области на решение Подпорожского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым удовлетворены исковые требования Шмагина С.И. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Подпорожском районе Ленинградской области о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии и обязании назначить социальную пенсию.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда ФИО7, объяснения представителя Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> ФИО5, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

установила:

Шмагин С.И. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> о назначении ему социальной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование своих требований истец указал на то, что он по национальности вепс и относится к коренным малочисленным народам Севера, проживает на исконной территории вепсского народа в <адрес> (Винницкое сельское поселение), достиг 55-летнего возраста (дата рождения ДД.ММ.ГГГГ), в силу Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» имеет право на социальную пенсию, однако в назначении ему данной пенсии ответчиком отказано, истец считает такой отказ незаконным, нарушающим его права.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика исковые требования не признал пояснив, что в соответствии с пп.4 п. 1 ст. 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ граждане, постоянно проживающие на территории РФ, из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) имеют право на социальную пенсию. В ст. 1 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 82-ФЗ раскрыто понятие коренных малочисленных народов Российской Федерации. Под коренными малочисленными народами Российской Федерации понимаются народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционный образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Ни в Законе № 166-ФЗ, ни в Законе № 82-ФЗ не указано, какие из малочисленных народов Российской Федерации относятся к малочисленным народам Севера. Действовавший до ДД.ММ.ГГГГ Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № не содержал нормы по досрочному назначению пенсии указанной категории граждан. Право на досрочное пенсионное обеспечение лицам из числа малочисленных народов Крайнего Севера предоставлялось в соответствии с Законом «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям» от ДД.ММ.ГГГГ №. <адрес>ов Крайнего <адрес> не относится к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. В соответствии с п. 2 ст. 5 Закона № 82-ФЗ Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ и Перчень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации были утверждены Правительством Российской Федерации в целях защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов Российской Федерации, а не в целях пенсионного обеспечения указанной категории граждан. Истцом не представлены документы, кроме свидетельства о его рождении, подтверждающие его национальность, поскольку в паспорте указание на национальность не указывается.

Третье лицо без самостоятельных требований относительно предмета спора – Администрация МО «Винницкое сельское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» исковые требования поддержала.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ Подпорожский городской суд Ленинградской области обязал Управление Пенсионного фонда РФ в Подпорожском районе Ленинградской области назначить Шмагин С.И. с ДД.ММ.ГГГГ социальную пенсию по старости как лицу из малочисленных народов Севера в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ.

Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Подпорожском районе не согласившись с законностью и обоснованностью решения суда, подало на него жалобу, в которой просит решение суда отменить. Жалобу мотивирует аналогичными доводами, указанными в возражениях на иск и дополнив, что Ленинградская область не отнесена к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Вывод суда о том, что необходимым условием для назначения лицам из числа коренных малочисленных народов Севера социальной пенсии является их постоянное проживание в местах традиционного расселения своих предков, является неверным. Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, а так же Перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, были утверждены Правительством РФ не в целях пенсионного обеспечения указанной категории граждан. В суде не установлено, что истец относится к малочисленным народам именно Севера.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации: граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины).

Пенсионное обеспечение соответствующей категории граждан производится во взаимосвязи с нормами специального законодательства, определяющего, малочисленные народы Российской Федерации пользующиеся мерами социальной поддержки со стороны государства.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» коренные малочисленные народы Российской Федерации (далее - малочисленные народы) - народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

Действие настоящего Федерального закона распространяется на лиц, относящихся к малочисленным народам, постоянно проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами, а так же на лиц, которые относятся к малочисленным народам, постоянно проживают в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов и для которых традиционное хозяйствование и занятие традиционными промыслами являются подсобными видами деятельности по отношению к основному виду деятельности в других отраслях народного хозяйства, социально-культурной сфере, органах государственной власти или органах местного самоуправления (ч. 1 ст. 3).

Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают эти народы.

В указанный перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, включены вепсы, проживающие на территории Республики Карелия, Ленинградской и Вологодской областей.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р утвержден Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, согласно которому к таким народам относятся вепсы.

Так же распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р, в соответствии с ч. 2 статьи 5 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» утвержден перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации.

При этом к соответствующим местам проживания и деятельности отнесено Винницкое сельское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области, а к видам деятельности: рыболовство, земледелие (огородничество), собирательство (заготовка, переработка и реализация пищевых лесных ресурсов, сбор лекарственных растений).

Из правового анализа Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» следует, что назначение пенсии коренным малочисленным народам связано с их национальной принадлежностью, с постоянным местом проживания в определенных районах Севера с сохранением мест традиционного расселения предков, а также ведением самобытного образа жизни (традиционной хозяйственной деятельности).

Предусматривая возможность назначения социальной пенсии по старости для граждан из числа малочисленных народов Севера по достижении определенного возраста, законодатель исходил из сложившихся для них неблагоприятных социально-экономических и демографических обстоятельств, необходимости сохранения и развития соответствующих этносов.

Таким образом вепсам, проживающим на территории Винницкого сельского поселения Подпорожского муниципального района Ленинградской области, для которых традиционное хозяйствование и занятие традиционными промыслами являются подсобными видами деятельности по отношению к основному виду деятельности, как гражданам из числа коренных малочисленных народов Севера, по достижении 55 лет (мужчины), предоставлено право на социальную пенсию в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Как следует из материалов дела, в соответствии со свидетельством о рождении истца – Шмагин С.И. родился ДД.ММ.ГГГГ. Его мать по национальности являлась вепсом (сведения об отце отсутствуют).

Согласно справки Администрации МО «Винницкое сельское поселение Подпорожского муниципального района <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №, Шмагин С.И. с момента рождения по настоящее время проживает на территории муниципального образования «Винницкое сельское поселение» <адрес>, отнесенного распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р к месту традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, в том числе к месту традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности вепсов, относящихся к малочисленным народам Севера.

Сведениями администрации муниципального образования «Винницкое сельское поселение» подтверждается, что Шмагин С.И., проживая в сельской местности, соблюдает традиции вепсского народа, занимается земледелием (огородничеством), сбором дикорастущих ягод и грибов, их переработкой, содержит скот, изготавливает и ремонтирует старинный инвентарь – деревянные грабли.

При таких обстоятельствах Шмагин С.И., как достигший возраста 55 лет, являясь вепсом по рождению, постоянно проживая на территории традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности вепсов, занимаясь традиционным хозяйствованием вепсов (коренного малочисленного народа Севера), имеет право на социальную пенсию, в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Однако решением Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Подпорожском районе от ДД.ММ.ГГГГ Шмагину С.И. было отказано в назначении социальной пенсии, в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

С учетом изложенного, судом первой инстанции был сделан правильный вывод о незаконности указанного решения пенсионного органа, и в соответствии с вышеуказанными требованиями закона и положениями ст. 23 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», обосновано принято решение об обязании пенсионного органа назначить истцу социальную пенсию в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ, при имевшем месте обращении истца в пенсионный орган с соответствующим заявлением ДД.ММ.ГГГГ

Утверждения пенсионного органона о том, что истец не относится к малочисленным народам Севера, а соответствующая социальная льгота должна предоставляться только тем гражданам, из числа малочисленных народов Севера, которые проживают в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, не основаны на нормах закона и противоречат материалам дела.

Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.

Доводы жалобы не содержат правовых оснований к отмене или изменению решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, а так же к выражению несогласия с оценкой судом представленных по делу доказательств, и не могут быть удовлетворены.

Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения суда не имеется, решение суда является законным и обоснованным.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Подпорожского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в <адрес> – без удовлетворения.

Председательствующий Судьи   Судья ФИО6