Судья Демина О.О. 33-2800/2010
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
председательствующего Мочегаева Н.П.
судей областного суда Арзина И.В., Бурматовой Н.В.
при секретаре Заборских Е.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 18.11.2010 дело по кассационной жалобе Зуевой Е.И. на решение Шадринского районного суда от 23.09.2010, которым постановлено:
«Исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1по Курганской области удовлетворить.
Взыскать с Зуевой Елены Ивановны в пользу Межрайонной инспекции
Федеральной налоговой службы №1 по Курганской области задолженность по уплате
земельного налога в размере , пени в размере 1 .
Взыскать с Зуевой Елены Николаевны в доход муниципального образования город Шадринск госпошлину в сумме .».
Заслушав доклад судьи областного суда Бурматовой Н.В., объяснения представителя требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Курганской области Ревякиной Е.А., представителя сельского совета Толстиковой М.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Курганской области обратилась в суд с исковым заявлением к Зуевой Е.И. о взыскании налога и пени. В обоснование заявленных требований указав, что Зуева Н.Г. является собственником земельных участков (паев), находящихся в Шадринского района Курганской области в границах СХПК , в связи, с чем поставлена на налоговый учет как плательщик земельного налога. В сроки, установленные налоговыми уведомлениями, земельный налог за 2008 и 2009 годы ответчиком уплачен не был, в связи с чем в адрес Зуевой Е.И. 24.11.2009 было направлено требование об уплате налога в срок до 14.12.2009. В указанный срок земельный налог ответчиком также не был уплачен, в связи, с чем просили взыскать с Зуевой Е.И. задолженность по земельному налогу за 2008-2009 годы в сумме . и пени в сумме ., всего .
В судебном заседании представитель истца на заявленных исковых требованиях настаивал, выразил несогласие с доводами представителя ответчика, о том, что собственники земельных долей не являются налогоплательщиками, а земельная доля - объектом налогообложения.
Представитель ответчика Малыгина М.А. исковые требования не признала, пояснила, что земельная доля не является объектом недвижимости, поскольку не имеет вещественного выражения, земельные паи в СХПК в натуре не выделены. Ссылаясь на положения Земельного кодекса Российской Федерации указывала, что земельная доля не является самостоятельным объектом земельных отношений и не может быть объектом налогообложения.
Решением Шадринского районного суда Курганской области от 11 мая 2010 года иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Курганской области удовлетворен. С ответчика в пользу истца взыскана задолженность по земельному налогу в сумме . и пени в сумме , государственная пошлина в доход муниципального образования г. Шадринск в сумме .
Определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 01.07.2010 решение суда было отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении дела представитель истца Ревякина Е.А., действующая по доверенности, исковые требования поддержала, пояснив, что Зуева Е.А. является налогоплательщиком, так как обладает долями земельного участка на праве собственности, что подтверждается правоустанавливающими документами. Земельные доли, на одну из которых Зуева получила свидетельство на право собственности, а другие приобрела впоследствии по договорам купли - продажи, образовались в результате приватизации земель, что подтверждается постановлением администрации Шадринского района от 15 января 1993 года «О закреплении земель в коллективно-долевую собственность АОЗТ . Земельная доля является долей в праве общей долевой собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Земельный участок, находящийся в общей долевой собственности, в том числе Зуевой Е.И., определен, поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер. Налоговая база определяется для каждого из налогоплательщиков - собственников участка пропорционально доле в общей долевой собственности. Сумма налога за 2008 год была начислена Зуевой за земельные доли, общей площадью кв.м., приобретенные в 2008 году по договорам купли-продажи. В соответствии с п.7 ст.396 НК РФ в расчет налога не была включена площадь приобретенных 30.12.2008 г. долей в размере кв.м. Сумма налога за 2009 год начислена в размере за земельную долю, площадью кв.м. и земельные доли, приобретенные в 2008 году, общей площадью кв.м. Просила удовлетворить исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Курганской области.
Представитель ответчика Зуевой Е.А. - Мальгина М.А., исковые
требования не признала, пояснив, что Зуева Е.И. является собственником земельных
долей в праве общей долевой собственности. Земельная доля, в отличие от земельного
участка, не является объектом недвижимости, так как не имеет вещественного выражения, ее границы не определены, нет чертежа земельной доли.
Полагала, что Зуева Е.И. не может быть признана налогоплательщиком.
