НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Определение Курганского областного суда (Курганская область) от 28.02.2013 № 33-534/13

                                                                                                                                                                                                                            Главная     О суде     Правовая основа     Документы суда     Судебное делопроизводство     Справочная информация     Кадровое обеспечение     Противодействие коррупции     Судейское сообщество     Суды Курганской области     УСД Курганской области     Медиация     Пресс-служба     Обращения граждан     Ваше мнение о сайте                                                                                                                            


                                                                                                                                                            </form>


                                                                                                                                                            Конституционный Суд РФ

Верховный Суд РФ

Высший Арбитражный Суд РФ

Судебный департамент при Верховном Суде РФ

Официальный интернет-портал правовой информации

                                                                                                                                                                                    A                                                                        A                                                                     A                                                        

                                                                                                                                                                                                Просмотр документа





Судья Чирков А.Д. Дело 33-534/2013

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

судьи – председательствующего Софиной И.М.,

судей Пшеничникова Д.В., Ушаковой И.Г.,

при секретаре судебного заседания Чиж Т.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 28 февраля 2013 года гражданское дело по иску Хван А.В. к Курганской таможне о включении в выслугу лет для назначения пенсии в таможенных органах периода службы в органах внутренних дел Республики Казахстан, расчету выслуги лет для назначения пенсии,

по апелляционным жалобам Курганской таможни, Федеральной таможенной службы России и Уральского таможенного управления на решение Курганского городского суда Курганской области от 05 декабря 2012 года, которым постановлено:

Исковые требования  к Курганской таможне о возложении обязанности удовлетворить.

Обязать Курганскую таможню включить  в выслугу лет в таможенных органах РФ для назначения пенсии период его службы в органах внутренних дел Республики Казахстан с  по , который составляет 05 лет 11 месяцев 23 дня.

Обязать Курганскую таможню произвести расчет выслуги лет в таможенных органах РФ для назначения пенсии .

Заслушав доклад судьи областного суда Ушаковой И.Г., объяснения представителя ответчика Челябинской таможни, третьих лиц Уральского таможенного управления, Федеральной таможенной службы, представителя истца Хван А.В. , возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Хван А.В. обратился в суд с иском к Курганской таможне о признании незаконным отказа в зачете в выслугу лет в таможенных органах периода службы в Республике Казахстан, решения заседания Центральной комиссии России по установлению выслуги лет сотрудникам таможенных органов в части отказа во включении в стаж периода службы с  по , возложении обязанности произвести перерасчет выслуги лет в таможенных органах, дающей право на пенсию с учетом периода службы в органах внутренних дел Республики Казахстан, перерасчете надбавки за выслугу лет. В ходе рассмотрения дела заявленные требования изменил и дополнил, в окончательном виде просил обязать ответчика включить в выслугу лет для назначения пенсии в таможенных органах Российской Федерации период его службы в органах внутренних дел Республики Казахстан с  по , всего 5 лет 11 месяцев 23 дня, обязать ответчика произвести расчет выслуги лет для назначения ему пенсии.

В обоснование иска указывал, что с  он проходит службу в таможенных органах Российской Федерации на должностях среднего и старшего начальствующего состава. В связи с созданием Таможенного Союза Курганская таможня будет упразднена, должности сотрудников Курганской таможни подлежат сокращению по организационно-штатным мероприятиям. Полагал, что к моменту упразднения Курганской таможни у него возникло право на пенсию по выслуге лет на основании ст. 50 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» и п. а ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», как у лица, имеющего выслугу более 20 лет. Ссылаясь на Постановление Правительства Российской Федерации  от 02.02.1998, утвердившего Положение «Об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации», Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12.02.1993 № 4468-1, Соглашение между государствами-участниками СНГ от 24.12.1993, просил обязать ответчика включить в выслугу лет для назначения пенсии в таможенных органах Российской Федерации период его службы в органах внутренних дел Республики Казахстан с  по , всего 5 лет 11 месяцев 23 дня, и обязать ответчика произвести расчет выслуги лет для назначения ему пенсии.

В судебном заседании представитель истца  заявленные требования поддержал.

