Главная О суде Правовая основа Документы суда Судебное делопроизводство Справочная информация Кадровое обеспечение Противодействие коррупции Судейское сообщество Суды Курганской области УСД Курганской области Медиация Пресс-служба Обращения граждан Ваше мнение о сайте
</form>
Конституционный Суд РФ
Верховный Суд РФ
Высший Арбитражный Суд РФ
Судебный департамент при Верховном Суде РФ
Официальный интернет-портал правовой информации
A A A
Просмотр документа
Судья Коурова В.Е. Дело № 33-1868/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Бурматовой Н.В.,
судей Черновой Н.А., Шарыповой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Бусыгиной Г.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 4 июля 2013 года гражданское дело по иску к Главному Управлению социальной защиты населения Курганской области о признании звания «Ударник коммунистического труда» основанием для присвоения звания «Ветеран труда»,
по апелляционной жалобе на решение Шадринского районного суда Курганской области 18 апреля 2013 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований к Главному Управлению социальной защиты населения Курганской области о признании звания «Ударник коммунистического труда», присвоенного ей 13 февраля 1981 года, основанием для присвоения ей в установленном порядке звания «Ветеран труда» отказать».
Заслушав доклад судьи областного суда Бурматовой Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Большакова Т.А. обратилась в суд к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области (далее – ГУ СЗН Курганской области), филиалу Главного управления социальной защиты населения Курганской области – отделу социальной защиты населения по городу Шадринску (далее филиал ГУ СЗН Курганской области – Отдел СЗН по г. Шадринску) о признании звания «Ударник коммунистического труда» основанием для присвоения звания «Ветеран труда». В последствии обоснование исковых требований дополнила, указала, что в период с по работала на ОАО «Завод ограждающих конструкций». В этот период – 19.02.1981 ей присвоено звание «Ударник коммунистического труда» и в последующие годы это звание неоднократно подтверждалось. С 21.11.2006 ей назначена трудовая пенсия, официально трудовой стаж составляет 31 года 0 месяцев 23 дня. Она обратилась в филиал ГУ СЗН Курганской области – Отдел СЗН по г. Шадринску по вопросу присвоения звания «Ветеран труда» и выдачи соответствующего удостоверения, однако в устной форме ей было отказано в приеме документов. Считала, что данным отказом нарушены ее права на меры социальной поддержки, предусмотренные законодательством для ветеранов труда. Принимая во внимание роль и значение, которые придавались социалистическому соревнованию в жизни общества руководством страны советского периода, полагала, что награждение званием «Ударник коммунистического труда» с выдачей удостоверения общесоюзного образца может быть расценено как ведомственная награда за отличный труд.
На основании изложенного просила признать звание «Ударник коммунистического труда», присвоенное 13.02.1981, основанием для присвоения ей в установленном порядке звания «Ветеран труда».
В судебном заседании представитель истца Большаковой Т.А. – Аксентьева Е.Ф., действующая на основании доверенности, на удовлетворении требований настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика филиал ГУ СЗН Курганской области – Отдел СЗН по г. Шадринску в судебное заседание не явился, был извещен о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в письменном заявлении просил рассмотреть дело без его участия, поддерживал возражения относительно исковых требованиях, изложенные в письменном отзыве, представленном в материалы дела. В отзыве указывал, что присвоенное Большаковой Т.А. звание «Ударник коммунистического труда» ведомственным знаком отличия не является, поскольку данное звание должно учреждаться и присваиваться федеральным министерством (ведомством) в зависимости от ведомственной подчиненности предприятия, на котором работал гражданин, награжденный таким знаком. Согласно Положению о присвоении звания «Ударник коммунистического труда», утвержденному Постановлением Президиума Всесоюзного Центрального Союза Профессиональных Союзов от 23.09.1966 «Об улучшении организации социалистических соревнований» (далее – Постановление Президиума ВЦСПС от 23.09.1966) данное звание являлось мерой морального стимулирования граждан за участие в социалистическом соревновании между трудовыми коллективами по итогам работы за год. Порядок присвоения данного звания предусматривал награждение соответствующим знаком на основании решений администраций цехов, предприятий, правлений колхозов и профсоюзных организаций.
