Красноярский краевой суд Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Красноярский краевой суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья Петушкова О.Ю. дело № 33-8375/2012 А-54
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 ноября 2012 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Федоренко В.Б.,
судей Ашихминой Е.Ю., Славской Л.А.,
при секретаре Антоненко К.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Мотыгинского района, Министерству строительства и архитектуры Красноярского края о признании отказа в предоставлении государственного жилищного сертификата по Федеральной целевой программе «Север на Юг» незаконным и возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат в соответствии с очередностью списка по целевой программе «Север на Юг»
по апелляционной жалобе Министерства строительства и архитектуры Красноярского края
на решение Мотыгинского районного суда Красноярского края от 29 мая 2012 года, которым постановлено:
«Исковое заявление ФИО1 к администрации Мотыгинского района Красноярского края, Министерству строительства и архитектуры Красноярского края о признании отказа администрации Мотыгинского района Красноярского края на предоставление государственного жилищного сертификата по Федеральной целевой программе «Север на Юг» незаконным и обязании выдать государственный жилищный сертификат в соответствии с очередностью списка по целевой программе «Север на Юг» - удовлетворить.
Признать отказ администрации Мотыгинского района Красноярского края и Министерства строительства и архитектуры Красноярского края на предоставление ФИО1 государственного жилищного сертификата по Федеральной целевой программе «Север на Юг» незаконным.
Обязать администрацию Мотыгинского района Красноярского края и Министерство строительства и архитектуры Красноярского края выдать ФИО1 государственный жилищный сертификат в соответствии с очередностью списка по целевой программе «Север на Юг».
Заслушав доклад судьи Славской Л.А., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с требованием о признании отказа администрации Мотыгинского района на предоставление государственного жилищного сертификата по Федеральной целевой программе «Север на Юг» незаконным и возложении обязанности выдать ей государственный жилищный сертификат в соответствии с очередностью списка по целевой программе «Север на Юг».
В обоснование требований указала, что 29.09.1994 года ее муж - ФИО2 подал заявление в администрацию Мотыгинского района заявление на получение жилищной субсидии по Федеральной целевой программе «Север на Юг». По состоянию на 1.09.2006 года очередь на получение государственного жилищного сертификата по указанной программе была 17. В 2007 году истица, выйдя на пенсию, переписала заявление на себя. В списке очередников ее очередь была – 14. Узнав, что граждане, стоявшие в очереди после нее, подали необходимые документы на получение государственного жилищного сертификата по Федеральной целевой программе «Север на Юг», обратилась в администрацию Мотыгинского района за разъяснением. Получила ответ, согласно которому списки граждан-участников подпрограммы формируются в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, на основании заявления. Данный ответ полагает необоснованным, поскольку в средствах массовой информации не извещалась о необходимости предоставления каких-либо документов, списки не публиковались, не вывешивались для всеобщего обозрения. Кроме того, как ей известно, другим гражданам приходили уведомления о необходимости подать заявления и соответствующие документы для получения сертификата, а ей, истице, такого извещения не приходило. Считает, что извещение граждан является обязанностью администрации Мотыгинского района. Кроме того, выяснилось, что в очереди она состоит не 14, а 20 по непонятным причинам. Поскольку по мере получения сертификатов участники исключаются из очереди, то ее очередь должна находиться в первых строках либо вообще она уже должна была получить сертификат.
Определением суда от 10.04.2012 года в качестве соответчика привлечено Министерство строительства и архитектуры Красноярского края.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Министерство строительства и архитектуры Красноярского края просит решение отменить ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права, ссылаясь на то, что вывод суда о незаконности отказа министерства в выдаче истице сертификата не соответствует обстоятельствам дела, в решении суда не указано, какой отказ министерства в предоставлении сертификата признан незаконным. Суд, возложив выдачу сертификата на два органа, не учел, что в соответствии с Правилами выдача сертификатов осуществляется Министерством. Кроме того, установив обстоятельства участия истицы в подпрограмме в соответствии с Федеральным законом, суд в резолютивной части обязал выдать сертификат в соответствии с очередностью по целевой программе «Север на Юг», т.е. в рамках реализации в Красноярском крае долгосрочной целевой программы «Север на Юг» на 2011-2013 годы, утвержденной постановлением Правительства края от 16.11.2010 года № 560-п, чем допустил неправильное применение норм материального права.