Представитель ответчика Курганской таможни исковые требования не признал, указывал, что заключенные международные соглашения распространяются только на военнослужащих и не могут быть применены к возникшим правоотношениям по пенсионному обеспечению лиц проходивших службу в таможенных органах. Международного договора между таможенными службами России и Казахстана не заключено, поэтому правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Представитель третьих лиц Уральского таможенного управления, Федеральной таможенной службы исковые требования не признал, выразил согласие с позицией ответчика.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционных жалобах Курганская таможня, Уральское таможенное управление, Федеральная таможенная служба просят решение Курганского городского суда от 05.12.2012 отменить и принять новое решение об отказе в иске, указывая, что суд при вынесении решения сослался на Консультативное заключение № 01-1/2-09 Экономического Суда СНГ «О толковании применения положений статьи 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15.05.1992 как на одно из оснований для удовлетворения исковых требований, между тем данное заключение относится к случаям пенсионного обеспечения бывших военнослужащих, которым назначена пенсия за выслугу лет в одном государстве-участнике, если они переезжают на постоянное место жительство в другое государство-участник. Также указывают, что Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств (Ташкент, 15.05.1992), Соглашение о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников Содружества Независимых Государств (Ашгабат, 24.12.1993), Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих Пограничных войск, членов их семей и государственного страхования военнослужащих Пограничных войск государств-участников Содружества Независимых Государств (Ташкент, 15.05.1992), Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (Москва, 13.03.1992) распространяют свое действие на определенный круг лиц, имеющих статус: военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих пограничных войск, граждан государств-участников СНГ. Поскольку истец к указанным категориям лиц не относится, то условия данных Соглашений не могут быть применены к правоотношениям по пенсионному обеспечению истца, как сотрудника таможенной службы, международное соглашение, предусматривающее взаимный зачет выслуги лет сотрудникам таможенных органов времени службы в государствах-участниках Содружества Независимых Государств, с каким-либо государством не заключалось, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для зачета истцу в выслугу лет для назначения пенсии периода службы в органах внутренних дел Республики Казахстан.

В возражениях на апелляционную жалобу Хван А.В. просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции представитель Челябинской таможни, правопреемник ответчика Курганской таможни, третьих лиц Уральского таможенного управления, Федеральной таможенной службы  на доводах апелляционных жалоб настаивал.

Представитель истца Хван А.В.  с доводами апелляционных жалоб не согласился, просил решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит следующее.

Из материалов дела усматривается, что истец Хван А.В. с  проходит службу в Курганской таможне.

Выслуга лет в таможенных органах истца Хван А.В. по состоянию на  составила: календарная - 14 лет 07 месяцев 18 дней, льготная - нет, общая выслуга лет - 14 лет 07 месяцев 18 дней (л.д. 7).

Период обучения на очном отделении в Карагандинской высшей школе МВД Республики Казахстан - всего 3 года 10 месяцев 20 дней, включен в выслугу лет в размере 01 год 11 месяцев 10 дней (л.д. 12).

Суд, при рассмотрении спора, со ссылкой на Постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации», пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Хван А.В.

Судебная коллегия находит возможным не согласиться с данным выводом суда.

В соответствии с п. 1 ст. 50 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей.

Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов определяется Правительством Российской Федерации.

Указанный порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий лицам, проходившим службу в таможенных органах и организациях Государственного таможенного комитета Российской Федерации и имеющим специальные звания, а также лицам, работавшим в таможенных органах Российской Федерации в должностях, по которым предусмотрены специальные (персональные) звания, и уволенным из таможенных органов с правом на получение пенсии (далее именуются - сотрудники таможенных органов), с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации, определен Положением об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.1998 № 103, а также Инструкцией об организации работы по исчислению выслуги лет сотрудникам таможенных органов Российской Федерации, утвержденной приказом Федеральной таможенной службой России от 20.05.2009 № 910 «Об организации работы по исчислению выслуги лет сотрудникам таможенных органов Российской Федерации», согласно которой расчет выслуги лет для назначения пенсии готовится подразделением кадров по установленной форме в следующих случаях: а) при возникновении у сотрудника выслуги лет, необходимой для назначения пенсии в соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»; б) при увольнении сотрудника со службы в таможенных органах.

В соответствии с подп. «а» п. 2 Положения об исчислении выслуги лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.1998 № 103, в выслугу лет для назначения пенсий сотрудникам таможенных органов засчитываются:

а) исчисленное в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации» время службы (работы):

в таможенных органах на должностях сотрудников, в том числе в качестве стажеров, или должностях федеральной государственной гражданской службы;

в органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальные звания, с учетом особенностей прохождения службы в этих органах, установленных Законом Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции» и Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации;

указанное в статье 18 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей»;

б) время службы (работы) в учреждениях и организациях Государственного таможенного комитета Российской Федерации и таможенных органов бывшего Союза ССР на должностях, по которым предусмотрено присвоение специального (персонального) звания;

ж) время обучения до поступления на службу в таможенные органы в высших и средних специальных образовательных учреждениях на очных отделениях (до пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев.

В силу ст. 18 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12.02.1993 № 4468-1 (далее - ФЗ от 12.02.1993 № 4468-1), в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 настоящего Закона засчитывается, в том числе служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.