Представитель ответчика ГУ СЗН Курганской области в судебное заседание не явился, был извещен о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Большакова Т.А. считает решение суда несправедливым и подлежащим отмене по следующим основаниям. В нормативных актах Российской Федерации отсутствует определение «ведомственный знак отличия в труде», нет также федеральных нормативных актов содержащих перечень данных знаков, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда». Считает, что Шадринский районный суд не применил закон, подлежащий применению, а именно Постановление Президиума ВЦСПС от 23.09.1966, Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ от 30.12.1976 №1081 «О всесоюзном социалистическом соревновании за повышение эффективности производства и качества работы, успешное выполнение заданий десятой пятилетки». Согласно п. 9 Постановления Президиума ВЦСПС от 23.09.1966 знак «Ударник коммунистического труда» являлся знаком общесоюзного образца, награждались им отдельные работники за особые достижения в труде, указанный знак являлся нагрудным и единым по СССР. Звание «Ударник коммунистического труда» являлось ведомственным знаком, поскольку было учреждено совместно органами советского правительства и профсоюзов. То обстоятельство, что в официальном документе о ее награждении отсутствует подпись высшего должностного лица соответствующего федерального органа, учитывая массовость социалистического движения и связанных с этим управленческих решений, не может повлиять на ее права. Просит решение Шадринского районного суда Курганской области от 18.04.2013 отменить и принять по делу новое решение.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ГУ СЗН Курганской области – Отдела СЗН по г. Шадринску просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Большаковой Т.А. – без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки суд не уведомили, в связи с чем на основании статей 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе, в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов субъектов Российской Федерации.
Такие законы, согласно ст. 76 (ч. 5) Конституции Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Таким образом, участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан, должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав.
Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
При этом в п. 1 ст. 7 названного закона определен круг лиц, являющихся ветеранами труда, к числу которых отнесены лица: 1) имеющие удостоверение «Ветеран труда»; 2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В соответствии с п. 4 ст. 7 указанного Закона порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В порядке реализации указанного правомочия Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 27.03.2006 № 73 утверждено Положение о прядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда».
В соответствии с подп. «а» п. 2 указанного Положения, звание «Ветеран труда» присваивается лицам, награжденным орденами или медалями либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Указанное звание, в соответствии с подп. «в» п. 2 Положения, присваивается также лицам, удостоенным почетного звания Курганской области «Почетный гражданин Курганской области», награжденным почетными грамотами Курганской областной Думы, Губернатора Курганской области, Администрации Курганской области. Администрации (Правительства) Курганской области, Правительства Курганской области, Курганского областного Комитета КПСС, Курганского областного Совета народных депутатов, исполнительного комитета Курганского областного Совета народных депутатов, знаком отличия Губернатора Курганской области «За благое дело» и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В силу п. 4-1 указанного Положения лица, указанные в подпункте «а» пункта 2 настоящего Положения, представляют документы, подтверждающие:
а) награждение орденами или медалями либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде:
б) стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
На основании пп. 3, 10 Положения лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда», представляют в филиал Главного управления социальной защиты населения Курганской области - отдел социальной защиты населения по месту жительства заявление и документы, подтверждающие основания для его присвоения. Орган социальной защиты населения в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления и документов, необходимых для присвоения звания «Ветеран труда», составляет список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда».
Список и заявления лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», со всеми необходимыми документами в течение 1 рабочего дня направляются органом социальной защиты населения в Главное управление социальной защиты населения Курганской области (далее - Главное управление).
Главное управление рассматривает заявление и приложенные документы в течение 20 рабочих дней со дня регистрации заявления и принимает решение о присвоении (отказе в присвоении) звания «Ветеран труда».
Из материалов дела усматривается, что в период с по истец Большакова Т.А. работала на Шадринском заводе ограждающих конструкций, что подтверждается трудовой книжкой (л.д. 9 – 13).
