НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Подборки

Популярные материалы

Определение Ленинградского областного суда (Ленинградская область) от 03.02.2016 № 33-512/2016

Дело № 33-512/2016

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 03 февраля 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего Косарева И.Э.

судей Алексеевой Г.Ю., Свирской О.Д.

при секретаре Коротких А.Г.

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Подпорожском районе Ленинградской области на решение Подпорожского городского суда Ленинградской области от 24 ноября 2015 года, которым удовлетворены исковые требования Паскачева Н.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Подпорожском районе Ленинградской области о признании незаконным решения об отказе в назначении социальной пенсии, обязании назначить социальную пенсию.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Свирской О.Д., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

установила:

Паскачев Н.В. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Подпорожском районе Ленинградской области, в котором просил признать незаконным решение от 07 сентября 2015 года об отказе в назначении социальной пенсии и обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Подпорожском районе Ленинградской области назначить социальную пенсию с даты наступления права на социальную пенсию - с 20 августа 2015 года.

В обоснование требований Паскачев Н.В. указал, что по национальности он вепс, достиг пенсионного возраста - 55 лет, постоянно проживает в <адрес>, права на назначение трудовой пенсии в настоящее время не имеет. Он обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в Подпорожском районе Ленинградской области с заявлением о назначении социальной пенсии, однако решением Управления Пенсионного фонда РФ в Подпорожском районе Ленинградской области от 07 сентября 2015 года ему было отказано в назначении социальной пенсии.

Истец считает отказ ответчика в назначении пенсии незаконным, поскольку истец имеет право на назначение социальной пенсии, как лицо из числа малочисленных народов Севера, которым в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» гарантируется социальная пенсия.

Управление Пенсионного фонда РФ в Подпорожском районе Ленинградской области возражало против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что льгота по установлению социальной пенсии должна предоставляться только тем гражданам из числа малочисленных народов Севера, которые проживают на территории Крайнего Севера и приравненных к ним областях и ведут традиционный образ жизни.

Представитель 3-го лица Администрации МО «Винницкое сельское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, против удовлетворения иска не возражал.

Решением Подпорожского городского суда Ленинградской области от 24 ноября 2015 года исковое заявление Паскачева Н.В. удовлетворено. Суд признал незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Подпорожском районе Ленинградской области от 07 сентября 2015 года и обязал Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Подпорожском районе Ленинградской области назначить Паскачеву Н.В. социальную пенсию по старости как лицу из числа малочисленных народов Севера в соответствии с п.п. 4 п. 1 статьи 11 ФЗ от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» с 01 сентября 2015 года.

Управление Пенсионного фонда РФ в Подпорожском районе, не согласившись решением суда, подало на него жалобу, в которой просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального права. В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные указанным в возражениях на иск. Ответчик указывает на отсутствие правовых оснований для назначения истцу социальной пенсии, поскольку не соблюдены два необходимых для назначения пенсии условия: принадлежность к малочисленным народам Севера и район проживания малочисленных народов Севера. Ответчик ссылается на Постановление Правительства РФ № 1049 от 01 октября 2015 года «Об утверждении перечня малочисленных народов Севера и перечня районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости», в котором вепсы, как малочисленные народы Севера, не поименованы, а Винницкое поселение Подпорожского района Ленинградской области не отнесено к районам проживания малочисленных народов Севера.

Стороны извещены о времени и месте апелляционного рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, об уважительности причин своей неявки не сообщили, об отложении слушания дела не просили, в связи с чем судебная коллегия в соответствии со ст. 167 ГПК РФ определила рассмотреть дело в отсутствие сторон по делу.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда считает решение подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из п. 6 ст. 5 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», социальная пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) назначается гражданам, указанным в подпункте 8 пункта 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, то есть, нетрудоспособным гражданам, условия назначения социальной пенсии которым регулируются нормами ст. 11 указанного Федерального закона.

Так, согласно под. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), постоянно проживающие в районах проживания малочисленных народов Севера на день назначения пенсии.

Указанным гражданам, как следует из п. 4 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», устанавливается социальная пенсия по старости.

В силу п. 6 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», перечень малочисленных народов Севера и перечень районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости, предусмотренной подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 01 октября 2015 года № 1049 «Об утверждении перечня малочисленных народов Севера и перечня районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости» установлены соответствующие перечни, в которых национальность вепс не отнесена к категории малочисленных народов Севера, а Винницкое сельское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области - к районам проживания малочисленных народов Севера.

Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено установление социальной пенсии по старости вепсам, проживающим на территории Винницкого сельского поселения Подпорожского муниципального района Ленинградской области, а потому истец Паскачев Н.В., являющийся по национальности вепсом и проживающий на территории Винницкого сельского поселения Подпорожского муниципального района Ленинградской области, не имеет права на назначение ему социальной пенсии по старости.

Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 24.03.2000 № 255, в который включены вепсы, проживающие на территории Ленинградской области, не может быть применен при разрешении спорных правоотношений. Указанный Единый перечень был принят во исполнение Федерального закона от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», который не содержит в себе норм, устанавливающих правила пенсионного обеспечения малочисленных народов Севера, а следовательно, данный Единый перечень коренных малочисленных народов РФ, не регулирует соответствующие правоотношения по пенсионному обеспечению в силу того, что такие отношения урегулированы специальным законодательством, предусматривающим правила и условия установления социальных пенсий по старости малочисленным народам Севера, а именно: подпунктом 4 пункта 1 и пунктом 6 статьи 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», а также Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2015 года № 1049 «Об утверждении перечня малочисленных народов Севера и перечня районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости».

По аналогичным основаниям не могут быть применены при разрешении настоящего спора и Перечни мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ, утвержденные Распоряжением Правительства РФ от 08.05.2009 № 631-р и принятые во исполнение Федерального закона от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», в которые включена территория Винницкого сельского поселения Подпорожского муниципального района. Как указано в ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», данные Перечни приняты в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов, а следовательно их применение при разрешении отношений, связанных с пенсионным обеспечением малочисленных народов Севера, является недопустимым в силу иной сферы правового регулирования, отличной от пенсионного обеспечения малочисленных народов Севера.

Также не может быть применен при разрешении настоящего спора Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 17.04.2006 №536-р, и в котором фигурируют вепсы. Данный Перечень был принят в рамках Федерального закона от 20.07.2000 №104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», целью которого является не установление условий назначения социальной пенсии по старости соответствующим народностям, а защита исконной среды обитания, традиционного образа жизни, прав и законных интересов указанных коренных малочисленных народов, а также определение правовых основ общинной формы самоуправления и государственных гарантий его осуществления.

Таким образом, при разрешении настоящего спора следует исходить из специального законодательства, содержащего нормы относительно пенсионного обеспечения малочисленных народов Севера.

В свете изложенного обжалуемое решение Подпорожского городского суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе Паскачеву Н.В. в удовлетворении его требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329, пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Подпорожского городского суда Ленинградской области от 24 ноября 2015 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Паскачеву Н.В. в удовлетворении иска отказать.

Председательствующий:

Судьи:

Судья Н.И.