Представитель администрации сельского совета, считала исковые требования обоснованными, пояснила, что земельный участок, доли которого находятся в собственности Зуевой Е.И., сформирован, прошел кадастровый учет. Дополнительного межевания, согласования границ не требуется. В соответствии с
п.2 ст.391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется отдельно в
отношении долей в праве общей долевой собственности на земельный участок. Зуева Е.И. обязана уплачивать земельный налог как собственник земельных долей на
конкретный земельный участок, расположенный по адресу Курганская область,
Шадринский район, СХПК
Представитель ФГУ «Кадастровая палата» по Курганской области в
судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствие. В письменном
отзыве (л.д.143-144) указал, что земельный участок, расположенный по адресу
Курганская область, Шадринский район, сельскохозяйственный производственный
кооператив поставлен на государственный кадастровый учет как ранее учтенный на основании инвентаризационной описи от 02 июня 2003 года, с присвоением кадастрового номера №. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.07.2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельная доля, полученная при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления настоящего федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Реорганизация колхозов и совхозов, приватизация земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществлялась в соответствии с Указом Президента РФ от 27.12.1991 г. «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», а также постановлением Правительства РФ от 29.12.1991 г. «О порядке реорганизации колхозов и совхозов». В связи с проводимыми мероприятиями границы земельных участков определялись картометрическим методом, то есть местоположение границ земельных участков устанавливалось путем использования планово-картографического материала соответствующего масштаба, позволяющего установить границы земельного участка с точностью, достаточной для однозначного определения границ земельного участка на местности и земельного участка как объекта недвижимого имущества, подлежащего передаче по сделке. Поскольку на момент передачи АОЗТ требования обязательного межевания земельных участков не были предусмотрены, то границы земельного участка с кадастровым номером № были установлены в соответствии с требованиями, предусмотренными действующим на тот момент
законодательством. Исходя из того, что земельный участок поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный, границы которого установлены в соответствии с законодательством, то собственники земельных долей признаются плательщиками земельного налога.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В кассационной жалобе представитель ответчика Зуевой Е.И. - Малыгина М.А. просит решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на доводы, которые приводились в ходе судебного разбирательства, указывая, что земельный участок ответчика не сформирован, выделение земельных долей и оформление права собственности на земельные участки не производилось, право собственности на земельные участки зарегистрировано только в 2010 г., судом не проверен расчет налога, отсутствуют данные об оценке земельного участка на 2008, 2009 гг., поэтому у суда не имелось правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
В представленном возражении Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Курганской области выражает несогласие с изложенными в кассационной жалобе доводами, просит решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
В суде кассационной инстанции представители Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Курганской области, сельского совета с доводами кассационной жалобы не согласились, просили решение суда оставить без изменения, считая его законным, при этом представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Курганской области пояснил дополнительно, что государственная регистрация перехода права собственности на земельные доли была произведена и на имя истца выданы свидетельства о государственной регистрации права на доли земельного участка с кадастровым номером №.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела (ч. 1 ст. 362 ГПК РФ).
Из материалов дела усматривается, что ответчик Зуева Е.И. поставлена на налоговый учет в качестве плательщика земельного налога в связи с нахождением в ее собственности земельной доли в границах СХПК Шадринского района Курганской области (свидетельство на право собственности на землю № - л.д. 2,3, том 2).
Ответчиком уплачен земельный налог за 2006 г. в сумме , за 2007г. - ., 2008г - . (л.д. 34).
28.09.2009 г. в адрес Зуевой Е.И. направлено налоговое уведомление № об уплате земельного налога за 2008 год в сумме ; 08.10.2009 в адрес ответчика направлено налоговое уведомление № об уплате налога за 2009 год в сумме .
В установленные налоговыми уведомлениями сроки земельный налог ответчиком уплачен не был, в связи с чем в ее адрес 24.11.2009 направлено требование № об уплате налога в сумме и пени в сумме в срок до 14.12.2009.
В связи с неуплатой налога и пени в установленный требованием срок истец обратился за взысканием налога в судебном порядке.
Удовлетворяя исковые требования истца, суд пришел к выводу, что ответчик Зуева Е.И., являясь плательщиком земельного налога, не выполняет возложенную на нее законом обязанность по своевременной уплате налога, поэтому сумма задолженности по налогам и пени подлежит взысканию с нее.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда, поскольку он сделан без учета всех имеющих значение для дела обстоятельств, не подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
На основании пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
При разрешении спора суд пришел к обоснованному выводу о том, что земельный участок СХПК , находящийся в Шадринского района Курганской области, долю которого имеет в собственности ответчик, сформирован и поставлен на кадастровый учет под номером № (л.д.136, том 1), как ранее учтенный на основании инвентаризационной описи от , которая была подготовлена в соответствии Указаниями для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках, утвержденных Росземкадастром 10.04.2001 г.
СХПК является правопреемником АЗОТ ; АЗОТ - правопреемником совхоза , реорганизованного в 1992 году, то есть земельныйучасток был образован с определением его границ до вступления в силу
Федерального закона РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24
июля 2002 года.
В соответствии со ст. 1 п. 2 ФЗ «О государственном земельном кадастре» государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую характеристики.
Реорганизация колхозов и совхозов, приватизация земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществлялись в соответствии с Законом РСФСР от 23.11.1990 г. «О земельной реформе», Указом Президента РФ от 27.12.1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», а также постановлением Правительства РФ от 29.12.1991г № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов».