В судебное заседание не явился надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции представитель администрации Мотыгинского района, при этом причины неявки не сообщили, об отложении дела не просили, в связи с чем на основании ч. 3 ст.167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, решение суда, выслушав представителей Министерства строительства и архитектуры Красноярского края ФИО3, ФИО4, поддержавших доводы жалобы, ФИО1, возражавшую по доводам жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Удовлетворяя заявленные ФИО1 требования, суд первой инстанции, исходя из того, что администрацией Мотыгинского района истице не было разъяснено и сообщено о необходимости подачи до 1.07.2011 года соответствующего заявления для включения ее в список граждан, изъявивших желание получить жилищный сертификат в 2012 году, а на практике такие списки составлялись без заявлений граждан, учитывая при этом, что ФИО1 с 2007 года должна была быть включена в списки по категории «пенсионеров», пришел к выводу о том, что истица незаконно не была включена в сводный список граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2012 год. Указанное обстоятельство, по мнению суда, повлекло не предоставление истице в 2012 году жилищного сертификата, в связи с чем, признав отказ в предоставлении сертификата незаконным, суд обязал ответчиков выдать ФИО1 государственный жилищный сертификат в соответствии с очередностью списка по целевой программе «Север на Юг».
Судебная коллегия полагает данный вывод суда не соответствует обстоятельствам дела и сделан с нарушением норм материального права, что в силу п.п. 3,4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В силу положений ст. 2 этого же закона (в редакции от 17.07.2011 года), если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий: в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства; во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам; в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными; в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.
Согласно ст. 3 указанного Федерального закона постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с данным Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.
Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностей» утвержден Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 N 879.
Пункт 3 данного постановления предусматривал возможность передачи органам местного самоуправления полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий.
Как следует из представленных материалов учетного дела, на основании заявления от 29.09.1994 года по решению жилищной комиссии администрации Мотыгинского района от 1.03.2001 года муж истицы – ФИО2 был включен в список граждан на получение жилищной субсидии по Федеральной программе переселения в соответствии с ранее действовавшим ФЗ № 131-ФЗ от 25.07.1998 года «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Согласно копии пенсионного удостоверения ФИО1 с 16.02.2007 года назначена пенсия по старости.
Решением жилищной комиссии администрации Мотыгинского района от 20.11.2007 года постановлено сменить заявителя по федеральной программе переселения с ФИО2 на его жену ФИО1 и перевести в список пенсионеров по дате подачи первоначального заявления.
По справке администрации Мотыгинского района по состоянию на 1.02.2012 года истица значится в списке очередников на получение социальной выплаты в соответствии с ФЗ № 125 от 25.10.2002 года «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 года № 879 по категории «пенсионеров» под номером 20.
На основании указанного списка ФИО1 включена в сформированный Министерством строительства и архитектуры в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 года № 879 краевой список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по категории «пенсионеры», где значится под номером 255 с датой постановки на учет – 29.09.1994 года, что подтверждено данными списка.
Вместе с тем, согласно ст. 4 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом, который является именным документом и выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» (далее - Правила).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 18 Правил выдачу сертификатов, гражданам-участникам подпрограммы, указанным в подпункте "з" пункта 5 Правил (граждане, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"), осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (имеющих право на получение социальной выплаты).
В соответствии с п. 24 Правил в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. Принятие органом местного самоуправления указанного заявления после 1 июля года, предшествующего планируемому, не допускается. Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом список граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, формируется также в соответствии с очередностью, устанавливаемой с учетом положений статьи 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Согласно п. 26 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат (далее - сводный список), на планируемый год по форме согласно приложению N 2, утверждает его и представляет государственному заказчику подпрограммы. Включение граждан - участников подпрограммы в сводный список после его утверждения не допускается.
В соответствии с п. 29 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в 10-дневный срок после получения контрольных цифр бюджетных средств на основании утвержденного сводного списка формирует и утверждает сводный список граждан - получателей сертификатов в планируемом году по каждой категории граждан. При этом формирование сводных списков получателей сертификатов осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью постановки на учет граждан - участников подпрограммы.
Оформление и выдача сертификатов гражданам - участникам подпрограммы осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с очередностью, установленной в сводном списке по каждой категории граждан (п. 36 Правил)
Пунктом 44 Правил установлен перечень документов, представляемый участником подпрограммы для получения сертификата, в число которых входят: заявление по форме, документы, удостоверяющие личность гражданина - участника подпрограммы и членов его семьи; выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета; документы, подтверждающие родственные отношения гражданина - участника подпрограммы и лиц, указанных им в качестве членов семьи; обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения и т.д.
В случае непредставления или неполного представления документов, указанных в пункте 44 настоящих Правил, а также выявления недостоверности сведений, содержащихся в заявлении, сертификат не выдается (п. 44 (1) Правил).
Из анализа приведенных норм следует, что выдача гражданам государственного жилищного сертификата в конкретном году осуществляется в порядке очередности, установленной сводным списком граждан, изъявивших желание получить сертификат в конкретном году, и после предоставления гражданином документов, требуемых для получения сертификата и подтверждающих его право на получение сертификата.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 в срок до 1.07.2011 года заявление о выделении сертификата в 2012 году в администрацию Мотыгинского района не подавала. Однако, по объяснениям представителя администрации фактически списки на конкретный год составляются на основании списков предыдущих лет без заявлений граждан.