Таким образом, указанными нормами определен особый порядок исчисления периода обучения в выслугу для назначения пенсии, в связи с чем, период обучения истца в Карагандинской высшей школе МВД СССР обоснованно включен в выслугу из расчета один год учебы за шесть месяцев службы, оснований для иного исчисления указанного стажа нет.

В соответствии с послужным списком истца, Хван А.В. являлся слушателем Карагандинской высшей школы МВД СССР в период с  по , службу в органах внутренних дел Республики Казахстан проходил с  по  (л.д. 19).

При указанных обстоятельствах, период службы в органах внутренних дел Республики Казахстан с  по  составляет 4 года 6 месяцев 19 дней.

Согласно п. «а» ст. 13 ФЗ от 12.02.1993 № 4468-1 право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.

В соответствии со ст. 6 ФЗ от 12.02.1993 № 4468-1 лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации», установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитываются:

военная служба (в том числе по призыву) в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки), органах внешней разведки, Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации, других созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях Российской Федерации, бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств;

военная служба в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности, иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях и служба в органах внутренних дел (полиции), Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не входящих в состав Содружества, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, предусматривающие взаимный зачет в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел (полиции), Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы их службы в других государствах (в том числе служба военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы этих государств при обстоятельствах, указанных в абзаце двенадцатом настоящего пункта).

Суд, удовлетворяя требования истца Хван А.В., пришел к выводу о том, что в выслугу лет для назначения пенсии засчитывается служба в органах внутренних дел государств – участников Содружества Независимых Государств, поскольку Постановление № 941 полностью распространяется на сотрудников таможенных органов.

Вместе с тем, в силу п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации № 103 от 02.02.1998 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации, и их семьям», действие Постановления № 941 от 22.09.1993 распространено на лиц, проходивших службу в таможенных органах и организациях Государственного таможенного комитета Российской Федерации с учетом особенностей прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации.

Российская Федерация и Республика Казахстан являются участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств – участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения», в соответствии со ст. 2 которого, пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств – участников настоящего Содружества и порядок выделения средств на их пенсионное обеспечение регулируются специальным Соглашением.

Основываясь на Соглашении от 13.03.1992, между участниками Содружества Независимых Государств, включая Российскую Федерацию и Республику Казахстан, 24.12.1993 достигнуто соглашение «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств – участников Содружества Независимых Государств», которым предусмотрен зачет в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел службы в Вооруженных силах и других воинских формированиях, созданных высшими государственными органами, в органах безопасности и внутренних дел Сторон, а также бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных силах Содружества Независимых Государств. Указанное соглашение распространяет свое действие на область социального обеспечения сотрудников органов внутренних дел, лиц, уволенных из органов внутренних дел и их семей.

Наряду с Соглашением от 13.03.1992, имеют место Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств – участников Содружества Независимых Государств от 15.05.1992, Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих пограничных войск, членов их семей и государственного страхования военнослужащих Пограничных войск государств – участников Содружества Независимых Государств от 15.05.1992.

Действующим законодательством Российской Федерации, нормами международного права, зачет в выслугу лет в таможенных органах Российской Федерации для назначения пенсии периода работы в органах внутренних дел иных государств не предусмотрен.

В соответствии с п. 7 Инструкции об организации работы по исчислению выслуги лет сотрудникам таможенных органов Российской Федерации, утвержденной приказом Федеральной таможенной службы России от 20.05.2009 № 910 «Об организации работы по исчислению выслуги лет сотрудникам таможенных органов Российской Федерации», расчет выслуги лет для назначения пенсии готовится подразделением кадров в следующих случаях: а) при возникновении у сотрудника выслуги лет, необходимой для назначения пенсии в соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»; б) при увольнении сотрудника со службы в таможенных органах.

При суммировании периода обучения в Карагандинской высшей школы МВД СССР (1 год 8 месяцев 7 дней) и периода службы в Курганской таможне с  по  – 13 лет 1 месяц 01 день, у истца Хван А.В. как на день предъявления иска, так и на день рассмотрения спора , отсутствовал необходимый стаж 20 лет для назначения пенсии, в связи с чем у суда отсутствовали основания для возложения на ответчика обязанности произвести расчет выслуги лет в таможенных органах Российской Федерации для назначения пенсии.

Оценивая изложенное, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене, исковые требования Хван А.В. не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Курганского городского суда Курганской области от 5 декабря 2012 года по иску  к Курганской таможне отменить.

Иск  к Курганской таможне о включении в выслугу лет в таможенных органах Российской Федерации для назначения пенсии периода службы в органах внутренних дел Республики Казахстан с  по , возложении на Курганскую таможню произвести расчет выслуги лет в таможенных органах Российской Федерации для назначения пенсии оставить без удовлетворения.

Судья - председательствующий

Судьи:

                                                                                    © Курганский областной суд, 2014                                                oblsud@mail.kurgan.ru