При проведении земельной реформы в Российской Федерации земля, закрепленная в пользование за реорганизуемыми колхозами и совхозами, подлежала бесплатной передаче в коллективную собственность с определением земельных долей (паев) членов колхоза и работников совхоза.
Границы земельных участков, ранее закрепленных за колхозом или совхозом, подлежащих передаче в коллективную собственность с определением долей, определялись картометрическим методом, то есть местоположение границ земельных участков устанавливалось путем использования планово-картографического материала соответствующего масштаба, позволяющего установить границы земельных участков с точностью, достаточной для однозначного определения границ земельного участка на местности и земельного участка как объекта недвижимого имущества, подлежащего передаче при сделке.
На момент реорганизации АОЗТ , в результате которой был сформирован земельный участок с кадастровым номером №, границы земельного участка были определены в соответствии с требованиями, предусмотренными действующими на тот момент законодательными актами, которые не предусматривали обязательные требования к межеванию земельного участка.
Принятие в последующем новых нормативных актов, в том числе Земельного кодекса РФ от 25.10.2001г № 136-ФЗ, Федерального закона от 24.07.2002 г. № 1-1 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не повлекло ни утрату гражданами приобретенного ими права собственности на долю в праве собственности на земельный участок, ни утрату сведений об объекте недвижимости - земельном участке с кадастровым номером №.
В силу п. 6 ст. 4 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» истечение определенного периода со дня завершения кадастрового учета объекта недвижимости, изменение требований к точности или способам определения подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об объектах недвижимости либо изменение геодезической или картографической основы государственного кадастра недвижимости, в том числе систем координат, используемых для его ведения, не является основанием для признания кадастровых сведений об объекте недвижимости неактуальными и (или) подлежащими уточнению.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.07.2002 г. «Об обороте земельсельскохозяйственного назначения» земельная доля, полученная при приватизациисельскохозяйственных угодий до вступления в силу настоящего закона, являетсядолей вправе общей собственности на земельные участки земель сельскохозяйственногоназначения.
При выделении долей из спорного земельного участка и образовании новых земельных участков земельный участок сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок). Другие участники долевой собственности сохраняют право долевой собственности на измененный земельный участок с учетом изменившегося размера их долей в праве долевой собственности (ст. 11.5 ЗК РФ).
Исходя из изложенного, вывод суда о том, что земельный участок, доля которого находилась в собственности ответчика, сформирован, является обоснованным, доводы кассационной жалобы в этой части несостоятельны.
В силу статьи 392 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
Расчет суммы задолженности по уплате налога определен в соответствии с решением сельской Думы от 18.11.2008 г. № 119 (л.д. 32, 33 том 1) и данных о кадастровой стоимости земельного участка, которая определяется в соответствии с земельным законодательством РФ (ст. 390 НК РФ).
Представителем ответчика в материалы дела не представлено доказательств, опровергающих приведенные истцом суммы, поэтому довод кассационной жалобы относительно порядка расчета суммы задолженности по налогам несостоятелен.
Вместе с тем заслуживает внимания и дополнительной проверки довод кассационной жалобы относительно наличия государственной регистрации перехода права собственности на земельные доли, полученные истцом в 2008 году.
В материалы дела представлены свидетельства о государственной регистрации права собственности на имя ответчика, которые датированы 2010 годом, тогда как задолженность по уплате налогов возникла в 2008 г., в 2009 г.
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
На основании пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиком земельного налога признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта. Поскольку при универсальном правопреемстве (реорганизация юридических лиц, за исключением выделения, а также наследование) вещные права на земельные участки, упомянутые в пункте 1 статьи 388 НК РФ, переходят непосредственно в силу закона, правопреемники становятся плательщиками земельного налога независимо от регистрации перехода соответствующего права.
Ответчиком договоры купли-продажи земельных долей были заключены в 2008г.
В соответствии со ст. 551 ГК РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
Исходя из изложенного, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр) указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
Обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Данных о том, что переход права собственности на земельные доли к ответчику прошел государственную регистрацию материалы дела не содержат.
Из представленных свидетельств о государственной регистрации права собственности на земельные участки, выданных ответчику в 2010 году усматривается, что истец является собственником не долей в праве общей долевой собственности на земельный участок №, расположенный по адресу: Курганская область, Щадринский район, сельскохозяйственный производственный кооператив , а собственником земельных участков, выделенных из приведенного выше земельного участка.
При таких обстоятельствах, сделать вывод об обоснованности взыскании с ответчика недоимки по налогам и пени, не представляется возможным, поэтому решение суда подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение, при котором суду необходимо установить зарегистрировано ли было за ответчиком Зуевой Е.И. право собственности на доли земельного участка №, полученное в результате договоров купли-продажи, заключенных в 2008 г., является ли ответчик налогоплательщиком в отношении этих долей, для чего предложить лицам, участвующим в деле, представить дополнительные доказательства в обоснование своих доводов и возражений, оценив их в совокупности, постановить законное и обоснованное решение.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Шадринского районного суда от 23 сентября 2010 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий
Судьи областного суда 1) 2)