Согласно представленным в суд апелляционной инстанции спискам ФИО1 включена в утвержденный администрацией Мотыгинского района список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2012 год по категории «работающие граждане» с датой постановки на учет – 29.09.1994 года, а в аналогичном списке по категории «пенсионеров» не значится.
Как пояснила в суде первой инстанции представитель администрации, в список «пенсионеров» истица не была включена ввиду технической ошибки.
На основании представленных администрацией Мотыгинского района в Министерство строительства и архитектуры Красноярского края списков ФИО1 была включена в сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат в 2012 году, по категории «работающих граждан», которым в силу п. 2 ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» жилищные сертификаты в 2012 году не выделялись.
Соответственно истица не была включена и в утвержденный Министерством строительства и архитектуры Красноярского края список получателей сертификатов на 2012 год по категории «пенсионеров», в котором значатся граждане, вставшие на учет, начиная с 1992 года по 1997 год.
При указанных обстоятельствах, в результате ненадлежащего оформления администрацией Мотыгинского района списков истица оказалась не включенной в сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат в 2012 году, по категории «пенсионеров».
Однако, как следует из вышеприведенных положений Правил, для получения сертификата помимо включения в сводный список граждан, изъявивших желание на получение сертификата в конкретном году, гражданину необходимо предоставить документы, требуемые п. 44 Правил, на основании проверки которых органом исполнительной власти субъекта федерации (в данном случае Министерством строительства и архитектуры Красноярского края) принимается решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата.
Таким образом, наличие гражданина в сводном списке граждан, изъявивших желание получить сертификат в конкретном году, не влечет безусловную обязанность уполномоченного органа выдать этому гражданину сертификат. Следовательно, сам по себе факт не включения истицы в сводный список не свидетельствует о наличии у истицы безусловного права на получение сертификата и соответственно нарушении этого права.
Как следует из представленных материалов учетного дела, объяснений истицы, документы для получения сертификата в 2012 году ею не подавались. Министерством строительства и архитектуры Красноярского края – органом, уполномоченным осуществлять выдачу сертификатов, какого-либо решения об отказе истице в выдаче государственного жилищного сертификата на основании представленных документов не принималось, такой отказ истицей в дело не представлен.
Представленный в дело ответ администрации Мотыгинского района, в котором ФИО1 разъяснено, что она не включена в список получателей сертификатов на 2012 год ввиду того, что ею не было подано соответствующее заявление, по мнению судебной коллегии, не может быть расценен, как отказ в предоставлении сертификата, поскольку в соответствии с Правилами администрация Мотыгинского района вообще не наделена правомочиями по выдаче сертификатов.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения заявленных истицей требований о признании незаконным отказа администрации Мотыгинского района и Министерства строительства и архитектуры Красноярского края в предоставлении истице сертификата и возложении обязанности выдать сертификат в соответствии с очередностью списка по целевой программе «Север на Юг». Возлагая на ответчиков обязанность выдать истице государственный жилищный сертификат, суд первой инстанции без наличия достаточных оснований вмешался в установленный Правилами порядок выдачи сертификатов.
Кроме того, как обоснованно указано в жалобе, решение суда в части возложения обязанности выдать истице сертификат в соответствии с очередностью списка по целевой программе «Север на Юг» (именно такое требование было заявлено истицей) не исполнимо, поскольку, как следует из справки и письменных объяснений администрации Мотыгинского района и не оспаривалось истицей, ФИО1 участником краевой программы «Север на Юг» на 2011-2013 годы, утвержденной постановлением Правительства края от 16.11.2010 года № 560-п, не является, соответственно в списках по указанной программе не состоит, а по имеющимся в Министерстве строительства и архитектуры Красноярского края списках истица значится по категории «работающих граждан», которым сертификаты в настоящее время не предоставляются, так как не удовлетворены потребности предыдущих очередей – «инвалидов» и «пенсионеров».
Установленное судом первой инстанции со стороны администрации Мотыгинского района нарушение права истицы, выразившееся в не включении ее в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в 2012 году, по категории «пенсионеров», давало истице право требовать в судебном порядке включения ее в указанный сводный список для учета при выдаче сертификатов по категории «пенсионеров» в 2012 году, но таких требований ею заявлено не было, по делу избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о том, что у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявленных истицей исковых требований.
С учетом изложенного обжалуемое решение, как принятое с нарушением норм материального права и не соответствующее фактическим обстоятельствам дела, подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Мотыгинского районного суда Красноярского края от 29 мая 2012 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации Мотыгинского района, Министерству строительства и архитектуры Красноярского края отказать.
Председательствующий: В.Б.Федоренко
Судьи: Е.Ю.Ашихмина
Л.А.Славская