Приказом «О поощрении победителей соц.соревнования за 1980 год…» от 04.03.1981 ей присвоено звание «Ударник коммунистического труда», о чем выдано соответствующее удостоверение (л.д. 14) и в трудовой книжке сделана запись (л.д. 11).
21.11.2006 Большаковой Т.А. на общих основаниях назначена пенсия по старости, что подтверждается выпиской из пенсионного дела от (л.д. 8) и пенсионным удостоверением (л.д. 13).
Согласно архивной справке , 112 от (л.д. 15) в приказе директора завода по основной деятельности от 05.03.1983 «О праздновании Международного женского дня 8-е марта» значится: «… Подтвердить звание «Ударник коммунистического труда» … 7. – электром. ГПП». В приказе директора завода по основной деятельности от 30.04.1985 «О праздновании Международной солидарности трудящихся 1 мая» значится: «… Подтвердить звание «Ударник коммунистического труда»… 18. – эл.монтеру ГПП».
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, указал, что звание «Ударник коммунистического труда» не является основанием для присвоения звания «Ветеран труда».
Судебная коллегия находит возможным согласиться с выводом суда по следующим основаниям.
В соответствии с Постановлениями Президиума ВЦСПС от 23.09.1966 и от 16.07.1969 награждение единым по СССР знаком «Ударник коммунистического труда» и присвоение соответствующего звания происходило по совместному решению профсоюзных и хозяйственных органов в порядке, определяемом Центральным комитетом профсоюза и министерством, ведомством с учетом особенностей соответствующей отрасли народного хозяйства, то наличие этого звания дает право на присвоение звания «Ветеран труда».
Согласно п. 9 Постановления Президиума ВЦСПС от 23.09.1966 (протокол №25, пункт 1) профсоюзные органы совместно с хозяйственными руководителями для поощрения передовиков движения за коммунистический труд были обязаны использовать меры материального и морального поощрения, применяемые в социалистическом соревновании. Наряду с этим введены дополнительные меры морального стимулирования участников движения за коммунистический труд, в частности, для рабочих, служащих и колхозников, которым присваивается звание ударника коммунистического труда, был введен единый по СССР нагрудный знак «Ударник коммунистического труда» и удостоверение.
При этом указанное Постановление не содержит указаний об утверждении такого знака отличия в труде, как «Ударник коммунистического труда», в качестве ведомственного знака.
П. 6 Постановления Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и Центрального Комитета ВЛКСМ от 30.12.1976 №1081 «О Всесоюзном социалистическом соревновании за повышение эффективности производства и качества работы, успешное выполнение заданий десятой пятилетки» предложено партийным, профсоюзным, комсомольским организациям, советским и хозяйственным органам активно развивать движение за коммунистическое отношение к труду, повысить требования к присвоению и подтверждению почетного звания коллектива и ударника коммунистического труда.
Таким образом, исходя из содержания приведенных положений, звание «Ударник коммунистического труда» не являлось ведомственным знаком отличия в труде, поскольку присваивалось как дополнительная мера морального стимулирования участников движения за коммунистический труд вне зависимости от ведомственной принадлежности организации (предприятия).
Звание «Ударник коммунистического труда» не является почетным званием СССР, поскольку не включено в перечень почетных званий СССР, предусмотренный ст. 19 Общего положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 03.07.1979 №360-Х.
В систему государственных наград, установленную п. 27 Положения о государственных наградах Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 02.03.1994 №442 и в число почетных званий Российской Федерации, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 30.12.1995 №1341 «Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положений о почетных званиях Российской Федерации и описания нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации» звание «Ударник коммунистического труда» также не входит.
Таким образом, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения иска. При вынесении обжалуемого решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства и правильно применены нормы материального и процессуального права. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют материалам дела и требованиям закона, доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шадринского районного суда Курганской области 18 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья – председательствующий
Судьи:
© Курганский областной суд, 2014 oblsud@mail.kurgan.ru