НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Ленинградского областного суда (Ленинградская область) от 03.02.2016 № 33-511/2016

Дело № 33-511/2016

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 03 февраля 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего Косарева И.Э.,

судей Алексеевой Г.Ю., Свирской О.Д.,

при секретаре Коротких А.Г.,

рассмотрела дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ в Подпорожском районе Ленинградской области на решение Подпорожского городского суда Ленинградской области от 11 ноября 2015 года, которым удовлетворены исковые требования Гарбуз Н.Л. о признании незаконным решения УПФ РФ в Подпорожском районе Ленинградской области об отказе в назначении социальной пенсии и обязании назначить социальную пенсию.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Косарева И.Э., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

установила:

Гарбуз Н.Л. обратилась в суд с настоящим иском к ответчику, указывая, что 05.08.2015 она подала ему заявление о назначении социальной пенсии гражданам из числа малочисленных народов Севера, поскольку является вепсом по национальности, проживает на территории Винницкого сельского поселения Подпорожского района Ленинградской области, достигла возраста 50 лет, получателем пенсии не является, предоставив все необходимые документы. Решением Управления Пенсионного фонда РФ в Подпорожском районе Ленинградской области от 20.08.2015 ей было отказано. Полагая данный отказ незаконным, истец была вынуждена обратиться за защитой своих прав в суд.

Решением Подпорожского городского суда Ленинградской области от 11 ноября 2015 года исковые требования Гарбуз Н.Л. были удовлетворены (л.д. 58-66).

Управление Пенсионного фонда РФ в Подпорожском районе, не согласившись с законностью и обоснованностью решения суда, подало на него жалобу, в которой просит решение суда отменить, указывая на отсутствие правовых оснований для назначения истцу социальной пенсии, поскольку не соблюдены два необходимых для назначения пенсии условия: принадлежность к малочисленным народам Севера и район проживания малочисленных народов Севера. Ответчик ссылается на Постановление Правительства РФ № 1049 от 1 октября 2015 года «Об утверждении перечня малочисленных народов Севера и перечня районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости», в котором вепсы, как малочисленные народы Севера, не поименованы, а Винницкое поселение Подпорожского района Ленинградской области не отнесено к районам проживания малочисленных народов Севера (л.д. 67-70).

Проверив дело, обсудив доводы жалобы, определив рассмотреть дело в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие извещавшихся надлежащим образом, но неявившихся участвующих в деле лиц, включая подателя жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.

Как следует из п. 6 ст. 5 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», социальная пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) назначается гражданам, указанным в подпункте 8 пункта 1 статьи 4 настоящего ФЗ, то есть нетрудоспособным гражданам, условия назначения социальной пенсии которым регулируются нормами ст. 11 указанного Федерального закона.

Согласно подпункту 4 п. 1 ст. 11 данного Федерального закона, право на социальную пенсию в соответствии с настоящим ФЗ имеют постоянно проживающие в РФ граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), постоянно проживающие в районах проживания малочисленных народов Севера на день назначения пенсии. Указанным гражданам, как следует из п. 4 ст. 11 настоящего закона, устанавливается социальная пенсия по старости.

В силу п. 6 той же статьи перечень малочисленных народов Севера и перечень районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости, предусмотренной подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2015 года № 1049 «Об утверждении перечня малочисленных народов Севера и перечня районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости» установлены соответствующие перечни, в которых национальность вепс не отнесена к категории малочисленных народов Севера, а Винницкое сельское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области - к районам проживания малочисленных народов Севера.Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено установление социальной пенсии по старости вепсам, проживающим на территории Винницкого сельского поселения Подпорожского муниципального района Ленинградской области, а потому истец, являющаяся по национальности вепсом и проживающая на территории Винницкого сельского поселения Подпорожского муниципального района Ленинградской области, не имеет права на назначение ей социальной пенсии по старости.

Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 24.03.2000 № 255, в который включены вепсы, проживающие на территории Ленинградской области, не может быть применен при разрешении спорных правоотношений. Указанный Единый перечень был принят во исполнение Федерального закона от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», который не содержит в себе норм, устанавливающих правила пенсионного обеспечения малочисленных народов Севера, а, следовательно, данный Единый перечень коренных малочисленных народов РФ, не регулирует соответствующие правоотношения по пенсионному обеспечению. Такие отношения урегулированы специальным законодательством, предусматривающим правила и условия установления социальных пенсий по старости малочисленным народам Севера, а именно: подпунктом 4 пункта 1 и пунктом 6 статьи 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», а также Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2015 года № 1049 «Об утверждении перечня малочисленных народов Севера и перечня районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости».

По аналогичным основаниям не могут быть применены при разрешении настоящего спора и Перечни мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ, утвержденные Распоряжением Правительства РФ от 08.05.2009 № 631-р и принятые во исполнение Федерального закона от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», в которые включена территория Винницкого сельского поселения Подпорожского муниципального района. Как указано в ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», данные Перечни приняты в целях защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов, а, следовательно, их применение при разрешении отношений, связанных с пенсионным обеспечением малочисленных народов Севера, является недопустимым в силу иной сферы правового регулирования, отличной от пенсионного обеспечения малочисленных народов Севера.

Также не может быть применен при разрешении настоящего спора Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 17.04.2006 №536-р, в котором фигурируют вепсы. Данный Перечень был принят в рамках Федерального закона от 20.07.2000 №104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», целью которого является не установление условий назначения социальной пенсии по старости соответствующим народностям, а защита исконной среды обитания, традиционного образа жизни, прав и законных интересов указанных коренных малочисленных народов, а также определение правовых основ общинной формы самоуправления и государственных гарантий его осуществления.

Таким образом, при разрешении настоящего спора следует исходить из специального законодательства, содержащего нормы относительно пенсионного обеспечения малочисленных народов Севера. Отсутствие необходимого правового регулирования на день обращения истца с требованиями о назначении пенсии оснований для распространения на нее иных нормативных правовых актов, не относящихся к спорным пенсионным правоотношениям, не является.

В свете изложенного обжалуемое решение Подпорожского городского суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе Гарбуз Н.Л. в удовлетворении ее требований.

Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Подпорожского городского суда Ленинградской области от 11 ноября 2015 года отменить.

Гарбуз Н.Л. в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда РФ в Подпорожском районе Ленинградской области от 20 августа 2015 года и обязании назначить социальную пенсию - отказать.

Председательствующий:

Судьи:

Судья Устюжина Н.И.